Сенсорная алалия у ребенка 2 года
По опыту знаю, что у родителей детей с нарушениями развития до трёх лет очень часто возникает вопрос о том, чем же отличается алалия и аутизм. Врачи и специалисты тоже особую ясность в этот вопрос не вносят, что неудивительно — на раннем этапе эти нарушения ОЧЕНЬ похожи по симптомам. Тем не менее, есть у алалии характерные черты, не свойственные аутизму. О них, и об алалии в целом, и пойдёт речь ниже.
Если вы спросите поисковики, что такое алалия, то увидите, что их существует 3 типа: моторная, сенсорная и сенсомоторная (тотальная).
- Моторная алалия — это отсутствие активной речи у ребёнка с первично сохранным интеллектом. Ребёнок всё понимает, но не говорит. Помните тургеневского Герасима из рассказа «Муму»? Это классический пример моторной алалии. Раньше этот диагноз назывался просто — «немота».
- Сенсорная алалия — ребёнок не понимает постороннюю речь. Собственная речь может быть, но при этом она бессмысленная — набор звуков, эхолалии, слова «не в тему», словесный «понос». При сенсорной алалии ребёнок говорит, но не понимает.
- Сенсомоторная (тотальная) алалия — ребёнок не говорит и не понимает речь.
В реальности такое разделение алалий довольно условное. Редко когда бывает чистая моторная, или чистая сенсорная алалия. Даже тотальная алалия, когда ребёнок, СОВСЕМ ничего не понимает и не говорит, встречается нечасто. Обычно алалические компоненты смешаны между собой с перекосом в одну или в другую сторону. Периодически проступают то черты сенсорной алалии, то моторной.
Например, ребенок может более-менее, но не так чтобы хорошо, понимать речь, но не говорит и с трудом этому учится. Или, наоборот — говорит и учится говорить сносно, зато с пониманием трудно.
картинка из открытых источников
Считается, что причиной алалии является повреждение и незрелость речевых зон мозга: зоны Брока (левая лобная часть — говорение) и зоны Вернике (левая височная часть — понимание).
Кстати, у взрослых после инсульта тоже встречаются подобные нарушения. Но так как у взрослых речь была сформирована ДО повреждения, у этого расстройства другое название — сенсорная и моторная афазия, и получше прогноз (конечно, в зависимости от объема кровоизлияния).
Где-то до двух лет алалия, особенно чистая сенсорная или с сенсорным компонентом, то есть, где есть проблемы с пониманием речи, выглядит как типичный аутизм. Мы начали походы по врачам с полутора лет. Так вот наш первый диагноз от невролога так и выглядел: «Аутизм ?» В общем, да, алалию и аутизм в раннем возрасте отличить очень сложно. Что же у нас было аутичного? Очень много чего:
- Отсутствие зрительного контакта;
- Никакой реакции на имя и обращенную речь при сохранном слухе;
- Совсем не было своей речи, даже лепетной. Только случайные обрывки слогов, которые ничего конкретного не значили;
- Нарушение привязанности и самостоятельность не по возрасту— сын не замечал моего отсутствия, не радовался при моём появлении, в незнакомых местах летел без оглядки куда глаза глядят, до истерики отказывался ходить за руку;
- Отсутствие жестов (не мог головой показать «да/нет», не махал «пока-пока», не было указательного жеста);
- Обилие стереотипий (стимов): бег по кругу, взмахи руками — «крылышки», вокализации (монотонное мычание, звонкий визг), рассматривание пальцев рук, выкладывание в ряд игрушек, кручение колес и всего что можно покрутить, зависание на вентиляторах, маршруты, игры с глазами: завести зрачки в бок и кружится по кругу.
Но у алалии, даже в самом раннем возрасте (до 3 лет), всё равно есть отличия от аутизма. Эти отличия не видны врачам, а видны только в повседневной жизни. Поэтому нередко врачи или ставят неверный поспешный диагноз, или пишут расплывчатые формулировки типа «ЗРР» и т.д., понимая, что ещё всё может измениться.
Вот эти отличия:
- Самое главное — алалик не отказывается от несловесного общения, тесного, такого как обнимашки, поцелуи, ручки, в том числе;
- Как правило, нет негатива к посторонним людям. Может быть равнодушие, отсутствие интереса, но истерик нет;
- Нет истерик от смены обстановки, смены распорядка дня;
- Ребёнок не против того, что вы вмешиваетесь в его игру — у него не будет психов потому, что вы переставили куда-то его игрушки;
- Нормально воспринимаются не речевыесигналы общения — мимика и интонация — ребёнок понимает их и правильно интерпретирует;
- Для моторной алалии характерны трудности с мелкой моторикой из-за того, что зона Брока (центр говорения) в мозге находится рядом с центром мелкой моторики (тонкие движения пальцев рук). В норме малыш до года начинает брать предметы пинцетным захватом. Алалики долго и неуклюже хватают предметы всей пятерней. Мы отточили этот навык до приемлемого уровня только к 1,9. У аутистов этой проблемы обычно нет;
- Есть сочувствие — может пожалеть другого ребёнка или взрослого (появляется позже, чем у нормы — в 2,5-3 года);
- Сюжетно-ролевая игра развивается сама без обучения и каких-то специальных мер (появляется позже, чем у нормы — ближе к 2-2,5 годам, усложнённая — к 3-3,5);
- Легко отвлечь и переключить с истерики.
фото из открытых источников
То есть, проблемы с коммуникацией — основным критерием для постановки диагноза «Аутизм», детей с алалией касаются не так остро и только со стороны речевого общения. В неречевом общении эти дети норма или близки к ней.
Грубо говоря: ребёнок при алалии хочет, но НЕ МОЖЕТ полноценно общаться из-за повреждения речевых зон. Ребёнок с аутизмом, если не имеет повреждения речевых зон, общаться может, но НЕ ХОЧЕТ.
И в том, и в другом случае, проблемы с общением тянут за собой вереницу похожих симптомов. Именно поэтому диагнозы так похожи.
Когда алалик начинает говорить, диагноз ставится врачами более уверенно, так как речевые особенности, свойственные алалии, становятся очевидными:
- Долго ставятся звуки. Прям очень долго. Например, мы звук «ш» ставили полгода, занимаясь по 5-6 раз в неделю с логопедами и дома. Требуется усиленное закрепление. Бывает поставишь, а ребёнок всё равно упорно сваливается на произношение не как правильно, а как ему легче. Есть проблемы с артикуляцией;
- Понимание речи растёт не само по себе, интуитивно, а через упорное заучивание. Характерны сложности с пониманием предложений, где переставлены слова. Например, «Вася, дай мяч» ребёнок поймёт, а «Дай мяч, Вася» — может поплыть (более характерно для сенсорных алаликов);
- Плохо с грамматикой. Ребёнок долго учится склонению слов по родам, падежам. Долго сохраняются в речи такие перлы, как «Моя папа», «Твой мама»;
- Трудности с абстрактными понятиями: пословицы, поговорки, времена года придётся объяснять очень долго;
На исправление речевого дефекта уходят годы. Греет в этой ситуации то, что поправить алалию и добиться хороших результатов можно, главное систематически работать с ребёнком.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Здоровья вам и вашим родным! 🙂
Ставьте лайк и подписывайтесь!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией
Незаметные хитрости, чтобы ребенок быстрее заговорил
Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)
Источник
Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.
Общие сведения
Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто. В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма). В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.
Сенсорная алалия
Причины сенсорной алалии
К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:
- Внутриутробные патологии. Развитие плода может осложняться гипоксией, алиментарно-трофическими нарушениями (гипотрофией), внутриутробными инфекциями (врожденной краснухой, хламидиозом, герпесом, цитомегалией), иммунологической несовместимостью. Нейротоксическое действие на ЦНС плода оказывает злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем со стороны матери. Эти и другие пренатальные вредности, прежде всего, пагубно влияют на ассоциативные зоны коры, ответственные за анализ сенсорной информации.
- Поражение ЦНС при родах. Патологическое течение интранатального периода (роды при узком тазе, стремительные роды, проведение акушерских операций) могут приводить к черепно-мозговым травмам у новорожденного. В этих случаях имеет место локальное повреждение височной доли механического характера. Гипоксически-ишемическое поражение церебральных структур возможно при преждевременном отхождении околоплодных вод, затяжных родах, обвитии пуповиной.
- Заболевания раннего постнатального периода. Возникают после рождения, в первые годы жизни. Патология доречевого периода представлена травмами и опухолями головы, менингоэнцефалитами, заболеваниями, протекающими с инфекционным нейротоксикозом, тяжелыми отравлениями. При анализе причин сенсорной алалии чаще всего приходится говорить о перинатальном повреждении ЦНС, т. е. совокупном воздействии внутриутробных, интранатльных и постнатальных вредностей. Выделить какой-то один ведущий этиологический фактор обычно не представляется возможным.
Патогенез
Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.
Симптомы сенсорной алалии
При рецептивной алалии изначально страдает понимание обращенной речи. Степень речеслуховой недостаточности может быть различной. В тяжелых случаях дети безразличны абсолютно ко всем звуковым раздражителям, не различают речевые и неречевые звуки, не реагируют на свое имя. При более легкой степени импрессивной алалии ребенку доступно понимание некоторых обиходных слов и ситуативной речи; вне контекста или ситуации понимание теряется. Речевая активность у сенсорного алалика повышена, однако собственная речь состоит из лепетных звукосочетаний, слов-корней, междометий. Содержание речевого потока непонятно окружающим, поэтому такая речь носит название «словесного салата», или логореи.
Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.
Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).
Осложнения
Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия). Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.
Диагностика
Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:
- Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза. По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.
- Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.
- Логопедическое обследование. Нацелено на изучение речевого статуса и сформированности всех сторон речи. Из медицинской документации и беседы с родителями логопед выясняет особенности сенсорного и раннего речевого развития ребенка. В ходе традиционного обследования особое внимание уделяется оценке импрессивной речи: ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.
- Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка. С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.
Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.
Коррекция сенсорной алалии
Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:
- Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
- Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока. На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями. Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
- Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.
Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.
Прогноз и профилактика
Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается. Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.
Источник