Самообразование развитие речи ребенка раннего возраста
Севастьянова Евгения Валерьевна
План по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Солнышко»
План по самообразованию
Тема «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Подготовила:
Севастьянова Е. В.
СЗД
Кировград
2018-2019
Актуальность
Фольклор — народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, поэтому я забавляю его песенками и короткими стишками-пестушками, их назначение вызвать у ребенка положительные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стишки к первым играм с ручками, пальчиками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и сказок.
Чтение русских народных сказок и разучивание потешек с детьми способствует:
1. Воспитанию любви к русскому народному фольклору.
2. Развитию памяти, активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря.
3. Развитию эмоциональной сферы ребёнка.
4. Всестороннему развитию личности ребёнка.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Цель: Повышение своего профессионального уровня;
Задачи:
Подобрать и изучить методическую литературу;
Провести диагностику по развитию речи;
Разработать перспективный план;
Создать с родителями воспитанников картотеку потешек на все случаи жизни;
Провести родительское собрание по теме самообразования;
Написать статью в журнал для педагогических работников «Дошкольник»;
Разработать консультации для родителей по теме самообразования;
Построение работы с учетом следующих принципов:
• Наглядности
• Последовательности
• Деятельности
• Дифференцированного подхода
• Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи
• Принцип вариативности
Формы:
образовательная деятельность, обыгрывание режимных моментов, развлечение, рассказывание сказок, потешек, закличек, чтение художественной литературы, настольно-печатные,
дидактические игры, проектная деятельность.
выставки совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» семейный конкурс «Отгадай загадку — нарисуй отгадку»
Методы:
Словесные – беседы, рассказывание, чтение художественной литературы,
прослушивание аудиозаписей.
Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, альбомов
Практические – дидактические игры, показ тематических театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках.
Перспективное планирование по теме: «Развитие речи посредством фольклора»
Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему»Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Постановка цели и задач по данной теме Рассказывание детям русских народных сказок, потешек, закличек.
Прослушивание аудиозаписей сказок Привлечение к созданию библиотеки красочных книг с русскими народными сказками, потешками
Октябрь Создание картотеки потешек для работы с детьми Разучивание и проговаривание потешек, закличек Участие в досугах, развлечениях
Ноябрь Изучение темы «Настольно-печатные игры по русским народным сказкам Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок, творческих работ «Моя любимая сказка» Конкурс совместных творческих работ «Моя любимая сказка»
Декабрь Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей» Помогать драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок Обогащение уголка ряжения
Январь Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» Развлечение «По дороге к солнышку»
Консультация «Роль фольклора в развитии детей»
Февраль Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок Консультация «Почитай мне сказку, мама»
Март Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок Консультация «Воспитание трудолюбия»
Апрель Изучение темы «знакомство с закличками, потешками о солнышке»
/со специалистами ДОУ: логопед, педагог-психолог/ Развлечение «Маленькие солнышки-помощники большого солнца»
Май Самоанализ плана по самообразованию.
Открытое занятие по развитию речи с использованием макета
«Домашние животные и их детеныши» Развлечение «Наша дружная семья» Презентация проекта «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Предполагаемый результат
• Словарь детей к концу году обогатился новыми словами, оборотами, выражениями
• Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи
• Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
• Сформируется положительное отношение к режимным моментам
• У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
Используемая литература
• «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
• «Приобщение детей к истокам народной культуры» /под. ред. Князевой О. Л., Маханевой Д. М. https://krasnoznamenskdou9.edumsko.ru/activity/educational_program/post/133608
• «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».
https://infourok.ru/valentina-viktorovna-gerbova-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-pervoy-mladshey-gruppe-detskogo-sada-plani-zanyatiy-851055.html
Источник
План по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»
«В деле воспитания процессу саморазвития
должно быть отведено самое широкое место.
Человечество всего успешнее развивалось
только путем самообразования».
Спенсер Г.
Тема: «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»
Выявленные проблемы: недостаточное владение инновационными и развивающими педагогическими технологиями развития активной речи детей группы раннего возраста;
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме: «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий».
Задачи:
— повысить собственный уровень знаний в области речевого развития детей раннего возраста путем изучения педагогической литературы, посещения РМО по данной теме, работы с банком педагогической информации в системе интернет;
— разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми;
— использовать в работе с детьми раннего возраста инновационные, развивающие педагогические технологии;
— оформить в группе центр активности «Речевое развитие»
— обобщить свой педагогический опыт и распространить его .
Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)
Родной язык помогает людям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:
— владеет активной речью, включенной в общение;
— может обращаться с вопросами и просьбами;
— понимает речь взрослых;
— знает названия окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.
Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.
Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.
Очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя в речевом развитии дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы: здоровье сберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.
Основные направления работы:
1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития.
2. Взаимодействие с родителями (игротека, праздники, консультации, собрания)
3. Обмен опытом с коллегами.
4. Организация и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
• разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия).
• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ, публикаций в сетевом педагогическом сообществе
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
Этапы работы по самообразованию
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Планирование работы по самообразованию
2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов)
3. Собственные методические разработки (разработка практических материалов по проблеме: системы игр, заданий, упражнений и т. д)
4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)
5. Подведение итогов самообразования (обобщение накопленного опыта и его распространение)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Составление библиографии по теме самообразования.
Планирование работы по самообразованию
2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме
3.Разработка конспектов
4. Создание современной предметно-развивающей среды в группе, использование в работе ИКТ; Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д.
5. Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей)
6. Обобщение и распространению педагогического опыта по теме самообразования
Подготовка (принятие участия, проведение) к педсовету.
Проведение мастер-классов для педагогов.
Выставка работ.
Оформление консультаций для родителей.
Список литературы для изучения по теме самообразования.
— Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М. ,изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с
— Печора. К. Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.
— Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
— Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М. : Просвещение, 1991.-160с.
— Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с.
— Герасимова А. С. уникальное руководство по развитию речи 2007. – 160.:
— Лотарёв В. К., А. П. Николайчева, Федоренко Л. П., Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М Просвещение, 1984.-240с.
— Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»
— Павлова Л. Н. Ранее детство : Развитие речи и мышление. – Москва, 2000.
— Под ред. Ушаковой. Развитие речи и творчества дошкольников. – Москва, 2001.
— Бородич, А. М. Методика развития речи у детей. — М. : Просвещение, 1981.
— Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979.
— Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
— Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения Москва, Просвещение, 1989 г.
— Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте:https://nsportal.ru.
«Развитие мелкой моторики дошкольников»
Самообразование на 2016 -2017 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. «Предметная развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3. «Безопасность материалов и оборудования» — обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность, материал должен быть доступным, интересным и разнообразным.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Форма отчётности:
• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».
• Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Развивающие игры для ребёнка, чему они способствуют».
• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.
Формы работы:
— совместная деятельность педагога с детьми;
— индивидуальная работа с детьми;
— свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
• Массаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
• пальчиковый театр;
• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
• рисование по трафаретам;
• штриховка в заданном направлении;
• дорисовка (по принципу симметрии);
• лабиринты;
• Дидактические игры;
• Шнуровка, пуговицы, прищепки;
• игры с мелкими предметами;
• пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
6. Кольцова М. М «Развитие моторики»
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеку игр на развитие дыхания, артикуляционных гимнастик.
4. Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь».
5. Провести с родителями мини – тест «Хорошо ли слышит мой ребёнок? »
6. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? »; «Со словами можно и нужно играть! ».
7. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.
Источник