Семья ребенка с отклонениями в развитии диагностика и консультирование

Семья ребенка с отклонениями в развитии диагностика и консультирование thumbnail

Вторник, 26 Января 2010 г. 14:38

+ в цитатник

Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие.  – М.: Просвещение, 2008. — 239 с.

 Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.
Методическое пособие адресовано в первую очередь Психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии. Материалы пособия могут быть полезны педагогам дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений, учителям, которые осуществляют интегрированное обучение, а также представителям родительских ассоциаций и общественных объединений. Пособие может быть использовано при обучении студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов.

Скачать

Содержание

Предисловие 2
Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии 4
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений 4
Психологический уровень 5
Социальный уровень 6
Соматический уровень 8
Влияние нарушений развития ребенка на родителей 9
Умственно отсталые дети 10
Дети с детским церебральным параличом 12
Аутичные дети 14
Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями поведения 15
Дети с недостатками речевого развития 16
Дети с сенсорными нарушениями 16
Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений 17
Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей 22
Психологические портреты родителей 24
Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей 27
Модели семейного воспитания 31
Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям 35
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 37
Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии 37
Основные концептуальные положения 41
Направления психологической помощи семьям 42
Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы 42
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы 46
Психолого-педагогическая коррекция 47
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы 49
Технологии психологического изучения семьи 49
Глава 4. Психологическое консультирование семей 68
Психолого-педагогическое и семейное консультирование 68
Профориентированное консультирование 68
Этапы консультирования и диагностика семейных проблем 69
Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 77
Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей 80
Психокоррекционные техники 95
Заключение 109
Список литературы для специалистов 110
Список литературы для родителей 116
Приложение 1 118
Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии 118
Приложение 2 123
Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями2 123
Приложение 3 129
Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых 129
Приложение 4 131
Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи 131

Вложение: 3771562_Psihologicheskaya_pomosch_seme.rar

Метки:
психология семьи

дефектология

 

Источник

Методики для оценки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

Комплексное обследование семьи каждого ребёнка с ОВЗ осуществляется разными методами, с использованием различных методик.  Основными методами являются наблюдение и эксперимент.

В качестве дополнительных методов традиционно используют беседу-интервью, собеседование с родителями, воспитателями и ребёнком, изучение документов об обследуемом, анализ продуктов деятельности и др.

Проведение экспериментального исследования требует привлечения достаточного числа методик в рамках того или иного метода. Могут применяться как стандартизированные, так и неформализованные методики.

Для детей

  • Методика «Фильм-тест» (Р. Жиль)

Методика «Фильм-тест» Р. Жиля («Le Test-Film») в адаптированном варианте И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой «Межличностные отношения ребёнка» (1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребёнка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. Методика может быть использована для детей с нормальным психическим развитием в возрасте от 4-5 до 11-12 лет, при изучении детей с лёгкой степенью умственной отсталости — с 9 лет.

Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой (слабовидящим детям стимульный материал по этой методике предъявляется в увеличенном масштабе), можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях, выявить особенности его взаимоотношений со значимым окружением, характерологические особенности ребёнка (любознательность, лидерство, общительность, конфликтность, тревожность и отгороженность).

С помощью полученных данных выстраивается профиль доминирующих личностных тенденций в системе отношений ребёнка с его ближайшим окружением и поведенческих характеристик, полученные количественные показатели соотносятся с числовыми значениями в процентах, которые ранжируются по трём уровням сформированности (низкий, средний, высокий).

Цель: исследования социальной приспособленности ребёнка, особенностей межличностных отношений, поведенческих характеристик и черт личности.

Материалы: стимульный материал — рисунки («кадры фильма»)

Инструкция: ребёнку предлагается выбрать себе место на картинке среди изображённых людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов получить информацию об отношении ребёнка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.

  • Методика Рене Жиля

Цель: получить информацию об отношении ребёнка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям, а именно показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребёнка с другими людьми; показатели, характеризующие особенности самого ребёнка (любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения и др.)

Читайте также:  Центры развития ребенка минск

Материалы: стимульный материал — сюжетные картинки, вопросы, ключи

Инструкция: Перед началом работы с методикой ребёнку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребёнок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребёнок должен выбрать себе место среди изображённых людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определённого лица. В текстовых заданиях ребёнку предлагается выбрать типичную форму поведения, причём некоторые задания строятся по типу социометрических.

  • Методика «Два дома» 

Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд Экбланд) используется для изучения общения ребёнка с членами своей семьи (Т. Д. Марцинковская, 1997), особенностей взаимоотношений и их оценки.

Цель методики: изучения отношения ребёнка к членами своей семьи.

Материал: лист бумаги размером А4 15×10 см, на котором предварительно подготовленный рисунок: вверху альбомного листа помещается многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два других дома: один в виде коттеджа, большой и красивый, выполненный в красном цвете, а другой — поменьше, обычный, нарисованный простым карандашом.

Инструкция: Вначале психолог беседует с ребёнком о его семье и выясняет ее состав, затем показывает ребёнку рисунок и просит переселить членов своей семьи из многоэтажного дома в новые дома, расположенные в нижней части листа. Ребёнку сообщают, что в большом красном доме поселится он сам. В свой дом он может взять с собой тех близких, кого захочет. Всех остальных можно поселить в домике, который расположен рядом. В конце беседы психолог задаёт ребёнку вопрос: «Кого из членов семьи ты возьмёшь в свой новый дом, а кого поселишь рядом?».

  • Рисуночные тесты

Используются следующие рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек».

Эти методики применяются при обследовании детей в возрасте от 4-5 лет (А. Л. Венгер, 2002). В отдельных случаях перечень методик дополняется «Кинетическим рисунком семьи».

Рисунки детей по своему содержанию многозначны. Особенно это проявляется в плане изучения внутрисемейного климата и характера межличностных отношений.

  • Рисунок семьи

Цель: выявить основные параметры эмоционального отношения ребёнка к членам семьи, соответствующие осям «симпатия» и «уважение»

Материалы: лист белой бумаги (А4: 21х29 см), шесть цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), резинка.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», этим искажается сама суть исследования. Если ребёнок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается, в большинстве случаев оно длится не более 35 минут. При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребёнка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как ребёнок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путём. Обычно задают следующие вопросы:

. Скажи, кто тут нарисован?

. Где они находятся?

. Что они делают? Кто это придумал?

. Им весело или скучно? Почему?

. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

. Кто из них самый несчастный? Почему?

  • Дом-дерево-человек

Цель методики: выявление индивидуальных особенностей личности.

Материал: лист бумаги размером А4 15×10 см; ручка или карандаш, можно цветные карандаши, фломастеры. С помощью теста «Дом-дерево-человек» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: (положение листа вдоль) Нарисуйте дом, дерево и человека.

Дополнительные вопросы по рисунку дома (дерева, человека):

а) Из чего он сделан?

б) Сколько ему лет?

в) Кто его строил?

г) Сколько в нем комнат?

д) Какая комната самая красивая и почему?

е) Какая комната самая плохая и почему?

ж) Дом прочный или ветхий?

з) Кто живёт в этом доме? Они весёлые или грустные?

и) Почему именно этот дом Вы нарисовали?

  • Несуществующее животное

Цель методики: выявление индивидуальных особенностей личности.

Материал: лист бумаги размером А4 15×10 см; ручка или карандаш, можно цветные карандаши, фломастеры. С помощью теста «Несуществующее животное» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: Нарисуйте несуществующее животное. А теперь придумайте ему несуществующее имя. Расскажи, какое оно.

  • Графический тест «Дерево»

Цель методики: выявление индивидуальных особенностей личности.

Материал: лист бумаги размером 15×10 см; ручка или карандаш.

С помощью теста «Дерево» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: «Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтёте нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом». Нарисуйте какое-нибудь дерево, кроме ёлки; положение листа поперёк. Если одно дерево, то лучше взять квадратный лист. Вопросы:

а) Какое это дерево.

б) Сколько ему лет?

Читайте также:  Возраст ребенка для школы раннего развития

в) Как оно растёт: диким или в саду?

г) Его посадили или оно само выросло?

д) Сколько лет оно будет жить?

е) Климат хороший или плохой?

ж) Дерево больное или здоровое?

з) Видели ли Вы это дерево раньше? Почему решили нарисовать именно его?

  • Методика «Лесенка для детей» (В.В. Ткачёва)

Методика «Лесенка для детей» В.В. Ткачёва используется при изучении самооценки детей (Т. Д. Марцинковская, 1997) и с целью определения оценки ребёнком его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами.

Цель: определение оценки ребёнком его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами.

Материалы: бланк 1, бланк 2, на бланках нарисованы лесенки; листочки цветной бумаги с обозначением членов семьи ребёнка и значимых лиц.

Инструкция: В беседе с ребёнком выясняют состав его семьи, определяют друзей и любимых учителей, соответствующим образом надписывают маленькие цветные листочки. Затем перед ребёнком кладут бланк, на котором изображена первая лесенка. Ребёнку объясняют, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. Ребёнка просят расположить на лесенке членов его семьи и близких людей. После ответа на первый вопрос ребёнку предлагают второй бланк. Теперь ему нужно оценить чувства близких людей, которые они испытывают к нему.

  • CAT (Детский апперцептивный тест) (Л. Беллак)

Методика CAT (Детский апперцептивный тест), предложенная Л. Беллаком используется для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет (Тесты детской апперцепции, 2000) для оценки уровня тревожности детей и выявления их взаимоотношений со значимым социальным окружением.

Цель: исследования уровня тревожности детей и особенностей их взаимоотношений со значимым социальным окружением, дополнительная информация о ребёнке.

Материалы: стимульный материал — стандартные рисунки из методики САТ: лев и мышонок, зайчик в кроватке, собака со щенком, медведи перетягивают канат, кенгурёнок со сломанной ногой, беременная кошка, медведица качает медвежонка, обезьянки в классе.

Инструкция: ребёнку предлагается посмотреть на картинки и рассказать о том, что там происходит.

Для родителей

  • Анкета «Психологический тип родителя» (В.В.Ткачёва)

Цель: определение психических свойств родителя воспитывающего ребёнка с отклонениями в развитии.

Материалы: бланк анкеты, текст анкеты, ручка.

Инструкция: В анкете содержатся утверждения, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В случае если вы согласны, отметьте слово «Да», если нет – «Нет». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

  • Методика «Лесенка для родителей»

Цель: определение личных, жизненных ориентиров каждого из супругов, иерархии жизненных ценностей родителя и месте в ней проблемного ребенка оценки родителями его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами.

Материалы: бланк 1, бланк 2, на бланках нарисованы лесенки;

Инструкция: Она включает два этапа. На первом этапе родитель дает оценку своим личностным качествам, распределяя черты характера по принципу доминирования. На втором этапе родитель оценивает факторы, определяющие стабильность семьи.

  • Социограмма «Моя семья» (Э. Г. Эйдемиллер)

Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить структуру и характер коммуникации в семье.

Материалы: бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: Родителям предъявляется бланк с нарисованным в нем кругом и просьбой нарисовать себя и членов своей семьи в виде кружков. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие: число членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков; взаимное расположение кружков; дистанция между ними.

  • Методика эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

Цель: выявить степень сформированности психологической самозащиты личности в форме эмоционального выгорания (уровень эмоционального выгорания)

Материалы: бланк опросника, текст опросника, ручка.

Инструкция: прочитать суждения и ответить на них «да» или «нет», проставить в бланк знаки (+), если ответ «да», или (-), если ответ «нет»

  • Опросник Шмишека

Цель: выявление характерных акцентуаций личности родителей

Материалы: материалы теста, бланк опросника, ручка.

Инструкция: ответить на предложенные вопросы согласно приложенной схеме ответов в баллах.

  • Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Цель:  изучение родительских позиций матери и отца. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Материалы: бланк опросника, текст опросника, ручка.

Инструкция:  Отвечая на вопросы методики, выразите своё согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребёнка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребёнком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребёнка.

  • Методика «История жизни с проблемным ребёнком» (B. B. Ткачёва)

Цель: уточнить основную проблему, волнующую родителя, и характер его субъективных переживаний по этому поводу, дополнив или опровергнув данные, полученные экспериментальным путём

Материалы: чистые листы бумаги, ручка.

Инструкция: просьба к родителям письменно изложить проблемы семьи. Использовать текст как вспомогательный диагностический инструментарий.

Литература:

  1. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.  М., 2002.
  2. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  3. Рассказова Е.В. Диагностика отношений в семье, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии, методическая разработка, Тула, 2009
Читайте также:  Игрушки раннего развития ребенка

Источник

ДИАГНОСТИКА

В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

1. В современном обществе, семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, рассматривается как микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о характере межличностных связей.

Её характерные функции.

— коррекционно-развивающая;

— компенсирующая;

— реабилитационная.

2. Основные периоды жизненного цикла семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

— рождение ребенка: получение информации о наличии патологии, эмоциональное принятие и привыкание к данной проблеме, сообщение другим членам семьи и близким людям;

— дошкольный возраст ребенка: взаимодействие со специалистами, принятие решений о форме жизнедеятельности, организация лечения, реабилитации, обучения и воспитания ребенка;

— школьный возраст ребенка: взаимодействие со специалистами, принятие решений о форме школьного обучения, организация учебы, решение проблем взрослых и сверстников по поводу общения с ребенком;

— подростковый возраст ребенка: взаимодействие со специалистами, привыкание к хронической природе заболевания ребенка, решение проблем изоляции от сверстников, планирование будущей занятости ребенка;

— период «выпуска»: взаимодействие со специалистами, принятие решения о подходящем месте проживания ребенка;

— постродительский период: перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок «пристроен») и взаимодействие со специалистами по новому месту жительства ребенка.

Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, — это особый объект для внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье.

3. Условно семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, можно разделить на две группы.

  1. Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструктивное отношение – это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему;

  2. Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит деструктивный характер, который может выражаться в форме:

игнорирования проблемы;

— жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка;

— акцентуации на проблеме семьи.

4. Направления работы системы комплексной помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии.

диагностика (психологическое изучение), консультирование и психокоррекция.

5. Методы комплексного обследования (основные и дополнительные).

. Основными методами являются наблюдение и эксперимент. В качестве дополнительных методов используют: беседу-интервью, собеседование с родителями, воспитателями и ребенком, изучение документов об обследуемом, анализ продуктов деятельности .

6. Диагностика семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, проводится по трем направлениям.

Первый раздел включает общие сведения о семье – состав, материальное благополучие, социально-культурный уровень членов семьи и особенности общения. Второй позволяет изучить особенности ребенка и детско-родительские отношения. Третий направлен на определение психологического типа родителей и избранной ими модели воспитания.

7. Направления консультирования семей с проблемными детьми.

  • Психолого-педагогическое консультирование, которому может предшествовать медико-генетическая консультация

  • Семейное консультирование

Психолого-педагогическое консультирование и семейное консультирование осуществляются в рамках единой консультативной процедуры. Их объединение связано с основной причиной обращения за консультацией семей – это проблемы в обучении и воспитании ребенка с особыми потребностями.

  • Профориентированное консультирование

В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:

понимание родителями основных целей профессиональной реабилитации их ребенка;

— формирование адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка;

— формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку по профориентации и планированию будущей карьеры;

— повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей;

— ознакомление с результатами психодиагностического профессионального изучения «особого» ребенка.

Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации, но и процедуру ее изучения.

8 Виды помощисемьям.

  1. Образовательная (обучение, воспитание, информирование) помощь направлена на повышение адаптивных возможностей «особого» ребенка через обучение и воспитание. Методы оказания помощи:

— формирования сознания;

— формирования образа действия в сферах жизни, имеющих социальную окраску;

— социального научения;

— включения личности в коллективную деятельность;

— закрепления положительного опыта совместной игровой, трудовой и учебной деятельности, т.е методы педагогической коррекции.

  1. Посредническая помощь включает несколько направлений:

— активизация поддерживающих систем (группы взаимопомощи);

— координация всех специалистов в решении проблем воспитания и обучения;

— социальное адвокатирование, т.е. защита прав семьи и ребенка в широкой социальной среде.

  1. Психологическая помощь (эмоциональная поддержка и психологическая коррекция) направлена на регуляцию эмоционального состояния, профилактику возможных психологических затруднений, коррекцию неблагоприятных состояний. Методы оказания психологической помощи подразделяются на групповые и индивидуальные. Среди них:

— методы психодиагностики;

— психологическая консультация;

— методы психологической адаптации;

— социально-психологический тренинг и аутотренинг;

— методы коррекции поведения, мотивации, общения и самооценки;

— методы психотерапии.

9. При оказании помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья все формы работы можно разделить на три группы.

  • Экстренные, направленные на выживание семьи;

  • Стабилизирующие, направленные на поддержание стабильности семьи, нормализацию взаимоотношений;

  • Развивающие, направленные на социальное развитие семьи.

Источник