Семья как социально педагогическая среда развития ребенка
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на детей.
В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.
Семья характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой обязанностью ее членов, которая делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием.
Семью можно отнести к естественно малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение, сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей и т.д.
Для того, чтобы назвать семью коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований, которые определяют высокоразвитую малую группу как коллектив:
— успешно справляться с возложенными на неё задачами;
— иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
— создавать для каждого своего члена возможность развития как личности.
Психологически развитой как коллектив считается такая семья, в которой сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности и информированности.
Таких малых групп, которые бы полностью бы отвечали всем требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство семей занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.
Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н.Толстой, П. Ф. Лесгафт, А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я.Титаренко и др.
Семья — тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья- это своеобразная экономическая ниша, которая характеризуется сложной системой взаимосвязанных процессов. Нарушение одного процесса приводит к дисфункции других сфер в системе целом.
Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.
Проблемы брака и семьи всегда вызывают интерес исследователей. Многие вопросы, связанные с воспитанием детей, развитием личности, благополучием взрослых и детей, не могут быть решены без опоры на семью. Установлено немало фактов в пользу принципиальной значимости и незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Дети, разлученные с родителями в раннем детстве, могут отставать в психическом развитии или иметь стойкие нарушения эмоциональной сферы. Не меньшее значение имеет семья и для взрослых, являясь источником эмоционального и физического благополучия, чувства уверенности, оптимизма. По мнению современных исследователей, семья, утрачивая свои традиционные функции, становится институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем».
Современная семья претерпевает серьезные изменения. Современный брак имеет иную природу, чем 70-80 лет назад. Если раньше экономический лидер, чаще отец, был и психологическим лидером, то в современной семье могут быть и два лидера, а чаще наблюдается перемещение роли главы в сторону женщины. Современный брак основывается на взаимных чувствах, желании жить вместе, взаимопонимании.
Рассматривая проблемы современной семьи, исследователи дают социально-психологическую оценку семьи. Семья представляет собой малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими только ей. В семье как в социальной системе различают несколько видов отношений (Н. Соловьев). Социально-биологические отношения в семье охватывают сферу движения численности и половозрастной структуры семьи, сексуальные связи, проблему рождаемости и планирования семьи, родственного чувства, эмоционального фактора в воспитании детей, проблему наследственности. Хозяйственно-экономические отношения охватывают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, распределение обязанностей и пр. Юридические отношения охватывают сферу мотивации брака и развода, правого нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми. Нравственные отношения включает мужское и женское достоинство, сферу нравственного воспитания и самовоспитания, вопросы полового воспитания, проблему трудового воспитания. Психологические отношения охватывают сферу различных психологических особенностей личности, преодоления противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирование чувств, установок, психологической совместимости и психологического климата. Эстетические отношения включают эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетику отношений, поведения, речи, одежды, жилища. Эстетические отношения образуют основу культурной преемственности в семье. Эмоциональное значение этих отношений очень велико. Они затрагивают ценностные ориентации личности каждого члена семьи и определяют в целом успешность семейной жизни. Успешность семейной жизни или её неблагополучие влияют и на психику, и на соматический статус человека.
Социальная сущность семьи проявляется в её функциях: репродуктивной, хозяйственно-потребительской и воспитательной. Репродуктивная функция — это воспроизводство населения. С детства должно формироваться чувство уважения к семье, к родителям, к братьям, сестрам, к общению в семье. Репродуктивная функция зависит, прежде всего, от стабильности семьи. Хозяйственно-потребительская функция включает ведение домашнего хозяйства, расчет домашнего бюджета, управление семьей, проблему труда, социализацию ребенка.
Как отмечалось выше, исследователи все чаще подчеркивают эмоционально-терапевтическую функцию семьи, значение сферы психотерапевтической функции семьи (В. Бызова, Н. Антонов и др.).
Одной из важнейших является воспитательная функция. Влияние семьи на воспитание личности глубоко индивидуально и долговременно. На личность ребенка оказывают влияние своеобразие нравственных устоев, образ жизни, ценностные ориентации родителей, межличностные отношения. Сложная система межличностных отношений в семье в первую очередь зависит от супружеских взаимоотношений.
Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую определенную историческую организацию.
Существует четыре признака семьи:
— брачные или кровнородственные связи между её членами;
— совместное проживание в одном помещении; общий семейный бюджет;
— эмоциональная привязанность супругов, родителей, детей друг к другу.
Семья выполняет определенные функции: генеративную, функцию первичной социализации или воспитательную, экономическую и хозяйственно-бытовую, гедонистическую, рекреационную, коммуникативную, регулятивную.
1. Генеративная функция характеризуется необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции.
В последнее десятилетие наблюдается снижение темпов роста численности населения, рост смертности, сокращение продолжительности жизни.
На сегодняшний день существует установка на бездетность и эта тенденция распространяется среди супругов детородного возраста, что связано с одной стороны, растущими экономическими трудностями, превращение ребенка «в предмет социальной роскоши», а с другой — духовно-моральным приемом, которое поразило современное общество, в системе ценностей которого — престижные вещи, машина, породистая собака и т.д.
На выполнение семьей своей генеративной функции оказывает влияние и качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.
2. Функция первичной социализации детей обусловлена тем, что родившиеся человеческое дитя несет в себе только предпосылки, задатки. Ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе».
А.В. Мудрик выделяет шесть функций семьи в процессе социализации.
Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем, школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным.
Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, т.к. именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность у сына и женственность у дочери). Так как мать, обычно, одинаково относится к детям обоего пола. Отсутствие в семье отца или его формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Американский исследователь Баум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.
В-четвертых, семья имеет важное; значение в овладении человекомсоциальными нормами.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.
Первичная социализация служит соединительным звеном между «малым миром» ребенка и большим, окружающим его, миром взрослых.
3. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция.
Раньше в понятие «экономическая функция» вкладывалось обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то в настоящий момент произошло ее экономическое обособление, а изменение отношений собственности и форм хозяйствования создало предпосылки для возникновения в каждой семье самостоятельного экономического оазиса.
На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей, ценностных ориентации и установок, жизненных целей и идеалов, с другой стороны — субъективные особенности членов семьи, их склонностей, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальная и этническая специфика.
4. Рекреационная или психотерапевтическая функции семьи объясняется тем, что семья — это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека, в зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения и т.д. Выражение «мой дом — моя крепость» хорошо выражает мысль, что здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не дружелюбного внешнего мира, разрядить свои отрицательные эмоции.
Физические силы, израсходованные человеком в трудовом процессе, выполняются в нерабочее время. Наблюдения показывают, что полнее всего восстанавливаются вилы в семейной обстановке, в общении с близкими людьми, с детьми. Разрушение системы организованного отдыха взрослых и детей сделало для большинства населения семейное проведение отпуска повелительной необходимостью, но полная стоимость путевок в учреждения отдыха недоступна для очень многих.
Между тем доказано, что совместный отдых обоих супругов и детей — это фактор, благотворно влияющий на крепость семейных связей.
5. Регулятивная функция. Здесь подразумевается статус семейного человека. Статус семейного человека выше, чем статус человека, не состоящего в браке. Семейный человек более осмотрителен в своих действиях, дает отчет своим действиям, более консервативен
6. Коммуникативная функция заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях — общением и уединении.Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
Литература:
Афанасьева Т.М. Семья: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: 2009.
Воспитателю о работе с семьей:Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф.Виноградовой. -М.: 2009.
Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования. 2005.
Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2009.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. — М., 2008.
6. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. М., 2008.
Источник
Ирина Николаева
Семья как социокультурная среда развития ребенка
«Семья как социокультурная среда развития ребенка»
«Каждая семья настолько дурна или хо-роша, насколько дурно или хорошо созда-вали ее общество. Созданная самим обще-ством, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание»
Н. Ф. Шелгунов
Дошкольный возраст является тем периодом, когда ребенку начинает от-крываться мир человеческих отношений, появляются этические инстанции, на основе которых ребенок начинает делать свои первые нравственные выборы. Дошкольный возраст – это тот период, который является весьма чув-ствительным, сензитивным к социокультурному становлению. От того,как будет построено образование и воспитание детей в этом возрасте: насколько оно будет ориентировано на социокультурное развитие; насколько его орга-низация будет учитывать специфику этого периода развития, зависит ста-новление самосознания дошкольника, его первые нравственные самоопреде-ления и основы его мировоззрения (образа мира).
Но социокультурное развитие не тождественно социальному. Осваивая социальные роли ребенок учится подчиняться правилам данного общества, соответствовать его ожиданиям, выполнять необходимые функции (трудовые, учебные и т. д.) и подчинять свои действия требованиям взрослых, принимает определенную позицию, например, позицию школьника. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые пред-ставляют собой композицию ценностей (истины, правды, добра, красоты, свойственную определенному типу культуры.
Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, об-ращаясь к ним А. С.Макаренко говорил: «Главные основы воспитания чело-века закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека».
По определению А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механиз-мов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция че-ловека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.
Именно семья закладывает фундамент становления нравственной по-зиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окра-шенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семей-ном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.
Таким образом, традиционно главным институтом воспитания явля-ется семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспита-ния обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отри-цательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку луч-ше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья
Качество воспитания в семье определяется рядом параметров кон-кретной семьи. Это следующие параметры,их 4:
— демографический – структура семьи (большая, включая других родст-венников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);
— социально-культурный – образовательный уровень родителей, их
участие в жизни общества;
— социально-экономический – имущественные характеристики и занято-стьродителей на работе;
— технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Надо отметить, что современная семья весьма существенно отлича-ется от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоциональ-но-психологических функций. Отношение детей и родителей в течение по-следних десятилетий меняются, они определяемыми глубиной их привязан-ности друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети ста-новятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои при-чины. Назовем лишь некоторые из них.
Во-первых, большинство количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей. В результате родители не имеют воз-можности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда повысился статус женщины (и как следствие повысился уровень руководящей роли в семье)
В-третьих, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и роди-телей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Важен авторитет сверстников, а авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
В-четвертых,происходит искажение представлений о реализации се-мейных функций:
репродуктивной — рождение детей;
хозяйственно-экономической;
воспитательной;
нравственно-психологического обеспечения;
коммуникативной;
рекреативной (организация досуга)
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичная для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости»стили могут быть определены как:
• состязательный (ребенка, считают выдающимся, отличитель-ным от других, формируют в нем высокомерие);
• рассудительный (родители предоставляют ребенку самостоятель-ность, позволяют приобрести собственный опыт, они не дают ре-бенку советов);
• предупредительный (ребенок лишен активности, постоянно опе кается родителями);
• контролирующий (родители ограничивают ребенку свободу дейст-вий, дети находятся под их постоянным контролем);
• сочувствующий стиль воспитания (отсутствие методов воспита-ния, потребности детей не ограничиваются)
Огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. То есть взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.
Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство — период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого созна-ния, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия оп-ределяют характер поведения ребёнка в семье.
Дошкольники являются очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, все проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. Дети стремятся к познанию, выявле-нию и установлению истины. Родители становятся примером для подражания. В первые годы жизни ребенок устанавливается истина, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В старшем дошкольном возрасте главенствующую роль играет нравственный облик ро-дителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпе-чаток на всю последующую жизнь. В сознании детей формируется авторитет родителей.
Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности. Становится важным место работы родителей, их гражданское лицо, поведение. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства.
Одним из факторов социокультурного воспитания, по праву, можно считать наличие семейных традиций. Они помогают создать в семье ощуще-ние общепринятых условностей, приобщение к которым дает ребенку чувство сопричастности к миру коллективных ценностей. Наличие семейных традиций — это факт непохожести, уникальности семьи, который формирует общественное мнение об отдельных членах семьи и семье вцелом.
Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтере-сованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об уви-денном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть собы-тия, которые отмечают по традиции как семейно — бытовые праздники (дни рождения, начало и окончание учебного года, получение паспорта, проводы в армию, и т. п., а также индивидуальные традиции (первый день весны, пер-вый снег.) Многие из этих событий отмечаются в общепринятом поряд-ке не только в семейном масштабе, но некоторые из них — в каждой семье по — своему. Главное, должно заключаться в том, чтобы у детей формировалось желание участвовать и организовывать торжества, ставшие традиционными в семье их родителей. А в дальнейшем появился стимул для создания новых традиций своей семьи.
В связи с особой воспитательной ролью семьи важно максимально увеличить положительное влияние воспитания и свести к минимуму влияние отрицательное. Для этого необходимо контролировать свои слова и по-ступки, (независимо от того присутствует ли при этом ребенок или нет). То есть соблюдать внутрисемейные социально-психологические факторы,имеющие воспитательное значение:
• Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воз-действий.
• Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности.
• Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности.
• Взаимная направленность формирующих воздействий.
• Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.
• Эмоциональность и искренность семейных отношений.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования со-циокультурных основ личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Каждый ребёнок не-вольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т. е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».
Список литературы
1. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ре-бенка. М., 1996.
2. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской нев-ротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4. С. 3238.
3. Захаров А. И. Неврозы в детском и подростковом возрасте. М.: 2000 г.
4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. М.: Про-свещение, 1988.-208с.
5. Ковалев Г. А. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. 136 с.
6. Нийт Т. Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношениях чело-века и среды // Человек. Среда. Общение. Таллинн, 1980.
7. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.
8. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений — 2-е изд., — стереотип — М.: издательский центр «Академия», 2002 г., с 160
9. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях // Дошкольное воспитание, 2002 г., №3 с 45-51
10. Лихачёв Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособия для студ. высш. учеб. заведений — М.: Прометей, 1995 г., с 464
11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и пе-дагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого
12. Свердлов О. Г. Диалоги о воспитании — М.: Педагогика, 1979 г., с 371
Источник