Самооценка и ее влияние развитие ребенка

Самооценка и ее влияние развитие ребенка thumbnail

Можете ли вы утверждать, что знаете все о детской самооценке? И понимают ли родители, воспитатели, учителя, что такое самооценка и насколько она важна? 

Самооценка формируется с младенчества. О том, какие факторы влияют на ее развитие, какие нормы признают психологи, какие способы поднятия самооценки существуют, расскажем в статье. 

Формирование самооценки и ее влияние на развитие

Формирование детской самооценки начинается задолго до того, как малыш начинает осознанную жизнь: понимает слова и умеет разговаривать. Практически с самого рождения ребенок чувствует окружающую обстановку, отношение к нему родителей или других людей. 

Если внешний мир не имеет раздражителей – никто не кричит, не нервничает, не обвиняет друг друга, малыш чувствует себя хорошо, уверенно и спокойно.

Прикосновения любящих рук, объятия и поцелуи, ласковые слова ребенок ощущает инстинктивно. И если это присутствует постоянно, маленький человек чувствует себя защищенным и любимым.

Это главные формы для закладки самооценки. Ребенок, растущий в атмосфере спокойствия и добра, не имеет проблем с самооценкой. 

Если же в семье постоянно слышатся крики, раздражение сквозит в воздухе, обвинения звучат с утра до вечера, ребенок становится беспокойным. Он чувствует себя ненужным, считает причиной негативных событий и теряет самооценку. 

Уже к 5-летнему возрасту малыш будет иметь заниженную самооценку. Он будет думать, что плохой, что виноват в том, что родители ругаются, станет задаваться вопросом «а если бы меня не было, наверное, не было бы сейчас ничего плохого».

Развивается тревожность, агрессия, неуверенность в себе и мнительность. Маленькие дети с низкой самооценкой не умеют вести себя в обществе, плохо ладят со сверстниками, они думают, что с ними не хотят общаться и играть.

Девочка боится подойти к подружкам и поиграть с ними в куклы, потому что думает о том, что ее не примут, им и так весело. Мальчик боится показать робота, которого собрал сам, своим друзьям, потому что опасается высмеивания. 

Постепенно стеснительность и робость становятся частью жизни, формируют характер и являются причиной комплексов. Дети избегают общения, предпочитают проводить время в одиночестве и перестают к чему-либо стремиться.

Ребенок с нормальной самооценкой ведет себя спокойно в любом обществе. Ему комфортно со сверстниками и детьми разных возрастов, легко со взрослыми людьми. Он не стесняется рассказывать о себе и своих увлечениях, показать свои поделки, игрушки, нередко сам становится инициатором игр и разговоров. 

Дети с устойчивой психикой и развитой самооценкой не задумываются о том, что о них думают и кем их считают. Им достаточно собственного мнения о себе и мнения родителей.

Формирование самооценки и ее влияние на развитие

Самооценка завышена: в чем дело?

Дети с завышенной самооценкой – еще одна крайность, такие ребята могут страдать не меньше тех, у кого она занижена. Происходит это потому, что последствия схожи. Малышей, уверенных в том, что они лучше других, не принимают другие дети, дразнят и обходят стороной. 

С ними не хотят играть, разговаривать, их стараются уколоть словами и всячески принизить. Почему так происходит?

Когда ребенок не достиг школьного возраста, родители и другие родственники потакают ему дома, выполняют капризы и требования, поддерживают высокое самомнение. Но когда маленький зазнайка выходит в коллектив, начинаются сложности.

Например, девочку, имеющую лишний вес, родители холят и лелеют. Она для них «принцесса» несмотря на то, что весит на двадцать килограммов больше сверстниц. Девочка не комплексует, ведь каждый день слышит похвалу мамы и папы, которые не замечают (или не хотят замечать) лишний вес. 

Что происходит, когда такая «принцесса» приходит в школу и встречается с другими девочками? В лучшем случае ничего, если дети поведут себя корректно.

Но если в классе попадется насмешник, «принцесса» столкнется со стеной непонимания и жестокости. Дома она лучшая, самая красивая и умная, а в классе она вдруг стала «жирная толстуха», которой «голова нужна, чтобы есть»?

Это несоответствие способно взорвать детскую психику, нанести девочке оскорбление и стать причиной нервного срыва. Поэтому важно способствовать формированию правильной, адекватной самооценки с малых лет.

Самооценка завышена: в чем дело

Норма самооценки дошкольника: этапы и признаки

Существует ли какая-то норма самооценки дошкольника? Психологи выделяют несколько этапов формирования самооценки у детей дошкольного возраста.

  • С рождения до 1,5 лет. Когда малыш появляется на свет, он не имеет представления ни о себе, ни об окружающих. Среда, в которую он попадает, начинает влиять на его миропонимание и развивать самооценку. 

Новорожденные умеют только чувствовать отношение к себе, дети постарше уже оценивают свою внешность и замечают мнение окружающих.

Если малыш чувствует положительное отношение и любовь, самооценка развивается правильно. Если сталкивается с негативом и критикой в свой адрес, самооценка развивается низкой. Мнение родителей крайне важно, так как именно в первый год формируется привязанность и доверие. 

  • 1,5 года – 4 года. К этому времени ребенок переживает один-два возрастных кризиса: в 1 год и 3 года. Малыш добивается самостоятельности, доказывает, что он личность и «качает права». 

От того, как взрослые воспримут эти изменения, зависит развитие самооценки. Если поддержат и примут – разовьется адекватная, если посмеются и отнесутся несерьезно – существенно снится. 

  • 4 года – 6 лет. Ребенок формируется как личность, определяет, каким человеком хочет быть, кем стать, чем обладать. Доверие к родителям и наличие взаимопонимания помогают развиваться правильной самооценке. 

Недоверие и критика вызывают чувство вины, а это уже заниженное самовосприятие.

Самооценка формируется в зависимости от активности и деятельности детей. Развитие предполагает ситуации, в которых малыши должны каким-то образом проявлять себя и выражать свою позицию. 

Игра, общение со сверстниками может требовать проявления характера. Если наблюдать за детьми, можно довольно быстро определить характер малыша. 

Тот, кто с ходу начинает командовать, говорить, что и как надо делать, не имеет проблем с самооценкой. 

Тот, кто беспрекословно подчиняется или вовсе боится подойти к играющим, страдает от низкой самооценки.

Норма самооценки дошкольника

Как повысить самооценку ребенка?

Как повысить самооценку ребенка? Как сделать так, чтобы малыш перестал стесняться людей, бояться общения и смог проявить себя и показать способности?

  • Хвалите детей. Малыши воспринимают себя так, как их воспринимают окружающие. Меня похвалили, значит, я хороший. Мне сделали замечание, значит, я плохой. 
Читайте также:  Условия полноценного развития ребенка в доу

Похвала стимулирует детей, придает уверенности, повышает самооценку. Критика моментально снижает ее и отбивает желание стремиться к чему-то.

  • Если нужно раскритиковать ребенка, старайтесь делать это деликатно. Лучше сначала похвалить, выделить положительные качества, а потом посоветовать, что поправить, чтобы стало лучше. Не обзывайте детей, не смейтесь над ними и не унижайте публично. 
  • Не произносите «Но». Фраза «Ты, конечно, молодец, НО…» сразу снижает важность похвалы. Она нацелена на указание недостатка. 

Как ее исправить? «Ты, конечно молодец. Твоя работа мне очень нравится. Давай подумаем, как можно сделать ее еще лучше? Может, добавить то-то и то-то?». 

Эта фраза уже нацеливает малыша на продолжение деятельности и на совершенствование сделанного.

  • Давайте детям свободу действий. Не нужно указывать с точностью до пункта на то, что нужно выполнить. Дайте простор фантазии, попросите придумать решение и воплотить его. 

Ребенок не всегда беспомощный, просто ему много чего запрещено.

Как повысить самооценку ребенка

Как поднять самооценку и можно ли ее закрепить?

Как поднять самооценку, когда она сформировалась заниженной? Ребенок уже считает себя источником проблем, отказывается общаться и играть, не хочет приступать к какому-то делу, считая, что все равно не получится. 

Как вернуть нормальное восприятие себя как личности и помочь малышу поверить в свои силы?

  • Показывать ребенку, что он любим. Слова, прикосновения, внимание, уделенное время – эти вещи бесплатны, но ценность их велика. Малыши откликаются на ласку, тепло и любовь. 
  • Разговаривать с детьми, они должны знать, что небезразличны. Спросите, как прошел день, что было интересного. Заведите привычку беседовать перед сном. Фокусируйтесь на положительных моментах. Играйте в игру «5 хороших воспоминаний сегодняшнего дня». 

Начните сами, расскажите ребенку одно хорошее воспоминание за день, попросите рассказать о его воспоминании. И так по очереди. Говорите только о хорошем.

Так с детства получится сформировать привычку фокусироваться на положительных моментах дня, чтобы рассказать о них вечером. Это хорошая привычка, которая помогает видеть больше хорошего, чем плохого.   

самооценка

  • Прекратить ругаться. В принципе. Не ругать ребенка, мужа/жену, коллег, соседей. Не устраивать сцен в общественном транспорте, магазине, не оскорблять окружающих. Ребенок, чувствуя агрессию, исходящую от вас, может раздражение воспринять на свой счет. Решит, что расстроил, чем вызвал такое поведение.
  • Давать задания по возрасту. Соизмерять возможности ребенка и способности со сложностью поручений. Ребенок в пять лет не сможет сходить в магазин и принести сумку продуктов. А подросток сможет. Малыш не в состоянии навести порядок во всем доме, а подросток в состоянии. Проводите аналогию и не нагружайте детей сложностями. 
  • Учить детей правильно отказывать. Малыш с низкой самооценкой иногда старается всем угодить и понравиться, хочет, чтобы его заметили, похвалили. 

Это нередко играет против него, так как чужие люди пользуются доверчивостью и услужливостью. Как правило, ничем хорошим это не заканчивается, самооценка не возрастает, но ребенок этого не может знать в силу малоопытности.

  • Работать над собой. Взрослым необходимо понимать, что они долгое время являются идеалом, на который равняются дети. Малыши копируют поведение, жесты, привычки, манеру общения мам и пап.

Если мама всегда молчит, беспрекословно слушается остальных и выполняет их требования (живет ради семьи и детей), это плохо влияет на домашних. Мама перестает быть личностью, воспринимается только как персонал, нанятый готовить, стирать, убирать, ухаживать за всеми.

Дочь вполне может стать такой же обезличенной, глядя на мать. А сын может вырасти эгоистом с завышенной самооценкой, глядя на отношение отца к матери. 

Детская самооценка – залог будущей жизни. Если она развивается правильно и адекватно, ребенок растет самодостаточным, знает свои возможности, способности и стремится их усовершенствовать.

Если самооценка занижена, следует принять меры по исправлению ситуации, иначе малыш станет тревожным, боязливым, стеснительным и вряд ли добьется каких-то выдающихся успехов.

Источник

Автор блога

Самооценка, СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ

05.04.2017

Поделитесь информацией с друзьями

Подписаться на YouTube канал https://www.youtube.com/user/ladonycheva

Как формируется самооценка, что влияет на самооценку. Как появляется низкая самооценка. Заниженная самооценка у ребенка. Причины низкой самооценки.
самооценка ребенкаЧто такое самооценка я подробно рассказала в своей статье Что нужно знать о самооценке? Факты и мнение психолога. Принято считать, что самооценка у ребенка формируется в первые пять лет жизни. В этот период основное воздействие на него оказывают родители, братья, сестры и близкие родственники.

Именно они и воспринимаются ребенком как «значимые другие», чьим словам он безоговорочно верит и чье поведение и отношение к себе воспроизводит в своей жизни. Рассмотрим это утверждение подробнее.

Факторы, влияющие на формирование самооценки у ребенка:
1) воспитательный стиль родителей
2) самооценка родителей, в основном матери
3) принятие родителями ребенка таким, какой он есть
4) отношение к ребенку

Семья, где часто происходят конфликты и царит взаимное непонимание и пренебрежение интересами и потребностями друг друга, создает негативный психологический климат и деструктивные условия для развития личности ребенка. Кроме того, разрозненные, несогласованные и непоследовательные требования к ребенку способствуют возникновению у него тревожности как свойства личности, неуверенности в себе и низкой самооценки. Малыш не понимает, как ему себя вести, как реагировать на те или иные ситуации, ведь родители и сами не могут прийти к договоренности о системе семейных ценностей и воспитательном стиле, а потому дают своему чаду противоречивые указания, и каждый из родителей имеет свои ожидания относительно поведения ребенка.

Читайте также:  Три периода развития ребенка

Единые, ясные и понятные ребенку требования и правила поведения приводят к формированию у него более четкого представления о себе. Когда ребенок усваивает от родителей нормы правильного поведения, он получает ориентир, помогающий ему сделать процесс взаимодействия с родителями более легким и успешным. Это также снижает уровень тревожности, так как ребенок знает «правила игры», и ему не нужно переживать по поводу возможной негативной реакции родителей на его действия или поведение в целом.

Еще одним фактором, который оказывает решающее воздействие на формирование самооценки в раннем возрасте, является отношение родителей к самим себе. Ключевую роль здесь играет самооценка матери, ведь большую часть времени ребенок проводит именно с ней и перенимает ее отношение к себе как единственно верное. Поэтому попытки родителей научить ребенка любить и уважать себя терпят поражение, если сами родители не принимают себя, не ценят и не любят. Ребенку не нужно ничего объяснять, он впитывает ваше собственное отношение к себе и воспроизводит его в дальнейшем.

Выше я упомянула, что необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями и отличиями. Это одно из важнейших условий формирования у ребенка самоуважения и развития любви к себе, ведь если самые близкие люди любят его таким, настоящим, то ребенок понимает, что он достоин любви не за какие-то дела, а просто потому что он есть. В случае, когда родители выставляют ребенку некие условия или требования для получения их любви, то ребенок воспринимает это как отвержение, он чувствует, что его не принимают таким, какой он есть, что с ним «что-то не так» и он не заслуживает безусловной любви. Конечно, дети делают все ради получения одобрения и лишней порции любви и ласки от родителей, однако впоследствии это приводит к отказу от себя реального и созданию разных масок и ролей, образов себя, далеких от настоящего Я, но позволяющих адаптироваться к социуму.

В заключении, хотелось бы отметить, что родители — это своеобразное зеркало для ребенка. Все, что они транслируют ребенку, он принимает за истину. Если родители проявляют в обращении с ребенком безусловную любовь, уважение и доверие, ребенок приучается и сам относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств. При этом, попустительский стиль воспитания и отсутствие адекватных границ приносит больше вреда, чем пользы. Во всем необходимо соблюдать баланс и равновесие. Ребенку нужны ориентиры, границы дозволенного, нормы поведения, так он обретает уверенность в себе и своей способности эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Как повысить самооценку, вы узнаете из последующих статей:

  • Влияние добрых дел на отношение к себе
  • Как перестать себя критиковать?
  • Как мы поддерживаем свою низкую самооценку?
  • Как повысить самооценку?

КНИГИ ПО САМОПОМОЩИ, КОТОРЫЕ Я РЕКОМЕНДУЮ:

  • Р. Лихи «Свобода от тревоги»
  • Д. Ковпак «Трудные люди. Как с ними общаться?»
  • Р. Лихи «Победи депрессию прежде, чем она победит тебя»
  • М. Битти «Как избавитьcя от желания постоянно опекать других и начать думать о себе»
  • Д. Прохазка «Психология позитивных изменений. Как навсегда избавиться от вредных привычек»
  • К. Макгоникал «Как развить и укрепить силу воли»
  • Л. Петрановская «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»

Источник

Самооценка дошкольника складывается в процессе его интеллектуального развития. Способность оценивать себя требует базовых знаний о мире людей, эмоционально-ценностного отношения к себе и умения посмотреть на себя со стороны. Безусловно, это очень сложная функция сознательной деятельности. В дошкольном возрасте ребенок делает только первые шаги в развитии самооценки.

Предпосылки формирования самооценки у дошкольников

Потребность в самооценивании появляется у ребенка после того, когда сложится система Я. Чтобы в чем-то оценить себя, нужно иметь представление о себе хотя бы в общих чертах.

Самосознание, другими словами осознание себя, формируется у ребенка постепенно с подачи взрослых, начиная с первых месяцев жизни. «Мое солнышко», — нежно произносит мама, ласково глядя на малыша, и тот в ответ улыбается, и каким-то десятым чувством улавливает, какой он замечательный.

Ребенок и самооценка

До самооценки еще очень далеко. Сначала должен сформироваться образ себя, а он собирается в детстве по крупицам. Самооценка начинает проявляться с того момента, как ребенок обретет способность освобождаться от мнения взрослых о нем.

Как правило, психологи считают, что первые ростки самооценки пробиваются в период кризиса 3 лет, когда ребенок из раннего возрастного периода переходит в дошкольное детство.

К началу дошкольного возраста малыш еще очень мало знает о себе, но он многократно слышит от взрослых слова похвалы и положительные характеристики: добрый, ласковый, хороший, красивый, умный и т.д. Все эти качества ребенок приписывает себе, не имея представления, насколько они ему присущи. Так в центре образа самого себя накапливаются знания ребенка о себе как о личности, что является основой самооценки.

Составляющие самооценки

Выделяют два компонента, лежащих в основе психологического механизма самооценивания:

  • когнитивный
  • эмоциональный

Когнитивный компонент представляет базу знаний о том, каким может быть человек, какими качествами он может обладать в принципе. Сюда же входят и нравственные характеристики, и достижения в деятельности, и то, как человек проявляется в общении.

Например, дошкольник знает, что человек может быть добрым или злым. Он примеряет к себе обе характеристики и делает вывод, что он, конечно же, добрый.

Очевидно, что 3-летний карапуз имеет настолько малый опыт в познании людей, что его представления о человеке ограничиваются тем, что ему говорят близкие. Развитие познавательных процессов ребенка и расширение круга общения постепенно сослужат ему неоценимую службу в накоплении знаний о личности.

К тому времени, когда подойдет время поступления в школу, дошкольник уже будет всесторонне информирован о личностных качествах, и много знать о том, как может проявить себя он сам в той или иной ситуации.

Читайте также:  Ребенок с проблемами интеллектуального развития

Эмоциональный компонент самооценки (или аффективный) накапливается благодаря общению с окружающими. Расширяется социальный круг – обогащается аффективная составляющая образа себя. Мама называет «мое счастье», «красотуля», «ласковый котенок», а чужая тетя заявила: «Какой капризный ребенок». В сознании ребенка откладывается новая характеристика. Спустя некоторое время он начинает понимать, в каких ситуациях ведет себя капризно.

Оценочные высказывания взрослых содержат эмоциональные составляющие, направляют внимание дошкольника на его поведение, благодаря чему ребенок получает модель для формирования представлений о себе.

Развитие самооценки в дошкольном возрасте

Первичный пласт самооценки ребенка можно сравнить с пушистым облаком – эмоциональным и позитивным. Каждый малыш видит себя глазами любящих родителей.

Виды и критерии оценок дошкольник усваивает в общении со взрослыми. Ребенок слышит, как оценивают его поступки и деятельность, обращает внимание на оценивание других и применяет это к себе.

Дошкольник стремится соответствовать требованиям взрослых. Он чувствителен к замечаниям «это хорошо» и «так нельзя», «это плохо».

В продуктивной деятельности и в трудовых действиях дети открывают для себя собственные возможности, благодаря чему у них формируется самооценка своих достижений.

В самостоятельной деятельности самооценка проявляется как умение соотнести полученный результат с тем, который предполагался ребенком. Видя несоответствие результата начальному замыслу, одни дошкольники бросают свою затею. Но многие упорно пытаются переделать свою работу и добиться лучшего. В обоих случаях задействуется самооценивание. Хотя вера в свои способности и умения проявляется только во втором случае.

Самооценка дошкольника формируется под влиянием оценок значимых взрослых. Если ребенок слышит отрицательные высказывания о результатах своих стараний, то он также будет занижать свои способности. А это нисколько не способствует стремлению переделать работу и добиться лучшего результата. Укрепляет веру в себя и свою умелость общая положительная оценка взрослого с вкраплением точечных замечаний, где и что ребенок способен подправить.

Формирование самооценки у младших дошкольников

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от взрослых признания своих достижений. Вылепил из пластилина колобок или застегнул пуговицы – не важно, насколько значителен результат, — малыш хочет услышать от окружающих слова восхищения. Он еще не может задать критерии успешности, или наоборот неуспешности, своих действий. Взрослые восторгаются и хвалят – вот ребенок и считает себя успешным.

К примеру, услышав от мамы «Как красиво ты нарисовал!», ребенок без сомнений посчитает и свой рисунок хорошим, и себя умелым в рисовании. А став свидетелем похвалы других детей, — «Какой же Дима молодец! Все игрушки сложил!» — дошкольник пытается проявить себя в каком-то деле, чтобы тоже стать «молодцом».

Чувство гордости за свои достижения является психологическим новообразованием младшего дошкольного возраста и составляет прочный фундамент в формировании самооценки.

В 4 года дети связывают самооценку не со своим успешным или неудачным опытом. Они полностью ориентируются на оценочные высказывания окружающих.

К 5-ти годам дошкольники считают себя хорошим, указывая на свои положительные качества: делюсь игрушками, слушаюсь маму и пр. В этом возрасте дети оценивают себя, сравнивая со сверстниками.

Самооценка старшего дошкольника                                                   

С каждым годом у дошкольника расширяются представления о своих личностных качествах и возможностях. Несколько лет ребенок учился смотреть на себя и свою деятельность глазами взрослого. Мнение о себе у старшего дошкольника также напрямую зависит от того, как его оценивает взрослый. Но в 6-7 лет ребенок ждет от старших опытных людей адекватной оценки своих поступков и результатов деятельности.

Самооценка дошкольника

В этом возрасте у детей может проявляться как завышенная, так и заниженная самооценка.

Завышенная самооценка, несмотря на искажение представлений дошкольника о своих возможностях, приносит больше пользы. Ребенок не боится новой для него деятельности, не смущается в общении, с энтузиазмом первым включается в различные игры и занятия, проявляет инициативу.

Заниженная самооценка порождает неуверенность ребенка. Он сомневается в том, что сможет быть успешным. В зависимости от типа темперамента такой ребенок может быть либо слишком робким, либо хулиганистым, чтобы скрыть свой страх неуспешности.

Поскольку развитие самооценки дошкольников в буквальном смысле направляют значимые взрослые, они должны знать, что самый большой вред наносят предвосхищающие негативные оценки. «Не возьму тебя в магазин, ты там опять истерику закатишь!», «Зачем тебе новые пазлы? Ты же их только раскидываешь, а картинки не собираешь», — вынося подобные вердикты, взрослые ошибочно думают, что они стимулируют ребенка исправиться. В действительности, они внушают ребенку, что он не способен к одобряемым положительным действиям.

Неверна и современная тенденция, когда родители, взглянув на работу своего дитя, заявляют: «Ты можешь лучше!». Эта холодная фраза не только не укрепляет веру ребенка в свои силы, но и подавляет стремление что-либо исправлять.

Дошкольник ждет в первую очередь эмоциональной поддержки и положительного оценивания своего труда. Получив желанное подкрепление, старший дошкольник проявит настойчивость, чтобы добиться лучшего результата. Тем более что у него уже есть представление о том, на что он способен.

В старшем дошкольном возрасте дети отделяют самооценку от оценки других людей. Если мнение постороннего не совпадает с тем, что думает о себе ребенок, то он чаще всего протестует. И остается при своем мнении.

Не стоит ждать от дошкольника адекватной самооценки. Сколько бы ни было лет ребенку, он видит в себе те качества, которые являются социально значимыми и одобряемыми с нравственной точки зрения. Это абсолютно нормальная позиция. Приписывая себе положительные качества, дошкольник видит модель, каким он должен быть.

Достижением к концу дошкольного возраста является то, что ребенок отделяет общую положительную самооценку от оценивания конкретного результата («Вообще я многое умею, только рисовать людей у меня не получается»). Это происходит благодаря внеситуативно-личностной форме общения со взрослым. Именно такое дифференцирование приводит в последствии к формированию адекватной самооценки.

Источник