Семья в развитии личности ребенка раннего возраста
Осипова Н.М., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 49 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Роль семьи в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)
Воспитание ребенка начинается с его рождения. Каким он вырастет, в значительной степени зависит от его родителей.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живет. Он действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, общительным, — либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Поэтому членам семьи стоит задумываться не только о выборе стратегии воспитания, но и о том, чтобы этой стратегии придерживались все взрослые, ведь одновременное воздействие разных воспитательных стратегий ухудшает итоговый результат. Не менее важно и то, что видит ребенок внутри семьи. Независимо от того, насколько правильные слова используются в процессе воспитания, ребенок в первую очередь будет копировать действия и модели поведения родителей или других значимых взрослых.
Роль семьи в воспитании детей заключается также в формировании ощущения безопасности со стороны окружающего мира. В неблагоприятных условиях, наоборот, формируется чувство недоверия к людям. В будущем оно может привести к возникновению сложностей в общении, взаимодействии, отношениях. Мир будет восприниматься, как враждебный объект.
В семье формируется жизненный опыт детей. Он зависит от разнообразия переживаемых ситуаций, которые учат справляться с трудностями. Дети с богатым жизненным опытом, как правило, в будущем способны идти на компромиссы, радоваться, находить общий язык с людьми, прощать. Такие дети быстрее других учатся приспосабливаться к незнакомой обстановке. Они способны адекватно реагировать на те перемены, которые могут происходить в жизни. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребёнка и его всестороннем развитии. Семья, без сомненья, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Успешное воспитание ребенка может происходить только в гармоничном взаимодействии материнского и отцовского начал, ибо истинное родительство выражается в соуправлении отца и матери процессом воспитания созидательной самостоятельности своего ребенка.
В нашем ДОУ созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Воспитательно-образовательный процесс обеспечивают множество педагогических работников (воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, логопед), совместная работа которых обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей равноответственными участниками воспитательно-образовательного процесса. Главным в нашей работе является содружество коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических и гуманистических принципах; мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В работе по вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс в нашем ДОУ, как и в любом другом дошкольном учреждении, в том или ином виде используются традиционные и нетрадиционные формы. Это различные виды наглядной агитации, разнообразные культурно-досуговые мероприятия-праздники, вечера досуга — («В гостях у игрушек», «Весёлые зверята — котята и мышата», «В гости доктор к нам пришёл», «Мы выросли») и.т.д.
Чтобы правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, в нашем ДОУ проводятся опросы, анкетирование, личные беседы, консультации, посещение семьи и.т.д. Проанализировав, мы делаем выводы: о взглядах родителей на вопросы воспитания детей в семье; о стиле общения между взрослыми и детьми; о запросах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. В нашем саду проводятся тематические выставки и фотовыставки: «Что нам осень подарила», «Мои любимые игрушки», «Любимец нашей семьи», «Новогодняя игрушка» и др.
Использование разнообразных форм работы дало положительные результаты: родители стали проявлять интерес к жизни группы, стали активными участниками мероприятий, полученные знания стали применять в своей семье.
Роль семьи в воспитании детей огромно! В семье ребёнок находится большую часть своей жизни, что человеку семья привьёт в детские годы, останется с ним на всю последующую жизнь. То есть основы личности человека закладываются именно в семье. Именно поэтому в младенческом возрасте важнее всего давать малышу максимум заботы и любви, не жалеть времени и внимания для занятий с ним. В результате из него вырастет полноценная и гармоничная личность.
Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка
Литература:
1.Найденова, Е.А. Роль семьи в воспитании дошкольника / Е.А. Найденова и др. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 49.
2. Воспитание малыша в семье от рождения до трёх лет. .О.Смирнова,Н.Н.Авдеева,Л.Н.Галигузова,А.О.Дробинская,Т.В.Ермолаева,С.Ю.Мещерякова- М.:АРКТИ,2004.
3.Воспитание двухлетнего ребёнка. Цвейбэк М.:РОСМЭН,1998
4.Комарова, Л.В. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в ДОУ / Л.В. Комарова, О.А. Зайцева, А.О. Чубенко // Молодой ученый. 2016. №12. С. 73-77.
Источник
Елена Крячкова
Семейное воспитание детей раннего возраста. Влияние семьи на становление личности ребёнка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 269
Ворошиловского района
г. Волгограда
Консультация для родителей
«Семейное воспитание детей раннего возраста»
Цель: познакомить родителей с особенностями развития и воспитания детей раннего возраста.
Вопросы для рассматривания:
1. Влияние семьи на становление личности ребёнка.
2. Особенности периода раннего детства и его значение
3. Принципы построения режима дня для детей раннего возраста.
Форма проведения: подгрупповая консультация.
Используемая литература:
1. Бениаминова М. В. Воспитание малыша в семье. От рождения до трёх лет. – М. 2004г.
2. Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова Педагогика детей раннего возраста – М. 2007г.
3. Л. Н. Павлова Воспитание и обучение детей раннего возраста – М. 1986г.
Составитель:
старший воспитатель
Крячкова Е. Т.
Влияние семьи на становление личности ребёнка.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
Особенности периода раннего детства и его значение
В результате многочисленных исследований в разных странах открылась удивительная картина – от рождения до 3 лет ребенок проходит половину своего интеллектуального развития, т. е. в самые первые часы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться его первые способности.
Именно эти первые годы в огромной степени зависят от взрослых, что они предпримут для развития ребенка. К сожалению, большинство, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, не придают особого значения условиям его развития.
Возможность развиваться не остается неизменной после рождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает и становится способным к функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всех многообразных человеческих способностей.
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов.
Для физического и нервно-психологического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка, усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающим.
Большие успехи делает в овладении родным языком.
Активный словарь годовалого ребенка насчитывает 10-12 слов, к 2 годам – до 200-300, к 3 – до 1500 слов.
В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального настроя, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы – важные задачи воспитания детей раннего детства.
Несовершенство нервных процессов (преобладание возбуждения над торможением) проявляется в особенностях поведения детей: они возбудимы, много двигаются неспособны к ожиданиям.
Организация жизни – это целенаправленное выделение, правильное сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей, а также создание необходимых условий для реализации задач всестороннего развития и воспитания ребенка.
Принципы построения режима дня для детей раннего возраста.
1. Обеспечение длительности бодрствования, соответствующей пределу работоспособности.
2. Обеспечение необходимого количества дневного и ночного сна.
3. Соблюдение определенных, соответствующих возрасту интервалов между кормлениями.
4. Обеспечение рационального чередования сна, кормления, бодрствования.
Наиболее рациональной считается такая последовательность, при которой ребенок получает питание после сна в начале бодрствования.
В режиме дня детей раннего возраста д. б. отведено большое место разнообразным действиям детей с предметами.
Действия с предметами помогают устанавливать общение взрослого с детьми.
В процессе овладения действиями с предметами, происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, цвета, величины, положения в пространстве).
Сначала по образцу, а потом самостоятельно ребенок может выполнить задание взрослого (выбрать из 2-3 цветных шариков один определенного цвета и др.).
В сенсорном воспитании существенную роль играет подбор игрушек разных по цвету, форме, материалу.
Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики одного цвета, но разного размера).
Для совместных игр необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели (стол, стул, кровать)
При нормальном нервно-психическом развитии у детей раннего возраста начинает формироваться потребность в общении со сверстниками.
Элементы общительности проявляются прежде всего в практической деятельности детей (подражая сверстнику, пытается вступить с ним в игру – катать мяч).
Однако часто между детьми возникают конфликты, потому что у детей еще плохо развита речь, и они не могут объяснить свое желание.
Игрушка сверстника также может быть причиной конфликта.
Надо учить детей проявлению нежности,сочувствия: погладить по головке, пожалеть ребенка.
Ведущим видом движений у детей 2 года жизни является ходьба.
Ребенок испытывает в ней большую потребность, т. к. она дает возможность малышам лучше ориентироваться в мире предметов.
Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, наглядно-действенного мышления).
По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их.
Однако автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяется специальными условиями, которые создаются взрослыми. Мебель, расставляется вдоль стены так, чтобы середина комнаты была свободной. Наряду с обеспечением свободного пространства необходимо иметь специальное оборудование для формирования у ребёнка различных видов двигательной активности (горку с лесенкой и т. д.).
Для развития координации движений рук и ног необходимо иметь набор игрушек, которые ребёнок мог бы переносить в руках (крупные мягкие игрушки, куклы, корзины, возить за тесьму (машины, возить, подталкивая вперед (каталки).
Регуляция двигательной активности – важное условие физического развития детей раннего возраста.
Обязательным является проведение подвижных игр. Эмоции удивления, радости, испытываемые ребёнком во время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений.
Значительную ценность для общего развития ребёнка имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением, движения, выполняемые в такт музыке, содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.
Источник
Тема: Особенности воспитания ребенка раннего возраста в семье
Подготовила воспитатель ГБОУ школа 1411 ДО 1327:
Шиманская Ирина Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Задачи воспитания ребенка в семье 4
2. Особенности развития ребенка раннего возраста в семье 5
3. Подготовка ребенка к детскому саду 8
Заключение 10
Список использованной литературы 12
Введение
Семейное воспитание является наиболее востребованным видом воспитания во все времена. В современных условиях институт семьи рассматривается, как основной в воспитании и развитии ребенка, наряду с семьей важную роль имеют общественные и государственные учреждения (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).
Семья — своеобразный коллектив, члены которого разные по возрасту, по профессии, связаны узами родства, ведут общее хозяйство, в котором принимают участие и дети. Взаимоотношения членов семьи строится на взаимной любви и уважении понимании и принятии, поддержке и взаимопомощи. Особую атмосферу в семье создаёт коммуникативная культура общения между собой всех членов семьи: детей и родителей, братьев и сестер, с бабушками и дедушками. От уровня взаимодействия членов семьи зависит обогащение жизненного опыта детей, уровень их духовно-нравственного становления.
1. Задачи воспитания ребенка в семье
Как всякий организованный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными. Следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все делать красиво.
В интересах физического воспитания родители должны приучать детей с раннего детства регулярно делать утреннюю физзарядку, вовлекать их в различные подвижные игры. И во всем этом главное — пример родителей.
Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие. Первые обращения матери к еще бессловесному младенцу уже закладывают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование и поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. — все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения.
Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми.
Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих сил и возможностей стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитируют различные виды труда. Важная задача родителей — не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие.
Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем сыне или дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.
В изучении ребенка родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах.
2. Особенности развития ребенка раннего возраста в семье
Период раннего детства — чрезвычайно ответственный этап в жизни ребенка. Увеличение массы мозга человека идет крайне неравномерно и наиболее интенсивно в раннем возрасте. Таким образом, именно до школы дети развиваются особенно быстро. И действительно, как много приобретает ребенок за первые 6-7 лет своей жизни! Он научился смотреть и слушать, брать предметы и действовать ими, стоять, ходить, бегать, прыгать, влезать, подлезать, спускаться и подниматься по лестнице. Он овладевает десятками навыков и умений — пользоваться ложкой, вилкой, ножницами, иголкой, кисточкой, карандашом и др. Память ребенка обогащается огромным количеством знаний о цветах и звуках, о явлениях природы и продуктах труда людей, о жизни человека в прошлом и настоящем. Родители покупают малышу цветные, яркие игрушки из пластмассы. Они легкие, красивые, интересные. Их можно мыть и содержать в чистоте. Малыш выбирает игрушки, возит их, перекладывает, ставит друг за другом или строит из них башню. Так он упражняет руку и глаз, учится сосредоточивать внимание. Выполняя различные задания взрослого, он осваивает речь и упражняется в различении предметов. «Дай мне красное ведерко! А теперь желтую рыбку! Нет, желтую» (и синяя рыбка, которую ребенок дал по ошибке, помещается обратно на стол). «Сейчас я тебе дам мешочек, там разные вещи. Ну-ка, опусти руку в мешочек, не вынимай ее» (и рука ребенка удерживается в мешочке). «Ощупай, что ты там нашел? Скажи мне, что это?» — «Шарик». «Вот теперь посмотри, правильно ли ты узнал, что это шарик? А теперь найди в мешочке рукой бутылочку… Верно, молодец! Как ты узнал, что это бутылочка?».
В таких играх-занятиях родители знакомят ребенка с предметами, их отличительными признаками, учат действовать с ними и называть их словами.
Ведущей деятельностью этого периода — является предметно-манипулятивная деятельность. Социальная ситуация развития выглядит в виде формулы:
РЕБЕНОК —- ПРЕДМЕТ —- ВЗРОСЛЫЙ
Взрослый остается проводником в освоении предметов и манипуляции с ними. Возникает совместная деятельность. Общение принимает форму организации предметной деятельности, т. е. Происходит момент объяснения правильности потребления того или иного предмета (ложкой едят, лопатой копают).
Для детей раннего возраста важно организовывать игры с предметными игрушками (качать, кормить, катать, укладывать спать и др.), Эти игровые действия вводят ребенка в мир взрослых и совершенствуют его физические возможности, расширяют его кругозор. Забота родителей в первые годы жизни ребенка об удовлетворении его физических потребностей должно сочетаться с развитием его духовно-нравственного становления. Это рассказывание сказок, чтение книг, просмотр детских мультфильмов, кинофильмов, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин.
На самом деле психологическое развитие мальчиков и девочек происходит по-разному, а различия начинают появляться уже в годовалом возрасте. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок наблюдал правильную модель поведения взрослых, рос в полноценной семье, так как все малыши копируют поступки и слова старших ввиду отсутствия собственной модели поведения. У девочек в этом возрасте активно развивается социальное мышление, в то время как у мальчиков – абстрактное. Такого рода особенности следует учитывать в процессе воспитания.
С самых ранних лет родители должны занимать ребенка тем, что способствует развитию мелкой моторики рук: лепка, рисование, конструкторы, матрешки, кубики и пирамидки. Безусловно, малыш в одиночку не слепит идеальный шар из пластилина и не сложит дом из конструктора, поэтому он требует постоянного внимания, поддержки и объяснения со стороны мамы и папы или бабушки с дедушкой. Использование мелкой моторики рук способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка.
В возрасте 1,5-2 года ребенок начинает сам проситься на горшок, хотя, безусловно, мелкие неожиданности могут случаться до 3-4 лет. Мама должна приучать малыша к горшку постепенно, деликатно, уважая его личность и характер, и ни в коем случае не кричать и не ругать его.
Малыш растет, и все больше внимание уделяет общению со сверстниками, однако умения вступать в социальные контакты появляется у него гораздо позже, где-то после 2 лет.
В этом возрасте важно начать приучать ребенка следить за собой, за порядком в комнате, научить складывать игрушки и вещи. Постепенно научите малыша убирать за собой чашки и тарелки, ставить обувь на место, застегивать и расстегивать пуговицы самостоятельно.
С раннего детства родители должны объяснить ребенку важность личной гигиены: научить умываться самостоятельно, чистить зубы.
Чтобы ребенок быстрее учился самостоятельности и верил в свои силы, мама не должна делать вместо него то, что он в состоянии сделать сам, даже если родители очень спешат.
Почти в 3 года ребенок начинает осознавать, что он – отдельный человек, личность. Именно поэтому появляются сложности в характере и поведении. Наберитесь терпения, но и не идите на поводу у своего ребенка. Помните, в любой ситуации нужно оставаться последовательным и логичным родителем, который придерживается одной и четкой линии в воспитании.
3. Подготовка ребенка к детскому саду
К особенностям развития детей раннего возраста относится и привыкание к новому месту, быстрая или не очень адаптация к новому распорядку дня и условиям в садике. На этом этапе родители должны обеспечить своему ребёнку одни и те же приёмы воспитания дома и в садике. Так ему будет гораздо легче привыкнуть к новым условиям.
Встреча родителей с детским садом начинается задолго до того момента, когда они приведут сюда своего малыша. Родители знакомятся и беседуют с руководителем дошкольного учреждения, узнают условия пребывания ребенка в группе, интересуются режимом дня, особенностями правильного питания.
№ п/п | Мероприятия | Рекомендации родителям (при приеме заявления) | Детский сад (период адаптации) |
1 | Режим дня дома и в ДОУ | Максимально приблизить к режиму детского сада | Время пребывания в детском саду сократить (постепенное привыкание) |
2 | Питание | Использовать набор продуктов по возрасту. Привить навыки самостоятельной еды Приблизить рацион питания к рациону детского сада | По возможности сохранить привычный способ питания на период адаптации. Не кормить насильно |
3 | Гимнастика и физические упражнения | Ознакомившись с элементарными приемами развития движений детей, проводить упражнения дома | Проводить занятия соответственно возрасту. Составить специальный комплекс для выполнения упражнений дома |
4 | Гигиенические процедуры | Научить ребенка самостоятельно выполнять гигиенические процедуры и формировать навыки самообслуживания | Продолжать учить ребенка самообслуживанию и выполнению гигиенических процедур |
5 | Закаливание | Закаливать малыша с учетом группы здоровья (познакомиться заранее с методикой) | Постепенно вводить малыша в систему закаливания – облегченная одежда в группе, босохождение по ковру, умывание прохладной водой |
6 | Воспитательные воздействия | Проводить игровые занятия по возрасту. Особое внимание уделить развитию у детей умения занять себя. | Проводить занятия, соответствующие возрасту и развитию ребенка, при отсутствии у него негативной реакции |
Заключение
Итак, мы видим, что первым воспитателем ребенка является семья, а главным методом воспитания — единство слова и личного примера родителей. «Каков отец, таков молодец», — говорит народная поговорка. Если ребенок не видит положительного примера или видит противоположное тому, о чем ему говорят на словах и что требуют от него, все усилия взрослых будут тщетными. Ничто так не влияет на детей, как личный пример взрослых.
Личный пример может проявляться в разных ситуациях, в большом и малом. Дети должны видеть, что поведение родителей проникнуто взаимным уважением и любовью, доброжелательностью, единством и четкостью требований друг к другу и к ним
Когда А. Гайдара спросили, как вырастить детей, чтобы они были честными, смелыми, добрыми людьми, он ответил: «Но ведь это очень просто. Надо только самим быть честными, смелыми, добрыми». В этих словах глубокий смысл.
Семья — это маленький коллектив, где каждый должен заботиться о другом, считаться с интересами других. Здоровая обстановка в семье, приветливая атмосфера «микроклимат», в котором растут дети, — вот главный, решающий фактор воспитания. Здесь имеет значение все: взаимоотношения родителей, их культурные и нравственные интересы, отношение к труду, общественным обязанностям, к окружающим, к самим детям.
Чтобы правильно воспитывать детей, нужно самим не отставать от жизни: читать книги, журналы, газеты, посещать лекции, кино, театры, музеи, всегда помня о том, что рядом — зоркие глаза детей, которые все замечают: принципиальность или половинчатость, трудолюбие или нерадивость, такт или грубость.
И взаимоотношения родителей между собой, и их обращение с ребенком требуют постоянного ровного, доброжелательного тона. Как бы взрослый ни устал, чем бы он ни был огорчен, недопустимо срывать свое настроение на детях, проявлять недовольство их просьбами поиграть с ними, рассказать им сказку или почитать книжку. К сожалению, очень часто, не умея сдерживаться, родители вымещают свою раздражительность на детях, а у тех накапливается чувство обиды из-за несправедливости взрослых. Замечая, что это чувство долго не проходит, родители, пытаясь «загладить» свою вину, позволяют сыну или дочери то, чего позволять нельзя и чего не позволили бы раньше.
Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами и мыслями.
Список использованной литературы:
- Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М.Н. Основы семейного воспитания. — М.: Академия, 2010 г.
- Семья: 500 вопросов и ответов. — М.: Мысль, 1994 г.
- Сотникова В. Самые маленькие в детском саду. — М.: Линка-пресс, 2005 г.
- Тур А.Ф. Родителям о детях. — М.: Медицина, 1978 г.
Источник