Самообслуживание ребенок 3 5 лет

Консультация для родителей

Тема: «Формирование у ребенка навыков самообслуживания».

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят и т. д., считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду.») Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, он всё так же быстро отвлекается, утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.

В программе второй младшей группы говорится, что нужно продолжать формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование.

С первых же дней пребывания детей в детском саду мы начали работать с родителями. Выяснилось, что 70% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.

Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. По мере формирования навыков можно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, кто правильно повесил одежду в шкаф». Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. Мы добивались, чтобы дети поняли, что они делают нужное для окружающих их взрослых и сверстников дело. Если ребята долго одеваются, у них сокращается время для игр; оставили неубранными игрушки – няне трудно, неудобно мыть пол. Это позволяет воспитывать в детях заботливость, чувство ответственности, стремление делать всё хорошо, чтобы помочь другим.

Практика показывает, что при выполнении операций самообслуживания дети, надевая платье или убирая игрушки, делают множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся плохим. Поэтому, проверяя, как справляются ребята с самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений.

Оценивая то, как ребёнок умылся, убрал игрушки, как повесил бельё, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчёркивание в данный момент достижений ребёнка и того, что ещё плохо получается. Не следует хвалить детей за то, что похвалы не заслуживает. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

Основная деятельность маленьких детей — игра. Мы старались ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Для кукол сшили платья, связали кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить то или иное действие.

Для того чтобы дети научились шнуровать ботинки, необходимо было развить мелкую мускулатуру рук. Для этого мы использовали дидактические игры «Шнуровка», «Рамки и вкладыши», «Мозайка» и т. д. В уголок ряжения мы поместили предметы, использование которых заставляло детей упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, кофты и т. п.). Для привлечения внимание детей к уголку ряжения, внесли ярко оформленный сундучок, сразу заинтересовавший их. Мы повесили большое зеркало, чтобы дети могли видеть себя. Ряжение внесло много радости и оживления. В игре они учились застегивать, завязывать.

При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия. В раздевалке мы повесили иллюстрации с алгоритмом одевания и раздевания. Объясняли, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, сандалии надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением показывали детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания. Постепенно мы перешли от непосредственной помощи к напоминанию, старались делать это ненавязчиво, чтобы не отвлекать других детей. Например, если дети неправильно надевали колготки, говорили им: «Проверьте и положите их на колени так, чтобы сверху был один шов». Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывали о таком эффективном приеме, как поощрение.

Читайте также:  Если у ребенка 5 лет болят коленки

Формируя навыки самообслуживания, мы воспитывали и бережное отношение к вещам. Показывали и рассказывали, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, использовали художественную литературу («Федорино горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела…»). Так, применяя различные приемы, мы достигли к концу года того, что дети в хорошем темпе стали дружно одеваться на прогулку.

Мы учили самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывали, как правильно есть, как держать ложку, вилку, предлагали взять ложку так, как это делает воспитатель. Использовали игровые приемы. Например, вносили в группу новую куклу, Петрушку, которого очень хотели научиться правильно держать ложку, просили показать кукле Кате, как надо держать ложку. Проводили серию дидактических игр: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу» и др. Показывали детям небольшие спектакли, например: «Как лисенок пошел на день рождения к зайчонку», «Как мишка учился ложку держать». Мы постоянно уделяли внимание воспитанию культурных привычек. Так, в начале года дети обедали за столами, покрытыми пластиком, и если кто-нибудь из них был неаккуратен, это проходило незамеченным. Несомненно, что при таком условии трудно воспитать аккуратность. Мы стали сервировать стол на белоснежных салфетках, и дети сразу же подтянулись, старались не испачкать их, не крошить хлеб.

В программе детского сада поставлена задача совершенствования навыка мытья рук и умывания. Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Первое время мы проявляли большую активность, чем ребёнок. Подведя малыша к умывальнику, мы говорили: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребёнка помогали ему аккуратно и чисто умыться.

Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни мы показывали и объясняли лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Обязательно использовали игровые приемы: по просьбе воспитателя няня учила куклу Степашку мыть руки: завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и стала мыть руки с обеих сторон, а воспитатель объяснял ее действия. Уже через два месяца у детей образовались довольно прочные умения, что дало возможность усложнять требования, например, учить их завёртывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения отдельными детьми этим навыком мы привлекали их к помощи сверстникам, предъявляли более высокие требования к качеству умывания. Также постепенно мы приучали детей правильно пользоваться полотенцем: показывали, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряли тех, которые делают это правильно. По окончании умывания мы обращали внимание детей на их внешний вид, отмечали, что они стали чистые, аккуратные. В результате все дети без напоминания шли мыть руки, самостоятельно засучивая рукава, правильно пользовались мылом и водой, вытирали руки полотенцем.

Таким образом, использование показа, объяснения, игровых приёмов, чтение художественной литературы обеспечивает постепенное формирование навыков самообслуживания.

Источник

Марина Михалкина
Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Введение

Организация в ДОО образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно с взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в научении их разнообразным предметным действиям,в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, застёгивать пуговицы и т. д. Другими словами, задача младшего дошкольного возраста — сформировать навыки самообслуживания, которые это очень важны для полноценного развития ребёнка. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Значение самообслуживания в воспитании детей.

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно, пить, есть, одеваться, умываться и т. д. Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания. Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей.

К ним относятся:

— общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

— мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

Читайте также:  Кагоцел ребенку 5 лет дозировка

— зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

— мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, (т. е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

Нужно помнить, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик, от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша. Как происходит формирование навыков самообслуживания?

Обязательно с прямого показа действия с объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми. Обучая детей мыть руки, взрослый заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности.

Умение пользоваться туалетом проходит под присмотром взрослого (снимает нижнее бельё, штанишки, садится на унитаз, надевает нижнее бельё и штанишки сам). Так же необходимо учить ребёнка самостоятельно пользоваться туалетной бумагой.

Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой, (к концу 4-го года жизни вилкой, правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.

Одевание — это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.

Одежда и обувь должны быть удобными,эстетичными и практичными:

— снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и воспитателю;

— желательна обувь не на шнурках, а на липучке;

— не перчатки, а варежки;

— одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;

— в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье;

одежда должна соответствовать размеру ребенка.

Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Воспитание навыков самообслуживания начинаем в раннем возрасте, когда ребенок проявляет особое стремление делать все сам.

В начале года в нашей группе из 25 детей только трое умели одеваться и аккуратно есть. Остальные малыши не обладали необходимыми навыками. Они не знали последовательности одевания, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. Неправильно держали ложку во время еды, проливали суп. Не умели дети убирать за собой игрушки. Мы как педагоги понимаем, что достичь положительных результатов в этой работе можно только при непосредственной помощи родителей. С родителями мы проводили беседы, с целью ознакомления организации жизни детей в семье: отмечали, как выполняется режим дня, имеются ли в доме условия для самостоятельной деятельности.Результаты были не утешительными: во многих семьях не позаботились о создании необходимой обстановки для воспитания навыков самообслуживания. Мы советовали родителям сделать специальную вешалку для одежды ребенка, чтобы он знал, где находиться его одежда, и мог самостоятельно вешать ее туда. Так же рекомендовали иметь табурет для раковины, чтобы было удобно мыть руки и умываться. Говорили о необходимости иметь стол для занятий ребенка. В начале года мы провели родительское собрание, на котором познакомили мам и пап с задачами воспитания навыков самообслуживания по ФГОС, рассказали о значении положительных привычек в жизни ребенка. Многолетний опыт подсказал целесообразность индивидуальных форм работы с родителями. Провели день открытых дверей. Родители познакомились с нашими требованиями, отметили их целесообразность и доступность. Они обратили внимание, что дети одного возраста имеют разные навыки. На фоне других детей им не трудно было увидеть недочеты в воспитании своего ребенка. И это еще раз убеждало в необходимости формирования навыков самообслуживания. Для родителей оформили стенд «Я — сам», подготовили папку передвижку «Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего возраста». Практика говорит о том, что работу по воспитанию навыков следует начинать с первого дня пребывания детей в группе. Мы заранее обговорили с помощником воспитателя требования к малышам. В первые дни. когда выводили детей на прогулку показывали им, в какой последовательности надо одеваться. Дети брали из шкафа носки, свитера, штаны и садились на банкетки. Учили их натягивать носки и штаны. Иногда бывает легче одеть ребенка, чем ждать, когда он сделает это сам, но мы даем возможность каждому попробовать одеться самостоятельно. Были дети, которые хорошо справлялись сами, но у большинства не получалось, а некоторые малыши даже не пытались одеваться. Чтобы заинтересовать детей, выносили в раздевалку какую-либо игрушку, которая помогала создать определенный эмоциональный настрой. Например, на музыкальном занятии дети поют о Зайке, играют с ним, и теперь зайка наблюдает, как они одеваются на прогулку. Дети любят, когда во время одевания с ними разговаривают. Практика показывает, что индивидуально-речевое общение с ребёнком помогает не только в активизации его словаря, но и в воспитании необходимых навыков. Например,говорю Степе: «Посмотри, какая у тебя кофточка красивая, теплая, зеленого цвета, и ребенок охотно надевает ее. Для малышей очень важна похвала в нужный момент. Рома долго возится со свитером, а когда, на конец, сам натягивает его,я отмечаю: «Рома сегодня сам надел свитер, посмотрите дети, какой он сегодня молодец». Собираясь на прогулку, обращаю внимание детей на солнышко: оно заглядывает к нам в окошко, улыбается, ждет нас на улице, торопит одеваться. Часто во время сборов на прогулку читаю детям короткие стихи,потешки: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька. Опушка бобровая, Маша чернобровая. Или «Шапка и шубка – вот и Мишутка». Мы стараемся не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными. При возвращении с прогулки напоминаем, что надо подойти к своему шкафчику, открыть его, снять пальто и повесить в шкаф. У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения.Этому мы их учим во время игр: «Маше надень фартук», «Застегни пуговицы». Малыши быстрее усваивают навыки одевания на примере других детей. Учитывая это, мы предлагаем детям помогать друг другу, особенно младшим. Например, помочь повесить куртку в шкафчик, поправить воротник, подтянуть колготы, застегнуть обувь.

Читайте также:  В бассейн с ребенком 5 лет в уфе

Очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Дети не боятся воды,но умываться не умеют: подставят руки под струю воды и держат.Подготовку к умыванию начинаем в раздевалке: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель. Я объясняю для чего это нужно,используя стихотворные строки: «Руки нужно чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Позже дети уже сами произносят эти слова.

Умываться ходим маленькой подгруппой. Я объясняю и показываю детям, что сначала намочить руки, а затем намылить их мылом и смыть.Напоминаем: умывая лицо, голову следует наклонить над раковиной, чтобы не облить рубашку или платье. Иногда используем игрушку, например куклу Карлсона. Дети с удовольствием смотрят, как он умывается.Я приговариваю: Карлсон чисто умывается, сухо вытирается». После сна обыгрываем потешку «Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки алели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Обучая детей умыванию, проводим дидактические игры «Катя умывается», «Мишка в гостях у Маши». Во время образовательной деятельности рассматриваем сюжетную картину «Дети умываются». Наблюдая за играми детей, можно было видеть, как они учили кукол умываться и вытирать лицо полотенцем. Мы стараемся приучить детей мыть руки перед едой и по мере необходимости. У каждого ребенка есть своя расческа. Учим детей причесываться перед зеркалом,хвалим за аккуратность и умение обслуживать себя: «Посмотрите, какая Полина красивая! Она перед обедом умылась и причесалась». Навыки детей закрепляем в игре. Малыши, не раз бывавшие в настоящей парикмахерской, охотно исполняли роль парикмахера.

Ответственным моментом в режиме дня является кормление. Некоторые дети умеют есть самостоятельно, но не аккуратно, обливаются, ложку держат не правильно. С первого дня за каждым ребенком закрепляем постоянное место за столом. Следим, чтобы малыши правильно сидели за столом. Учим малышей по окончании еды, вставая из за стола, благодарить взрослых. Спустя время многие делают это без напоминания, самостоятельно. Я заметила,что дети вообще не любят указаний типа: «Не болтай ногами», «Сиди спокойно» и т. п., поэтому стараюсь избегать их. Лучшее воздействие оказывает пример других детей: «Даша, посмотри, как сидит Полина. Ноги у неё стоят спокойно, она правильно держит ложку». Плохо воспринимают малыши и строгий запрет. Если ребенок начинает капризничать, стараюсь переключить его внимание на то, что может его заинтересовать.

Постепенно дети овладевают основными навыками самообслуживания. Но наша работа не заканчивается.При этом мы всегда придерживаемся правила: все, что ребенок может сделать сам, надо требовать от него.

Мы не только учим детей умываться, одеваться и раздеваться, аккуратно есть, но и приучаем к посильному труду. Наши детки умеют убирать игрушки, помогают мыть кубики, выполняют не сложные поручения. В нашем саду осуществляется приемственность в работе воспитателей групп разного возраста.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий от родителей знаний малышей и большого терпения. Взрослому нужно продумать все мелочи, знать ребенка и учитывать особенности развития ребенка 3-4 лет. Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Задача родителей – создавать все необходимые условия для того, чтобы самостоятельной деятельности ребенок мог использовать накопленные знания и опыт.

Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.

Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.

Источник