Сенсомоторное развитие ребенка с дцп
Коррекция сенсомоторных нарушений детей с ДЦП
Воспитание детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии было актуально всегда, особенно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья требуют большего социально-психологического внимания со стороны педагогов [2].Актуальность темы обусловлена рядом причин:увеличение процента детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА),недостаточно детских садов компенсирующего вида для развития детей с ДЦП, внедрение в нашу повседневную жизнь достижений научно-технического прогресса (компьютеризация, DVD, СD и т.д.) [4], новые требованиям ФГОС ДО.
В нашем детском саду мы создаём специальные условия для развития детей с нарушениями ОДА.
Основной вклад в разработку вопросов по работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте внесли Е.М.Мастюкова, И.И. Мамайчук, Шипицина Л.М, И.А. Смирнова, Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко, Калижнюк Е.И., Е.М. Данилова.В их трудах отмечается, что условия образовательной среды, созданные в детском саду, влияют на физическое, психологическое состояние дошкольников, уровень их учебной мотивации, успешность в обучении. Специалисты, оказывающие медико-социально-психолого-педагогическую помощь данным детям, должны подключать к этому процессу родителей[1].
Для сенсомоторного развития детей с ДЦП ставятся следующие коррекционно- развивающие задачи:
1. Развитие двигательной активности детей:
- нормализация мышечного тонуса рук;
- совершенствование движений.
2. Развитие функциональных возможностей рук, мелкой (тонкой) моторики:
- развитие правильных движений обеих рук поочередно;
- тренировка изолированных движений рук;
- развитие движений пальцев рук;
- формирование правильного захвата;
- тренировка правильного способа удержания предмета;
- развитие моторики в соответствии со звучащим текстом.
3. Развитие пространственных представлений:
- рисование пальцем;
- пальчиковые игры;
- ориентировка на столе, ориентировочно-поисковые действия.
5. Стимуляция развития речи:
- активизация звукоподражания;
- пальчиковые игры со звукоподражанием;
- соотнесение игрушки со звукоподражанием;
- соотнесение действия со словом;
- имитация действий в соответствии со звучащим текстом.
6. Формирование первичных представлений об окружающем мире:
- активизация ощущений и чувственного опыта ребенка;
- знакомство с цветом, размером, формой, звуками, поверхностями;
- соотнесение предметов по данным показателям;
- формирование целостности восприятия предметов;
- формирование представления о свойствах предмета [4].
Детский сад «Орлёнок» посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 80% из них дети с ДЦП. Я воспитатель группы кратковременного пребывания. Мою группу посещают дети со сложной структурой дефекта. Совместно с учителем-дефектологом и учителем-логопедом развиваем сенсорные эталоны, мелкую моторику и психические функции воспитанников.
Формы проведения занятий вариативны (индивидуальные, подгрупповые, с использованием подвижных игр и игр-драматизаций). При проведении занятий учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: тяжёлые двигательные нарушения в сочетании с дизартрией и сенсорными расстройствами, изменения поведения ребёнка и физического состояния (сонливость, вялость, агрессии). Поэтому, занимаясь с ребёнком, я учитываю чувствительность к разнообразным сенсорным стимулам, здесь нужен индивидуальных подход.
Важную роль в любой деятельности ребенка с ДЦП играет специальное оборудование. В нашей группе есть следующее ортопедическое оборудование:
- стульчики имеют абдуктор и страховочные ремни, помогающие сохранять правильное положение тела;
- инвалидное кресло требуется неходячему ребёнку с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кресло оснащено спинкой с регулируемым углом наклона, ремнями на пояс и плечи, абдуктором, боковыми опорами, опорами для головы. Кресло имеет съёмный столик;
- ходунки требуются ребёнку, который в состоянии ходить, но не может держать равновесие. Используются как для обучения хождению, так и для тренировок координации. Конструкция ходунков имеет определённые особенности в зависимости от модели, однако в целом, это рама на 4-х ножках с колесами и страховочным устройством под пояс. Механизм задних колес не позволяет ходункам двигаться назад, чтобы конструкция не перевернулась. К ходункам относится и параподиум — ортезная система, позволяющая детям с отсутствием тонуса в мышцах ног самостоятельно ходить;
- вертикализатор — это устройство, позволяющее ребёнку удерживать вертикальное положение без посторонней помощи. Вертикализатор, или стойка для стояния, фиксирует ребёнка в районе ступней, под коленями, на бедрах и поясе. Вертикализатор может наклоняться вперед. Чаще всего он оснащен столиком, на которые можно ставить игрушки.
В формировании зрительно-моторной координации основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную. Поэтому немаловажную роль имеют игровые пособия при работе с детьми с диагнозом ДЦП. Например, для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха можно использовать бубен, колокольчик, погремушку, детское пианино, металлофон, музыкальные книжки. Я предлагаю ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ребенок озвучивает игрушки самостоятельно, внимательно слушает, различает звуки.
Для формирования представлений о цвете, форме и величине использую разноцветные кубики, разноцветные палочки, наборы специальных вкладышей. Например, беру 4 набора кубиков разного цвета. Ребенку предлагаю построить башню вместе. Я начинаю строить и комментирую свои действия: «Первый этаж мы построим из таких кубиков» (например, красных), ребенок подбирает нужные кубики и завершает этаж. Вместе с ребёнком подводим итог совместной работы: «Первый этаж мы построили из красных кубиков». Таким образом, строится каждый последующий этаж.
Для развития пространственных представлений использую обыкновенный мячик. Вначале я выполняю упражнения с мячом, каждый раз называю свои действия: «Мяч вверх, мяч вниз» и т. д. Ребенок, следя за взрослым, копирует упражнения. Затем ребенок выполняет упражнения по словесной инструкции. Кроме этого, можно применить «строительный материал» (конструктор ЛЕГО, кубики, палочки). Например, даю задание построить ворота или заборчик из двух кирпичиков и планки. Целью данного задания: учить детей ставить кирпичики вертикально и накладывать на них сверху осторожно планку; понимать, что это ворота.
Для развития мелкой моторики рук у детей с диагнозом ДЦП я использую рамки-вкладыши, которые изготовлены из дерева, имеют высокую экологическую безопасность, что важно для самых маленьких детей, которые любят всё засовывать в рот. Вкладыши могут быть в форме животных, цветов, насекомых, геометрических фигур. Размеры вкладышей разнообразны: от мелких до самых крупных. Содержание игры состоит в том, что необходимо найти вкладыш и поставить его на нужное место (найти домик для зайчика).Так же для сенсомоторного развития с детьми использую игрушки-шнуровки. На них нанесены отверстия, через которые продевается шнур.
Умение конструировать играет большую роль в умственном развитии детей. Работая со строительным материалом, ребёнок развивает творческие способности, сообразительность, конструктивные навыки. Он придумывает и выкладывает различные модели, при этом знакомится со свойствами различных материалов, с инструментами.
Также для развития сенсомоторных навыков детей использую деревянный сенсорный домик, оборудование для тактильного развития с разноцветными мячами. Дети любят уединяться в домике с разноцветными ленточками.
Коррекционно-развивающую среду для детей создаем совместно с родителями воспитанников. Вместе мы сделали нашу группу комфортной и доступной.
Таким образом, дети с удовольствием включаются в игровое воздействие, помогающее им ощутить всю полноту проявлений окружающего мира, сформировать сенсорные эталоны, научиться регулировать реакции поведения, планировать свои действия.
Литература
Источник
Симонова Т.Н.
КОРРЕКЦИЯ СЕНСОМОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ НА ЗАНЯТИЯХ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТЕРАПИЕЙ
Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется неравномерностью манифестации и формирования структурно-функциональных нарушений различных отделов головного и спинного мозга. Доказана значимость сенсорно-перцептивного дефекта при ДЦП, усугубляющегося по мере роста ребенка и нарушающего ход нормального развития всех психических функций. Основной причиной этого дефекта является недостаточность межсенсорной интеграции вследствие диссинхронии в развитии элементов анализаторных систем в условиях двигательной депривации. Отсутствие интенсивной систематической афферентной импульсации различной модальности негативно сказывается на статико-моторном, психоречевом, коммуникативном развитии ребенка, приводит к тяжелой дисфункции поведения, вплоть до аутизма [1].
Сенсорная интеграция относится к способности использовать разномодальную сенсорную информацию для адаптации ребенка к условиям окружающей среды в процессе жизнедеятельности. Особо важное значение имеют вестибулярная, тактильная и проприоцептивная модальности. Ранняя вестибулярная, проприоцептивная и тактильная игра позволяет ребенку развивать восприятие формы и пространства, что является основой для сложных предметных орудийных действий и для более сложных видов познавательной деятельности, таких, как распознание букв и цифр [5].
Важным результатом сенсорного интегративного процесса является способность выработки моторного плана. По мере того, как ребенок осуществляет движения одними частями тела по отношению к другим в условиях различной интенсивности потока гравитационного поля, он начинает осваивать схему движений своего тела, свою внутреннюю карту.
Вестибулярная система принимает непосредственное участие в формировании зрительного образа пространства.
В основе всех без исключения двигательных актов лежит кинестетическая память, так называемое пространственное чувствование. Когда ребенок манипулирует своим телом в первые месяцы жизни и во время первых игр с игрушками, его движения отражают модели примитивных рефлексов. Как только его мозг стал способным интегрировать всю сенсорную информацию, т.е. тактильные, проприоцептивные, вестибулярные, визуальные, слуховые и обонятельные ощущения, у ребенка вырабатываются образцы локомоторных движений. Затем он уже готов предвосхищать свои моторные реакции в отношении объектов окружающего мира [4].
Расстройство сенсорной интеграции при ДЦП, затрагивающее несколько сенсорных систем, заключается в неспособности эффективно использовать ощущения и адекватно реагировать на них. Наибольшее сенсорное нарушение при ДЦП связано с поражением в области мозгового ствола, что ограничивает сенсорный опыт из-за отсутствия нормального моторного контроля, ведет к задержке подавления примитивных рефлексов и замедляет моторное развитие. Оно также может повлиять на способность ребенка интерпретировать ощущения и использовать их для создания осмысленных представлений, необходимых для обучения и моторного планирования [3].
Исследованиями А.Р. Лурия и его учеников доказано, что нельзя изменить мозговую организацию психологических факторов, можно лишь путем различных методов воспитания активизировать различные зоны мозга, которые на каждом конкретном этапе образуют индивидуальный функциональный ансамбль для опосредования определенного психического процесса или функции [2] .
Можно также путем коррекционных воздействий активизировать те или иные зоны мозга специфическим для них образом, то есть, направленно сформировать новые межфункциональные зрительно-моторные, зрительно-кинестетические, слухо-моторные координации с применением одновременной, опосредованной стимуляции различных сенсорных центров. Воздействие на базальный сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию всех высших психических функций (ВПФ) — эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции. При этом связующим звеном являются движения, организующие взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Врачам и педагогам в ходе проведения восстановительных мероприятий у детей с ДЦП приходится комплексно решать нейрофизиологические, когнитивные, поведенческие и другие проблемы, чтобы помочь ребенку достичь более высокого функционального уровня.
Одним из эффективных методов, оказывающих комплексное воздействие на сенсомоторное развитие ребенка с ДЦП, является сенсорная интегративная терапия.
Теоретическая база процесса сенсорной интеграции начала складываться с изучения перцептивных расстройств у детей с церебральным параличом, касающихся визуальной перцепции. Эта работа была начата еще в 50-е годы XX века и касалась исследования расстройств зрительно-пространственного восприятия, в частности, восприятия величины и формы объектов и пространства в целом. Позднее эта теория была доработана Джин Эйрес в 70-х годах ХХ в. Суть ее заключается в том, что, воспринимая поступающие извне раздражения, центральная нервная система отфильтровывает поступающую информацию в коре больших полушарий, где осуществляется сложная аналитико-синтетическая деятельность по переработке информации, поступающей от различных функциональных систем (ФС) всего организма. Затем формируется адаптационная ответная двигательная реакция и постепенно закрепляется индивидуальный опыт. Моторное поведение является результатом постоянного взаимодействия моторной, когнитивной и перцептивной сфер. Ребенок развивает способность более адекватно реагировать на сенсорные стимулы по мере созревания мозга. Это происходит путем активного взаимодействия ребенка с окружающей средой, а также в результате восприятия им стимулов окружающей среды. Повседневная деятельность является универсальным результатом этого взаимодействия. Любой навык представляет собой сенсомоторную задачу, более или менее зависящую от когнитивного, перцептивного контроля [2].
У детей с ДЦП уже сформирована устойчивая аномальная ФС, чтобы инициировать нештатный критический период и заставить ее перестроиться, выработать вместо порочной функции новую, необходима форсированная сенсорная стимуляция. Этим и объясняется патогенетическая обоснованность применения сенсорной интегративной терапии при ДЦП [6].
Сенсорная интегративная терапия была включена нами в систему комплексной реабилитации детей с ДЦП в возрасте от 2 до 10 лет с разными двигательными, сенсорными и интеллектуальными возможностями. В ходе диагностики мы выявили у них многообразную патологию сенсорной сферы,проявляющуюся: оптико-моторными нарушениями (косоглазием, ограничением полей зрения, недостаточностью фиксации, прослеживания и плавного переключения взора, нистагмом, окуло-моторной апраксией);визуальными нарушениями (снижением остроты зрения, врожденной близорукостью, атрофией дисков зрительных нервов); слуховыми расстройствами (нейросенсорной тугоухостью, слуховой агнозией, нарушением фонематического анализа и синтеза); нарушением стереогноза; очень характерны нарушения кинестетического восприятия.
Таким образом, сенсорные расстройства у большинства наших воспитанников представляют собой сложный полисенсорный дефект, который усугубляют двигательные нарушения и приводит к тотальной функциональной зависимости, вторичной специфической задержке интеллектуального развития.
Основными задачами сенсорной интегративной терапии являются:
научить ребенка вызывать адаптивный ответ или точное, эффективное, целенаправленное действие;
развить самоконтроль, способность к управлению своим телом в условиях полимодальной окружающей среды, что, в дальнейшем, позволит осуществлять разнообразные действия для наилучшей адаптации: например, гиперактивного ребенка научит подавлять реакцию на нежелательные или неблагоприятные стимулы внешней среды, адекватно отвечать на них и совершенствовать свои возможности;
формировать механизмы и основные способности, относящиеся к сенсомоторному уровню, служащему фундаментом для развития всех ВПФ.
При проведении занятий сенсорной интегративной терапией педагогу необходимо соблюдать следующие требования:
1. Тщательно подбирать дидактический материал, с помощью которого он организует планомерный и контролируемый сенсорный поток для того, чтобы вызвать нормативную или приближенную к ней реакцию.
2. Создавая обогащенную сенсорную среду, не форсировать адаптационный ответ при задержке его появления у ребенка, что может быть связано с отсутствием интереса к стимулу. Ребенок должен получать удовольствие от взаимодействия при предъявлении стимула, поэтому необходимо предлагать выполнение задачи, имеющей понятный для него смысл.
3. При включении вестибулярной стимуляции, обладающей наиболее мощным эффектом по устранению сенсорной дезинтеграции, дозировать стимуляцию в соответствии со степенью чувствительности ребенка, которая определяется в ходе внимательного наблюдения за его реакцией. Медленные колебательные, линейные или круговые движения успокаивают ребенка, а быстрые — возбуждают, активизируют.
4. При использовании тактильной стимуляции дозирование достигается тем, что вначале ребенку самому дают прикоснуться к различным материалам, а затем, если у него не возникает защитной реакции, педагог проводит с ним тактильную игру. В любом случае интеграция может быть достигнута, если тактильные раздражения доставляют приятные ощущения. Прикосновения должны быть уверенные, всей поверхностью ладони, с достаточным нажимом. Легкие прикосновения обычно неприятны и вызывают негативную реакцию. В ходе занятий необходимо развивать дифференциацию трех уровней прикосновений: своих частей тела к самому себе, соприкосновение с предметом, прикосновение другого человека.
5. Проприоцептивная стимуляция достигается движениями на сопротивление силам гравитации. Ребенка побуждают толкаться, тянуть, поднимать утяжеленные предметы, удерживать предметы в определенной позе, фиксируя его внимание на изменении своих ощущений.
6. Необходимо сочетать различные, особенно базовые афферентные стимулы, (вестибулярные, тактильные и проприоцептивные) с другими сенсорными раздражителями — зрительными, слуховыми, вкусовыми и обонятельными.
Формы проведения занятий вариативны – от индивидуальных сеансов сенсорной стимуляции до подвижных игр, игр-драматизаций. Они имеют свои особенности при проведении занятий с детьми, имеющими тяжелые двигательные нарушения в сочетании с тяжелой дизартрией и сенсорными расстройствами – снижением слуха, зрения. Прежде всего, требуется внимательно относиться к малейшим изменениям поведения ребенка и его физического состояния: изменению цвета кожных покровов лица, конечностей, потливости, учащению или замедлению дыхания, сонливости или вялости, агрессии, устойчивому избеганию контактов (например, ребенок отворачивается, сопротивляется), изменению мышечного тонуса. При появлении этих признаков следует сразу же прекратить воздействие.
Важно помнить, что чувствительность к разнообразным сенсорным стимулам, особенно к вестибулярным, у этих детей весьма индивидуальна. Для них характерны гравитационные страхи. Кроме того, сенсорное перенасыщение перегружает центральную нервную систему и может усугубить имеющиеся расстройства.В ходе различных занятий мы создаем условия, позволяющие детям получать активную полимодальную стимульную информацию. Именно при вовлечении сенсорных процессов в манипулятивную, игровую, предметно-практическую деятельность формируются перцептивные действия.
Для проведения занятий нами используется разнообразный дидактический материал и специально созданные пособия, необходимые для воздействия на все виды афферентаций, в первую очередь, вестибулярную, проприоцептивную и кинестетическую.
Основными средствами, используемыми в сенсорной интегративной терапии,являются: гамаки, двигающиеся доски, наклонные поверхности, подвешенные валики, надувные мячи, «тоннели», мягкие формы и т.д. Также есть зоны, в которых ребенок может погрузиться в какую-либо среду полностью, например, объемный матрац, наполненный кусочками поролона или сухой бассейн с пластмассовыми шариками. Роль педагога, занимающегося сенсорной интегративной терапией, заключается в уменииманипулировать средой так, чтобы ребенок дал максимальный уровень реакции.
Использование этого метода реабилитации показало положительные результаты. Дети с удовольствием включаются в игровое взаимодействие, помогающее им ощутить всю полноту проявлений окружающего мира, сформировать сенсорные эталоны, научиться регулировать реакции, поведение, планировать свои действия, совершенствовать постуральные реакции, необходимые для взаимодействия с окружающей средой. Это способствует улучшению мозговой организации и субординации вышележащих структур, развитию базовых адаптивных функций, а также сенсомоторному развитию в целом.
Литература:
1. Пальчик А.Б. Эволюционная неврология. – СПб: Питер, 2002.
2. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга // Естественно-научные основы психологии. М.: Педагогика, 1975.
3.Симонова Т.Н., Симонов В.Г. Система психолого-медико-педагогической реабилитации детей с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича. Учебно-методическое пособие. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет». 2008.
4.Gillis.S. Sensory integration and Plasticity of the sensory System; Carrie Tingley Rehab Review Fall, 2001.
5. Cermak S.A. What is the Sensory Integration? /1994. AOTA June: 17 (2).
6. Dubochet M. Integration à la méthode de Thérapie sensori-intégrative Jean Ayres. / J.d´ Ergotherapie, 1994,16 (4).
——————————————————————————
Симонова Татьяна Николаевна, д.п.н., профессор кафедры педагогики и
предметных технологий, Астраханский государственный университет, г.
Астрахань
——————————————————————————
Актуальные проблемы междисциплинарного
подхода к этапной комплексной реабилитации
детей с церебральным параличом
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
28-29 марта 2013 г.
Источник