Семья мой дом родной влияние семьи на развитие ребенка
«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости,
ибо без первых трудно научиться последней».
Философ Сенека
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье.
Современный этап развития общества характеризуется стремительным ростом перемен во всех его сферах. Кардинальные социально-экономические, политические и духовно-нравственные изменения все более настойчиво подтверждают мысль о том, что наше общество вступило в качественно новое состояние, где существующие противоречия представляются весьма сложными и многообразными. Особенно заметно это проявляется в коренной ломке системы ценностей, которая в большей мере отражается в кризисе семьи и семейных отношений.
Воспитание подрастающего ребёнка было важной проблемой на протяжении всего процесса развития человеческого общества. Первоначально оно сводилось к передаче накопленного опыта, знаний, необходимых для биологического существования, и выработке соответствующих навыков. В настоящее время всё больше учёных, педагогов, психологов признают: всё, что есть в ребёнке, — и плохое, и хорошее — он берет из детства. Нельзя недооценивать влияние среды, окружающих людей на маленького человека, и особенно велико воздействие самых близких, составляющих непосредственный круг общения.
Семья — это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно — нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад — ведь семья передает и культурные традиции, опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе. Сегодня, говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви.
Мысли и интересы детей не ограничиваются теми рамками, какие мы воображаем, предполагая, что их мир — это детская и сверстники. Они интересуются взрослыми, ищут их общества, по-своему наблюдают их, предъявляют к ним свои требования и судят их. Конечно, их запросы и интересы детские, их суждения — детские, но они существуют, и рядом с индивидуальными чертами.
Наблюдения детей касаются не только характеров и отношений, непосредственно затрагивающих их интересы, но захватывают область гораздо шире. Им есть дело до того, как живут между собой отец с матерью, какое занимает общественное положение отец, любимы ли и уважаемы ли родители. Жизнь взрослых членов семьи налагает свои отпечатки в их сознании гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и сознание.
Родители воспитывают, а дети воспринимают тон семейной жизни, какой складывается в семье. Она может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательность не только к посторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами, любить чтение, музыку, картины или целиком уйти в хозяйственную деятельность. В семье может быть и порядок, и беспорядок. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух семьи, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм.
Родители в раннем возрасте детей сеют то, плоды чего они собирают позже. Нормальная семья представляется нам союзом, в котором, при всей индивидуальности ее членов, царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, словом, совместный труд с целью сделать жизнь и лучше, и легче. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены ее. Но появление их в семье составляет событие, с которого начинается новая полоса жизни. Дети порождают много забот, огорчений, лишений, но зато дарят и много радостей, недоступных бездетным супругам. Дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, в своем отношении к детям, к прислуге, к родным, к друзьям. Справедливо говорят, что, воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего, и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным.
Детство является особым психическим состоянием, в котором чувства и разум слиты: постоянные открытия, неуемная энергия, готовность переносить трудности. Решения приходят мгновенно, открытия совершаются на каждом шагу. Становление личности напоминает в чем-то полет птицы в весеннюю пору: вроде знает куда летит, а вроде бы и нет — то, набрав высоту, камнем падает вниз, то стремительно уносится под облака. Удивительная концентрация радости, нескованной силы, энергии!
Если мы хотим приблизиться к ребенку и приобщить его к полезным делам, нужно сбросить с себя «взрослость», чтобы не испугать, не оттолкнуть ребенка.
Порой мы забываем свое детство, свою юность и потому не понимаем детей. А они перестают понимать нас. Нашим взрослеющим детям нужна не столько опека, сколько дружеский совет, умное руководство, им нужна духовная поддержка. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть на высоте. Надо быть интересным для своих детей. И пусть наша помощь детям и советы не будут навязчивы.
Всю жизнь мы воспитываем наших детей, а они воспитывают нас. Вернее, мы сами себя воспитываем под влиянием наших детей. Чтобы оставаться им нужными всегда: когда они, став взрослыми, будут находить у нас понимание, мудрость, духовную близость.
В семье начинается воспитание, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится последующая жизнь человека, его общественная деятельность. Как воспитывать? Как найти гармонию родительской любви, ласки, требовательности? Как дать детям счастье? Нужно научить родителей мудрости воспитания человека. К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели – вот в чем проблема. Родителям хочется, чтобы ребенок был умным, сообразительным, чтобы духовные богатства и ценности человека стали его личным достоянием .С первых шагов сознательной жизни ребенка родители должны обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, чтобы маленький человек умел видеть, умел замечать то, что с первого взгляда не отличается чем-то особенным.
С давних времен человеческой культуры и по сей день окружающий мир, и прежде всего природа, является богатейшим и неисчерпаемым источником мысли. Разум — это, прежде всего, любознательность детей, которую надо воспитывать, надо учить ребенка наблюдать. С этого начинается путь ребенка в мир познания. Нужно использовать каждый свободный час для того, чтобы помочь ребенку сделать много шагов по этому пути, нужно идти вместе с ним в поле, в лес, на берег пруда, нужно уметь увидеть самим родителям и раскрыть на них глаза своему ребенку. Незабываемые минуты изумления, удивления, которые переживет ребенок, — это взлеты пытливой мысли. И чем больше он поставит вопросов, тем больше увидит вокруг себя в годы раннего детства, тем умнее он пойдет в школу, тем зорче будет его глаз и острее память. Нужно быть воспитателями ума своего ребенка, нужно учить его мыслить с раннего детства.
Нет родителей, которые бы не хотели, чтобы их дети выросли хорошими людьми, честными тружениками, имели хорошую, крепкую семью. Сами дети являются огромной воспитывающей силой для взрослых. В доме, где есть дети, открывается благотворная возможность формировать очаг моральной чистоты, благородства, духовного богатства, сердечных человеческих отношений. Какими бы прекрасными ни были наши детские сады, самыми главными в формировании у детей разума, мысли, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, — это такая основа детского мышления, которую не может заменять в этом возрасте никто. Только ежедневное общение с матерью и отцом, с бабушкой и дедушкой, с братьями и сестрами, обеспечивает благоприятную обстановку для развития детского мышления, для всестороннего развития личности ребенка, его умственного воспитания в семье.
Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть у воспитания. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство. А надо воспитать в детском сердце подлинную человеческую любовь – тревогу, волнение, заботу, переживание за судьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботу о судьбе другого человека. Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
https://ds7ruz.schoolrm.ru/parents/tips/18741/349031/
Источник
Шумский детский сад – структурное подразделение Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»
Семейная гостиная
«Семья – мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребёнка»
Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель: формировать представление родителей о семейных ценностях
Задачи:
— познакомиться поближе с семейными увлечениями и традициями;
— познакомить родителей с жизнью группы, привлечь их к участию в ней.
— формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
— воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Атрибуты: заготовки для «домика» — кирпичики, крыша, окно, указка, для тестопластики – картон, мука, соль, фартуки, полотенца, вода, стеки, ручки, микрофоны, мольберт, маркер.
Оформление: ширма, оформленная семейными гербами, шары.
Форма проведения: семейная гостиная
Подготовительная работа: изготовление пригласительных билетов для родителей на собрание, создание герба группы; организация выставки семейных альбомов, семейных гербов……
Участники: родители, дети, педагоги
Ход мероприятия
1. Звучит музыка «песни о семье»
Ведущий:
Сегодня в этом зале собрались мы не зря,
Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.
О ценностях семейных мы все поговорим,
Истории семейной мы вечер посвятим.
1й РЕБЕНОК
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
А еще есть друг у меня.
Друг Сережка мне тоже родня.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
2-ОЙ РЕБЕНОК: Много есть друзей вокруг,
Но считаю я,
Что мой самый верный друг –
Бабушка моя.
В воскресенье и в субботу
Ей не надо на работу.
Наступает для меня
Два совсем особых дня.
3-ИЙ РЕБЕНОК: а, У меня есть дедушка,
Как зима седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет!
Ведущая. Здравствуйте, уважаемые родители и гости нашего мероприятия. Как вы наверное поняли, сегодня разговор пойдет наш о семье, о семейных ценностях, которые могут помочь всем нам в воспитании детей.
Педагог (Кравец Г.Ф) Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Возвращаясь в детский сад, после летних каникул дети наперебой рассказывают о совместном отдыхе с родителями, встречах в кругу семьи, о семейных путешествиях. Было очевидно, что для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.
Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.
Ведущий:
Давайте подумаем и скажем, кто же кроме папы и мамы еще являются (могут быть) членами семьи?
Присутствующие по очереди называют тех, кто может быть членами семьи (дедушка, бабушка, тети, дяди, брат, сестра, сват, невестка и прочие).
Ведущий. Из истории мы знаем, какие были огромными семьи, в иногда количество детей превышало количество 12 человек. Из истории к нам пришло понятие родословная. Некоторые семьи в наше время интересуются родословной и составляют генеалогическое древо.
И вот большие семьи отражали свои интересы, свою деятельность в семейном (фамильном) гербе.
Педагог (Халикова В.В) Презентация «Герб моей семьи»
Герб семьи – это фамильная символика, нравственное родовое наследие. На нём обычно изображается то, чем гордится семья, её достижения и успехи, семейные традиции. Семейный герб должен рассказать обо всех членах нашей семьи. На нём нужно изобразить только самое нужное, самое главное! К тому же мы решили, что будем передавать герб из поколения в поколение! Поэтому предлагаем дома сделать герб своей семьи.
Итак, для создания семейного герба постарайтесь вместе набросать схематический рисунок, в любой геометрической форме, определитесь с фоном и нарисуйте на нем то, что вам близко по духу: цветы, зверей, птиц. Можете выбрать любой другой предмет, увидев который, незнающий вас человек сможет быстро решить, кто вы и чем занимаетесь.
На гербе можно поместить заглавную букву вашей фамилии ну или то, что с ней связано. Очень хорошо если родственники имеют одно общее дело и это желательно отобразить в виде картинки на семейном гербе. А так в создании семейного герба главное фантазия, и помните, герб – символ благополучия и счастья, поэтому постарайтесь над ним, как следует!
На нашем мероприятии есть семьи, которые принесли семейный герб и хотят рассказать, что он в себе отражает!
(презентация семейного герба — родители)
Ведущий. В нашем детском саду каждая группа — это большая дружная семья. Дети для вас, уважаемые родители, приготовили герб группы и сейчас расскажут, что он означает.
(педагогом и детьми демонстрируется герб группы)
Ведущая. Наши ребята еще умеют и в песнях отразить интересы семьи.
2. Песенка о нашей семье (на мотив «Песенка о медведях»)
Ведущий. (держа в руках альбом) Фотоальбом – эта семейная ценность, которая стала реликвией времен. Фотоальбомы бывают разные – семейные, детские… подскажите, какие еще бывают.
Педагог (Шкилева Е.В) Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет, и свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать круг. Человек уходит, а дети остаются. У детей рождаются свои дети, а у тех – свои. И, если человек не совершал ни каких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки. Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом)
А есть ли в вашем доме семейный альбом?
Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое.
В каждой семье раньше были большие альбомы с фотографиями. Там любой мог увидеть себя и своих близких маленькими, молодыми, пожилыми.
Семейный альбом – это огромное, пространство жизни с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное. Детей всегда привлекают такие альбомы. Они искренне удивляются, что их бабушки, дедушки, мамы и папы, когда-то были детьми. С интересом рассматривают они себя в младенчестве. Жаль, что во многом эта традиция утрачивается. Однако восстановить её не так-то трудно, тем более что помимо фотографий у нас аудио- видеокассеты.
Ведущая. И сейчас мы предлагаем вам создать живую фотографию. Я раздам вам карточки, на них написан сюжет фотографии. Вам нужно коллективно изобразить пантомимикой так, чтоб зрители могли отгодать, кто и что на фотографии. Участники фотографии коллектив из 3-5 человек. Время подготовки (обсуждения, распределения ролей) 3 минуты.
— семейный отдых на природе
— дети играют
— ребенок обедает
— первые шаги ребенка
— день рождение ребенка
3. музыка-релакс
Ведущий. Фотоальбом нашего детства покажет, какими мы были, а вот дети хотят услышать, какие вы были в детстве, и возьмут у вас интервью…
Вы были послушным ребенком?
Вас часто наказывали в детстве? За что?
Вы посещали детский сад? Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?
Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?
Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве? Чем она вам запомнилась?
Всегда ли родители покупали вам то, что очень хотелось?
Как ласково вас называли родители, когда вы были ребенком?
Нравилось ли вам убирать свои игрушки?
Что из детства вам запомнилось больше всего?
Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?
Ведущая: Когда-то мы мечтали повзрослеть, думали о будущей своей семье. А ведь наши дети такие же, но не совсем…. Лиза Юркина хочет вам рассказать, какая она будет мамой и совсем другой!
«КОГДА Я ВЗРОСЛОЙ СТАНУ».
Когда я взрослой стану,
Я все позволю сыну.
Руками есть сметану
И прыгать мне на спину.
Валяться на диване,
На стенке рисовать…
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать.
Кричать, по лужам бегать,
Спилить у стула ножки.
Не спать и не обедать.
Скакать верхом на кошке,
Крутить в часах пружинку,
Пить воду из-под крана.
Я все позволю сыну,
Когда я взрослой стану.
Воспитатель: Так все же зачем же современному человеку знать историю своей семьи?
Вывод: Человек без этого знания, подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы, им очень легко управлять.
Ведущая. Перед Вами фотоальбомы, мы предлагаем Вам их просмотреть, возможно угадать какому человеку или чьей семье они принадлежат. (просмотр фотоальбомов)
4. релакс – музыка
(обсуждение)
Ведущая. Уважаемые, родители, сегодня мы с детьми показали вам, какие бывают семейные ценности. А вот еще одна ценность, которая должна быть в каждой семье.
ПЕДАГОГ Давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила когда-то в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а на молодых ветры перемен налетели, разъехались все по белу свету: кто в город, кто на стройки, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки — поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него забыли.
Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке — ворона Галя: за трубой спрячется и права качает! В подполье — мышка-норушка, что про эти права частушки складывала; под крылечком лягушка-квакушка, что над этими частушками смеялась. А в доме под печкой — домовенок Кузя, который все это слушал. Хорошо они жили даже зимой, и все бы ладно было, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она старая да бессемейная нужна! А что касается вороны, мышки, лягушки да Кузи, так их никто спрашивал: они, как известно, права голоса не имеют! Разбежались, лягушка в болото, ворона в соседнюю деревню. Хуже всего Кузе пришлось: ни жилья, ни пенсии — попробуй, докажи, что ты живое существо, если паспорта у тебя нет! Ходил Кузя по поселку, везде ему плохо: в больнице аллергия на лекарства, в школе от шума глохнет, в жилых домах скандалы нервную систему расшатывают. Решил в клубе поселиться, только и там жизни нету: после первой же дискотеки у него трясучка началась. Думали мы, думали, как помочь Кузе, и придумали!
Кузя, ты где?
(Выходит Кузя, в лопаточках, с корзиночкой в руках).
Кузя. Чего надо?
Ведущий. Решили мы помочь тебе: определить в семью на постоянное место жительства, чтобы тебе хорошо было, спокойно!
Кузя. Нет нынче таких семей, где бы мне хорошо было, перевелись! Сказок детям не рассказывают, песен друг дружке не поют!..
Ведущий. Ошибаешься, есть у нас такие семьи! Посмотри на них, они пришли к нам и к своим детям на мероприятие!
Ведущий. К кому жить пойдешь, выбирай!
Кузя. Как бы не так — сразу и идти, я их лично в первый раз вижу! А вот дело дельное могу предложить.
Ведущий. Каждая семья рада тебя взять к себе, поэтому с удовольствием примет участие в деле, которое ты предложишь.
Кузя. Я один – на всех не хватит. Но вот друзей своих могу предложить! А сделаете вы их сами!
Ведущий. Ну, пусть так и будет! Есть поверье: домовой в доме — добрая примета, а еще присутствие домового означает, что живет в доме хорошая семья, где сказки рассказываются, песни поются, пироги пекутся!
Кузя объясняет технику изготовления из теста
Изготовление «домовенка» — продуктивная деятельность детей и родителей
5. музыка-релакс.
Кузя. Какая красота, молодцы! Как мне весело. Предлагаю Вам повеселиться и потанцевать.
(уборка со столов материала, гигиенические процедуры)
6. Исполняется шуточный танец. Кузя приплясывает вместе с детьми. Кузя. Ух! Вот наплясался же я!
Ведущая. Кузя! Вот как то не то получается, ты во все семьи подарил друзей, а сам, так и остался без домика?
Уважаемые гости, предлагаю для Кузи поставить домик.
У вас на столах кирпичики, на которых нужно написать –высказать свое отношение, выражение к нашему мероприятию. Напишите, что больше понравилось, что нового значимого вы взяли для себя. И прошу выложить для Кузи дом!
Рефлексия.
7. песня «Домовята»
Ведущая. В завершении мероприятия, хочется познакомит Вас с планом работы клуба на 13-14й учебный год, а так же напомнить, что наш клуб работает и для родителей, дети которых еще не посещают детский сад, поэтому приглашайте своих знакомых.
(презентация деятельности клуба)
КАРТОЧКИ на память.
Источник