С шанина а гаврилова пальчиковые упражнения для развития и мышления ребенка
для детей 3-4 лет.
Охрименко Валентина Николаевна.
Кружок «Пальчиковые игры».
Актуальность: Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становления речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.
ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Образовательные: Изучить научную и методическую литературу по данной проблеме.
Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку физический и психологический комфорт.
Обучать детей младшей группы пальчиковым играм в разных видах деятельности.
Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.
Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм, воспитывать желание работать в коллективе.
Участники кружка: Воспитатели группы Алимова Т. М. Охрименко В.Н., дети второй младшей группы – 27 человек, родители.
Время действия кружка: с сентября 2015 года по 1 июня 2016 года (четверг, 16.00-16.20).
Количество занятий: одно занятие в неделю во второй половине дня.
Возраст детей: 3-4 года.
Конечный результат работы: Результатом данной работы является развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение играть в пальчиковые игры.
Критерии мониторинга: Слаженное взаимодействие между детьми и педагогом во время игрового процесса.
Знание многих пальчиковых игр.
Могут показать и рассказать пальчиковую игру родителям, детям.
1.Подбор и изучение необходимой литературы.
2. Составление плана работы.
3.Проведение информационно-просветительной работы среди родителей дошкольников.
Основной этап.
1.Систематично проводить пальчиковые игры с детьми.
2. Проведение родительских собраний, консультаций.
3.Беседы с родителями.
Завершающий этап.
Подведение итогов.
Выпуск стенгазеты с фотоснимками детей.
Месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сентябрь
«Осенние листья», см. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» -стр.33
«У Лариски две редиски».
См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.36
«Овощи»,
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 106
«Раз, два, три, четыре, пять, в лес идем мы погулять».
См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.43
Октябрь
«Идем в гости»,
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 104
«Большая стирка»,
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 105
«Кошки-мышки»,
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 115
«Компот»,
см. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» — стр.39
Ноябрь
«Дом»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 122
«Как у нас семья большая»
см. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.87-88
«Сидит белка на тележке»
см. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.73
«Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли»
См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.54-55
Декабрь
«На большом диване в ряд»
См. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» — стр.46
«Наша прогулка»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 113
«Аленка-маленка»
см. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.48
«На ёлке»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 107
Январь
«Оладушки»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 109
«Снежок»
см. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.57
«Обыкновенная»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 122
«Пирог»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 103
Февраль
«Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире»
См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.52-53
«Вот послушайте, как Тая…»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 241
«Четыре братца высоки да тонки…»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 229
«Есть игрушки у меня»
См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.83
Март
«Как мы маме помогали»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр.151
«Бабушкин кисель»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 149
«Кошки-мышки»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр.
115-116
«Наша квартира»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 116
Апрель
«В гостях у гномиков»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр.110
«Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики..»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 141
«Утро раннее настало»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 107
«Шел один я…»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 114
Май
«Стенка, стенка, потолок»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 110
«Наши алые цветки»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 107
«Летит комар»
см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» — стр. 118
«Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял пастух дуду»
См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» — стр.94
Источник
Пальчиковые игры направленые на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.
Польза упражнений
Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.
Преимущества пальчиковых игр:
- Активизация речевых зон коры головного мозга.
- Формирование ритмичной и четкой речи без дефектов.
- Развитие способности к концентрации и распределению внимания.
- Улучшение памяти.
- Овладение навыками рисования и письма.
- Развитие творческой фантазии и воображения.
- Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.
Правила проведения занятий
- Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
- Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.
- Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
- В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
- Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.
- Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
- Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
- Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.
- Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.
Виды упражнений
Все упражнения можно разделить на несколько категорий:
- Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
- Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
- Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.
- Массаж
Массаж пальцев и ладоней рекомендован для малышей, в возрасте от одного года.
В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы.
- Игры с предметами
В возрасте от 1,5 года до 3 лет детей можно научить следующим действиям:
- Перекатывать по ровной поверхности какие-либо круглые предметы.
- Сортировать крупы.
- Играть с пирамидкой, кубиками и мозаикой.
- Оценивать фактуру различных тканей.
- Рисовать пальчиками.
- Потешки
Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».
Они должны читаться с ярко выраженной интонацией и сопровождаться гимнастикой, содержащей элементы массажа. Например, в процессе чтения текста взрослый может разгибать, потирать и поглаживать пальцы ребенка.
- Составление фигурок
Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия.
Каждая новая форма будет ассоциироваться у малыша с определенными образами, и стимулировать у него творческую фантазию.
- Игры на развитие моторики
- Руки нужно соединить в замок, а затем начать крутить большие пальчики вокруг друг друга в ускоренном темпе, ладони, при этом, задевать нельзя.
- Это упражнение нужно выполнять вдвоем. Игроки соединяют правые руки, после чего каждый из соперников, пытается своим большим пальцем прижать сверху палец другого.
- Упражнения для улучшения внимания и памяти
- Бабочка. Пальцы следует сжать в кулак, а затем по очереди их выпрямлять, начиная с мизинца. Указательный и большой палец, остаются в согнутом положении и объединяются в кольцо, а выпрямленными пальцами нужно делать быстрые движения.
- Осьминожки. Правая и левая рука передвигаются по морскому дну, медленно перемещая пальцы-щупальца. Как только два осьминога увидят друг друга, они замирают, после начинают путешествовать вдвоем.
Популярные книги и пособия
Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».
Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.
Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.
Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.
Пальчиковая гимнастика не только позволяет развить мышление и речь малыша, но и предоставляет прекрасную возможность установить с ним более близкий контакт
Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.
https://www.baby.ru/lines/
Источник
Когда в семье рождается ребенок, родители стараются обеспечить его своевременное развитие: интеллектуальное, речевое, эмоциональное. Большое значение при этом будет иметь обстановка в семье, внимание, которое уделяется родителями воспитанию своего чада, а также их умение правильно организовать с крохой развивающую игровую работу. Важную роль во всем этом играет пальчиковая гимнастика. Что это такое, в чем ее польза для детей? С какого возраста она эффективна? С этим стоит разобраться подробнее.
Прямая зависимость
Пальчиковая гимнастика – это различные виды массажа, игр, упражнений, направленных на развитие тонких движений рук ребенка. Ведь от того, насколько ловкие его пальчики, напрямую зависит степень развитости психических процессов. Еще наши прабабушки знали, что работа детских пальчиков влияет на развитие интеллекта ребенка, его речи. Вспомним хотя бы потешки про «Сороку-ворону», «Козу рогатую» или «Ладушки» — эти пальчиковые игры, пожалуй, известны каждому.
Итак, что они дают крохе?
- Активируют зоны коры его головного мозга, отвечающие за речь.
- Помогают формированию четкой, ритмичной речи.
- Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.
- Снимают излишнее нервное напряжение (особенно возникающее во время говорения).
- Улучшают память.
- Способствуют овладению навыками письма, рисования.
- Развивают фантазию, воображение.
- Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.
Пальчиковые упражнения (или игры) подразделяются на несколько видов в зависимости от возраста.
- Упражнения для кистей рук, помогающие научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.
- Динамические упражнения учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.
- Статические игры помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.
- Массаж. Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.
Совет
В первые месяцы после рождения проводите пальчиковый массаж своими пальцами, поглаживая и осторожно разминая пальчики ребенка. Примерно с полугода в качестве массажеров можно использовать различные предметы, отличающиеся по текстуре, форме, размеру, весу. Это могут быть, например:
- многогранные карандаши;
- резиновые или пластмассовые игрушки;
- мячи (в том числе рельефные);
- камешки;
- грецкие орехи (все эти предметы нужно прокатывать между ладошками малыша);
- крупные бусы (ребенок должен перебирать нанизанные элементы по одному);
- зубные щетки (массаж делают щетиной).
Если подобрать или придумать сопровождение к таким действам в стихах, ребенок будет проявлять к ним больший интерес:
Я орех качу-качу,
Свои пальчики учу:
Если будут слушаться,
Все у них получится!
Как проводить пальчиковую гимнастику?
Непосредственно пальчиковые упражнения малыши могут воспроизводить примерно после года. С этого времени и можно начинать занятия. Чтобы они были интересными, обычно каждая игра сопровождается определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек. Взрослый должен произносить слова игры обязательно ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь. Фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием делают упражнения.
Основные правила при таких занятиях состоят в следующем.
- Руки взрослого не должны быть холодными (ведь игры предполагают как демонстрацию движений, так и их коррекцию и взаимное участие).
- Перед началом гимнастики нужно сделать общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее (так же как спортсмену перед выступлением или матчем важно размять необходимые мышцы).
- Во время игр важно контролировать, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
- При проведении такой гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
- Игры не должны проводиться в принудительной форме, иначе от них будет больше вреда, чем пользы.
- Залог успеха – в систематических занятиях.
Совет
Для детей, которые уже могут делать выбор и имеют предпочтения, можно составить картотеку игр. Научите ребенка ориентироваться в изображениях на карточках, чтобы он мог выбрать, какие упражнения хочет делать сегодня. Проследите за его выбором несколько дней. Те упражнения, которые он отвергает систематически, постарайтесь как-то изменить: подобрать более живой текст, добавить эмоций, сменить картинку на карточке, разбавить игру, к примеру, ритмичным музыкальным сопровождением.
Если ребенок до 3 лет утратил интерес к пальчиковой гимнастике в «идеальном» виде, можно переключить его на другой вид таких упражнений — игры с предметами:
- перекатывание по столу или полу круглых предметов (пластиковых шариков, мячей, мелких фруктов);
- сортировка круп или мелких деталей конструктора;
- сборка пирамидки;
- постройка башни из кубиков;
- собирание мозаики;
- рисование пальцами (по муке, песку, крупе, рассыпанным тонким слоем);
- исследование на ощупь материалов с разными фактурами (шелк, мех, полиэтилен, дерево, металл, перья, пластик, махровые или шерстяные вещи и т. д.).
Примерно с 2 лет можно перенести пальчиковые игры с детьми на бумагу. Из нее можно скатывать шарики или скручивать рулончики из тонких бумажных полосок. Прекрасно работают пальчики, если попросить ребенка отрывать небольшие кусочки от целого листа. Полученные обрывки пусть малыш складывает в небольшой стаканчик.
Поднимаем планку
После 3 лет детям предлагаются координационно более сложные игры. Например, как потешка «Про дружбу». Ребенку нужно точно попадать пальчиком на пальчик, уметь переплетать их между собой:
Дружат во дворе у нас девочки и мальчики
(дети сцепляют пальчики в замочек)
Подружу-ка я сейчас и маленькие пальчики
(дети поочередно соединяют подушечки одноименных пальцев рук)
Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять
(дети возвращают пальчики в исходное положение)
Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать
(замочки размыкаются, малыши трясут кистями рук).
Чем старше становится ребенок, тем сложнее по исполнению могут быть стишки для пальчиковой гимнастики. «Высший пилотаж» — точно обыграть пальцами сюжет какой-то сказки. При этом ребенку придется не просто показать «ушки на макушке» у зайки или «намазать варенье на блины», а строить из ладошек целые замысловатые фигуры (птицу с крыльями, мышку с хвостиком), изображать сложные действия («лепить пирожки», «копать огород»). Когда взрослый показывает такую фигуру, малыш не просто запоминает ее и повторяет – он развивает фантазию и ассоциативное мышление.
«Осьминожки»
Две веселых осьминожки
По морской брели дорожке
(обе руки изображают осьминогов, передвигающихся пальцами-щупальцами по дну моря)
Повстречались, удивились,
(«осьминоги» замирают, «приседают», снова вытягиваются)
Улыбнулись, подружились.
(руки сближаются, можно «поздороваться» указательными пальцами)
И теперь они вдвоем
Изучают водоем.
(сцепившись большими пальцами, руки «путешествуют» вместе).
Еще один способ ненавязчиво втянуть детей после 3 лет в подобные гимнастические игры – предложить им пальчиковые игрушки. Это своеобразный кукольный театр из персонажей – «напальчников», которые легко изготовить самим, сшив из фетра или ткани, склеив из бумаги, связав крючком. Обычно это герои какой-либо одной сказки («Колобок», «Теремок»). Конечно, очень сложных упражнений при этом не получится: пальчики — «герои» будут только кланяться, когда малыш изображает речь кого-то из них. Но дети безумно любят инсценировать и, поучаствовав в таких «театрализациях», охотнее включатся в другие пальчиковые упражнения.
Значение мелкой моторики для развития речи ребенка и его интеллекта в целом переоценить сложно. Регулярные занятия разными видами пальчиковой гимнастики способствуют не только развитию мелкой моторики, но в целом улучшению координации, памяти, воображения, концентрации внимания. Все это – основа нормального психоэмоционального и речевого развития ребенка, залог его успехов в школе. Не этого ли хочет каждый родитель для своего чада?
Источник