Самообразование воспитателя тема роль игры в развитии ребенка
Мария Карасени
Отчет по самообразованию по теме «Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»
Прежде чем приступить к осуществлению проекта,мы поставили перед собой цель:
• Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.
• Развитие операций мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр.
Исходя из поставленной цели,нами намечены следующие задачи:
1. Изучить роль дидактической игры, как одной из форм организации обучения детей в детском саду.
2. Формировать у детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
3. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Приучать детей к умственному труду.
Анализ имеющейся информации по теме проекта. В первую очередь, мы изучили литературу и интернет – ресурсы по теме проекта, а также провели ряд мероприятий,которые помогли ответить на вопросы: Как влияют дидактические игры на восприятие и развитие ребенка дошкольного возраста.
Сбор, накопление материала по теме проекта:
• Изучение литературы и подготовка к осуществлению проекта.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта;
• Создание каталога игр;
• Подготовка дидактических игр для работы с детьми в различных видах деятельности.
А также провели консультации для родителей:
1. Консультация «Какие игрушки и игры необходимы детям»
2. Родительское собрание «Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста»
3. Выставка «Игры, какими я играю дома»
4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка»
Что узнали интересного?
Общая характеристика дидактических игр
Основная особенность дидактическихигр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно — образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.Приведем примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход», уточнить представления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку», формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки, развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.
Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях, а игровые действия — для детей раннего и младшего возраста, и решение игровой задачи, выигрыш — для детей старшего дошкольного возраста).
Внедряя в свою работу эту тему, я пришла к выводу, что дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка.
Учится, играя — идея, которая увлекала меня на протяжении всей моей педагогической деятельности. Ведь, играть, общаясь со своими воспитанниками, это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком, которое с лихвой вознаграждается — блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.
Методическое обеспечение:
В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников».
Большая аппликация игр и поделок. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе».
Хрестоматия – «Волшебная шкатулка»
Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.
С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников».
О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир».
Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе».
А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».
И. М. Коротков «Подвижные игры детей».
Е. А. Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».
Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности».
Л. В. Куцакова «Конструирования и ручной труд в детском саду».
«Оригами «Сборник № 1
В. А. Грек «Рисую штрихом».
Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников».
М. А Касицына «Дошкольная математика».
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка».
Л. Ф. Тихомирова «Развитие внимания и воображения дошкольников».
В. П. Новикова «Математика в детском саду».
Д. Т. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста».
О. М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?».
В. П. Новикова «Математика в детском саду 5-6лет».
В. П. Новикова «Математика в детском саду подготовительная группа».
Источник
Наталья Белкина
Тема по самообразованию «Роль игры в воспитании дошкольника»
Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций.
«Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра. На сегодняшний день игра окончательно и бесповоротно доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности. Для чего играют люди? Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений, для того, чтобы приобрести умения и навыки, для того, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей, для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.
В игре дети должны отражать получаемые им при ознакомлении с окружающим знания и представления. Игра должна носить коллективный характер, необходимо каждого ребенка включать в игру. Он должен не только подчиняться коллективной игре, но и хотеть играть в то, во что хочет играть вся группа. Главным условием полноценной игры является эмоциональное состояние ребенка, его умение наблюдать, видеть достоинства товарищей, веселиться, прощать и любить. Игре нужен сюжет, тема, особенно важно это у старших дошкольников. В игре ребенок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. Играя, он учится подчинять свои желания определенным требованиям — это важнейшая предпосылка воспитания воли. Игра- источник развития моральных качеств личности. Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру не остается времени — родители поставлены в жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование. Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство — важная задача педагога.Нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Ему важно, чтобы с ним играли, дали возможность поиграть с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и испытать очень важное чувство- чувство коллективизма. Важным моментом, определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является поведение взрослого во время игры. Воспитатель чаще всего выступает в роли «учителя» — требует, задает, оценивает. В совместной игре позиция меняется на «игрового партнера», с которым ребенок чувствует себя на равных, не будет давления со стороны педагога. Можно сделать вывод, что воспитатель должен играть с детьми для того, чтобы они овладели игровыми умениями. Комфортная жизнь ребенка в условиях детского сада зависит еще и от того, сумеет ли он развернуть совместную игру со сверстниками. Дети должны обговаривать свои действия, момент принятия той или иной роли, обговаривать события.
Итак, для того, чтобы дети стали сотрудничать в игре нужно начиная с раннего возраста при формировании игровых действий одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла.Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, он является полноправным субъектом деятельности.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, где формируется его личность. Войдя в игру,раз за разом закрепляются соответствующие действия: играя, ребенок все лучше овладевает ими. Игра становится для него своеобразной школой жизни. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое весь духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Василий Александрович Сухомлинский.
Общение – это средство ребенка заявить о себе. Общаясь со сверстниками, дошкольник получает опыт, который определяет его отношения с обществом во взрослой жизни. Детский коллектив – это маленькая школа, где учителя и ученики — сами дети.
Общение детей 2-3 лет
Особенности общения детей раннего возраста заключаются в непосредственной дружбе и безусловной симпатии. Трехлетки воспринимают ровесников, как общую массу — все для них друзья, партнеры по игре и шалостям. В это период нет места ревности к похвале и успеху другого ребенка.
Такое эмоциональное единство закладывает в психике малыша фундамент «чувства локтя» с другими людьми и причастности к коллективу. Чтобы игры приносили радость не только детям, но и взрослым, нужно организовывать такие забавы, в которых участвуют все ребята одновременно («Кошки и мыши», «День и ночь», «Гуси-лебеди»).
Общение дошкольников 4-5 лет
Начиная с 4-5 лет, сверстник становится осознанно желанным партнером по играм. Дети понимают, что играть с друзьями интереснее, чем с мамой или папой.
Появляется утрированный детский эгоизм, направленный на подчеркивание своего превосходства перед другими ребятами. Самые популярные формы общения ребенка со сверстниками выглядят, как хвастовство. Ровесники становятся неким эталоном, в сравнении с которым малыш видит себя и лучше, и достойнее, и красивее. Внимательные взрослые должны организовывать детей в ролевые игры, где у каждого дошкольника будет своя роль.
Общение старших дошкольников 6-7 лет
Дети 6-7 лет проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы, ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга. Происходит подъем на новую ступень детской социальной лестницы.
Интерес к ровесникам имеет познавательный и наблюдательный характер. Дети стараются узнать как можно больше о своих товарищах, помочь им, причем бескорыстно. В этом возрасте к поведению дошкольников добавляется доброта. Коллектив детей способен сплотиться для игры или защиты товарища. В ровеснике ребенок теперь видит не соперника, а равноценную личность.
Игры содержат условия,способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. Необходимо, чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.
Классификация игр:
— сюжетно-ролевые,
— театрализованные,
— подвижные,
— дидактические.
Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателюформировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Сюжетно- ролевые игры. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т. д.) — одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д., общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д.). Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло — «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки — «скальпеля» — сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное — в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игрыуказывал Константин Дмитриевич Ушинский: «…в игре же дитя — зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Театрализованные игры — Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает. Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).
Антон Семенович Макаренко писал о роли воспитателя в них: «И я, как педагог, должен с ними немножко играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать — я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть».
Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.
• Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.
• Объясните, как приятно быть добрым и щедрым (тем более что все игрушки потом вернутся к нему).
•Признавайте право ребенка на запрет: если у него есть веские основания не делиться игрушкой, или не дружить, или обижаться – пусть решает сам.
• Играйте с малышом с самого начала – тогда он сам сможет стать организатором интересных игр.
Вывод: Игровое общение обеспечивает саморазвитие личности. Сущность игры в ее процессе, игра вырабатывает механизмы саморазвития, ребенок в игре постигает жизненный смысл, приобщается к ценностям коллектива. Игра конкретна, ситуативна, неповторима. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими. Особое значение уделяют ролевым играм, в центре которых ставят личностный и межличностный подход, психологию отношений. Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.
Источник