Семья как среда становления и развития личности ребенка
Семья как среда становления личности
Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.
С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.
Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.
Важным фактором, во многом определяющим развитие ребёнка, является семья. Семья в целом и характер детско-родительских отношений в частности – базовая среда, которая задаёт определённое качество жизни человека. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
Влияние семьи на формирование личности растущего человека имеет особое значение. Важность семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что жизнь и благополучие ребёнка на ранних этапах развития зависят от заботы и помощи взрослых [Белинская 2001:98].
Основными составляющими семьи как микросреды развития можно назвать межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Эти компоненты выступают своеобразной питательной средой для психики ребёнка [Шустер 2000:51].
Важно заложить основу доверительных отношений между взрослым и ребёнком, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития последнего [ Шустер 2000:64].
Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс.
Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.
Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.
Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию.
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Что касается непосредственного развития личности ребенка, то необходимо сказать, что в семье развиваются все стороны личности.
Так, семье отводится большая роль в формировании эмоциональной сферы ребенка. Для руководства духовным развитием своих детей, родители должны знать их переживания и эмоциональные реакции [Медведев 2010:72].
Если ребенок был лишен полноценного общения с семьей, то недостаток внимания, доброты, ласки ведет к усилению агрессивности, аномалиям в социальном поведении детей. Наличие же положительных семейных отношений в семье создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. Поэтому семья является естественным образцом для создания условий доверительного общения, в связи с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка [ Шустер 2000:101].
Важнейшая роль семье принадлежит в формировании познавательной сферы и мыслительной деятельности.
Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых знаний, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. Семья оказывает влияние на умение детей строить логически свои рассуждения, на формирование понятий, на решение ими различных задач, как в бытийном, так и в учебном плане [Медведев 2010:43].
Для формирования собственного «я» решающим фактором также являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.
Важную роль семья играет в формировании полоролевой сферы ребенка.Согласно новой психологии пола Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем, основную роль в формировании психического пола, половой роли и полоролевой идентичности играют социальные ожидания семьи, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и реализуются в процессе воспитания детей [Андреева 2000:67].
Теория социальных ролей А. Игли подчеркивает важность разных социальных ролей, в которые включают ребенка родители. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. Из того, что мужчины и женщины занимаются разными делами, мы делаем заключение, что они разные люди.
Таким образом, мы видим важнейшую и незаменимую роль семьи в развитии различных сторон личности ребенка.
Источник
Ключевые слова: семья, воспитание, развитие, личность, формирование.
На современном этапе развития общества можно наблюдать стремительный рост и перемены во всех сферах жизни человека. Кардинальные социальные, экономические, политические, духовные и нравственные видоизменения все больше подтверждают мысль о том, что общество вошло в новый виток развития. Особенно это видно в проявлении изменений в системе ценностей, которая отражается в кризисе семьи и семейных взаимоотношений.
Семья как ячейка общественного порядка и своеобразный центр совокупности социальных взаимоотношений, зарождается как важное средство воспитания и является сферой развития духовных, нравственных основ будущего поколения. Именно в семье закладывается сложный и важнейший процесс становления личности во многих направлениях, таких как: трудовое, моральное, физическое и эстетическое воспитание. Только лишь в семье формируются жизненные установки, но и оттачиваются грани личности путем последовательного приобщения к вечным и живым духовным ценностям. Только в семье, ребенок впервые встречается с общественной жизнью, изучает ее ценности, нормы, способы мышления, язык. Поэтому семья является первой школой воспитания, в которой сохраняются и передаются жизненные ценности, опыт.
Целью данной работы является приведение доказательств, с научной точки зрения, что семья и семейные ценности, являются основой формирования личностных качеств и определяется как основное условие развития задатков и способностей человека.
Сегодня педагогическая наука указывает на несомненный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. Социальные ценности и сама атмосфера семьи определяют, является ли она средой для полноценного воспитания, основой для самостоятельного развития и самореализации ребенка. Хорошо обдуманная домашняя обстановка, является основой для полноценного воспитания и развития будущего поколения. Семья определяется как основа для формирования и постепенного развития эмоционального настроя, мыслительной деятельности, манеры поведения ребенка.
Н. П. Дубинин точно подмечает, что «…гармонично развитая личность, с ее миропониманием складывается под воздействием многих социальных факторов…» [2, c. 71]. К наиболее важным и существенным социальным факторам относится воспитание в семье. В отличие от многих других институтов по воспитанию личности, семья может непосредственно оказать существенное воздействие на все грани личности на протяжении всей жизни.
Семья — первое социальное общество, в котором приобретаются навыки общения. Поэтому так важно создать в семье атмосферу доверия, взаимной заинтересованности. Прав был В. Г. Белинский, когда утверждал: «…Как дерзко ошибаются люди, даже самые наилучшие отцы, которые считают нужным разделять свои взаимоотношения с детьми особенной строгостью, суровостью, недостижимой значимостью! Они подразумевают, что этим поведением возбудят к себе определенное уважение, но такое уважение достаточно холодное, пугливое, и тем отводят детей от себя и постепенно приучают их к замкнутости и лживости.».. [1, c. 55].
Семья и сложившаяся в ней обстановка способствует развитию многих личностных качеств индивида. Известен тот факт, что основным фактором в развитии личности являются наследственность, воспитание и окружающая среда. Данные факторы, так или иначе, непосредственно связаны с семьей, которая в свою очередь оказывает сильное воздействие на воспитание и формирование личности ребенка.
В атмосфере семьи формируются личностные качества не только маленького человека, но и непосредственно взрослых. Процесс воспитание ребёнка обогащает личные качества родителей, при этом усиливает их общественный опыт. В большинстве случаях, у взрослых это происходит на бессознательном уровне. Но сегодня стали отличаться некоторые молодые родители, которые сознательно воспитывают как ребенка, так и себя. К великому сожалению, данная позиция таких взрослых не укоренилась, независимо от того, что она завоёвывает самого пристального внимания со стороны общественности.
У каждого человека, родители стоят на первом месте. Именно они передают ребенку основные стандарты поведения, при помощи которых он исследует окружающую действительность. Такая тенденция все больше возрастает благодаря положительным, психологическим составляющим между ребенком и родителями, и его неподдельным тяготением быть похожим на взрослых. Когда родители познают данную закономерность и постигают её, тем самым определяя, что от них зависит развитие личности нового человека в их семье, то они начинают вести себя так, что их действия и поведение способствуют развитию у ребенка качеств, которые взрослые ему хотят передать. Данный подход к воспитательному процессу считается полностью сознательным, так как стабильный контроль за собственными манерами поведения, за отношение с окружающими, пристальное внимание к созданию семейной жизни — разрешает воспитывать ребенка в самых хороших условиях, которые способствуют полному и гармоничному формированию личности.
Семья воздействует на личность родителей не только в плане воспитания ребенка. Значительную роль имеют личные взаимоотношения среди представителей различных поколений, и в рамках одного поколения (между бабушками, дедушками, родителями, братьями, сестрами). Семья при этом является малой социальной группой, которая оказывает значительное влияние на всех её членов. Каждый член такой малочисленной группы может содействовать развитию духовных ценностей, воздействовать на цели и жизненные принципы семьи.
Самый основной фактор в полноценном развитии и воспитании является — здоровый образ жизни. Занятие спортом, соблюдение правил личной гигиены, отсутствие вредных привычек у взрослого поколения в семье, грамотное и сбалансированное отношение к питанию — это положительно сказывается на развитии подрастающего поколения.
В достаточно затруднительном положении находятся дети, родители которых имеют вредные привычки. Употребление алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ лишают навсегда ребёнка счастливого детства и соответственно, устойчивого положения в жизни.
Процесс воспитания совершается не только тогда, когда взрослые разговаривают с ребенком, разъясняет ему что-то, поучают его — это совершенно не верно. Процесс воспитания совершается каждую минуту, каждый час и день проведенный вместе. Правдиво утверждение А. С. Макаренко: «Ваше собственное поведение — для ребенка самая решающая вещь» [3, c. 105]. Данное обстоятельство нельзя не учитывать при воспитательном процессе в настоящее время. Ребенок как чистейший лист бумаги, который готов к непосредственному заполнению. Этот маленький человек постоянно смотрит на своих родителей и воспринимает ту информацию, которую они выдают своим поведением. Для формирования личности ребенка главное все — речь, привычки, внешний вид, способы общения с неизвестными людьми, с друзьями, родственниками.
Постепенно складывающееся взаимоотношение ребенка с родными, близкими, с окружающим миром, тем самым определяется отношение к личности ребенка. Под воздействием таких взаимоотношений вырабатывается его самосознание. С самого рождения ребенок перенимает знания, умения, навыки у взрослых. Он обучается не только ходьбе, разговору, правильно применять на практике разные предметы, играть, обучаться трудовой деятельности, но и проявлять чувства, мыслить, испытывать различного рода переживания, относиться к окружающему миру и к себе самому. Главная особенность воспитания в семье заключается в его экспансивном нраве. В детстве создается первоначальное, доверительное отношение к окружающему миру и социуму, или ожидание досадных волнений, страха пред большим миром и большим количеством людей. Исследования доказывают, что испытываемые чувства, которые сложились в раннем детстве, в дальнейшем перемещаются на иные объекты, при этом формируется у каждого человека особенный стиль взаимоотношений с окружающими.
При формировании гармонично развитой личности, большая роль отводится трудовому воспитанию в семье. Ребенок вовлекается в повседневный труд, учится обслуживать себя самого, осуществлять нетрудные, трудовые обязанности в помощь родителям. От того, как будет определена трудовая деятельность и воспитание ребенка до школы, зависит успеваемость в обучении, и общее трудовое воспитание. Присутствие у ребенка этого значительного, личного качества, как трудолюбие, является хорошим показателем нравственного развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья является первой школой общения ребенка. В семейном кругу ребенок обучается уважению старших, учится проявлять заботу о пожилых и больных, проявлять посильное содействие в помощи другому. В совместном общении с родными людьми, в бытовой деятельности у ребенка складывается определенное чувство долга. Дети в особенности восприимчивы к отношениям со взрослыми, не любят поучений, грубостей, распоряжений, достаточно тяжело переживают грубое отношение старших, обман, тотальный контроль, нечестность, лицемерность со стороны родителей.
Каждая семья имеет свои особенности, традиции воспитания. Но никак нельзя сформировать универсальные правила для всех, игнорируя возраст, количество, состав и общественный уровень семьи. Но, достаточно общие правила все же существуют. Они довольно простые.
— Воспитание в семье подразумевает атмосферу взаимной любви, теплоты и добра.
— Оба родителя должны воспринимать своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, постоянно стремится сформировать все то лучшее, что в нем есть.
— Воспитание в семье учитывает все особенности личности ребенка и создается на основе данных особенностей.
— Процесс воспитания ребенка в условиях семьи, основывается на двухстороннем уважении, из которого и берутся первоначальные, высокие требования.
— Основные проблемы благополучного воспитания в семье зачастую содержаться не в ребенке, а непосредственно в самой личности взрослых, чьи модели поведения они копируют.
— Основа воспитания в каждой семье базируется на положительном качестве, что имеет в ребенке. Не стоит заострять особое внимание только на недостатках. Данный подход в воспитании неправилен и приводит к формированию большого количества комплексов.
— Воспитание в семейном кругу должно строиться на достаточно простых принципах, на которых настаивают ведущие специалисты по возрастной психологии: любой обучающий момент, каждое мероприятие, которое направлено на формирование и развитие личности ребенка, должно состоять в виде игры.
— Общая обстановка воспитания в семье должна быть позитивной и оптимистичной.
Имеются, конечно, и еще некоторые факторы, воздействующие на формирование и становление личности — это и его среда обитания, атмосфера обучения и даже отдых. Но семья имеет главенствующую позицию в этой функции. И как личность будет проявлять себя в дальнейшей жизни, во многом зависит от атмосферы воспитания, которая была воссоздана в семье.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья является величайшей общечеловеческой ценностью. Семья — это социальный институт, который может повлиять на многие стороны человеческой личности. Большой диапазон функций воспитания семьи соединяется с особенной характерностью ее духовного, нравственного и эмоционального воздействия, что делает на высоком уровне действенным, но и необходимым фактором в формировании личностных качеств.
Литература:
1. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. Е. Н. Медынского. — М., 2008. — 310 с.
2. Дубинин Н. П. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Просвещение, 2011. — 208 с.
3. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. — 2 том. — М.: Педагогика, 1986. — 689 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, взрослый, Воспитание, окружающий мир, родитель, воспитательный процесс, маленький человек, полноценное воспитание, семейный круг.
Источник