Самообразование тему искусство средство творческого развития ребенка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей – центр дополнительного образования для детей «Юность» г. Белгорода
Работа по теме самообразования: « Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества».
Педагог дополнительного образования
Центра дополнительного образования
для детей «Юность» Бровенко С.А.
Белгород 2013г.
« Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества».
Введение
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Работа над проблемой «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества» началась в 2010году.
Главными направлениями в работе над проблемой считаю:
1. Создать условия для развития творческих способностей учащихся. 2. Способствовать воспитанию эстетического чувства, восприимчивости ребенка к миру, и оценке прекрасного.
Условия возникновения, становления проблемы.
В центре дополнительного образования для детей «Юность» работаю педагогом дополнительного образования с 2000 года. С 2004 года веду кружки на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк». В микрорайоне находятся две школы — СШ № 41 и гимназия № 22. Помимо учащихся этих школ занятия в объединении «Умелые ручки» посещают дети СШ № 49. Модифицированная программа «Умелые руки» рассчитана на 2 года обучения. Рекомендуемый возраст детей 7-12 лет. Возраст детей 1 года обучения 7-10 лет, 2 года обучения 10-12 лет. Набор детей в группы свободный. Количество детей в группе 1 года обучения – не более 15 человек, 2 года обучения – не более 12 человек.
Программа «Умелые руки» включает в себя следующие разделы, которые тесно связаны между собой.
Первый год обучения
- Работа с бумагой – различные виды аппликаций, оригами, объемные куклы из бумаги.
- Работа с природным материалом – изготовление поделок.
Второй год обучения
- Работы по шитью – подбор материала, способы соединения.
Изготовление мягкой игрушки
В моём объединении занимается шесть групп -84 человека, из них – четыре группы первого года обучения «Работа с бумагой и природным материалом», две групп второго года обучения «Рукоделие». Все дети посещают кружки с большим удовольствием.
Именно у детей этой социальной среды и возрастной категории необходимо формировать эстетическое чувство, восприимчивости ребенка к миру, и оценке прекрасного; развивать творческие способности.
Актуальность проблемы.
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого дополнительное образование должно помочь воспитанникам найти свое место в жизни. Главная задача дополнительного образования – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. В условиях дополнительного образования в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Дети в этом возрасте хотят заниматься творчеством. При этом занятия несут не только образовательный характер, но и воспитательный. Поэтому считаю, что актуальность проблемы заключается в том, что дети сообразно своему возрасту, развивают творческие способности в процессе творческой деятельности.
Ведущая педагогическая идея проблемы. Педагогическая идея моей проблемы — совершенствовать развитие творческих способностей детей на занятиях декоративно-прикладного искусства.
Цель — развитие способности детей через творческие задания, посещение выставок, музеев. Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;
- развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;
- воспитание интереса и любви к искусству.
При проведении занятий приоритет отдается творческой саморегуляции учащихся, так как такой подход усиливает личностную направленность обучения, но при этом важнейшим фактором в процессе эффективного обучения является руководство со стороны педагога обучением воспитанников. Необходимо варьировать методы обучения, учитывая хорошие, средние и плохие способности учащихся. Особое внимание уделять работе с талантливыми и одаренными детьми, позволяя учащимся произвести самооценку полученного результата, испытав при этом чувство удовлетворения.
Теоретическая база проблемы.
В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя найти двух одинаковых детей. Каждый ребёнок индивидуален по своему и у каждого есть задатки к творчеству. Только у одних они проснулись, а у других ещё спят.
Проблемой развития творческих способностей заинтересованы учёные всего мира. Среди них выдающиеся психологи Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. П. Торренс, И. Я. Лернер С. Г. Рубенштейн, В. Н. Дружинин, А. Н. Лун, А. Я Понаморев, которые по-разному определяют понятие творчество и творческие способности.
Проблема развития творческих способностей освещается и в работах Н. С. Лейтеса, В. А. Крутецкого, Т. И. Артемьевой, О. И. Никифоровой, С. Л. Рубинштейна.
Изучением сути творчества и развития творческих способностей занимались В. И. Дружинин, Я. А. Пономарев, Э. П. Торренс.
A. M. Матюшкин, З. Н. Колмыкова, Д. Б. Боголевская понимают творчество, как выход за пределы уже имеющихся знаний.
А. Я. Пономарев понимает творчество, как взаимодействие, ведущее к общему развитию человека. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей младших подростков: 1. Определенный фонд знаний и умений, их качество. 2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения.
3. Уровень развития мышления ребёнка, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий.. 4. Владение приёмами поисковой творческой деятельности. Исходя, из вышесказанного я разработала следующую структуру занятия, направленного на развитие творческих способностей, которая включает в себя 3 этапа: 1. Этап. Разминка. Включает в себя ребусы, кроссворды, игры «Верю — не верю», и т. д. 2. Этап. Старайтесь их воспроизвести. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Специальные задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание, необходимо постоянно включать в занятие, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что даёт им уверенность в собственных силах и ведёт к повышению эффективности обучения в целом. Например. В течение 3 секунд посмотрите на рисунки, затем быстро закройте их и постарайтесь их воспроизвести. 3. Этап. Решение творческих задач. Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Такие задания рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» и т.д. (см. приложение). Все вышесказанное заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы. Считаю достижением в своей педагогической деятельности: 1. Создание хорошего психологического климата при организации познавательной деятельности; 2. Формирование устойчивой мотивации у обучающихся разной категории; 3. Использование разных методик при изучении блоков различных тематик.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще- дидактическим принципам:
— научности
— систематичности
-последовательности
— доступности
— наглядности
— активности
— прочности
— индивидуального подхода
Наряду с принципами используют и методы:
Методы
практические наглядные
словесные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения — многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются: на конструктивные, подражательно-
исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение — рассматривание рисунков, картин, образцов изделий.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Практическая часть.
Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях
в объединении «Умелые ручки», руководителем, которого я являюсь, без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон. Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из мест на выставке.
Отслеживание результатов.
Критерии оценивания творческой деятельности воспитанников:
Параметры | Критерии |
Образовательные результаты | Показатели сформированности творческих способностей. 1.Разнообразие умений и навыков. 2.Глубина и широта знаний по предмету. 3.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. 4.Развитие психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей: воображения, памяти, внимания, наблюдательности. 5.Развитие мыслительных операций. 6.Владение приёмами поисковой и творческой деятельности. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб). |
Эффективность воспитательных воздействий | 1.Культура поведения ребенка. 2. Характер отношений в коллективе. |
По итогам оценивания творческой деятельности детей составляю диаграммы развития творческих способностей воспитанников.
Список литературы :
1. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — М.: Просвещение, 1990. 2. Развитие творческой одарённости детей школьного возраста // Школьный психолог. 2001. №11, с. 7. 3. Алгоритмы активизации творческого мышления (по Бухвалову) // Школьный психолог. 2004. №4, с. 26. 4. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. №3 с. 28 5. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. №4 с. 20 6. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 101 7. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 35 8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / сост. И.В. Дубровина. — М.: «Академия», 1999. 9. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: «Наука», 1978. 10. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998 №5 с. 82 т 11.
Источник
Индивидуальный план профессионального развития
на межаттестационный период 2016-2020г. воспитателя
МАДОУ «Детский сад №1 «Родничок» общеразвивающего вида»
г. Нурлат Республики Татарстан.
Сергеевой Александры Николаевны
На тему:
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Актуальность.
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало.
Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Отечественные психологи и педагоги – Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Н.А. Ветлугина — доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Так как дошкольное детство — возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.
Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений, бросового материала и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Изготовление поделок способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Цель:
Повышение педагогической компетентности
Задачи:
— учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества
из различных материалов, в том числе бросового.
— развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач.
— побуждать создавать новое и оригинальное
— проявлять творчество и фантазию;
— развить интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе творческой деятельности;
— — Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством применения игровых технологий.
— Создание условий для психологического и физического здоровья через игровую деятельность.
— Создания условий для эмоционального благополучия через игровую деятельность.
— Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством игровой деятельности.
— Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание
включаться в творческую активность.
Отчет по теме самообразования.
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста ».
Свою работу по теме я начала со среднего дошкольного возраста.
Изучила нормативные документы:
Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
Услуги Интернет.
Изучение статей в журналах:
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
«Обруч»
.Информационно – аналитический этап работы над темой самообразования. Изучение методической литературы по теме: 1. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / М.: Просвещение, 1993.-206 с. 2.Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала [Текст] / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. – М.: Просвещение, 1983. – 175 с. 3. Закржевская, Е. Д. 110 увлекательных поделок из пуговиц [Текст] /Е. Д. Закржевская, С. 4.Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. –192с. 5. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с. 6.Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. методические рекомендации. Младшая группа.- М: Карапуз-Дидактика, 2007г. 7Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М: Карапуз-Дидактика, 2009г. . 8Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. Занятия в изостудии М. Карапуз. 2008. 9. Лыкова И.А. Мастерилка . Карапуз-Дидактика.2007. 10.Копцева Т.А. Природа и художник. — М.: Сфера, 2001. 11.Николаева С.И. Методическое пособие к программе « Зеленая тропинка».-М.: Просвещение,2001. 12.Чернова Е.В. Пластилиновые картины. Ростов-на-Дону « феникс», 2006 13.Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников.- М.Сфера.2004. 114.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования- М . Сфера 2011. Цифровые образовательные ресурсы: Дошколенок. ру Кружковая работа https://dohcolonoc.ru/kruzhkovaya-rabota.html Планета Детства. Интернет журнал.https://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/sajt-dlya- | ||
vospitatelej-detskogo-sada-planeta-detstva.html Воспитателям. Ру..https://vospitateljam.ru/ Презентации «Утро в сосновом бору», «Осень», «Весна», «Ручная лепка», «Матрешек хоровод» пособие для воспитателя дет.сада и родителей.- М.: Мозаика –Синтез, 2007.-112 с. «Воспитатель в ДОУ» | ||
. | 2. Внедрение в практику: — Консультация для родителей: «Поделки из бросового материала» — Выставки детских рисунков для родителей. — Консультация для родителей: «Аранжировки из природного и бросового материалов» — Беседа с родителями: «Бросовые материалы, которые можно использовать в детском творчестве» 3. Представление опыта работы: — Мастер класс для родителей — Консультация для родителей: «Конструирование и ручной труд для детей» — Отчёт по теме самообразования (май) | |
Месяц | Тема недели | Название работы | Работа с родителями |
Сентябрь | «Осень» | «Ёжик и осенние деревья» — коллективная работа из осенних листьев | |
«Яблоко» (аппликация из цветной бумаги) -работа в паре | |||
Октябрь | «Фрукты и овощи» | «Фрукты в вазе» — пластилинография | Консультация «Как развить творческие способности детей» |
«Овощи на тарелке» — ватными палочками | |||
Ноябрь | «Цветы» | «Ромашка» — аппликация из макарон | Памятка для родителей детей дошкольников«Роль родителей в развитии у детей фантазии и воображения» |
«Ландыши» (коллективная работа) – из мятых салфеток, кофе | |||
Декабрь | «Игрушки и Новый год» | «Елочная игрушка» из фетра и пуговиц, бусинок и др. | Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у дошкольников» |
«Снеговик» (коллективная работа) – из ваты. | |||
Январь | «Животные» | «Медвежонок» — из подручных материалов | Презентация «поделки из бросового материала» |
«Ёжик» — из пластилина и семечек | |||
Февраль | «Аквариум» | «Морские звезда» — из картона и разноцветной соли | Консультация «Сделай сами, своими руками» |
«Веселые рыбки» — из целлофанового пакета и гофрированной бумаги | |||
Март | «Мамин день» | «Открытка для мамы» — из цветной бумаги и картона | Семейная выставка «Полюбуйся, весна наступает!» |
«Ваза» — из ткани | |||
Апрель | «Весна» | «Солнышко» (коллективная работа) — из компакт дисков и спагетти | Консультация «Что таят детские рисунки» |
Май | «Весна» | «Бабочка» — рисование ладошкой | Консультация «Нетрадиционные техники рисования |
«Радуга» — рисование губкой |
Источник