Семинар практикум для родителей развитие руки ребенка
«Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Масычева Мария Николаевна
Воспитатель дошкольных групп
МБОУ «Лицей им.Г.Ф.Атякшева».
Основная часть.
Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.
Задачи:
• повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук для успешного овладения письмом;
• показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника;
• привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук.
Оборудование и материалы: столы, расставленные полукругом, компьютер, проектор, презентация к семинару, листы бумаги для записей, карандаши, ручки или фломастеры, необходимые атрибуты для игр и упражнений на развитие моторики, «Листы обратной связи» на каждого родителя.
Подготовительная работа:
1. Изготовить приглашения на собрание для родителей.
2.Организация выставки литературы, пособий и картотек по развитию мелкой моторики.
3. Приготовить презентацию для родителей.
4. Распечатать памятки для родителей «Развитие мелкой моторики рук».
Участники:
• воспитатели;
• родители.
Ход мероприятия.
1. Организационная часть.
Уважаемые родители! Глядя на предложенный материал на ваших столах, Вы все догадались, какова тема нашего практикума. Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста».
2.Основная часть.
И педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Мы подробно остановимся на оном из аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ни для кого не секрет, что у большинства современных детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Современная одежда, оснащённая, в основном, липучками и кнопками, не предполагает усилий со стороны ребёнка. Многие дети предпочитают компьютерные игры конструкторам и рукоделию. Как результат – ручная неумелость, неспособность справиться с заданием, требующим координации пальцев рук, мышечного напряжения пальцев. Это, в свою очередь, ведёт к трудностям в обучении в школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Почему же ещё важно развивать мелкую моторику рук? Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Чтобы лучше запомнить и прочувствовать на себе, все предлагаемые методы мы будем отрабатывать их на практике. Будем рады прислушаться к Вашим предложениям и идеям.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Капуста.
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим…(щепотками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)
На выставке мы представили Вам подборку пальчиковых игр для работы с детьми.
Игры с пуговицами.
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Предложите ребёнку выложить рисунок или орнамент. Чем мельче пуговицы, тем кропотливей работа, развивается пинцетный захват. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Упражнение с дыроколом.
Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь можно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия. Работа с дыроколом развивает силу нажатия.
Игры с сыпучими материалами.
1.Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим
И сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем.
Можно в ёмкость с горохом спрятать мелкие игрушки и предложить их найти. Тем самым развиваем тактильные ощущения.
2.Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем, развиваем пинцетный захват.
3.Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
4.Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Предложите ребёнку нарисовать картину пальцем одной руки, одновременно пальцами обеих рук, оставляя отпечатки подушечками пальцев и т.д.
Игры с пробками от бутылок.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно, развиваем координацию движений пальцев.
Игры с прищепками.
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2.Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку и т.д.
3.Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Игры с пинцетом и пипеткой.
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.
Игры с бусинами, макаронами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры – шнуровки.
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
Аппликация, лепка, рисование.
Работа с ножницами хорошо развивает координацию и силу пальцев. Вырезать можно из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой, получая интересные силуэты.
В процессе лепки развиваются тактильные ощущения, координация движений пальцев, мышцы пальцев. Наряду с традиционными приёмами лепки, можно использовать пластилинографию, то есть «рисование пластилином», в процессе которого детали рисунка покрываются тонким слоем пластилина. Размазывание пластилина требует определённых усилий и ручной умелости.
Рисование — одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.
Использование зубочистки.
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
3 часть. Заключительная.
К сожалению, с проблемами ребёнка в координации движений и мелкой моторике большинство родителей сталкивается только школе. Это оборачивается усиленной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и карандаш. Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок (Вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук» (Приложение 4).
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.
Нам очень важно Ваше мнение, поэтому заполните, пожалуйста, «Лист обратной связи» (Приложение 3).
Большое спасибо за активное участие!
Приложение 1
Анкета для родителей «Развитие мелкой моторики ребенка»
(для определения уровня компетентности родителей
в вопросах развития мелкой моторики детей).
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1. Фамилия, имя ребенка …………………………………………………………………………………
Ф.И.О. родителя ……………………………………………………………………………………………
2. Дата рождения ребёнка ……………………………………………………………………………….
3. Обращаете ли вы внимание, насколько развиты движения рук вашего ребёнка?
………………………………………………………………………………………………………………..
4. Как Вы считаете, соответствует ли развитие моторики рук вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)
………………………………………………………………………………………………………………..
5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 6-7 лет) (да, нет)
………………………………………………………………………………………………………………..
6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем
она заключается?
………………………………………………………………………………………………………………..
7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, логопед)
………………………………………………………………………………………………………………..
8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?
……………………………………………………………………………………………………………….
9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете
ли вы, что означает данный диагноз)
………………………………………………………………………………………………………………..
10. Проводите ли занятия по развитию мелкой моторики дома? (с какого возраста, как часто, что именно)
………………………………………………………………………………………………………………..
11. Знакомы ли Вы с понятием «Мелкая моторика рук» (нет, да, что означает данное понятие?)
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
12. Как Вы думаете, участие родителей в формировании мелкой моторики (необходимо,
не нужно, не играет роли)
……………………………………………………………………………………………………………………………………….. Дата ……………………………………… Подпись родителя:
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2.
Лист регистрации присутствующих на собрании родителей.
№ п/п | Фамилия, имя, отчество. |
Приложение 3.
Анкета обратной связи.
Уважаемый родитель!
С целью совершенствования нашей работы, ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, поделитесь с нами своими мнениями и замечаниями.
1. Важность темы (оцените по пятибалльной системе, нужное подчеркнуть). 5 4 3 2 1
2.Полезность и необходимость информации.
5 4 3 2 1
3.Практичность информации (можно применить в жизни). 5 4 3 2 1
4. Что на родительском собрании было для Вас
1) Самым полезным_______________________________________________
__________________________________________________________________
2) Самым бесполезным____________________________________________
__________________________________________________________________
3) Самым запоминающимся_____________________________________________________________________________________________________________________
5. Какую информацию по теме «Развитие мелкой моторики» Вы хотели бы получить ещё? _____________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Что бы Вы хотели пожелать педагогам группы.____________________________________________________________
Большое спасибо!
Приложение 4.
Упражнения по развитию мелкой моторики 1.“Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10). 2.“Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8). 3.“Заяц”: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10). 4.“Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10). 5.Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.
| МБОУ «Лицей им.Г.Ф.Атякшева» Дошкольные группы «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК» «Один родитель дороже тысячи учителей» (китайская пословица).
|
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Игры с пинцетом и пипеткой. 3.Игры с бусинами, макаронами. 4.Игры – шнуровки. 5.Аппликация, лепка, рисование. 6.Использование зубочистки. 7.Игры с пробками от бутылок. 8.Упражнение с дыроколом. 9.Игры с пуговицами. 10.Игры с сыпучими материалами. 11.Игры с прищепками. 12.Массаж и самомассаж кистей рук. |
|
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области
«Детский сад№5 «Улыбка»
Семинар — практикум
для родителей детей второй группы раннего возраста
на тему:
«Развиваем мелкую моторику руки ребёнка».
Провела воспитатель: Ардамакова Н.Р.
Цель: Создать условия, способствующие повышению интереса родителей к развитию мелкой моторики руки ребёнка.
Задачи:
- Познакомить родителей с различными видами заданий, способствующих развитию мелкой моторики руки ребёнка;
- Доказать необходимость развития мелкой моторики руки ребёнка начиная с раннего возраста;
- Убедить родителей в важности, совместных занятий с детьми.
Уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас за нашим круглым столом. А начну я наш семинар с загадки. «Двое лебедей, у каждого по пять детей» (руки).
Совершенно верно, это наши руки. Скажите, пожалуйста, что умеют делать ваши руки? (ответы родителей)Да, конечно же, всё что угодно: шить, вязать, готовить, рисовать, писать, мастерить, владеть различными инструментами, управлять техникой – для чего только не могут человеческие руки! Но само либо собой пришло к человеку умение выполнять всю эту работу? Конечно же, нет. Чтобы руки умело, чётко и слаженно работали, нужна тренировка. И тренировка эта необходима с самого раннего возраста. Сегодня мы с вами и поговорим о развитии мелкой моторики руки (РММР) ребёнка. Что это такое, каким образом развивать руку ребёнка, я Вам сегодня расскажу и покажу. А вот чему способствует РММР ребёнка, Вы попытаетесь ответить сами в течение нашего семинара
Итак, сейчас мы хотелось бы проанализировать результаты анкетирования. На вопрос – ка Вы понимаете фразу «развитие мелкой и моторики руки ребёнка», Вы ответили следующим образом: подвижностью пальцев, умение работать мелкими деталями и т.п. И, конечно же, очень радует, что Вы этим вопросом интересуетесь, и дома занимаетесь и играете со своими малышами. А сейчас мне хотелось бы поделиться с Вами несколькими маленькими секретами, которые помогут Вам в общении с вашими детьми:
- Все игровые упражнения должны быть непродолжительными. Не более 5 – 7 минут и не должны вызывать у ребёнка отрицательных эмоций.
- Все упражнения необходимо обыгрывать.
- Начинать занятия необходимо, когда у ребёнка хорошее настроение и когда он не занят другой игрой.
- За малейшие успехи обязательно хвалить малыша.
- Ни в коем случае не акцентировать внимание на его неудачах, не ругать.
- Проводить игру – занятие живо, эмоционально, стараться вызвать интерес у ребёнка.
Как же можно поиграть с ребёнком, чем с ним позаниматься, чтобы развить его руку?
- Начнём с пальчиковой гимнастики.
Существуют замечательные книжки по пальчиковой гимнастике (показать). Эти книги прекрасно иллюстрированы, в них даётся текст игры и описание действий, которые необходимо производить с пальчиками. Все задания расположены в книге по степени сложности – простых к сложным. Давайте и мы с Вами немножко поиграем. Покажите, в какие игры с палочками Вы играете со своим ребёнком. (Родители показывают). А сейчас, я Вам покажу, некоторые пальчиковые игры, в которые, согласно возрасту, мы играем с детьми нашей группы. Это: «Сорока – белобока», «Идёт коза рогатая…», и т.д. Давайте попытаемся ответить на вопрос: «Что значит развивают игры с пальчиками»?
— ребёнок слушает текст стихотворения. Развиваются слуховое восприятие, внимание.
— ребёнок запоминает текст стихотворения, заучивает его наизусть. Развивается память.
— ребёнок воспроизводит текст стихотворения. Развивается речь.
— ребёнок выполняет действия с пальчиками. Развиваются: зрительное восприятие, мелкая мускулатура пальцев рук.
( на фланелеграфе составляется схема – чему способствует РММР ребёнка)
- Необходимы упражнения с пирамидками, вкладышами.
Существуют различные виды пирамидок:
- Различные по цвету;
- На конусообразном стержне;
- На прямом стержне;
- С резко контрастными по величине кольцами.
Вкладыши тоже бывают разных видов:
- Мягкие;
- Логические кубы;
- Различные по форме;
- Различные по величине;
Давайте попробуем поиграть с пирамидками так, как мы играем с детками в группе. (Родители играют).
Инструкция:
Посмотрите, какая красивая, яркая пирамидка! Сколько на ней разноцветных колечек! Давайте с ней поиграем. Снимите верхушечку. Положите её рядом с пирамидкой. Теперь снимите самое маленькое колечко. ( Слово «маленькое» выделите голосом, можно спрятать в ладошке). Положите его рядом с верхушечкой. Теперь снимите ещё колечкопобольше. Положите его рядом с маленьким. А теперь снимите самое большое ( выделите голосом слово 2большое») колечко. Молодцы! Посмотрите, какой длинный у нас рядок получился, проведите пальчиком. А теперь соберём пирамидку (в обратной последовательности). Собрали? Давайте посмотрим, правильно ли мы собрали? Проведите ручками по пирамидке сверху вниз. Вот какая ровная получилась пирамидка! Молодцы!
Занимаясь с вкладышами, обращаем внимание на их форму и величину. Полезно обвести фигуру вкладыша по контуру. Полезно использовать словесную инструкцию: «Посмотрите внимательно на игрушку. Обведи её пальчиком. Посмотри внимательно на окошечки. Найди такое же окошечко (выделить голосом) как эта игрушка. Приставь. Если подходит, вставь в окошечко». Если ребёнок затрудняется, вставит игрушку в окошечко, помогите ему. Играя с пирамидками и вкладышами, ребёнок проделывает огромную умственную работу: он сравнивает, анализирует, обобщает, а значит, у него развивается…что? (мышление).
(дополняем схему — чему способствует РММР ребёнка)
- Ещё мне хочется познакомить Вас с интересным для детей видом деятельности – это занятия с липучками, наклейками.
Дети очень любят что-нибудь подцепить пальчиками. Посмотрите на этого симпатичного снеговика. Все его части тела крепятся на липучках. Вы можете с ребёнком разбирать его и собирать. Кроме этого, к этой игрушке прилагается ряд других деталей и из снеговика легко сделать например зайку или петушка, или ещё какого-нибудь, что подскажет Вам ваша фантазия. Не говорящих детей можно попросить: «Покажите, где у петушка хвостик, клювик и т.п.». А говорящим детям можно задать вопрос»: «Кто это?»
Детям, которым около двух лет можно предложить раскраски с наклейками.
Желательно приобрести книги – сказки с многоразовыми наклейками. В группе мы пользуемся кавролином (показ). Знакомим детей с геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник. Учим различать эти фигуры и называть их облегчёнными словами: «кружок», «кубик», «крыша».
- Интересное занятие – выкладывание рисунка из палочек.
Можно использовать счётные палочки или спички с обрезными головками. Важно преподнести этот материал так, чтобы он вызвал интерес у ребёнка, т.е. обыграть.
Например: Ванюша, посмотри, кто к нам пришёл! Да ведь это Мишутка! Ух, какой косолапый! Мишка, а что ты нам принёс? Какая красивая коробочка. Да в ней что- то есть – послушай, как она гремит. Мишка, можно посмотреть? (разыгрывается диалог с игрушкой). «Да конечно».
— Ой, да тут палочки!
— Мишка, а зачем тебе палочки?
— А я люблю ими рисовать.
— Да – а, а мы не умеем… Ты нас научишь?
— Конечно.
(раздаю родителям палочки и листы бумаги.Они выкладывают палочками рисунок).
— конечно, картинку ребёнок Вам не создаст, а простые формы вместе с вами сможет изобразить. Например, солнышко, огурчик, яблоко и т.д.
- Очень полезна для РММР мозаика.
Желательно крупная во избежание несчастных случаев. Играя с мозаикой учим детей брать пальчиками, по 1 штуке и выкладывать на игровом поле. Если ребёнок совсем маленький, можно научить его выкладывать дорожку из разноцветной мозаики, если же постарше (после 1,6 мес.) – выкладывать дорожки по цвету. Не стремитесь к тому, чтобы ребёнок назвал цвет мозаики – это пока для него невыполнимая задача, ребёнок пока что должен уметь выполнять практические действия по различению цвета.
- Очень хорошо, если вы играете дома с ребенком в конструктор «Лего».
Желательно, чтобы детали его были достаточно крупными. Благодаря игре с конструктором, развивается ММР ребёнка, так как ребёнок захватывает игрушку пальцами рук, пытается соединить детали, что для маленького ребёнка достаточно трудно. Из конструктора «Лего» Вы можете сделать с ребенком простые постройки: домик, бешенку, дорожку, мостик, воротики и т.д. Не забудьте обыграть постройку.
Например:
— Ой, кто это так жалобно мяукает? Да это котёнок. Какой маленький. Что случилось? Почему ты такой грустный и почему ты дрожишь?
— Я замерз, у меня нет домика, а на улице так холодно…
— Давай, Катюша, порадуем нашего котёнка, построим ему домик.(Идет постройка домика вместе с одним из родителей).
— Спасибо тебе, Катюша, какой замечательный домик ты мне построила. Как в нем тепло! Уж теперь-то я не замерзну! Мяу- мяу.
Можно использовать и художественное слово. Например:
Кто мяукнул у дверей?
Открывайте поскорей.
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.
Ребёнок делает вид, что открывает домик, котёнок забегает в дом. Можно использовать для знаний с детьми геометрический конструктор. С его помощью дети знакомятся, а в дальнейшем закрепляют знания о цвете, форме, величине.
Знания могут быть самые разнообразные:
- Группировка по цвету, форме, величине;
- Нанизывание на шнурок деталей определенного цвета, формы или величины, или с использованием чередования деталей по цвету, форме, величине. (Делаем бусы).
- Постройка башенки, дорожки, воротиков м т.д.
- Интересны и полезны для детей упражнения со шнуровкой.
Сейчас в продаже имеются готовые пособия (показ), а можно их изготовить и самим (показать образцы самодельных шнурков). Детей раннего возраста учат правильно брать шнурок (чуть выше наконечника), вставлять в отверстие, протягивать до конца и т.д.. В более старшем возрасте задания усложняются, ребёнок может выполнять задания по схеме или сам, используя своё воображение и фантазию.
- Очень любят дети крышки, откручивать их и закручивать.
Предложите малышу для игр бутылочки из под йогурта или витаминов, баночки из под крема и др. предварительно всё помыть. Покажите как откручивать и закручивать крышку. Обязательно обыграйте.
- Можно предложить детям задания на сортировку, используя при этом природный материал.
(Например – желуди, орехи, семечки подсолнечника, тыквы, горох, фасоль и т.д..)
Игровой момент. К кукле Кате пришли гости и она приготовила для них угощенье. Для Хрюши – жёлуди. Показать ребёнку. Пусть проведёт пальчиком по жёлудю, обратите внимание, какой красивый, гладкий, ровный, блестящий. Пусть обведёт пальчиком его контур – длинненький, как огурчик. Для Белочки Катя приготовила орешки, для мышки – семечки. Да вот беда, выложила Катя всё угощение на одну тарелку и никак не может разделить. Давай ей поможем. Можно группировать пуговицы, бусинки, различные по величине, цвету, форме. Обязательно обыгрывать задание.
- И, конечно же, давайте детям почаще карандаши и фломастеры.
Детей после 1г.6 мес., учим правильно держать карандаш, проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, линии округлой формы – рисуем клубочки, шарики, яблочки и т.д. Обыгрываем упражнения. Например: нарисуем с одной стороны зайчика, с другой – морковку. «Помогите зайчику добраться до морковки». (Родители выполняют задания).
- Детям после 1г.6мес. можно предложить пластилин.
Покажите ребенку коробку, сделайте загадочное выражение лица: «Ой, что это там? Какие яркие кусочки! Давай посмотрим». Дайте ребёнку в руку – пусть обследует. Расскажите, что это пластилин, он мягкий, из него можно лепить. Его можно гнуть, отламывать кусочки. Пусть ребёнок попробует. Детишек постарше, около 2-х лет, можно научить делать столбики. (Родители работают с пластилином по показу и словесному пояснению).
— Рука выпрямлена, кусочек пластилина кладём на ладошку, сверху кладём ещё руку. Пальцы прямые, напряжены. Делаем прямые движения руками. Из полученного столбика можно сделать змейку или червячка, или бараночку – кто что придумает. Можете сами скатать шарик, а ребенку предложить сделать из него лепёшку, сжав между ладошками.
12.И ещё, о чём хотелось бы сказать. Как можно чаще предоставляйте ребёнку возможность самому одеваться и раздеваться. Пусть ребёнок сам наденет трусики, носочки, сандалики. Детей, которым около 2-х лет, можно учить расстёгивать и застёгивать пуговки, сандалики, завязывать шарфик. Всё это тоже прекрасно развивает ММР ребёнка, а также способствует совершенствованию навыков самообслуживания. А сейчас мне хотелось бы показать вот такую куклы (показ). С помощью этой куклы ребёнок научится:
- Расстёгивать и застёгивать пуговицы;
- Заплетать косички, завязывать бантики;
- Шнуровать ботинки;
- Застёгивать молнию
- Одевать и раздевать куклу.
Одежду на кукле можно менять. Сегодня это комбинезон на пуговках, а завтра – платье с молнией.
И в завершении нашего семинара – практикума, мне хотелось бы подвести итог. Чему способствует РММР ребёнка? Давайте вновь обратимся к нашей схеме (зачитать). Но кроме этого РММР способствует и личностному развитию ребёнка. У ребенка, у которого умелые руки, у которого всё получается, у такого ребёнка не занижена самооценка, к такому ребёнку тянуться дети в группе, им с ним интересно общаться, а это очень важно для психического развития ребёнка. РММР способствует и развитию таких личностных качеств, как усидчивость, терпение. Занятие РММР способствует и эмоциональному контакту со взрослыми, а это тоже очень важно для полноценного психического развития ребёнка.
Итак. Развитие мелкой моторики руки ребёнка способствует:
— речевому, умственному, личностному и психологическому развитию ребёнка,
— укрепляет его физическое и психологическое здоровье,
— отлично подготавливает руку ребёнка к письму, что очень важно при поступлении в школу.
Дорогие родители, от всей души хочется пожелать Вам успехов в воспитании ваших детей. Чаще уделяйте внимание им. Пусть общение с ребёнком принесёт Вам и вашему малышу много радости. Крепкого Вам здоровья. Спасибо за внимание.
Источник