Семья основа развития ребенка
Елена Бабарико
Родительское собрание «Семья-основа развития и становления личности ребёнка»
Форма проведения: дискуссионный клуб
— Как вы понимаете понятие ЛИЧНОСТЬ?
Опросный лист. «Ценности вашей семьи»
Мы знаем, что каждая семья – это целый мир, своя культура, традиции, приоритеты в воспитании и развитии детей.
Мы хотим, чтобы наши усилия направленные на работу с детьми были взаимно приемлемыми, дополняющими друг друга. Пожалуйста, определите степень значимости для ВАС и ВАШЕЙ семьи такие качества,как:
УМ
СОВЕСТЬ
ОПТИМИЗМ
МАТЕРИАЛЬНЫЙ ДОСТАТОК
ЧЕСТЬ
ВОСПИТАННОСТЬ
ОБРАЗОВАННОСТЬ
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
ДОБРОТА
ПОСЛУШАНИЕ
ПОРЯДОЧНОСТЬ
ВЕРНОСТЬ
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
ВЕСЕЛОСТЬ
УМЕНИЕ НАХОДИТЬВЫХОД В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ
ОТВЕТСТВЕЕНОСТЬ
УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ
НАХОДЧИВОСТЬ
(Организовываются по 3-4 человека и высказывают свои мнения).
Таким образом, мы видим, что ВЫ –родители смогли сформулировать те моральные качества, при которых можно добиться положительного результата в воспитании хороших качеств личности ребенка.
Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей.
— Как Вы думаете, в чем заключается социальная ценность семьи? (ответы родителей)
— Мы полностью согласны с вашими ответами, но самое главное – в семье должен царить мир и взаимопонимание. Семья- это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в каждый текущий момент. Это достигается только при соблюдении прав и обязанностей каждого члена семьи.
Пожалуйста,прочитайте и продолжите фразы:
1. В моей семье было важно…
2. Если дети в нашей семье капризничали, то родители…
3. В моей семье было запрещено…
4Свободное время в моей семье посвящалось…
5. Какие ценные качества Вы взяли из своей семьи для воспитания своих детей?
Знакомство с нормативными документами.
— Знаете ли Вы свои права и обязанности как родители?
-В каком документе можно с ними ознакомиться?
(родители знакомятся со статьями Семейного Кодекса РФ)
— Как вы думаете, ваши дети имеют права? Знаете ли Вы о них?
-В каком документе говорится о правах детей?
(«Всемирная Декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Конвенция ООН о правах ребенка», «Всемирная Декларация об обеспечения выживания, защиты и развития детей», «Нормативные документы федерального уровня», «Конституция РФ», «Семейный Кодекс РФ», «Федеральный Закон «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о ДОУ»).
Как видите, документов, в которых говорится о правах ребенка, много. Все они помогут Вам правильно подойти к вопросам воспитания и социально- личностного развития ребенка. Именно социально-личностное развитие детей является одним из важных направлений обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
— Уважаемые родители? Какие на ваш взгляд мы делаем ошибки, нарушая права ребенка?
Предлагаем Вам тест «Какой вы родитель?»
Игра «Удивительные выражения лица» (пиктограммы)
— Как вы считаете, влияет ли авторитарность родителей на развитие личности ребенка?
-Какие меры наказания вы применяете в своей семье по отношению к ребенку?
— Как вы думаете, что происходит с развитием самосознания ребенка?
(Ребенок, жертвуя своими желаниями и утрачивая ощущение собственного «Я», теряя контакт с реальностью, очень быстро научается давать авторитарным взрослым то, что им нужно, что они требуют. Ребенок отказывается не только понимать, но даже определять собственные чувства, что приводит к искажению и развитию детского самопринятия, самоуважения, самосознания Нужно помочь ребенку осознать свои характерные особенности, научить понимать эмоциональное состояние других людей, сформировать коммуникативные навыки- одна из главных задач нас – взрослых
.
Деловая игра «Решение педагогических ситуаций»
— По вашему мнению, детский сад помогает Вам в воспитании и развитии вашего ребенка?
(Конечно, и семья и детский сад обладает своим содержанием, которого нет у другого, У каждого есть свои изъяны и преимущества. Каждый из них дает ребенку свой универсальный опыт социальных переживаний)
Работа с таблицами «Недостатки и преимущества»
(таблица прилагается)
Таким образом, социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье,разный: в семье ребенок- объект обожания, уступчивости, прощения, а в детском саду- равноправный член социальной группы, так как ребенок сталкивается с новым социальным опытом, получая статус равноправного. И уже не ему потакают, а он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми.
В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. И только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи,признавая свои различия и сходства, недостатки и преимущества, могут компенсировать или смягчать несовершенство друг друга
Источник
Семья как основа формирования личности ребенка
Вопросы, связанные с семьей, волнуют каждого из нас. Корнями наша жизнь уходит глубоко в семейную историю. В психотерапии есть целое направление, изучающее закономерности развития и функционирования семьи, – семейная системная психотерапия, основным постулатом которой является представление о семье как о живой системе.
Семейная система — это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система -это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (Черников, 1997). Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.
Законы функционирования семейных систем:
Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремится сохранить statusquo. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показали исследования ДжеяХейли (Haley, 1980), благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних. Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию
Семья — как река, в которую никогда нельзя войти дважды. Был предложен вариант типичного жизненного цикла семьи
Свойства семейной системы
Семейная система может быть описана по нескольким параметрам. Можно выделить шесть информативных параметров:
· особенности взаимоотношений членов семьи;
· гласные и негласные правила жизни в семье;
· семейные мифы;
· семейные границы;
· стабилизаторы семейной системы;
Рассмотрим первый параметр. Особенности взаимоотношений членов семьи проявляются в общении; под общением здесь понимается абсолютно любое событие, происходящее в семье. Опоздание и умолчание, откровенные разговоры и общее веселье, покупки и приготовление еды — все это информативное, особенное, уникальное для данной системы общение. Даже, казалось бы, отсутствие общения, молчание, есть мощное информативное сообщение. Можно перестать разговаривать с человеком (ребенком, супругом, супругой), и всем будет ясно, что это — выражение неодобрения и недовольства и стремление подвергнуть виновного остракизму.
Общение может быть вербальным и невербальным; чаще всего оно бывает и тем и другим сразу. Вербальная и невербальная части сообщения дополняют друг друга, находятся в гармонии
Второй параметр — это правила жизни семейной системы. Правила бывают заданными социумом и культурой, и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой отдельной семьи Правила — это решение семьи о том, как отдыхать и вести домашнее хозяйство, как тратить деньги и кто именно может это делать в семье, а кто — нет, кто покупает, кто стирает, кто готовит, кто хвалит, а кто по большей части ругает, кто запрещает, а кто разрешает. Словом, это — распределение семейных ролей и функций, распределение мест в семейной иерархии, решение о том, что позволено, а что нет, что хорошо, а что плохо.
третий параметр семейной системы — миф. Семейный миф — это некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея или образ, или история, если хотите, идеология. Это знание, разделяемое всеми членами семейной системы, и отвечающее на вопрос: “Кто мы?” Например, частый ответ такой: “Мы дружная семья”. Это значит, что в этой семье не может быть открытых конфликтов и уж тем более при детях.
Миф порождает правила и ритуалы. Нарушение правил, особенно систематическое, может разрушить миф. Миф — это знамя, под которое собирается семья, это девиз, это вера. Если кто-то в семье не разделяет семейного мифа, он не может быть членом этой системы; система его изгоняет. Единственный случай, когда это возможно, если у семьи есть миф о бунтаре. Тогда несогласие с основным мифом подтверждает другой миф, и система остается без изменений.
Еще пример семейного мифа — миф о спасителе: “Что бы мы делали без.
Семейные границы — четвертый параметр описания семейной системы. У каждого человека, живущего в семье, есть представление о том, кто еще входит в состав его семьи. Это представление и задает границы семьи.
Границы семьи могут быть очень проницаемыми или более закрытыми. Проницаемость границ задает стиль жизни в семье. Открытая семья полна народу, гостей, приходящих без предупреждения, иногородней родни.
При более закрытых границах семьи гости приходят только по приглашению, существует специальный ритуал приема гостей, например, угощение, праздничная посуда, уборка накануне. В такой семье дети обычно менее самостоятельны, взрослые больше включены в их жизнь. Как видно, существует определенная закономерность: чем более закрыты внешние границы семейной системы, тем более открыты границы внутрисемейных подсистем. Расстановка границ семейных подсистем определяет коалиции, существующие в семье.
Функциональные коалиции — это супружеская подсистема и детская подсистема. Остальные варианты коалиций, как правило, дисфункциональны. Дисфункциональные коалиции, указывающие на наличие проблем в семье, — это, например, подсистема мамы и детей, с одной стороны, и папы — с другой.
Пятый параметр семейной системы — это стабилизатор, то есть то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. Вообще говоря, все вышеописанное является стабилизаторами, особенно семейный миф. В определенном смысле семья — это группа людей, разделяющая общий миф. Общий миф или общие мифы — условие, необходимое для существования семьи, но недостаточное. В разные периоды жизни семьи существуют разные стабилизаторы. Общие дела: хозяйство, распределение функций, общий бюджет, общие дети, страх одиночества — это обычные стабилизаторы, которые естественно присутствуют в каждой семье.
Семейную историю удобно и эффективно прослеживать с помощью техники генограммы (McGoldrick, Gerson, 1985). Эта техника позволяет проследить стереотипы взаимодействия всех ветвей семьи в трех поколениях, вычислить сценарии и подводные камни семейной жизни. Психолог расспрашивает семью о родственниках и строит генеалогическое дерево семьи в трех поколениях. Затем необходимо выяснить особенности взаимоотношений членов семьи друг с другом, семейные предания, истории, которые передаются из поколение в поколение. Психолог расспрашивает о характерах людей, истории их знакомства, истории рождения детей, переездах и других изменениях в судьбах. Из всего этого складывается история семьи, которую затем психолог интерпретирует семье, показывает связь той проблемы, с которой семья обратилась.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания: — демократический- авторитарный- -попустический
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».
При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы.
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
Уважать право ребенка на собственное мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
Стабильность семейной среды — очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка. Влияние семьи на формирование личности ребенка огромно. Маленький человек полностью впитывает в себя ценности того окружения, в котором находится большую часть времени. Моральные установки и мнения здесь имеют большое значение. Чем больше внимания уделяется чаду, тем более счастливым и самодостаточным он вырастет.
Список литературы:
1. Варга А.Я.; Карабанова О.А., 2001; Николе М., 1984; Черников А.В., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999 г.
2. Аккерман Н., 1982; Сатир В., 2000; Системная семейная терапия, 2000.3.Земска М. Семья и личность. – М., 2009. –
4.Лисина М.И. Семья и формирование личности. – М., 2006.
5 Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987, 351 с.
Источник