Семья социальный институт формирования и развития личности ребенка

Семья социальный институт формирования и развития личности ребенка thumbnail

Харлампьева Юлия
Консультация для родителей «Семья как социально-культурный институт формирования личности»

«Семья как социально-культурный институт формирования личности»

Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги».

А. С. Макаренко.

Воспитание и обучение ребенка – это процессы целенаправленные, многогранные по задачам и содержанию, сложные, разнообразные по формам, методами и приемами, непрерывные, длительные по времени. Всестороннее развитие человека – это тяжелый и длительный процесс, результат которого зависит от многих объективных и субъективных факторов. На формирование личности различные социальные институты наибольшее влияние имеет семья, в которой живет и воспитывается ребенок. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное.

Для формирования гармоничной личности необходимо содействовать социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном социальном институте — семье. Семья и детский сад, как институты социализации способствуют социально- психологической адаптации ребенка к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим его миром. Результатом ранней социализации является готовность детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми.

В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное. Современная наука убеждена, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы даже с квалифицированным общественным воспитанием. Современные психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов семья является важным, необходимым, глубоко специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей.

Именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт, овладевает социальными ролями. Через семейные ценности, семейные традиции ребенок приобщается к культурно-историческому опыту предшествующих поколений.

Семья как социально-культурный институт оказывает активнейшее воздействие на развитие духовной культуры ребенка, на мотивы его поведения, на социальную направленность личности. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных ценностей.

Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества осваиваются в семье. С одной стороны, познание других людей начинается со своей семьи, с другой – именно в своей семье ребенок познает и идентифицирует себя.

Исследователи семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими институтами:

— глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания;

— постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей;

— наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи.

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. В современном обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность.

В современных психолого-педагогических исследованиях выявлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается со становления такой социально-нравственной ценности, как постижение образа семьи, развитие «понимания чувств близких и родных». В свою очередь, постижение образа семьи облегчается тем, что в ней дети «не учатся жить, а живут». Между тем в последние годы, как убеждают научные данные, урбанизация жизни, нуклеаризация семьи приводят к разобщенности межличностных отношений ее членов, что пагубно сказывается на воспитании детей. Семья подвергается «жесточайшей деформации»: изменяются не только ее отдельные функции, но и социальные роли членов семьи. Непрочность семейных уз создает искаженный образ семьи у ребенка.Аналогичные выводы у зарубежных ученых: уравновешенным человеком и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому относились в семье благожелательно, уважительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у тех, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.

Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Система связей, взаимодействий и отношений ребенка и членов семьи регулируется на основе определенных ценностей и норм, традиций, обычаев, обрядов.

Очень важным положением является выделение связи между младшим и старшим поколением. В. А. Сухомлинский замечательно сформировал это положение, возведя почитание старших поколений младшими в закон жизни. В становлении нравственности ребенка большое значение имеет духовная связь самого младшего и старшего поколения. Уважение, почитание старших поколений – закон нашей жизни.

Именно социальные ценности, идеалы, нормы конкретной семьи обеспечивают эффективность семьи как социально-культурного института,который осуществляет ряд важных функций по отношению к ребенку:

— воспитательную (социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества);

— первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламентация ответственности и обязательств в их отношениях);

— духовного общения (развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение).

Читайте также:  Речевое развитие ребенка периоды

Выполнение данных функций семьи во многом определяется значимостью семьи для ребенка, познавательным интересом к семье.

Семья – уникальный общественный организм. В ней наиболее ярко проявляются все стороны общественного бытия, его пороки и достоинства. Если подорваны основы, на которых держится семья, то распадается связь времен. Однако нити родства, духовной общности воспитания детей могут стать надежной связкой, способной выдержать испытание на разрыв. Преемственность между детьми и отцами – необходимое условие.

Таким образом, главным институтом формирования личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Значение семьи в воспитании ребенка очень велико, так как, семья закладывает основу, фундамент каждой личности, способствует ее социализации.

Источник

В статье рассмотрена роль семьи в процессе воспитания подрастающего поколения. Показана важность института семьи в выполнении воспитательной функции и сохранении общего жизненного тонуса личности.

Одной из важнейших функций семьи является воспитательная. Для нормального, полноценного развития ребенка семью нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Если до трех лет ребенок лишен достаточного внимания, заботы и тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то формирование многих социально значимых качеств детей растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым [1, с. 74].

Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте [9].

Существует распространенное мнение, что городской образ жизни отличается от сельского более четким ритмом чередования работы и отдыха, будней и выходных дней. Посещение детьми школы в разные смены, а также неодинаковый режим труда у родителей приводит к тому, что ритм семейной жизни нарушается, а главное – время для внутрисемейного общения сокращается. Дети часто остаются предоставленными сами себе, а общение с родителями сводится к коротким вечерним часам досуга. Таким образом, аритмия семейной жизни чаще всего наблюдается, когда дети и родители, супруги имеют разное время труда и отдыха. Это приводит к дополнительным нагрузкам в семейных отношениях [2, с.140].

Рассматривая роль семьи в процессе социального воспроизводства подрастающего поколения, следует отметить, что существует и оборотная сторона медали. В данном случае речь идет о таких негативных явлениях, как консерватизм мышления и стереотипов поведения, которые унаследованы от уже ушедших поколений, и которые вольно или невольно передаются новым поколениям. Всякое новое неминуемо содержит в себе элементы старого, причем не только лучшего свойства [3, с.170].

К сожалению, семья может выступить не только в качестве источника нравственного и физического здоровья, но также источником аномалий, которые прямо или косвенно отражаются на состоянии младших поколений. Так, приобщение детей к спиртному, наркотикам, нервные перегрузки в результате напряженных отношений между мужем и женой, эмоциональная глухота и неумение помочь ближнему, безусловно, сказываются на психическом, а иногда и физическом состоянии того или иного члена семьи. Распространение нервно-психических заболеваний связано не только с трудовой деятельностью и ритмом городской жизни, но и семейными конфликтами [4, с.258; 5, с.50].

На стабильность семейных отношений в последнее время все сильнее действует и неравная нагрузка, приходящаяся как в самой семье, так и в общественной жизни на долю мужа и жены. Работая на производстве и дома, женщина больше устает, перегружена разными заботами [6, с.45].

Эмпирический материал показывает, что родительские образцы поведения в отношениях к детям, другим людям в большинстве случаев являются своеобразным эталоном для новых семей (дочерей и сыновей) на протяжении достаточно длительного времени. Лишь немногие респонденты (12%) не считают своих родителей примером для себя. Подавляющее большинство (87,9%) видят в своих родителях образец поведения в отношении к труду и детям. Итак, в процессе воспроизводства и воспитания молодого поколения семья выступает в качестве генератора, источника взглядов, представлений о мире, о месте человека в обществе [7, с.137; 8, с.82].

Таким образом, можем сделать вывод, что семья является одним из базовых агентов социализации личности. Именно она составляет первое и самое близкое «социальное окружение» ребенка, входящее само в более обширную социальную среду и несущее на себе ее отпечаток. Французский социолог Аник Першерон по этому поводу отмечала: «Входить в семью – означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной социальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте». И с помощью семьи ребенок вписывается в общество [9, с.194].

Читайте также:  Центр содействия раннему развитию умный ребенок

Источник

Московский 
государственный 
университет

технологий 
и управления
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   
РАБОТА
 
 
 
 
 

Дисциплина:
Педагогика

Специальность: 
: Бухгалтерский учет, анализ, аудит

Курс: первый

Группа:
109

Форма
обучения: СФО

Студент:
Моисеенкова А.С

Преподаватель:  
 
 

Смоленск
2012 г         

  
СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ

1. СЕМЬЯ
— СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

2. ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПО СТРУКТУРЕ СЕМЬЯХ.

3. РОЛЬ
РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

4. ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ РАЗВИТИЕМ.

5. ОШИБКИ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         
ВВЕДЕНИЕ

      «Дети
уязвимы и зависимы» – это 
утверждение из Всемирной декларации
об обеспечении выживания, защиты и 
развития детей особенно актуально 
в современной России. Ни один ребенок 
не может быть лишен права на заботу
и внимание общества, особенно, если
он находится в трудных условиях
существования.

Воспитание 
детей — это отдача особых сил, сил 
духовных. Человека мы создаем любовью
— любовью отца к матери и матери
к отцу, любовью отца и матери
к людям, глубокой верой в достоинство 
и красоту человека. Прекрасные дети
вырастают в тех семьях, где 
мать и отец по — настоящему любят 
друг друга и вместе с тем любят 
и уважают людей.

Гармоничное
воспитание личности возможно только
при том условии, когда к потребностям
— первому, элементарному и даже в 
какой — то мере примитивному побудителю
человеческих поступков, человеческого 
поведения — присоединяется более сильный,
более тонкий, более мудрый побудитель
— долг. Собственно, человеческая жизнь 
начинается с того момента, когда 
ребенок уже делает не то, что 
хочется, а то, что надо делать во
имя общего блага. 
 
 
 
 
 
 

  1. СЕМЬЯ —
    СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
    ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Семья,
с позиции социологов, представляет
собой малую социальную группу, основанную
на брачном союзе и кровном 
родстве, члены которой связана 
общностью быта, взаимной помощью, моральной 
ответственностью. Этот древнейший институт
человеческого общества прошел сложный
путь развития: от родоплеменных форм
общежития, до современный форм семейных
отношений.

Слово
“брак” происходит от русского слова 
“брать”. Брак — явление историческое, 
и он прошел определенные стадии своего
развития — от полигамии к единобрачию.

Урбанизация
изменила уклад и ритм жизни, что 
повлекло за собой изменение и 
семейных отношений. Городская семья,
не обремененная ведением большого хозяйства,
ориентированная на самостоятельность 
и независимость, перешла в следующую 
фазу своего развития. На смену патриархальной
семье пришла супружеская. Такую семью
принято называть нуклеарной (от лат. ядро);
в ее состав входят супруги и их дети .

Семья
— сложная многофункциональная система,
она выполняет ряд взаимосвязанных 
функций. Функция семьи — это способ
проявления активности, жизнедеятельности 
ее членов. К функциям следует отнести:
экономическую, хозяйственно-бытовую,
рекреативную, или психологическую, репродуктивную,
воспитательную. Человек приобретает
ценность для общества только тогда, когда
он становится личностью, и становление
ее требует целенаправленного, систематичного
воздействия. Именно семья с ее постоянным
и естественным характером воздействия
призвана (формировать черты характера,
убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.
Поэтому выделение воспитательной функции
семьи как основной имеет общественный
смысл.

Наиболее 
полно, на наш взгляд, функции современной 
семьи  и ее влияние на воспитание
детей представлены финским педагогом 
Ю.Хямяляйнен. Выделяя периоды формирования
семьи, он отмечает, что для каждого этапа
семейных отношений характерны определенные
функции, что может быть представлено
следующей таблицей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ВОСПИТАНИЕ 
    ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ
    ПО СТРУКТУРЕ СЕМЬЯХ

   
Особенности воспитания единственного 
ребенка в семье

На этот
счет существует две наиболее распространенные
точки зрения. Первая: единственный
ребенок оказывается более эмоционально
устойчив, нежели другие дети, потому,
что не знает волнений, связанных с соперничеством
братьев. Вторая: единственному ребенку
приходится преодолевать больше трудностей,
чем обычно, дабы приобрести психическое
равновесие, потому что ему не достает
брата или сестры. Что бы там ни говорили
психологи, жизнь одного — единственного
ребенка в семье нередко складывается
так, что подтверждает именно эту, вторую,
точку зрения.

Бесспорно,
родители, имеющие единственного 
ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное
внимание. Короче, они слишком заботятся 
о нем только потому, что он у 
них один, тогда как на самом 
деле он всего лишь первый.. Главная
причина тут — неопытность.

Некоторые
помехи психическому развитию детей 
имеют совершенно определенное название
— тепличные условия, когда ребенка 
холят, нежат, балуют, ласкают — одним 
словом, носят на руках. Из — за столь
чрезмерного внимания психическое развитие
его неизбежно замедляется. В результате
чрезмерной снисходительности, которой
мы окружаем его, он непременно столкнется
с очень серьезными трудностями и разочарованием,
когда окажется за пределами домашнего
круга, поскольку и от других людей будет
ожидать внимания, к какому привык в доме
родителей. По этой же причине он слишком
серьезно станет относиться и к самому
себе. Именно потому, что его собственный
кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся
ему слишком большими и значительными.
В результате общение с людьми будет для
него гораздо труднее, чем для других детей.
Он начнет уходить от контактов, уединяться.
Ему никогда не приходилось делить с братьями
или сестрами родительскую любовь, не
говоря уже об играх, своей комнате и одежде,
и ему трудно найти общий язык с другими
детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте

Осознано 
или нет, ему навязывают роль образцового 
ребенка. Относительно него строятся честолюбивые
планы на будущее. Такое отношение 
к нему несет опасность, что единственный
ребенок превратится в избалованного,
несамостоятельного, неуверенного в 
себе, переоценивающего себя, разбросанного 
ребенка.

Но этого 
может и не быть, так как в 
поведении с единственными детьми
есть одно основополагающее правило: только
никакой исключительности по отношению
к собственному ребенку!

          
Специфика воспитания в многодетной 
семье

Воспитательный 
потенциал многодетной семьи 
имеет свои положительные и отрицательные 
характеристики, а процесс социализации
детей — свои трудности, проблемы.

С одной 
стороны, здесь, как правило, воспитываются 
разумные потребности и умение считаться 
с нуждами других; ни у кого из
детей нет привилегированного положения,
а значит, нет почвы для формирования
эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей
для общения, заботы о младших, усвоения
нравственных и социальных норм и 
правил общежития; успешнее могут формироваться 
такие нравственные качества, как 
чуткость, человечность, ответственность,
уважение к людям, а также качества
социального порядка — способность 
к общению, адаптации, толерантность.
Дети из таких семей оказываются 
более подготовленными к супружеской 
жизни, они легче преодолевают ролевые 
конфликты, связанные с завышенными 
требованиями одного из супругов к 
другому и заниженными требованиями
к себе.

Однако 
процесс воспитания в многодетной 
семье не менее сложен и противоречив.
Во — первых, в таких семьях взрослые довольно
часто утрачивают чувство справедливости
в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую
привязанность и внимание. Обиженный ребенок
всегда остро ощущает дефицит тепла и
внимания к нему, по — своему реагируя на
это: в одних случаях сопутствующим психологическим
состоянием для него становится тревожность,
чувство ущербности и неуверенность в
себе, в других — повышенная агрессивность,
неадекватная реакция на жизненные ситуации.
Для старших детей в многодетной семье
характерна категоричность в суждениях,
стремление к лидерству, руководству даже
в тех случаях, когда для этого нет оснований.
Все это естественно, затрудняет процесс
социализации детей. Во — вторых, в многодетных
семьях резко увеличивается физическая
и психическая нагрузка на родителей,
особенно на мать. Она имеет меньше свободного
времени и возможностей для развития детей
и общения с ними, для проявления внимания
к их интересам. К сожалению, дети из многодетных
семей чаще становятся на социально опасный
путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем
дети из семей других типов.

Многодетная
семья имеет меньше возможностей
для удовлетворения потребностей и 
интересов ребенка, которому и так 
уделяется значительно меньше времени,
чем в однодетной, что, естественно,
не может не сказаться на его развитии.
В этом контексте уровень материальной
обеспеченности многодетной семьи имеет
весьма существенное значение

                    
Воспитание ребенка в неполной 
семье

Ребенок
всегда глубоко страдает, если рушится 
семейный очаг. Разделение семьи или 
развод, даже когда все происходит
в высшей степени вежливо и 
учтиво, неизменно вызывает у детей 
психический надлом и сильные 
переживания. Конечно, можно помочь
ребенку справиться с трудностями 
роста и в разделенной семье,
но это потребует очень больших 
усилий от того родителя, с которым останется
ребенок. Если же разделение семьи происходит,
когда ребенок находится в возрасте от
3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно
остро.

Разделению 
семьи или разводу супругов нередко 
предшествуют многие месяцы разногласий 
и семейных ссор, которые трудно
скрыть от ребенка и которые сильно
волнуют его. Мало того, родители, занятые 
своими ссорами, с ним тоже обращаются
плохо, даже если полны благих намерений 
уберечь его от разрешения собственных 
проблем.

Ребенок
ощущает отсутствие отца, даже если
не выражает открыто  свои чувства.
Кроме того, он воспринимает уход отца
как отказ от него. Ребенок может 
сохранять эти чувства многие
годы.

Что можно 
сделать, чтобы помочь ребенку в 
разбитой семье? Объяснить ему, что 
произошло, причем сделать это просто,
никого не обвиняя. Сказать, что так 
бывает с очень многими людьми
и поэтому пусть лучше будет 
так, как есть.

 Ребенка 
можно уберечь от излишних 
волнений, когда разделение семьи 
происходит для него так же 
окончательно, как и для родителей. 
Одна из наиболее распространенных 
ошибок — чрезмерная опека матери 
над сыном.

Казалось 
бы, мать все делает из лучших побуждений:
хочет дать сыну больше внимания, окружить
большей заботой, хочет повкусней
накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая
эти усилия, нередко героические, жертвуя
собой, своими интересами, желаниями, здоровьем,
мать буквально выхолащивает все мужское
в характере мальчика, делая его вялым,
безынициативным, не способным на решительные
мужские поступки.

Если 
родители по — настоящему любят своих 
детей и хотят их воспитывать 
как можно лучше, они будут 
стараться, и свои взаимные несогласия
не доводить до разрыва  и тем 
не ставить детей в самое трудное положение.


  1. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ
    ДЕТЕЙ

У хороших 
родителей вырастают хорошие 
дети. Что же это такое — хорошие родители.

Будущие
родители думают, что такими можно 
стать, изучив специальную литературу
или овладев особыми методами
воспитания, но только одних знаний
мало.

 Можно
ли назвать хорошими тех родителей, которые
никогда не сомневаются, всегда уверены
в своей правоте, всегда точно представляют,
что ребенку нужно и что ему можно, которые
утверждают, что в каждый момент времени
знают, как правильно поступить, и могут
с абсолютной точностью предвидеть не
только поведение собственных детей в
различных ситуациях, но и их дальнейшую
жизнь?

А можно 
ли назвать хорошими тех родителей,
которые прибывают в постоянных
тревожных сомнениях, теряются всякий
раз, как сталкиваются с чем-то новым 
в поведении ребенка, не знают, можно 
ли наказать, а если прибегли к наказанию 
за проступок, тут же считают, что 
были не правы?

Родители 
составляют первую общественную среду 
ребенка. Личности родителей играют
существеннейшую роль в жизни 
каждого человека. Не случайно, что 
к родителям, особенно к матери, мы
мысленно обращаемся в тяжелую минуту
жизни.

 Именно 
поэтому первой и основной 
задачей родителей является создание 
у ребенка уверенности в том, 
что его любят и о нем 
заботятся. Никогда, ни при 
каких условиях у ребенка не 
должно возникать сомнений в 
родительской любви

Источник