Семинар развитие ребенка в театрализованной деятельности
Светлана Волобуева
Семинар-практикум «Театрализованная деятельность в ДОУ»
Семинар-практикум для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ»
Цель:
систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
2. Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
4. Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления различных видов театра.
Ожидаемый результат: у педагогов развиваются творческие и коммуникативные способности, сплочение коллектива.
Участники: воспитатели
Ход семинара:
— Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема семинара:
«Театрализованная деятельность в ДОУ». Мне хочется начать семинар словами известного психолога Бориса Михайловича Теплова «Театр – это волшебная страна, в которой ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир»
1. Значение театрализованных игр в развитии дошкольников.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.
Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию.В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.
Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Организация театральной деятельности в ДОУ.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена
• в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-эстетической и т. д.);
• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
• в самостоятельную деятельность детей;
Как вы понимаете?
• Включение театрализованной деятельности в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности?
— Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.
• Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов?
— Это совместная деятельность детей вне занятий. Сюда включаются организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
• Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей?
— В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ,мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
— Дорогие коллеги, ничего писать мы не будем, а превратимся ненадолго в детей. Все игры, которые я буду с вами проводить, можете смело применять на практике!
ЗАДАНИЕ № 1 «Пальчиковый игротренинг»
Вспомните пальчиковую игру с движениями и проведите ее с педагогами.
Например
«Теремок»
На поляне теремок,
(Соединить ладони «домиком».)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в «замок».)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в «колечки».)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)
ЗАДАНИЕ № 2 «Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»
1.
2. Представьте, что я мама-медведица, а ты одна из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть.Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай. Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.
2. Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом волка.
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
ЗАДАНИЕ № 3 «СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»
Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.
Еле-еле Елизар, Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара, Не догонишь Елизара.
Мама шьет сорочку дочке. Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек: Растет дочка, как росточек.
Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.
Грабь граблями гравий, краб!
ЗАДАНИЕ № 4 «Сказка на букву».
Как известно, театрализованную деятельность в детском саду организуют по сказкам, сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете сказки.
Я называю букву — вы называете сказку на эту букву. А – “Айболит”, “Аленький цветочек”; Б – “Буратино”, В – “Волк и семеро козлят”; Г – “Гуси-лебеди”; З – “Заюшкина избушка”; К – “Кот, лиса и петух”, “Красная шапочка”; Л –“Лиса и журавль”; М – “Медведь и Машенька”; П – “По щучьему веленью”; С – “Сивко-Бурко”; Т – “Три поросенка”, “Три медведя”; Ц – “Царевна-Лягушка”.
ЗАДАНИЕ № 5 «Черный ящик» Внимание! Вопрос!
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//
Подсказка: Этот предмет есть в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»
ЗАДАНИЕ № 6 «Реши пример. Герой + предмет = сказка».
Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые.
1. Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? //
К. И. Чуковский Мойдодыр//
2. Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? //
Шарль Перро «Кот в сапогах»//
3. Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? //
Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»//
4. Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =? //
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»//
Задание № 7 «Кто вперёд»
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
Вам надо подобрать картинки и вспомнить пословицы. Которые изображены на этих картинках.
Задание № 8 Театральная мини-постановка сказки Теремок.
— А теперь друзья, давайте заглянем в страну Театралию. Театралия нам помогает, чтобы ребенок был какой (талантливый, музыкальный, терпеливый, инициативный, эрудированный, художественно-литературный, художественно-изобразительный, непосредственный, здоровым, творческим)
(Звучит сказочная музыка. Ведущий переодевается в Петрушку)
Внимание, внимание,
Извещаем всех заранее!
Пора отправляться в страну Театралию,
Где состоится представление,
Всем на удивление!
— У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами.
Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот выходит и я даю слова)
1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).
2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).
4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).
5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).
6. Зимой спит, — летом ульи ворошит. (Медведь) .
Петрушка. Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она? Отгадайте вы друзья.
Стоит избушка, Резная верхушка,
Тесом покрыта, Щелком прошита,
Что это? (Теремок)
Есть у меня необычные герои, только они говорить не могут, их нужно озвучить, каждого героя своим голосом.
Петрушка. Вот стоит наш Теремок,
Как красив он и высок!
Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,
Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.
Мимо мышка пробегала.
Мышка. Познакомьтесь Мышка, я, Брожу по лесу я,
Ищу себе домишко. Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.
Петрушка. А вот и лягушка прискакала.
Лягушка. Ква-ква квакушка я, друзья, Звать Лягушкою меня! По кочкам быстро я скачу,
Друзей себе найти хочу. Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. По дорожке, угадай-ка, Кто бежит к нам?
Увидал он Теремок, И на месте скок-поскок!
Зайка. Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.
Петрушка.
Хорошо им в Теремочке! Так идут, бегут денечки…
По лесу Лиса гуляла, Теремочек увидала…
Лиса. Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Про слыхал про то Медведь,
Пошёл терем поглядеть… Идёт лесом, ковыляет,
Увидал он Теремок –Стукнул по стене разок…
Миша. Бурый я Лесной Медведь! Люблю громко я реветь!
Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Вышел в поле Петушок погулять,
Сладких зерен поискать.Видит: чудо-теремок.
Петя. Что за терем-теремок? Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Терем, правда наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Ты оркестр собери,
Нам скорее покажи.
Инструменты есть у нас, Вы друзья скорей берите,
Нам оркестр покажите. В теремочке чудном нашем
Мы поем, танцуем, пляшем.
Оркестр все играют на муз. инструментах.
Важно, внимательно слушать музыку и добавлять звук там, где на ваш взгляд это необходимо.
Петрушка. Все зверята подружились.
Вот как в сказке получилось.
Тут и сказочке конец,
А кто слушал — молодец!
Рефлексия от педагогов. Рейтинг успешности проведенного мероприятия.
Источник
Шульгина Наталья Евгеньевна
Семинар-практикум для воспитателей «Играем в театр»
Цель
Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.
Задачи
1. Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
2. Закрепить знания о способах организации и педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
3. Развивать творчество и фантазию воспитателей в процессе изготовления различных видов театра.
Предварительная работа
1. Подбор литературы и оформление выставки «Такой разный театр».
2. Вопросы для педагогов к семинару-практикуму:
• Какой комплекс взаимосвязанных задач развития дошкольников мы можем решить с помощью театрализованной деятельности?
• Каково значение театрализованной деятельности в детском саду?
• Как в своей работе вы используете театрализованную деятельность?
• Какие виды кукольных театров вы знаете?
• С какими видами театра знакомят детей в разных возрастных группах?
• Как вы думаете, какая развивающая среда по театрализации должна быть оформлена в группе?
• Какие методические пособия и технологии вы используете при реализации данного направления?
• Как вы понимаете понятие «игра-драматизация»?
• Как вы понимаете понятие «режиссерская игра»?
• Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами?
3. Смотр театральных уголков в группах.
4. Домашнее задание: подобрать и провести 1 театральную игру с педагогами на семинаре-практикуме.
План семинара-практикума
1. Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника (выступление старшего воспитателя Н. Е. Шульгиной).
2. Блиц – опрос воспитателей по теме семинара-практикума.
3. Виды театрализованных игр. (Выступление музыкального руководителя О. В. Ивойловой)
4. Задачи по развитию театрализованной деятельности в каждой возрастной группе и особенности педагогического руководства театрализованной игрой (выступления воспитателя Т. В. Антоновой).
5. Использование театрализованных игр в работе с детьми. (Обмен мнениями с педагогами. Работа в микрогруппах).
6. Творческое задание «Изготовление различных видов театра для театрализованных игр».
7. Домашнее задание «Играем в театр».
8. Подведение итогов семинара-практикума.
Материал и оборудование: компьютерная установка и проекционный экран для слайд-шоу и презентаций; выставка разных видов театра.
Ход семинара-практикума
1. Значение театрализованных игр в развитии дошкольников. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.
Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.
Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
2. Блиц-опрос по теме семинара-практикума.
Цель: актуализировать знания воспитателей об игровой деятельности дошкольников.
• Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы. Назовите их. (Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами)
• Какие игры относятся к играм с правилами? (дидактические и подвижные игры)
• Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим? (игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, театрализованные игры)
• Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют общую структуру (строение). Назовите основные элементы этой структуры? (замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое взаимодействие, правила)
• Назовите различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми. (В сюжетно-ролевых
Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б. М. Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
Источник