Семья имеющая ребенка с недостатками развития

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года красноярск

Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Источник

«Работа с семьями, воспитывающими детей со сложной структурой дефекта»

(Статья по материалам выступления на методическом объединении воспитателей ГКОУ СКОШИ № 102)

Подготовила: Пономарцева А.Н.

Работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, имеет ряд специфических особенностей, связанных с тем, что сама ситуация рождения такого ребёнка является психотравмирующей, и родители испытывают множество трудностей различного характера, среди которых особенно необходимо выделить следующее:
— личностные установки, способствующие неприятию родителями личности больного ребёнка;
— требования и ожидания родителей неадекватны возможностям ребёнка с отклонениями в развитии.
Эти особенности влекут за собой неадекватные поведенческие и эмоциональные реакции родителей, зачастую негативно сказывающиеся на развитии ребёнка и его адаптации.
В настоящее время в системе специального образования появилась тенденция к включению родителей в процесс обучения и воспитания детей, имеющих нарушения в развитии. Это особенно актуально в связи с тем, что большинство родителей испытывают трудности в принятии такого ребёнка, предъявляют к нему неадекватные его возможностям требования и не умеют использовать оптимальные способы общения и взаимодействия. А между тем, детям с умственной отсталостью крайне необходима именно компетентная поддержка со стороны близких взрослых, своевременная помощь на каждом этапе взросления. Поэтому в работе с семьей, в которой растёт ребёнок, имеющий отклонения в развитии, важную роль играет информационно-просветительская, методическая поддержка родителей, а также активное включение родителей в образовательную и воспитательную среду. Особую актуальность такая работа приобретает в классах для детей со сложной структурой дефекта.
Среди родителей существует типичное и весьма оптимистическое бытовое представление о преодолении проблем у ребенка, которые якобы можно устранить при помощи волшебного вмешательства специалиста. Большинство родителей всерьез полагают, что никто, кроме знающего, но постороннего для ребёнка взрослого, не сумеет справиться с его недостатками. Лишь постоянное, последовательное и адекватное способностям и потребностям ребенка вмешательство близкого взрослого гарантирует наилучший результат.
На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других — твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии — «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство — это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Существует много различных форм работы с родителями для повышения педагогической компетенции родителей и помощи семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. В своей практике мы совместно с учителем класса используем такую  форму работы, как «Индивидуальная консультация». Это распространенная форма взаимодействия с родителями. Тема такой консультации обычно определена заранее, ее участники имеют возможность подготовиться к встрече и достаточно четко изложить свои взгляды. Целями такой работы могут быть поиск оптимального решения какой-либо проблемы, информирование о позиции и взглядах, отстаивание интересов сторон. Участие родителей в процессе обучения и воспитания ребенка в школе рассматривается как непременное условие эффективности этого процесса. Адекватное поведение — одно из важных составляющих успешного обучения и воспитания. А эти дети должны быть всегда успешными! Для каждой мамы и для каждого папы его ребенок самый любимый, самый лучший, самый красивый. Лейтмотивом общения с родителями должна стать идея: «Все будет хорошо, вместе у нас все получится!» Тогда родители станут для педагога помощниками и партнёрами. А целенаправленное партнёрство всех значимых для ребенка людей и есть залог успеха в его обучении и воспитании.
Гармонично организованная работа педагогов образовательного учреждения с семьями, имеющими детей с ОВЗ, дает положительные результаты, что способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями, детьми и школой. Считаю, в работе с родителями должен быть девиз: «Я готова работать вместе с вами, но не вместо вас!»

Читайте также:  Развитие плода по неделям и когда узнать пол ребенка

Источник

Характеристика  семей имеющими детей с особыми образовательными  потребностями

Появление в семье ребенка – самая большая радость в жизни. С детьми родители связывают самые  светлые надежды, упования. Однако все складывается совсем иначе, когда ребенок рождается с отклонениями в развитии. Родители  бывают подавлены, выбиты из обычной жизненной колеи. Первая реакция на поставленный диагноз – ощущение вины, затем мысль о не заслуженности случившегося.

Термин «дети с особыми образовательными потребностями» призван вытеснить из широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

Семья, имеющая ребёнка с особыми нуждами, намного реже является объектом исследования, и её проблемы исследованы в меньшей степени.

Проблема оказания помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, представлена в исследованиях Ю. А. Блинкова, Т. Г. Богдановой, Т. Н. Волковской, В. В. Ткачевой, Е. И. Морозовой, М. М. Семаго, Н.Г. Корельской и т др.

Реабилитационная работа с семьей широко  представлена  на Западе, где разработаны модели взаимодействия и конкретные техники помощи. Практика педагогического образования представлена: Т. Гордон, М. Карнес, Р. Ли, Г.Л. Лэндрет, М. Фаин и др.

В настоящее время  семья ребёнка с  психофизическими недостатками рассматривается, как  реабилитационная структура, обеспечивающая условия его оптимального развития ( С.Д. Забрамная, И. Ю.Левченко, Э. И. Леонгард, Е. М. Мастюкова и др).

Е. А. Полоухина подчеркивает, что рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья структурно деформирует семью. Это происходит вследствие  постоянной  психологической нагрузки, которую несут члены семьи больного ребенка. Социально – психологический климат в  семьях  менее благополучный по сравнению с обычными семьями.  Взаимоотношения характеризуются более жесткой иерархичностью семейной организации;  отношения между членами семьи можно охарактеризовать, как  более напряженные и конфликтные [6 С. 143-148].

Н. Г. Корельская характеризует  все семьи, воспитывающие детей с нарушениями  развития определенными признаками:

1. Родители испытывают нервно – психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу  и неуверенность за будущее ребёнка (нарушение временной перспективы).

Читайте также:  Развитие ребенка третий год

2. Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них разочарование, неудовлетворенность, горечь.

3. Семейные отношения нарушаются и  искажаются .

4. Социальный статус семьи снижается —  возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные  взаимоотношения, но и приводят к  изменениям в её ближайшем окружении.  Родители стараются скрыть факт  задержки развития от друзей и знакомых, соответственно круг  вне семейного функционирования сужается  [ 3,с. 39].

5. «особый психологический конфликт» (Ч. Шеффер, Л. Кэрри, 2000)  возникает в семье, как результат. Столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и  лечению такого ребенка.

Специалисты социальных служб определяют следующие проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие  ребенка инвалида (с особыми нуждами):

  • Неумение родителей ориентироваться в сложившейся ситуации;
  • Незнание юридических и правовых норм;
  • Нарушение социального статуса семьи;
  • Жилищные и материальные проблемы;
  • Полная или частичная изоляция ребёнка инвалида;
  • Нарушение психологического климата в семье [7,С.34].

По ситуации восприятия ребенка инвалида в семье Н. Г. Корельская описывает следующие типы семей, которые имеют некоторые особенности:

  • Фрустрация ряда потребностей, таких как потребность в общении, потребность в продолжение  рода и т. д.;
  • Длительное иногда хроническое состояние тревоги, отчаяния, вызванное отсутствием перспектив на будущее, одиночеством, непониманием со стороны окружающих людей;
  • Проблема в сохранении семьи: опасение, что муж оставит жену одну  с ребёнком;
  • Частые материальные трудности;
  • Проблемы в продолжение карьеры и самоактуализации;
  • Частые психотравмирующие ситуации, связанные со здоровьем ребенка, социальными проблемами и т.д.
  • Полная поглощенность  проблемами, связанными с ребенком;
  • Изоляция от общества в целом.

Таким образом, трудности, с которыми сталкивается семья в случае рождения  ребенка с особыми нуждами, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей.

Семьи, где  растет ребенок с особыми потребностями, часто не выдерживают этого испытания. Отец из неё уходит, а жена полностью поглощена заботами о больном ребенке, у которого нет никакого будущего.

Такие семьи сталкиваются с рядом других трудностей. Один из членов семьи бывает вынужден оставить работу, чтобы ухаживать за малышом, и возникают проблемы материального порядка. Происходит разрыв социальных и общественных связей, и семья, которой часто не к кому обратиться за поддержкой,  чувствует себя отрезанной от окружающего мира.

Сложности в контакте с ребёнком, проблемы ухода и воспитания, невозможность самореализации  — всё это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребёнка может  восприниматься родителями  как препятствие, искажающее удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве. Ситуация «особенного» материнства  удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности.  Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных  потребностей членов семьи  ложится на плечи отца. Стрессогенная ситуация   ведет к нарушению сексуально – эротической функции. В связи с чем из–за  боязни повторения ситуации родители отказываются от рождения второго ребёнка.

В состоянии родителей вызванном  рождением ребенка с тяжелыми психофизическими нарушениями, может быть выделено  4 основных периода:

Первый период – состояние стресса, растерянности, полной подавленности. У родителей падает  самооценка возникает чувство вины.

Второй период —  переход стрессового состояния в негативизм, перенос вины на других (чаще на медицинский персонал). Представления о состоянии ребенка  далеки от реальности, тяжесть заболевания в полной мере не осознается.

Третий период —  депрессия, связанная с пониманием истиной картины заболевания. В наибольшей степени этому подвержены матери т. к  практически постоянно находятся с ребенком. Клинические исследования показывают,  наряду с депрессией у матерей отмечались  астенические явления:  головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебание артериального давления, со временем увеличивающееся. Женщины становились более замкнутыми, теряли интерес к окружающему, у них отмечалась постоянная вялость, раздражительность, обидчивость, слезливость и т. п.

Четвертый период  характеризуются  таким состоянием семьи, когда оба родителя  постепенно примеряются с психофизическими особенностями ребенка и начинают целенаправленно следовать советам специалистов, стараясь придерживаться определенной программы воспитания ребенка  [4, С. 162].

Таким образом,  специалистам,  работающим с семьями, имеющими детей с особенностями в развитии, необходимо  быть  не только компетентными в педагогических, психологических вопросах развития, таких воспитанников, но  и уделять особое внимание психологическому  состоянию семьи. Зная характерные  особенности и  проблемы таких семей, специалист сможет грамотно построить диалог в общении с семьёй, и в   дальнейшем оказать квалифицированную  помощь ребенку и его  семье.

Литература:

  1. Если в семье ребенок – инвалид: Сб. ст., очерков, Сост. С. А. Горбунова. – Калининград: ОГУП «Калининград кн. изд – во», 2003. – 248 с.
  2. Е. В. Бурмистрова Семья с «особым ребеноком»: психологическая и социальная помощь. //Вестник практической психологии образования №4 (17) октябрь – декабрь 2008.
  3. Корельская Н. Г. «Особая» семья – «особенный» ребенок: Книга для родителей детей с отклонениями в развитии.  – М.: Советский спорт, 2003. – 232с.
  4. Малер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: «Академия», 2003. – 208 с.

Источник