Сенсорная таблица ребенка 2 года

Сенсорная таблица ребенка 2 года thumbnail

Таблица сенсомоторного развития до 0,5 года (6 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.6

Оба глаза смотрят на предмет прямо

А.5

Видит изюминку на столе

А.4

Рассматривает предмет в руке

А.3

Следит взглядом за удаляющимся предметом

А.2

Смотрит в лицо

А.1

Следит взглядом за движущимся предметом

Б. Мелкая моторика

Б.6

Тянет предметы в рот

Б.5

Тянется в направлении объекта

Б.4

Играет со своими руками

Б.3

Тянет к себе предметы

Б.2

Сгибает и разгибает руки

Б.1

Сжимает предмет в руке

В. Крупная моторика    

В.6

Лежа на спине, приподнимает головку и пытается сесть

В.5

Лежа на животе, приподнимается и переворачивается на спину

В.4

В положении сидя держит спину прямо; плавает лежа на животе

В.3

Опирается на локти, лежа на животе; проявляет активность во время купания

В.2

Контролирует положение головы, толкается ножками

В.1

Поднимает голову лежа на животе; отталкивается ножками от опоры

Г. Речь

Г.6

Издает звуки в ответ на реплику взрослого

Г.5

Держит рот закрытым, сглатывает слюну

Г.4

Хихикает, смеется, визжит

Г.3

Звуки и сочетания звуков: «ха», «грр», «ооо», «агу», «ррр», «ух», «гага»

Г.2

Другие звуки (кроме плача)

Г.1

Сосет; глотает; плачет

Д. Слуховое восприятие

Д.6

Вертит головой в поисках источника звука

Д.5

Прислушивается к пению, музыке

Д.4

Смотрит на говорящего

Д.3

Замирает, услышав тихий звук

Д.2

Реагирует на звуки во сне

Д.1

Пугается громких звуков

Таблица сенсомоторного развития до 1 года (12 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.12

Находит накрытый предмет

А.11

Узнает свою бутылочку

А.10

Рассматривает свои руки

А.9

Трогает руками собственное отражение в зеркале

А.8

Следит взглядом за упавшим предметом

А.7

Наблюдает за движущимся человеком

Б. Мелкая моторика            

Б.12

Хватает предмет большим и указательным пальцами

Б.11

Трясет предмет

Б.10

Исследует предметы

Б.9

Перекладывает предмет из одной руки в другую

Б.8

Берет 2 предмета со стола

Б.7

Хватает предмет и отпускает его

В. Крупная моторика    

В.12

Стоит на коленях, самостоятельно ползет

В.11

Твердо сидит на стуле, может самостоятельно сесть

В.10

Поднимается и стоит, удерживаясь за предмет

В.9

Может сидеть без посторонней помощи

В.8

Опирается на 4 точки и переворачивается на живот

В.7

Удерживает на ногах чес тела и пританцовывает, отталкиваясь от пола

Г. Речь

Г.12

Произносит 4 различных слога

Г.11

Подражает звукам

Г.10

Выражает эмоции звуками

Г.9

Выплевывает еду кончиком языка

Г.8

Пьет из чашки

Г.7

Тщательно облизывает ложку

Д. Слуховое восприятие

Д.12

Понимает смысл сказанного

Д.11

Поворачивает головку, откуда доноситься звук

Д.10

Реагирует на строгий тон

Д.9

Поворачивает голову, услышав шепот

Д.8

Прислушивается к шагам

Д.7

Перестает плакать, когда взрослый говорит успокаивающим тоном

  Таблица сенсомоторного развития до 1,5 года (18 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.18

Издалека узнает близкого человека

А.17

Охотно рассматривает яркие картинки

А.16

Наблюдает за своим отражением в зеркале

А.15

Следит взглядом за катящимся мячиком

А.14

Узнает родителей, братьев и сестер

А.13

Предпочитает определенную игрушку

Б. Мелкая моторика            

Б.18

Распаковывает предметы

Б.17

Самостоятельно пьет из чашки

Б.16

Бросает предметы

Б.15

Указывает при помощи указательного пальца

Б.14

Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно

Б.13

Стучит двумя предметами друг о друга

В. Крупная моторика    

В.18

Ползет по лестнице, лежа на животе

В.17

Встает без помощи взрослого

В.16

Наклонившись, поднимает предмет с пола

В.15

Самостоятельно стоит, самостоятельно ходит

В.14

Толкает коляску

В.13

Ходит, придерживаясь за предметы мебели

Г. Речь

В.18

Ползет по лестнице, лежа на животе

В.17

Встает без помощи взрослого

В.16

Наклонившись, поднимает предмет с пола

В.15

Самостоятельно стоит, самостоятельно ходит

В.14

Толкает коляску

В.13

Ходит, придерживаясь за предметы мебели

Д. Слуховое восприятие

Д.18

Реагирует на произнесение своего имени

Д.17

Понимает смысл просьбы: «открой рот!»

Д.16

Выражает положительные эмоции

Д.15

Реагирует на просьбу: «иди ко мне!»

Д.14

Движение губами при словах «ам-ам»

Д.13

Смотрит в сторону называемого человека

Таблица сенсомоторного развития до 2 года (24 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.24

Кладет 2 предмета в соответствии с их изображением

А.23

Показывает части тела на кухне

А.22

Находит переставленный на новое место предмет

А.21

Наблюдает за строительством башенки

А.20

Мотает головой в знак не согласия

А.19

Распределяет правильно предметы

Б. Мелкая моторика            

Б.24

Снимает одежду

Б.23

Чертит на бумаге

Б.22

Бросает изюминку в бутылку

Б.21

Расстегивает замок-молнию

Б.20

Строит башню из двух кубиков

Б.19

Надевает колечки на палочку

В. Крупная моторика    

В.24

Бьет по мячу ногой, не попадая при этом

В.23

Влезает на стул, держится за спинку

В.22

Поднимается по лестнице, держась за перила

В.21

Идет спиной вперед

В.20

Пробегает 5 метров, не упав

В.19

Поднимает предмет, присев на корточки

Г. Речь

Г.24

Называет два вида деятельности

Г.23

Называет 4 предмета

Г.22

Называет трех людей по имени

Г.21

Использует 5 слов

Г.20

Звуки: н,л,д,т,в,ф

Г.19

Выражает желание словом

Д. Слуховое восприятие

Д.24

Понимает призыв «гулять»

Д.23

Понимает ласковые слова и «баю-бай»

Д.22

Понимает вопрос: «Хочешь..?»

Д.21

Указывает на названную часть тела

Д.20

Указывает на четыре названных предмета

Д.19

Указывает на двух названных людей

Таблица сенсомоторного развития до 2,5 года (30 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.30

Раскладывает две пары картинок в отдельные стопки

А.29

Сортирует ложки и вилки

А.28

Узнает соседей и гостей

А.27

Различает две разные геометрические формы

А.26

Различает 2 цвета

А.25

Различает 2 предмета разного размера

Б. Мелкая моторика            

Б.30

Строит башенки из 4х кубиков

Б.29

Самостоятельно ест ложкой

Б.28

Бросает теннисный мячик, подняв руку над головой

Б.27

Достает бусинку из бутылочки.

Б.26

Вставляет палочку в трубочку

Б.25

Переворачивает страницы

В. Крупная моторика    

В.30

Прыгает по полу обоими ногами

В.29

Идет, держа равновесие

В.28

Поднимается на три перекладины лесенки

В.27

Спускается по лестнице, держась за перила

В.26

Поднимается по лестнице, не держась  за перила

В.25

Играет, сидя на корточках

Г. Речь

Г.30

Употребляет слова: «он», «она», «оно»

Г.29

Произносит фразу из трех слов

Г.28

Называет два свойства предметов

Г.27

Говорит: «там», «уйди», «пожалуйста», «спасибо»

Г.26

Называет себя по имени

Г.25

Использует 10 слов

Д. Слуховое восприятие

Д.30

Выполняет просьбу: «Уложи куклу баиньки»

Д.29

Выполняет просьбу: «Дай мне еще один»

Д.28

Понимает «До свидания», «пока»

Д.27

Показывает 4х названных людей

Д.26

Показывает 8 названных предметов

Д.25

Понимает смысл 20 слов

Таблица сенсомоторного развития 3 года (36 месяца)

А. Зрительное восприятие

А.36

Знает разницу между понятием «один» и «много»

А.35

Узнает род деятельности на картинке

А.34

Узнает знакомые места

А.33

Находит 2 спрятанных предмета

А.32

Сортирует чайные и столовые ложки

А.31

Знает свою одежду

Б. Мелкая моторика            

Б.36

Рисует круги

Б.35

Переливает воду из сосуда в сосуд

Б.34

Складывает лист бумаги, сгибая его посередине

Б.33

Достает предмет грабельками

Б.32

Надевает бусинки на проволоку

Б.31

Опускает цепочку в трубку

В. Крупная моторика    

В.36

Спрыгивает с лестницы обеими ногами

В.35

Перепрыгивает с разбега через черту

В.34

Пробегает 15 метров, не упав

В.33

Стоит на обеих носках с закрытыми глазами

В.32

Спускается по лестнице, держась за перила

В.31

Проходит 3 метра на носках

Г. Речь

Г.36

Звуки : р, с, ш, ч, ц, щ

Г.35

Разговаривает с куклой, с мишкой

Г.34

Произносит фразу из 3 слов

Г.33

Спрашивает: «что это?»

Г.32

Повторяет слова из 4х слов

Г.31

Употребляет слова «еще», «опять», «много»

Д. Слуховое восприятие

Д.36

Выполняет просьбу: «Дай мне  один/много»

Д.35

Различает на слух два удара

Д.34

Показывает действие на картинке

Д.33

Показывает 6 названных частей тела

Д.32

Выполняет двойную просьбу

Д.31

Понимает двойное обозначение места

Таблица сенсомоторного развития 3,5 года (42 месяца)

А. Зрительное восприятие

А.42

Ориентируется на улице

А.41

Различает пять геометрических форм

А.40

Вкладывает пять полых кубиков один в другой

А.39

Различает 5 картинок

А.38

Различает три длины

А.37

Различает основные цвета

Б. Мелкая моторика             

Б.42

Держит карандаш пальцами

Б.41

Рисует круги

Б.40

Строит башню из 8 кубиков

Б.39

Разворачивает конфету

Б.38

Открывает спичечных коробок

Б.37

Одевается сам

В. Крупная моторика    

В.42

Поднимается по лестнице, не держась за перила

В.41

Прыгает на 20 см в длину, на 5 см в высоту

В.40

Идет по полосе три метра

В.39

Проносит три метра стакан с водой

В.38

Ударяет два раза по воздушному шарику

В.37

Ездит на трехколесном велосипеде

Г. Речь

Г.42

Использует прошедшее время

Г.41

Рассказывает спонтанно о событии

Г.40

Называет 5 видов животных

Г.39

Называет вид деятельности, изображенный на картинке

Г.38

Использует множественное число

Г.37

Говорит: «я», «ты», «твое», «мое»

Д. Слуховое восприятие

Д.42

Различает на слух гласный «а»

Д.41

Внимательно слушает рассказ

Д.40

Показывает предметы круглые и с углами

Д.39

Указывает на предмет красного цвета

Д.38

Показывает «право/лево» (пусть и неправильно)

Д.37

Показывает «больше» и «меньше»

Таблица сенсомоторного развития 4 года (48 месяцев)

А. Зрительное восприятие

А.48

Составляет разрезную картинку из двух элементов

А.47

Узнает часть целого

А.46

Различает «мальчик» и «девочка»

А.45

Находит три спрятанных предмета

А.44

Распознает количество «два»

А.43

Различает понятие «машины» и «животные»

Б. Мелкая моторика            

Б.48

Режет ножницами

Б.47

Застегивает и расстегивает пуговицы

Б.46

Проводит линию, соединяющую две точки

Б.45

Лепит шар и змейку

Б.44

Откручивает болт, поворачивает ключ в замке

Б.43

Моет и вытирает руки

В. Крупная моторика    

В.48

Свободно спускается по лестнице с переменной ног

В.47

Спрыгивает двумя ногами с дивана

В.46

Делает пять прыжков подряд на двух ногах

В.45

Подпрыгивает на одной ноге

В.44

Удерживает равновесие на каждой ноге по 2 секунды

В.43

Шагает, размахивая в такт руками

Г. Речь

Г.48

Называет два противоположных значения

Г.47

Спрашивает: «кто?», «где?», «куда?», «куда?», «почему?»

Г.46

Употребляет придаточные предложения.

Г.45

Повторяет короткий рассказ

Г.44

Объясняет смысл игры

Г.43

Звуки и комбинации звуков: х, нг, нт, шп, фр

Д. Слуховое восприятие

Д.48

Показывает все что летает

Д.47

Понимает «усталый», «голодный»

Д.46

Кладет предмет на что-либо, под что-либо

Д.45

Понимает «утром/вечером»

Д.44

Исполняет просьбу: «дай мне два..»

Д.43

Знает большой и указательный палец

Приложение №1

Как пользоваться Таблицей сенсомоторного развития

Выберите Задания с соответствием возраста ребенка. К примеру, для ребенка 2,5 лет воспользуйтесь Заданиями для третьего года жизни.

Если ребенок находится на границе двух возрастных  групп и достаточно развит, можно выбрать задания, соответствующие более старшей возрастной группе.

Проверку степени развития всех пяти функциональных сфер следует проводить до тех пор, пока ребенок справляется хотя бы с одним заданием следующего полугодового цикла. Тоже самое касается  контроля «сверху вниз»- ребенок должен справляться с каждым заданием предшествующего полугодового цикла.

Так при контроле функций  первого года жизни достаточно знать , что выросший из данной возрастной группы ребенок когда-либо справлялся с соответствующими заданиями. Например, если шестимесячный младенец тащит предметы в рот (колонка Б) или отвечает звуками (колонка Г), это не означает, что достигнув возраста 3 лет, ребенок по-прежнему должен тащить все в рот и отвечать звуками вместо слов. Реакция ребенка должна соответствовать возрасту.

Полученные результаты заносятся в Таблицу:

Х-если ребенок справляется с соответственным заданием, и

/- если ребенок справляется с заданием на половину -лишь после тщательного  контроля функций с помощью рекомендаций к Заданиям. Если ребенок не справляется с тем или иным заданием , данное окошко пока остается пустым , но при этом мы имеем ввиду, что при повторных  выполнениях тех же самых заданий пустые или полупустые задания будут заполнены окончательно.

В отдельных случаях интересно  сосчитать сумму полученных результатов и внести результат в нижнюю часть Таблицы. Два выполненных наполовину задания // соответствует одному выполненному полностью Х

Сумма результатов выполненных заданий определяет приблизительную возрастную границу уровня развития ребенка.

Повторное исследование имеет смысл провести через полгода после первого. Данный интервал времени оправдал себя на практике для детей с поздним развитием и детей с нарушением развития. Через пол года четко видно, наметились ли улучшения в той или иной сфере после целенаправленных занятий с ребенком.

При замедленном темпе развития отставания тем больше, чем старше становится ребенок. В таком случае все усилия все усилия будут приложены к тому, чтобы максимально наверстать упущенное и повысить темп развития.

Коэффициент развития (КР) поможет специалисту правильно определить темп развития ребенка. Чтобы подсчитать КР, следует реальный возраст ребенка, определенный с помощью Таблицы, разделить на его физический возраст и результат умножить на 100. Все показатели выше 100 соответствуют нормальному уровню развития или превосходят его.

КР ниже 100 сигнализирует о сниженном темпе развития.

Источник

Элнара Ханахмедова
Сенсорное развитие детей 2–3 лет

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия. Сенсорное развитие ребенка – это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Сенсорныеощущения имеют разное значение для ребенка:

1. С помощью зрения ребенок воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве.

2. С помощью слуха ребенок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источники и направление, слушает музыку и т. д.

3. Осязательное ощущения, обоняние и вкус также важен для ребенка, но они не являются доминантными. Обоняние дарит возможность насладиться приятными запахами; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие — непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны –это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.

Сенсорное развитие и воспитание ребенка 2 – 3 года. У ребенка начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте продолжать знакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, набором геометрических форм (шар, куб, призма, цилиндр, кирпич, конус, звуками окружающего мира (музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов.

В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Знакомство с формой и цветом предметов – пирамидки, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке», лабиринт, развивающий дом, развивающая улитка с формами, домик с вкладыши, рамки- вкладыши с формами. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию: «Вкладыши», «Посади бабочку», «Разноцветные зонтики», «Разложи палочки по баночкам», «Большой, поменьше, маленький», «Определи на ощупь», «Один – много», «Длинный – короткий», и т. д.

Знакомство с величиной предметов – Матрешки, ведерки (большое, маленькое, кубики, пирамидки, машинки, мячи.

Знакомство с цветами предметов – муляжи «овощи», «фрукты»; детская посуда, мозайки разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.

Целевые ориентиры сенсорного развития в возрасте 2-3 года

При нормальном развитии сенсорных способностей у детей2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения:

• выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;

• нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;

• сортировка предметов по различным характеристикам;

• определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;

• обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;

• подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде.

Таким образом, сенсорное развитие детейдошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.

План работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет

СЕНТЯБРЬ 1. Адаптация Выявить представления детей о цвете, форме, размере посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития

2. «Наша группа» Знакомство со спальней, группой, туалетной комнатой. Обращать внимание на предметы индивидуального пользования. Кукла бибабо (Петрушка).

3. «Дети в детском саду» Воспитывать доверительное отношение к детскому саду Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.

4. «Продолжать знакомить с дидактическими игрушками» Продолжать знакомить с игровыми пространствами группы Кубики, вкладыши, пирамидки, озвученные игрушки и т. д.

ОКТЯБРЬ

1.«Собираем пирамидку». Упражнять в точном попадании отверстием кольца на стержень. Одноцветная пирамидка из 3-5 колец

2. «Домик с большими и маленькими окошками». Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький, такой, не такой) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».

3. «Прыг – скок по дорожке».Закрепление знания цветов: красный, синий. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски красного, синего цветов шириной 4 см, игрушки.

4. «Познакомить с кругом». Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты кругов (больших и маленьких)

5. «Какого цвета водичка». Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шарика.

6. «Угадай, что звенит». Учить по звучанию, называть предмет Колокольчики

7.«Разложи шарики». Развивать у детей восприятие предметов шарообразной формы, 2-х цветов (красный, синий) Шары разного цвета (красный, синий)

8. «Цветные машинки» Формировать у детей восприятие цветных предметов, выполнять действие с предметами, подбирать однородные предметы Три – четыре одноцветные машины разной величины (красный, синий)

НОЯБРЬ

1. «Какая машина уедет дальше» Организовать игру с машинками одного цвета, чтобы выяснить, какая машинка самая быстрая. 2 машинки цветные машинки (красный, синий)

2.«Познакомить с квадратом». Познакомить детей с геометрической фигурой- квадратом. Геометрические фигуры- квадраты

3. «Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы (большой и маленький) и морковка (большая и маленькая).

4. «Домик с большими и маленькими окошками» Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».

5.«Домик с круглыми и квадратными окошками» Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты круга, квадрата (больших и маленьких, дидактические картинка «Домик с круглыми и квадратными окошками»

6. «Найди такую же» Формировать умение находить одинаковые предметы Мячи, машинки и т. д.

7.«Найди пару». Учить детей узнавать и правильно находить пару из плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра «Геометрическое лото».

ДЕКАБРЬ

1.«Волшебный контейнер». Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Контейнер с фасолью, горохом

2.«Шарики». Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Шарики основных цветов.

3.«Подбери по форме».Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.

4.Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки (разных цветов,Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

5. «Приготовь салат» (кубики и шарики) Формировать умение находить кубики и шарики. Бусы с разными геом. формами.

6. «Забавные ленточки» Продолжать обогащать сенсорный опыт, развитие мелкой моторики рук Цветные ленточки

7. «Пирамидка высокая и низкая». Закреплять знания о цвете предметов. Высокая пирамидка и низкая.

ЯНВАРЬ

1. «Кто скорее соберет игрушки». Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине Дидактическая игра «Игрушки».

2. «Счетные палочки». Учить детей группировать счетные палочки по цвету. Счетные палочки.

3. «Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки.

4. «Мячи трех цветов». Формировать внимание детей на цвета предмета; развивать понимание слов «цвет», «большие», «маленькие». Дидактические картинки с мячами (красный, синий, желтый)

5. «Найди куклу по цвету» Формировать внимание детей на цвет одежды куклы, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый) Дидактические картинка

6. «Разрезные картинки» Формировать сенсорные способности (умение по части восстановить целое) Предметные картинки два набора.

7. «Пирамидка» Формировать умение последовательно собирать пирамидку Разноцветные пирамидки

ФЕВРАЛЬ

1. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки трех цветов- красный, синий, желтый

2.Пальчиковые игры с массажными шариками: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук. Массажные шарики.

3. Окрашивание воды. Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков.

4. «Поможем зайке разложить игрушки».Закрепление знания геометрических фигур: круг,квадрат Игрушки: зайцы, сенсорныйкуб с геометрическими фигурами: круг, квадрат.

5. «Большой — маленький» Формировать умение ориентироваться в величине предметов (большой, маленький) Кубики разных размеров

6. «Что потеряли котятки?» Формировать умение действовать с разноцветными предметами. Игрушка кошка, дидактические пособия «Котятки» (к?