Сенсомоторный период развития интеллекта ребенка

Лиля Меметова
Периоды интеллектуального развития Пиаже. Сенсомоторная стадия
Периоды интеллектуального развития Пиаже. Сенсомоторная стадия.
Жан Вильям Фриц Пиаже — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии.
Жан Пиаже был одним из первых исследователей, проливших свет на вопрос о том, как развиваются умственные способности детей, Пиаже заметил, что прогресс детских когнитивных навыков проходит ряд стадий. Хотя теория Пиаже сыграла очень важную роль, психологи продолжают развивать его идеи. Кроме того, многие психологи заинтересовались вопросы о том, как дети овладевают интеллектуальными навыками, высоко ценимыми в их культуре. В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий.
Стадия Характеристика
1. Сенсомоторная (от рождения до 2-х лет) Отличает себя от предметов.
Осознает себя как носителя действия и начинает действовать произвольно; например, дергает за веревку, чтобы привести игрушку в движение, или трясет погремушку, чтобы пошуметь.
2. Предоперационная (2-7 лет) Учится пользоваться речью и представлять предметы словами и в образах.
Мышление все еще эгоцентрично: с трудом принимает точку зрения других.
Классифицирует объекты по одному признаку; например, группирует вместе все красные блоки независимо от формы или все квадратные блоки независимо от цвета.
3. Конкретных операций (7-11 лет) Может мыслить логически об объектах и событиях.
Постигает сохранение количества (6 лет, объема (7 лет) и веса (9 лет).
Классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру, например величине.
4. Формальных операций (11 лет и далее) Может мыслить логически об абстрактных высказываниях и систематически проверяет гипотезы.
Начинает интересоваться гипотетическими и идеологическими проблемами, будущим.
Период сенсо-моторного интеллекта (0—2 года)
Из названия становится ясно, что этот тип интеллекта касается сенсорной и моторной сфер. В данный период дети открывают для себя связь между своими действиями и их последствиями. С помощью органов чувств и моторики ребенок исследует окружающий его мир, с каждым днем его представления о предметах и объектах совершенствуются и расширяются. Ребенок начинает использовать самые простые действия, но постепенно переходит к использованию более сложных действий. Путём бесчисленных «экспериментов» ребенок начинает формировать понятие о себе как о чем-то отдельном от внешнего мира. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане. На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению.
Период сенсо-моторного интеллекта делится на шесть стадий.
1. Первая стадия (0—1 мес).В этом возрасте возможности ребёнка практически ограничены врождёнными рефлексами. Основной способ получения информации – рефлексы.
2. Вторая стадия (1—4 мес.)
Под влиянием опыта рефлексы начинают преобразовываться и координироваться между собой. Появляются первые простые моторные навыки (первичные циркулярные реакции). «Например, когда ребёнок постоянно сосёт свой палец, уже не в результате случайного соприкосновения с ним, а благодаря координации руки и рта, это можно назвать приобретённой аккомодацией»
3. Третья стадия (4—8 мес.)
Действия ребёнка приобретают более выраженную направленность на предметы и события, существующие вне и независимо от него. Посредством повторения закрепляются движения, первоначально случайные, приводящие к изменениям внешней среды, интересным ребёнку (вторичные циркулярные реакции). Появляется «двигательное узнавание» знакомых предметов, выражающееся в том, что «ребёнок, столкнувшись с предметами или сценами, которые обычно активизируют его вторичные циркулярные реакции, ограничивается тем, что даёт лишь контур обычных движений, но реально их не выполняет».
4. Четвёртая стадия (8—12 мес.)
Возникает способность координации вторичных циркулярных реакций, их объединения в новые образования, в которых одно действие (например, устранение препятствия) служит средством, дающим возможность осуществить другое — целевое — действие, что означает и появление несомненно преднамеренных действий.
5. Пятая стадия (12—18 мес.)
Ребёнок уже не только пользуется известными ему действиями как средствами достижения целей, но и способен искать и находить новые, варьируя уже известное ему действие и констатируя отличие результата. Ребенок начинает ходить, Активно осваивает окружающий мир методом проб и ошибок. Пиаже называет это «открытием новых средств достижения цели путём активного экспериментирования». То есть здесь возникают не только новые координации известных ребёнку действий-средств и действий-целей, но и новые действия-средства.
6. Шестая стадия (после 18 мес. – 24 мес.)
Изобретение новых средств. Период развития креативности. Ребенок начинает нестандартным образом использовать самые обычные вещи. Изобретает новые средства в познании мира.
В отличие от предыдущей стадии, здесь ребёнок уже способен открывать новые действия-средства не путём экспериментирования, а путём внутренних, умственных координаций, — внутренним экспериментированием.
Источник
Как швейцарский психолог создал свою теорию интеллекта и изучал детскую речь
Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще — как мы учимся думать.
Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже — к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ. Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.
Метод Пиаже сочетал в себе строгие научные наблюдения и эксперименты (к которым он привык ещё в юности) и свободную беседу (как в его любимом психоанализе). Собственный метод Пиаже назвал «клинической беседой», и он отлично подходил для изучения мышления детей.
Что выяснил Пиаже
Согласно Пиаже, центральный стержень развития психики — это интеллект. Ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации — и таким образом, активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется типичными ошибками (ограничениями) мышления.
Стадии развития детского интеллекта
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года)
При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он — нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.
2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет)
Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.
Например:
- предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
- даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
- ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.
Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению — он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.
Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.
Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами — все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».
Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.
3. Период конкретных операций (7 — 11 лет)
Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.
Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы — просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат — разновидность четырёхугольника, а утка — разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более — логическое мышление. А оно развивается позже.
4. Период формальных операций (после 12 лет)
Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.
Как детское мышление связано с речью
Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок — не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями — та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.
Со времён Пиаже его методы были усовершенствованы, а выводы — многократно проверены, скорректированы и дополнены. Сейчас аналоги клинических бесед вовсю используются в диагностике развития детей. Ну а нам стоит помнить, что невозможно ни перескочить через стадию развития, ни ускорить её прохождение. Хотя в конце предыдущего этапа перед детьми вполне можно начинать ставить задачи следующего. Например, играть с двухлетними в «телефон», прикладывая к уху не настоящий телефон, а его символ-замену. Или показывать пяти-шестилетним, что большой предмет может быть лёгким, а маленький — тяжёлым. Или писать с 10-11-летними сочинение «с точки зрения моей собаки». Ведь, в конце концов, чёткой границы между этапами нет. Главное — не делать грубых ошибок, которые говорят только о нашем взрослом эгоцентризме, не имеющем объяснения с точки зрения теории развития и потому не таком простительном.
Фото: Wikimedia Commons, iStockphoto (Jovanmandic, mzoroyan, djedzura)
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
Школьники Яндекс.Лицея делают чат-ботов и игры на Python. Ваш ребёнок тоже сможет!
«Когда говорят, что детей с особенностями стало больше из-за изменений в мире, — это бред»
Обязательные прививки, сон в обуви и никаких супов: как устроены детские сады в Италии
Источник
В исследованиях Пиаже сенсомоторный интеллект описывается максимально детально. Эта стадия затрагивает самый ранний период, когда мышление только начинает формироваться. За ней следуют другие фазы, на которых переосмысливаются полученные знания и приобретаются новые.
Основные черты сенсомоторного интеллекта
Под сенсомоторным интеллектом Пиаже подразумевал этап развития, который предшествует периоду активного овладения речью. В этот момент сознание фокусируется на координации восприятия и движения. Младенец интенсивно взаимодействует с различными предметами, обращая внимание на перцептивные сигналы, а не схематические символы.
Как сенсомоторный, так и любой другой интеллект, автор теории делил на дополнительные стадии. Это связано с величиной промежутков времени и меняющимися особенностями формирования детей. Этот этап автор теории разбил на 6 периодов:
- Рефлексы (до 6 недель). Младенец существует и взаимодействует с окружающей средой, благодаря заложенным рефлексам: сосательному, двигательному и другим.
- Первичные реакции (от 6 до 12 недель). Ребенок осваивает кое-какие навыки. Он может сосать палец или поворачивать голову, услышав шум.
- Вторичные реакции (от 12 недель до 8 месяцев). Проявляется осознанность в поведении. Например, зрительный контакт с предметами и попытки дотронуться до объектов.
- Координированные вторичные реакции (от 8 месяцев до года). Помимо намеренных действий, появляется подобие жестов и речи. Начинает формироваться практический интеллект.
- Третичные реакции (от года до полутора лет). Фактически последний этап, на котором ребенок развивается только в сенсомоторном поле. Появляются признаки любопытства.
- Воспроизведение (от полутора до 2 лет). Активное освоение подражания.
Среди ключевых достижений данного периода можно выделить появление скоординированных движений, навык группировки и воспроизведения. Кроме того, появляется осознание отдельного от субъекта существование объектов.
Стадии развития по Пиаже
Помимо сенсомоторной стадии, исследователь определил и другие этапы развития интеллекта, вплоть до 12-летнего возраста. Каждый период исследователь поделил на подстадии, которые позволяют детальнее вникнуть в формирование ментальных способностей личности.
За сенсомоторным следует дооперациональный этап. Он продолжается от 2 до 7 лет. За это время личность устанавливает определенный набор логических цепочек и ассоциаций. Большая часть из них касается окружающего мира. Для этого периода характерна ограниченность мышления и явный эгоцентризм.
Далее интеллектуальное развитие по теории Пиаже переходит в стадию конкретных операций, которая длится до 12 лет. Ребенок начинает исправлять ошибки, допущенные на предыдущем этапе. Однако это происходит выборочно и не сразу.
А вот этап формальных операций, который затрагивает возраст от 12 лет, предполагает повышение координированности. Появляется комбинаторное мышление, ребенок может смотреть на вопрос с нескольких сторон, учитывая разные аспекты.
Важно! На каждой из изученных стадий Пиаже выделял 3 уровня: провал, переменный успех и успех.
Особенности теории развития Пиаже
Теория развития интеллекта, разработанная Жаном Пиаже, не ассоциируется с направленным линейным движением от одного периода к другому. Скорее её можно сравнить со спиральной траекторией, поскольку мысли и достижения, полученные на одном этапе, переосмысливаются и интегрируются на следующем.
Один из ключевых вопросов, определяющих умственное развитие, который автор так и не исследовал до конца — это тематика спонтанности. Ведь когнитивная структура исключает появление нового знания. Поэтому сложно объяснить, откуда оно берется, и в какой момент образовывается связь между обретенными и старыми схемами.
Существуют и иные исследования Пиаже, которые посвящены не только интеллектуальному, но и нравственному, перцептивному и другим аспектам. При этом автор неминуемо связывал все эти показатели со своей первоначальной теорией и формированием умственного потенциала ребенка.
Источник
Александра Кремнева
Шесть стадий сенсомоторного развития ребенка по Ж. Пиаже
1. Шесть стадий сенсомоторного развития ребенка по Ж. Пиаже.
Пиаже разделил сенсомоторный период на шесть достаточно выраженных стадий,кратко описанных в таблице:
стадия Возраст, месяцы Характерные признаки
1 0-1 Упражнение рефлексов: сосание, хватание, смотрение, слушание
2 1-4 Адаптация основных сенсорных и моторных структур
3 4-8 Развитие стратегии продления интересных впечатлений
4 8-12 Действия становятся более преднамеренными; возможен недолгий поиск спрятанных предметов
5 12-18 Активное исследование методом проб и ошибок («маленький ученый»)
6 18-24 Мысленное представление действия перед его совершением; использование умственных комбинаций
Сенсомоторный период развития по Пиаже – до 2-х лет. Ребенок познает мир в рамках той физической активности, которую он может осуществить. Младенцы конструируют свои представления об окружающей среде посредством собственных действий. Непосредственное восприятие младенца не способно представить адекватную информацию о мире. Структура восприятия задается формой выполняемой ребенком деятельности. Сенсомоторная стадия делится на 6 субстадий:
1) Рефлексы – до 6 недель. Например, сосание.
2) Первичные циркулярные реакции – первичные навыки. От 6 недель до 4 мес. Например, сосание большого пальца.
3) Вторичные циркулярные реакции – целенаправленное поведение. 4-9 мес. Например, протягивание руки под контролем зрения. Появляется иерархическая интеграция паттернов действия, сформировавшихся к этому времени. Интерес смещается – от повторения действия ради него самого к изучению его последствий.Цель: повторение последствий от действия. Циркулярная реакция завершается при достижении цели.
4) Координированные вторичные циркулярные реакции – дифференциация средств и целей в произвольных актах. 9-12 мес. Например, поиск спрятанного объекта. Сложное действие не просто завершается достижением цели, а само по себе становится целенаправленным, скоординированным ради достижения цели.
5) Третичные циркулярные реакции – применение знакомых средств для новых целей. 12-18 мес. Например, сидя в ванне, ребенок выжимает воду из губки, выливает воду из банки, изучает падение воды в разных условиях. Важно не продлить заинтересовавшее событие, а видоизменить его, чтобы достичь лучшего его понимания. Выбрасывание предметов из коляски – проследить за траекторией и узнать меру родительского терпения.
6) Репрезентация – ментальная комбинация средств и целей – открытие (по типу инсайта) новых средств в ходе активного эксперимента. Ребенок, начавший ходить, уже имеет представление об объекте, пространстве, времени и причинности. С 18 месяцев. Например, ребенок притягивает к себе предмет при помощи палочки. Репрезентация – презентированная реальность самому себе. Начинает проявляться в отсроченном подражании, игре «понарошку» и в развитии речи. Становление «символ. функции» — качественный переход к новой стадии развития, завершение сенсомоторной стадии.
Современные исследователи считают, что младенцы воспринимают сложные свойства объектов задолго до появления у них способности конструировать эти свойства с помощью собственных действий. Однако наблюдения Пиаже, которые касались типичных форм поведения младенцев (отсутствие поиска спрятанного объекта до достижения возраста стадии 4 и ошибки поиска на стадии 4 подтвердились в современных исследованиях. Даже если младенцы и воспринимают реальность адекватно, то получаемая информация не помогает им найти спрятанные объекты. Современные исследователи считают, что Пиаже прав в том, что на 4-ой стадии младенцы приобретают способность согласовывать 2 ряда последовательных действия,при нахождении спрятанного объекта: держать в уме спрятанный объект и дотянуться, схватить и снять покрывало, дотянуться и схватить объект.
Источник