Сенсомоторное развитие ребенка до года
905 524-24-15 495 799-37-10
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 (905) 524-24-15 8 (495) 799-37-10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник
Дети рождаются с весьма ограниченными навыками. Но скорость их развития поражает: каждый день появляются новые умения и знания. И хотя знания и восприятие малышей отличаются от наших взрослых мыслей, их этапы развития можно увидеть. Наблюдение за грудничками — это возможность выявить, что малыш уже понимает и что он может делать. Рассказываем, как ребенок учится владеть телом, и почему это умение — значительная часть интеллекта.
Первый этап развития: от активности в животе до 1 месяца после рождения
Все дети разные. Особенности темпераментов, наследственная, генетическая предрасположенность влияют на этапы индивидуального становления. Но общие принципы развития одинаковы для всех, и их знание помогает родителям и тем, кто ухаживает за ребенком, понимать детей быстрее и лучше.
Самый первый этап развития сенсомоторного интеллекта, как ни удивительно, начинается еще в мамином животе. А заканчивается с официальным окончанием периода новорожденности, когда малышу исполняется месяц. Что младенец умеет и «думает» в это время?
На этом этапе ребенок учится осознавать свои рефлекторные движения, управлять ими пока не получается, зато можно эмоционально реагировать. Это этап «Ух ты, как я могу!»
Развитие в этом периоде очень важно: ребенок совершает рефлекторное движение, ощущает его, и кора его головного мозга фиксирует связь между ощущением и действием. А еще развиваются эмоции, пока базовые. Пальчики прикоснулись к щечке — это приятные ощущения и радость. Собственная ладошка шлепнула по носу — это неприятно и досадно.
В первый месяц малыш в основном занимается сосанием, это — базовая деятельность новорожденного. И она тоже помогает развитию: приходится учиться различать «сосательное» и «питательное». Грудь мамы — и сосательная, и питательная. А свои пальчики, край пеленки, пустышка — сосательные, но вот питания от них не дождаться.
Чтобы развитие не замедлялось, не практикуйте тугое пеленание как минимум в период бодрствования. Ребенку важно учиться двигать ручками и ножками и понимать, как это происходит. Это — основа сенсомоторного (чувственно-двигательного) интеллекта.
От месяца до четырех: второй этап развития малыша
На этом этапе малыш осваивает навыки приспособления и повторения наработанных сенсомоторных умений.
Навык приспособления довольно непрост для таких крох. Он помогает не просто сосать то, что попадает в рот случайно, но уже осознанно доносить до губ пальцы и даже различные вещи. Это — результат сложного координаторного акта. К концу этапа различные предметы, игрушки не просто засовываются в рот, как получится, но поворачиваются удобной стороной, чтобы эффективнее исследовать их губами и языком. А на базе исследования развивается мышление, конструирующее образ вещи, сводится воедино зрительное восприятие и сенсорное.
А еще многообразные и постоянные движения языком готовят ротовую полость к началу жевания.
Первые умения по координации и фокусированию зрения помогают лучше видеть игрушки и мамино лицо, а еще — улыбаться при узнавании. Это тоже очень непростой акт, требующий соединения глазодвигательных навыков, распознавания образов и эмоциональной реакции. Огромный шаг по сравнению с умением новорожденного!
Движения конечностей становятся менее хаотичными. Можно видеть, как малыш ищет новые ощущения и повторяет приятный опыт. Удалось дотянуться до пальчиков ноги или даже подтянуть их к лицу? Надо повторить это еще раз, и еще! Так дети не только развивают мышцы, но и формируют мысленную и тактильную карту тела, осознавая собственные границы.
В этот период также важно не ограничивать физическую активность, а еще — стимулировать зрительный контакт, чаще находиться рядом, улыбаться, трогать, гладить детей, «тетешкать».
Источник
светлана козлова
Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста
«Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Цель: Развитие сенсорного восприятия, общей и мелкой моторики рук. Развитие речи.
Задачи:
— развивать общую координацию движений;
— развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев;
— развивать тактильные ощущения;
— знакомить с названиями цветов;
— учить действовать в соответствии со словесной инструкцией;
— формировать зрительно-двигательную координацию;
— развивать зрительную ориентировку на форму предмета;
— формировать практические способы ориентировки (метод проб);
— развивать зрительное восприятие;
— формирование контроля за мышечными ощущениями;
— выработка умения выкладывать по образцу;
— обогащение пассивного и активного словаря ребенка;
— развитие внимания;
— вызывать интерес к своим действиям;
— создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.
В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.
Вся работа ведется в игровой форме и эмоционально положительной атмосфере. Проводится регулярно, для достижения наибольшего эффекта от упражнений. Задания, игры и материал привлекательны для детей.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Сенсорное развитие ребенка – это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете. Положение в пространстве и т. п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.
Большое значение имеет обучение детейспособам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. А также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему).
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Доклад презентации сенсомоторной комнаты
Слайд № 1 – Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Слайд № 2 – Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсомоторного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Слайд № 3 – Сенсомоторный центр предназначен:
для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
Слайд № 4 – В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи…., но
Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.
Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов, используя современное оборудование.
Слайд № 5 – Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета, т. е. усвоение сенсорных эталонов; стимуляции сенсорных функций и развитие мелкой и крупной моторики. Важным фактором сенсорного развитиятакже является эмоциональный фон деятельности: ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон в таком случае создает благоприятные условия для усвоения информации и оперирования ею в дальнейшем.
Слайд № 6 – Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используют яркие цвета и простые признаки.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины – соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и, в конечном счете, метрических мер.
Слайд № 7 – Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные произношения, во вкусовом, обонятельном восприятии.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.
Слайд № 8 – Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Мелкую моторику рук развивают:
Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
Народные игры с ладошками;
Игры с природным материалом;
Игры с предметами домашнего обихода;
Игры с песком и водой;
Пальчиковый театр;
Дидактические игры;
Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Слайд № 9 – Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Усвоив представления о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, они используют их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей.
Слайд № 10 – Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что мы даем ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители. После общения с родителями на собрании выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не со всеми занимаются дома. Мною была организована консультация для родителей на тему «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования», я рекомендую родителям сделать в домашних условиях игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей. К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложить им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Можно придумать сказки, в которых живут геометрические фигуры, для этого надо их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке рассказать об особенностях каждой геометрической фигуры, предложить ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.
Родители прислушались к нашим советам и появились положительные результаты.
Слайд № 11 – Главное в нашем саду – это развитие, обучение и оздоровление детей в условиях психологического комфорта. Занятия с использованием современного сенсорного оборудования и коррекционно-развивающих игр, размещённых в сенсомоторной комнате, способствуют улучшению эмоционального состояния ребёнка, коррегируют его психические процессы.
«Цветик – семицветик» и пуф «Рубика» отличное решение для игровой – развивающей деятельности, с помощью которых можно проводить массу интересных и развивающих занятий, игр и упражнений, направленных на тренировку памяти, тактильных ощущений, закрепление цвета, формы.
Слайд № 12 – Разноцветный ленточный «душ» на каркасном зеркальном основании – развивает зрение, внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику. За ленточками можно спрятаться. А можно изучать их различные цвета, порядок.
Слайд № 13 – Двусторонняя тактильная панель состоит из двух тактильно-развивающих панелей: 1 – тактильной – декоративные тактильные элементы
2 – акустической – тактильные элементы с музыкальными инструментами.
Слайд № 14 – «Сенсорная дорожка» состоит из 5-ти разноцветных «таблеток» с различными наполнителями и одной «таблеткой» – «обманкой». Она развивает тактильные ощущения; формируют правильное строение стопы; массажирует ножки; развивает зрительную память; закрепляют цвета, форму; развивает координацию движений.
Слайд № 15 – Световой стол для рисования песком – отличный тренажёр для детей, имеющих проблемы с речью, ритмом и голосом. Так же рисование песком успокоит нервы и снимет стресс.
Слайд № 16 – Мягкие модули «Домики» – предназначены для сюжетно-ролевых игр, для занятий,как наглядное геометрическое пособие: развивает и закрепляет цвета, форму, размер.
Слайд № 17 – Интерактивная панель «Волшебный свет» используется для рисования и создания текстов – развивает творческие способности, активизирует познавательную деятельность, тактильные ощущения, моторику, зрение, память.
Слайд № 18 – Ковёр «Звёздное небо» – идеален для людей с ослабленным зрением, так же способствует развитию тактильных ощущений, моторики, памяти, активизации творческих способностей и познавательной деятельности, благотворно влияет на ЦНС, способствует снятию стресса и напряжения, а мягкая и приятная на ощупь поверхность ковра так и манит походить по нему, утопая в неге блаженства или полежать, лениво считая звёзды.
«Бесконечность». Если долго смотреть, то получится эффект бесконечного туннеля, благодаря которому расслабляется мыслительная деятельность, способствует снятию эмоционального напряжения.
Слайд № 19 – Фибероптический душ «Солнышко» – объёмное солнышко с ниспадающими ярко-жёлтого цвета лучиками снимает чувство тревожности и способствует добрым, тёплым намерениям, развивают тактильные ощущения.
Мягкий модуль со встроенным пучком фибероптических волокон в защитной оболочке – потрясающий тренажёр для развития тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения.
Слайд № 20 – Пузырьковая колонна отличный тренажёр для восстановления и профилактики зрения, развития зрительной памяти, цвета, величины.
Слайд № 21 – Уютно устроившись на «смайлике» и укрывшись мягким пледом можно задёрнуть шатёр, чтобы никто не смог побеспокоить. Спрятавшись от внешнего мира, так здорово наслаждаться спокойствием и умиротворённостью, ощущая полную беззаботность и блаженство. Уютный уголок поможет избавиться от беспокойства, тревоги, напряжения и стресса.
Слайд № 22 – Проектор «Релакс» позволит снять усталость глаз и общее напряжение, восстановить душевное и моральное равновесие, настроит на спокойный сон. Изображения можно смотреть как на стене, так и на потолке и полу.
Слайд № 23 – Сухой бассейн, находится в групповой комнате, что помогает нам в различных игровых ситуациях. Дети не замечают, что играя они познают цвет, форму и величину.
Слайд № 24 – Расскажу о динамике диагностических данных по разделу «сенсорное развитие». Диагностика по сенсорному развитию проводилась на основе диагностико-освоения программы. Использовала при этом дидактические игры т. к. они близки и понятны детям. В 1 задании была поставлена игра «Найди цветок для бабочки», целью которой было выявить умение ребенка различать цвета по принципу такой же – не такой. Называть их – красный, желтый, синий, зеленый. Во 2 задании игра занимательная коробочка, цель – выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик). В 3 задании дид. игра собери пирамидку, цель которой выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой-маленький). По проведению этих трёх заданий было выявлено, что в начале уч. года не всеми детьми была освоена программа (был низкий уровень показателей). Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели, я использую способ повторения тех же занятий, но применяя современное оборудование и новый материал, и уже к середине года уровень показателей повысился, но необходимо закрепление пройденного материала.
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возрастапрослеживается положительная динамика:
• Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
• С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
• Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
• Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.
• Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
• Они любознательны, активны, эмоциональны, общительны.
Слайд № 25 – Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Слайд № 26 – «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать» Росс Кэмпбел.
Источник