Самую важную роль в интеллектуальном развитии ребенка

Самую важную роль в интеллектуальном развитии ребенка thumbnail

Из-за каких причин интеллектуальное развитие ребенка порой «запаздывает» – он не проявляет активности, интереса к игрушкам, самостоятельности? Этими вопросами часто задаются родители, когда наблюдают за развитием крохи. Ребенок в раннем дошкольном возрасте, если его когнитивные функции развиваются в соответствии с нормой, проявляет любознательность, пытается знакомиться с предметной игрой, осваивает подражание и копирование. Всем родителям полезно знать, от чего зависит уровень интеллекта, и как по внешности и особенностям поведения ребенка понять, насколько умным он растет. На эти и другие вопросы ответили зарубежные и отечественные ученые, а MedAboutMe собрал всю информацию вместе.

Размер головы в младенчестве: большая голова как признак ума?

Британские ученые говорят, что об интеллектуальном развитии ребенка свидетельствует рост головы. Особенно это актуально в возрасте до одного года. Доктор философии Кэтрин Гейл совместно с коллегами из Университета Саутгемптон отмечает зависимость между объемом мозга ребенка и его дальнейшим интеллектуальном развитием, так называемом позднем интеллекте.

Команда специалистов изучила более 600 детей. В исследовании приняли участие дети в возрасте одного года, четырех и восьми лет. Врачи сначала измеряли окружность головы младенцев. Позже, в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем же детям был дан тест на уровень интеллекта.

Исследование показало, что высокие результаты был у тех ребят, окружность головы которых в младенческом возрасте достигала максимальной возрастной нормы.

Исследователи не знают точно, что заставляет некоторых детей иметь больший мозг, чем у других. Они также подчеркивают, что многие факторы, включая отношения между родителями и детьми, могут влиять на интеллект детей.

Исследователи обнаружили, что рост головы к одному году был ключевым фактором. «Догоняющий» рост уже не имел такого большого значения.

«Рост мозга после грудничкового периода, по крайней мере, с точки зрения объема мозга, вряд ли компенсирует сниженный темп роста в первый год жизни», – пишут исследователи.

Ученые также изучили родителей младенцев, а именно их отношение к ребенку сразу после рождения, и затем в процессе взросления и воспитания.

Матери младенцев отвечали на вопросы о своем родительском стиле, старших детях и других факторах, таких как грудное вскармливание и послеродовая депрессия. Результаты этих исследований представлены ниже.

Депрессия у матери и интеллект ребенка

Изучая уровень детского развития, ученые пришли к выводу, что дети имели более высокие показатели IQ, если их родители имели более высокий уровень образования, а матери не страдали от послеродовой депрессии.

После рождения малыш нуждается в заботе и внимании. Получать любовь и принятие – его основные потребности. Если женщина переживает депрессивное состояние, у нее нет эмоциональных ресурсов откликаться на желания малыша так часто, как он того требует. Даже если она заботится о нем, держит на руках, кормит и пытается играть, ребенок будет чувствовать отстраненность матери, если она находится в подавленном состоянии. 

Уровень интеллекта ниже у детей, чьи матери страдали от послеродовой депрессии.

Грудное молоко лучше других видов вскармливания

Материнское молоко содержит все питательные микроэлементы для роста и развития ребенка. Кроме того, процесс кормления – немаловажный фактор для формирования детской эмоциональной стабильности и умственного развития. 

Доктор Бернардо Лесса Орта из Бразилии отмечает связь между высоким уровнем IQ у ребенка и грудным вскармливанием, длящимся от рождения до 6 месяцев. 

Грудное молоко дает хорошие преимущества в будущем – такие, как высокие оценки в школе и социальный успех во взрослом возрасте – потому что это лучший источник насыщенных жирных кислот, необходимых для развития мозга.

Отношение к ребенку в семье: как растить детей умными?

Кэтрин Гейл с коллегами отмечает влияние не только объема мозга на интеллектуальное развитие детей, но и отношений в семье. Ученые оценили стиль общения с ребенком семье, отношение к нему и психологическую атмосферу между близкими людьми. 

Высокий уровень интеллекта наблюдался у тех детей, отношение к которым строилось на доверии, принятии и уважении. 

Конструктивная критика, поддержка ребенка, отсутствие привычки «давить» на него приводят к более высокому уровню интеллектуального развития, чем у тех детей, чьи интересы не принимались всерьез, характер осуждался, в семье присутствовал только авторитарный стиль воспитания.

Сиблинги и развитие: когда в доме не один ребенок

Какое влияние на детский интеллект оказывают сиблинги – братья и сестры ребенка?

На познавательную сферу и интеллектуальное развитие малыша влияет отношение к нему в семье. Оно может меняться, быть позитивным, негативным, иметь свои особенности, если у родителей уже есть дети. Так, иногда младенцу может не хватать внимания, а подрастая, он может переживать ревность или зависть. 

Отрицательные чувства влияют на эмоциональное состояние ребенка, и, соответственно, уровень восприятия и интеллекта. Ученые установили, что ребенок, чьи интеллектуальные показатели в первый год жизни были в норме – стремление к познанию мира, любознательность активность – повзрослев, может демонстрировать невысокий уровень IQ. Так бывает в случае педагогический запущенности или эмоционального отвержения, когда мать и отец больше времени уделяли другим детям, не удовлетворяли базовые потребности малыша, не занимались с ребенком и не играли с ним.

Если раньше считалось, что наличие старших детей в доме стимулирует младших развиваться, то сегодня специалисты подчеркивают: для такого эффекта нужно не просто иметь братьев или сестер, но и равноценно распределять между всеми детьми родительское внимание. Иначе страдает не только психика, но и интеллектуальное развитие!

«Наши результаты дают дополнительные доказательства того, что младенчество является наиболее важным периодом постнатального роста мозга для определения более позднего интеллекта», – пишут исследователи.

Если родители хотят способствовать сохранению и развитию когнитивных навыков детей, важно уделять внимание факторам воспитания и условиям, которые окружают малыша не только с момента рождения, но и на протяжении взросления.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей первых двух лет жизни / Николаева Е. И., Меренкова В. С // Преподаватель ХХI век ВАК. = 2009
  2. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Евсеева Т. О. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста. = 2016
  3. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник

familyНе секрет, что люди имеют разный уровень интеллектуального развития, причём эта разница заметна уже в детстве. Но что является причиной? Какие факторы определяют интеллектуальное развитие человека? В статье мы рассмотрим ключевые из этих факторов и разберёмся с тем, какое влияние они оказывают.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в раннем детстве

1

Генетические факторы

Это потенциал, получаемый вместе с наследственной информацией от родителей. Это важный фактор, но не определяющий. Даже с хорошей предрасположенностью человек может не добиться высокого уровня развития, если не будет делать шаги, направленные на реализацию его потенциала.

О самих этих факторах, их механизмах и общей структуре науке известно достаточно мало. Она может назвать только ряд генов, которые отвечают за дефекты развития и различные аномалии.

2

Факторы окружающей среды

Недостаточное количество принимаемой пищи в первые полгода жизни может очень сильно сказаться на развитии ребенка. Однако если после полугода он начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях, к 4-5 годам он догоняет своих сверстников в развитии. Но такого опыта, конечно же, стоит избегать.

Психическая стимуляция также крайне важна. Если малыш испытывает дефицит в общении, то уже ко второму году жизни он начинает отставать в речевой и двигательной сфере.

Поэтому важно постоянно общаться с ребёнком, давать ему возможность манипулировать различными предметами и осваивать различные новые навыки, учиться чему-то.

3

Семейные факторы

Чем больше в семье детей, тем ниже их IQ. Это было доказано в 1970-х годах в Нидерландах. Количество исследованных людей составило более 300 000 юношей со средним возрастом 19 лет. Причём первенцы, как правило, умнее своих младших братьев и сестёр.

Также уровень развития ребёнка зависит от социальной среды. Во Франции в 1980 году было проведено исследование: сравнили коэффициент интеллекта детей из бедных семей, но воспитанных в привилегированном слое, и их братьев и сестёр, воспитанных в низшем социальном слое. Разница составила примерно 20 пунктов в пользу воспитанных в привилегированном обществе.

4

Влияние школы

В школе больше всего ценят послушание. Часто это выступает ограничением для творческих детей. Множество ограничений, правил и шаблонов душат их природную оригинальность.

Ещё в двадцатом веке итальянка Мария Монтессори предложила систему образования, в которой каждый ребёнок занимается в своём собственном ритме, то есть индивидуально. Это привело к положительным результатам. Но поскольку свобода и самостоятельность не допускается обществом, метод Марии Монтессори не используется.

5

Личностные качества ребёнка

Многое зависит от характера и темперамента. Например, флегматикам будет достаточно сложно проявить себя в школе. Их могут начать считать малоспособными только ввиду их темперамента.

Можно условно разделить детей на вдумчивых и импульсивных. Первые могут углубиться в задание и работать с ним столько, сколько им нужно, несмотря на сложность. Вторые же нацелены на быстрый результат, поэтому зачастую дают тот ответ, который первым пришёл в голову. Это затрудняет процесс обучения.

Также вдумчивые дети избегают участия в жизни коллектива (класса) и стараются не попадать в незнакомые социальные ситуации. Импульсивные же легко входят в коллектив и не боятся рисковать.

6

Личностные качества родителей

У детей с высоким уровнем интеллектуального и творческого развития родители обычно имеют положительное отношение к жизни, любят свою работу.

Родители детей с высоким уровнем развития интеллекта энергичны и динамичны, предпочитают культурное времяпрепровождение, отличаются независимостью во мнении, нонконформизмом, свободой в принятии решений.

Если родители сами отличаются высоким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, если они дают ребёнку возможность для развития, поддерживают его и уважают, то это оказывает благотворное влияние и помогает ребёнку максимально реализовать свой потенциал.

Будьте примером для своего ребёнка!

Источник

 «РОЛЬ ИГРЫ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Игра – генетическая основа, источник,

корень всякого творчества,

его подготовительная ступень»

 (Л. С. Выготский).

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: От предметно – манипулятивных и символических, до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.) . В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:

*умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;

*обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

*обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

*уметь организовывать начало игры;

*широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д. р. ;

*создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

*уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

*уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка от рождения

*регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

*предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

*учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.

Список литературы:

1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013.

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2004.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

Источник

Как и все функции психики интеллект находится под воздействием, с одной стороны, наследственности, а с другой – под влиянием условий окружающей среды.

Когда говорят о наследственности, подразумевают тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей.

[Часто по наследству передаются хромосомные аномалии, которые приводят не только к физическим уродствам, но и задержке умственного развития и, как следствию, умственной отсталости.

К этому может привести и нарушение питаниябудущего ребенка. Клетки головного мозга развиваются в основном во внутриутробном периоде. Для синтеза ДНК и других компонентов необходимых для нормальной деятельности, в этот период требуются разнообразные питательные вещества. Нарушения питания могут влиять на последующую умственную деятельность ребенка. Наиболее яркий пример – кретинизм – дефект умственного развития, возникающий у детей из-за недостатка йода в рационе.

Заболевания во время беременности: сифилис, краснуха, диабет, пагубно отражаются на интеллектуальных функциях, а также употребление матерью лекарственных и других веществ, таких как: антибиотики, транквилизаторы типа элениума, даже бесконтрольно принимаемый аспирин. Такие же последствия возможны в том случае, если во время беременности мать курит или употребляет алкоголь].

А вот психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для интеллектуального развития ребенка. У детей, воспитанных в учреждениях, где общение было сведено до минимума, уже со второго года жизни отмечалось значительное отставание в двигательной и речевой сферах. Напротив, если детки росли у любящих родителей, которые постоянно стимулировали их психику, давая им возможность общаться с разными людьми, пользоваться разнообразными игрушками и осваивать новые навыки, то они развивались гармонично и неуклонно прогрессировали.

На интеллектуальное6 развитие ребенка оказывает влияние социальное положение родителей, а также число детей в семье. Можно предположить, чем больше сестер и братьев, тем будет гармоничнее интеллектуальное развитие. Оказалось, нет. Чем больше детей в семье, тем ниже их коэффициент интеллектуальности.

Первенцы всегда оказываются более развитыми. Самые высокие баллы, получили старшие дети из семей, где было двое детей. А самые низкие баллы – самые младшие в семьях с девятью детьми.

Максимальный «интеллектуальный климат» (средний интеллект членов семьи) характеризует семью, состоящую из одних взрослых. При рождении ребенка интеллект семьи «падает». Чем больше в семье детей и меньше их возраст, тем ниже интеллектуальный климат. Прирост интеллекта ребенка в каждый год его жизни пропорционален интеллектуальному климату его семьи. Причем влияние семьи снижается с взрослением ребенка.

[В практикумах по психологии приводится задача: Бернард Шоу, великий драматург, был некрасивым. Одна недалекая красавица предложила ему себя в качестве жены; она сказала, что «наши дети будут красивыми как я и умными, как Вы». Шоу ответил: «Они будут некрасивыми, как я, и глупыми, как Вы». Кто из них прав?].

Многие психологи считают, что интеллект ребенка в большей степени зависит от интеллекта матери, хотя с генетической токи зрения влияние обоих родителей должно быть одинаково. Это, так называемое явление «материнского эффекта» (Дружинин 2000).

Как показывают экспериментальные исследования и наблюдения за семьями на интеллект влияет родитель, который ребенку эмоционально более близок. Чаще всего таким человеком оказывается мать.

Человеческий разум способен на большие сюрпризы. Как высокий уровень коэффициента интеллектуальности не гарантирует успех в жизни, так и низкий не означает, что можно ждать только поражений.

[Г. Айзенк, имевший непосредственное отношение к проблеме измерения уровня интеллекта, — он составил сборник популярных тестов по всем интеллектуальным способностям, — пишет в этой работе: «Накопленный мною опыт показывает, что есть одна психологическая характеристика, которая в значительной степени определяет успех или неудачу во время решения задач. Эта характеристика – скорость протекания умственных процессов; она — фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми. Но… упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. А при нехватке настойчивости можно растерять те преимущества, которые дала нам природа, наделив Вас высоким темпом мышления. И наконец, «даже если человек быстро соображает и достаточно настойчив, он может оказаться несобранным, склонным к поспешным действиям и неметодичным. Он хватается за первую же идею, пришедшую ему в голову, не давая себе труде проверить, правильно ли полученное решение. Плохая работа «детектора ошибок» приводит к очень низким результатам тестирования так же неотвратимо, как и недостаточная скорость мышления и отсутствие настойчивости» (см. Г. Айзенк. Проверьте свои способности. М., 1972, с. 21)].

Итак, мы кратко рассмотрели основные познавательные процессы. Более глубоко освоить материал Вам поможет рекомендуемая к теме литература и вопросы для самопроверки.

вопросы для самопроверки.

1. Что такое ощущение? Какие виды ощущений Вы можете назвать?

2. Что такое «анализатор», как он устроен и какие функции выполняет?

3. Что Вы знаете о «порогах ощущений»?

4. Что такое «сенсорная адаптация» и какую роль она играет в жизни человека?

5. Какие явления наблюдаются у экспериментируемых в состоянии «сенсорной деривации»?

6. Что такое «восприятие» как познавательный психический процесс?

7. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?

8. Что Вы знаете об «иллюзиях восприятия»?

9. Почему восприятие нельзя свести к простой сумме ощущений? Как понимать утверждение, что восприятие – это результат сложной аналитико-синтетической деятельности?

10. Облака на небе иногда воспринимаются как предметы, напоминающие животных, птиц, скалы и т.д. Какая важная особенность восприятия в этом проявляется?

Читайте также:  Дневник развития ребенка приложение

11. Когда человек говорит о том, что он не понимает изображение на рисунке, бывает достаточно назвать изображение словами, и он не чувствует больше непонимания. Что происходит с восприятием в этот момент?

12. С какой целью психологи предлагают своим испытуемым двойные изображения при исследовании свойств восприятия?

13. Известно, что в основе кино лежит эффект восприятия, основанный на скорости переработки информации. Знаменитые 24 кадра в секунду позволяют воспринимать неподвижное изображение движущимся. Объясните этот эффект свойствами восприятия человека.

14. Что такое внимание и почему психологии утверждают, что без внимания невозможен никакой психический процесс?

15. Назовите и охарактеризуйте основные свойства внимания.

16. Чем различаются формы внимания: «непроизвольное», «произвольное», «после произвольное»?

17. Почему непроизвольное внимание обычно кратковременно?

18. Чем определяется избирательность, направленность внимания?

19. Почему у дикарей, до появления цивилизации, когда постоянный труд вызывал презрение, а предпочтение отдавалось охоте, играм, войнам… произвольное внимание развито не было?

20. Почему на однообразные замечания учителя ученик перестает реагировать?

21. Чем обусловлена трудность удержания внимания студентов после звонка на перемену?

22. Какие объективные и субъективные факторы могут негативно влиять на внимание человека?

23. Почему в детском возрасте нарушения внимания отмечаются значительно чаще?

24. Что такое «мнимая» и «подлинная» рассеянность?

25. Назовите и опишите основные процессы памяти.

26. Охарактеризуйте основные виды и формы памяти.

27. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?

28. Какие виды и процессы памяти у Вас наиболее эффективны?

29. Один из приемов, с помощью которого можно совершенствовать память является прием «визуализации» или «создания зрительных образов». Объясните, почему он считается одним из самых эффективных способов запоминания?

30. Какие мнемонические приемы могут быть использованы для предотвращения забывания важного материала?

31. Что такое мышление? Какова его функция в жизнедеятельности человека?

32. Мышление – врожденное качество или оно формируется? (любой ответ аргументируйте).

33. Охарактеризуйте главные формы и операции мышления.

34. Может ли обмен сигналами, имеющий место у животных, отождествляться с человеческой речью? (любой ответ аргументируйте).

35. Чем различаются между собой наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое виды мышления?

36. Что в психологии понимают под интеллектом?

37. Какие интеллектуальные способности (перечислите их) проверяются в тестах при измерении коэффициента интеллектуальности?

38. За счет чего интеллект – обеспечивает адаптацию субъекта к изменяющейся окружающей среде?

39. Позволяют ли тесты (на проверку коэффициента интеллектуальности) предсказать успешность человека в творческой и профессиональной деятельности?

40. Какое влияние на формирование интеллекта оказывает семья?

Верно или неверно?

1. У человека и у всех животных способности рецепторов улавливать сигналы, ограничена.

2. Серьезная проработка материала в течение короткого времени, приводит к более эффективному запоминанию, чем его длительное изучение?

3. Умственный возраст – это точный показатель интеллектуального уровня индивида независимо от его хронологического возраста.

4. У ребенка, хронологический возраст которого на год больше, чем умственный, коэффициент интеллекта ниже, чем в среднем у детей его возраста.

5. Творческое мышление отличается гибкостью в том отношении, что оно помогает человеку сформировать множество возможных решений.

6. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.

Выбери правильный ответ.

1. Стимул или объект имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он:

— новее;

— сложнее;

— интенсивнее;

— все ответы верны.

2. При извлечении информации из памяти всегда легче:

— вспомнить какой-то отдельно взятый элемент;

— распознать элемент информации среди предъявленных других;

— ответить на прямые вопросы;

— не учитывать контекста.

3. Долговременная память:

— обладает ограниченной емкостью;

— обладает практически неограниченной длительностью;

— более развита у пожилых лиц;

— все ответы верны.

4. Какого человека можно назвать более внимательным:

— кто, занимаясь делом, пребывает в состоянии глубокой сосредоточенности и не замечает ничего вокруг;

— кто мгновенно может заметить все детали ситуации и не выпускать из поля зрения ни одной подробности;

— кто, независимо от того, что он делает, способен видеть и слышать все, что так или иначе связано с деятельностью.

5. Вероятность гармоничного умственного развития ребенка выше, если он:

— единственный ребенок;

— старший из двоих детей;

— младший из двоих детей;

— самый младший в многодетной семье.

6. Какой из перечисленных внешних факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии младенца:

— питание;

— правильный физический уход;

— воспитание родной матерью;

— психическая стимуляция.

7. Дети, направляющие всю энергию на достижение успеха и избегающие риска или высказывания собственного мнения, как правило, характеризуются:

— высоким уровнем интеллекта и низким уровнем творческих способностей;

— низким уровнем интеллекта и высоким уровнем творческих способностей;

— низким уровнем интеллекта и творческих способностей;

— высоким уровнем интеллекта и творческих способностей.

8. Как правило, творческие личности характеризуются:

— конформизмом;

— хорошим включением в социальную группу;

— четко установленными представлениями о жизни и обществе;

— все ответы неверны;

— все ответы верны.

9. Какая из перечисленных черт не является специфической для творческого мышления:

— пластичность;

— надежность;

— гибкость;

— оригинальность.

рекомендуемая литература.

Абрамова Г.М. Общая психология. Учебное пособие для вузов. М., 2003.

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973.

Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т. Л., 1974.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти т., т.3. М., 1983.

Забродин Ю.М. Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977.

Логвиненко А.Д. Психология восприятия. Учебно-методическое пособие для естественных факультетов – психологии государственных университетов. М., 1987.

Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1975.

Мак лаков А.Г. Общая психология. Спб, 2003.

Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. М., 1981.

Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. М., 1998.

Общая психология: курс лекций (составитель Е.И. Рогов). М., 1995.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб, 1998.

Психология (под ред. В.Н. Дружинина). Спб, 2005.

Столярен ко Л.Д. Основы психологии. Ростов, 2005.

Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1979.

Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. М., 1981.

Источник