Русская народная сказка в развитии ребенка конспект занятия

Русская народная сказка в развитии ребенка конспект занятия thumbnail

Елена Кривошта
Конспект НОД «Русские народные сказки»

Конспект НОД «Русские народные сказки».

Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Задачи: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Узнавать и героев сказки в загадках. Познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и журавль», учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи простые и сложные предложения, обогащать словарный запас детей.

Словарная работа: потчует, куманек, несолоно хлебала.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам и серия картинок к сказке «Лиса и журавль».

Ход НОД.

В.: сегодня мы с вами побеседуем о русских народных сказках.

В.: почему сказки называют русскими народными?

Д.: потому что их сочинил русский народ.

В.: Какие русские народные сказки вы знаете?

Д.: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят» и другие.

В.: молодцы названия сказок вы знаете, а сможете ли вы узнать сказку в загадках? (воспитатель загадывает загадки, после ответа детей показывает иллюстрации к сказкам).

1. Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

(Колобок)

2. Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел.

(Волк и семеро козлят)

3. У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

(Гуси-лебеди)

4. Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела!

(Маша и медведь)

5. Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла!

(Три медведя)

6. Не послушался братишка

Старшую сестрицу

И попил из лужицы

Мутную водицу.

Много горя принесла

Им нечистая вода.

(Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка)

7. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была,

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов.

(Теремок)

8. Ах, ты Петя простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Петушок – золотой гребешок)

9. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

(Репка)

10. Красна девица — грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

В.: молодцы ребята вы все загадки отгадали. Ребята скажите, пожалуйста, чем отличаются сказки от других произведений?

Д.: в сказке есть, что то, волшебное необычное, то чего не бывает в жизни.

В.: как обычно начинаются русские народные сказки?

Д.: «жили, были».

В.: послушайте, пожалуйста, еще одно произведение «Лиса и журавль». (воспитатель рассказывает сказку и показывает иллюстрации)

В.: ребята как вы думаете, что это за произведение?

Д.: это сказка.

В.: почему вы так думаете?

Д.: потому что лиса и журавль разговаривают. Животные не могут класть пищу в посуду. Лиса с журавлем не могут подружиться в природе они враги.

В.: ребята мы с вами выяснили, что это сказка, давайте поговорим об этой сказке. Вам понравилась эта сказка?

В.: как вы думаете, почему лиса позвала к себе журавля?

Д.: лиса хотела угостить журавля.

В.: как лиса звала журавля?

Д.: приходи куманек, приходи дорогой.

В.: чем угощала лиса журавля?

Д.: манной кашей, которую размазала по тарелке.

В.: почему лиса размазала манную кашу по тарелке?

Д.: лисе стало жалко каши, чтобы съесть все самой.

В.: почему журавль не смог ничего съесть?

Д.: у журавля длинный узкий клюв.

В.: как поблагодарил журавль лису?

Д.: спасибо кума и на этом, приходи ко мне в гости.

В.: чем угощал журавль лису?

Д.: окрошкой, которую налил в кувшин с узким высоким горлышком.

В.: смогла ли лиса поесть окрошку?

Д.: нет, не смогла, ел только журавль своим узким длинным носом.

В.: что сказал журавль лисе?

Д.: ну, не обессудь кума, больше потчевать не чем.

В.: ребята как вы понимаете значение пословицы «как аукнулось, так и откликнулось»?

Д.: как лиса угощала журавля, так и журавль угостил лису.

В.: (рассказывает еще раз сказку)

Три – четыре ребенка пересказывают сказку близко к содержанию.

В.: чем сегодня мы с вами занимались?

Д.: мы вспомнили русские народные сказки, познакомились с новой сказкой «Лиса и журавль», уточнили, чем отличаются сказки от других произведений.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей – районный Дом детства и юношества Советского района Саратовской области.

Открытое занятие

По духовно – нравственному воспитанию в объединении «Малышок»

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»

Педагога дополнительного образования

                                                                                    второй квалификационной категории

                                               Карпиловай Т.Х.

Конспект интегрированного занятия
по развитию речи и лепке для детей 4-5 лет
на тему: «Русские народные сказки»

Цель: Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции.

Развивающие задачи:

— Развитие мышления и воображения.

Читайте также:  Методика развитие памяти мышление внимание речи ребенка

— Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

— Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.

— Развитие мелкой моторики.

Воспитательные задачи:

— Воспитываем любовь к русскому народному творчеству.

— Воспитывать любовь к театрализованным играм.

Образовательные задачи:

— Формировать интерес к художественному слову, музыке.

— Закреплять приемы раскатывания пластилина между ладошками.

Предварительная работа: Чтение сказок: «Заюшкина избушка»,  «Колобок».Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Театрализованные игры по сказкам. Разучивание песни «Колобок».

Оборудование: Инсценировка сказки «Заюшкина избушка», театр на магнитах «Колобок». Мяч. Магнитофон.

Ход занятия.

Дети играют на ковре. Воспитатель предлагает подойти к нему.

Воспитатель: Ребята, а у нас сегодня гости.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями.

Есть хорошая примета, всем с утра дарить приветы.

Солнцу красному… .

 Дети: Привет

 В: Небу ясному…

Д: Привет.

 В: Люди взрослые и малыши…

Д: Вам привет от всей души.

Сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?
Дети: Да! Конечно!
Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку и оттуда выплывает воздушный шарик с письмом)
Воспитатель: Вот это да! Сюрпризы не закончились! (Отвязывает письмо и читает его)
«Дорогие,ребята! ребята!
Я знаю, что вы любите сказки. Но в моем Королевстве сказок случилась беда. Сильный ветер разбросал все страницы – волшебной книги. Помогите их найти. Если вы согласны помочь, то подсказка на карточках с картинками. Расставьте их в той последовательности как в сказке. А поможет вам в этом волшебный клубок. Если вы все сделаете правильно, то получите в подарок волшебную книгу сказок.

С благодарностью Король Королевства Сказок»
Воспитатель: Поможем Королевству Сказок.
Дети: Да.

 Воспитатель: Значит отправляемся в волшебную страну ребята чтобы туда попасть мы должны закрыть глаза и произнести волшебные слова.Воспитатель: Посмотрите куда мы попали, какая-то волшебная поляна. А что бы узнать, кто здесь живет надо отгадать загадки.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» (закрываем, что бы дети ни увидели сказку, пока не отгадали загадку).

Воспитатель:

 По снегу бежит – петляет.

 К лету шубку он меняет.

 На снегу его не видно,

 Волку и лисе обидно.

 (Заяц)

 ***

 Ходит по двору будильник,

 Разгребает лапкой сор,

 Расправляет с шумом крылья

 И садится на забор.

 (Петух)

 ***

 Хитрая плутовка, рыжая головка.

 Пышный хвост – краса.

 Кто это?

 (Лиса)

 ***

 Этот сторож дом охраняет,

 На воров громко лает.

 (Собака)

 ***

 Кто зимой холодной

 Ходит злой, голодный?

 (Волк)

 ***

 Неуклюжий, косолапый,

 Кто всю зиму сосет лапу?

 (Медведь)

 — Вот сколько много героев живут в этой сказке, а что это за сказка, кто догадался? (дети высказывают свои предположения)

 — Со сказкой мы определись, но просто рассказывать – это не очень интересно, интереснее и веселее, когда сказку рассказывают и показывают. Правильно? А как же мы покажем сказку, если у нас нет масок, нет кукол? Чем же мы ее покажем? (мы покажем сказку пальчиками)

 — Правильно, у нас же есть наши пальчики-помощники. Давайте их разбудим и потренируем немножко.

 III. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

  ПАЛЬЧИКОВАЯ

 ИГРА

 Пальчики уснули,

 В кулачок свернулись.

 (пальчики сжаты в кулачки)

 Один,

 Два,

 Три,

 Четыре,

 Пять.

 (пальчики поочередно

 разгибаются из кулачка)

 Захотели поиграть!

 (хлопают в ладоши)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА

 В ГОСТИ К ПАЛЬЧИКУ БОЛЬШОМУ

 В гости к пальчику большому    (выставляем вверх большие пальцы)

 Приходили прямо к дому   (соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)

 Указательный и средний,  (поочередно называем пальцы соединяющихся

 с большим на двух руках одновременно.)

 Безымянный, и последний  (Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы

 сжаты в кулак)

 Сам мизинчик-малышок

 Постучался о порог.  (кулачки стучат друг о дружку.)

 Вместе пальчики — друзья,  (ритмичное сжатие пальцев на обеих руках)

 Друг без друга им нельзя.

 IV. ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ.

 — Ну что, разбудили пальчики, размяли. Давайте вспоминать, кто в сказки «Заюшкина избушка» живет. Дети под руководством педагога вспоминают героев сказки и пальчиковые позы, соответствующие данному герою.

 — Всех героев вспомнили? Можно начинать?

 * Далее педагог начинает рассказ сказки, дети говорят, сопряжено с ним, по возможности педагог замолкает, давая детям самостоятельно продолжать рассказ. Все дети участвуют в рассказе сказки и показе всех героев (одновременно двух, диалог; распределения по ролям между детьми нет), оперев ручки локтями на стол.

 Жили-были в лесу лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

 — У меня избушка светлая, а тебя темная! У меня светлая, а тебя – темная!

 Пришла весна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Лиса и просится к зайцу:

— Пусти меня, заюшка, к себе жить!

 — Нет, не пущу: зачем дразнился?

 Стала лиса прощение просить, обещать, что больше не будет. Заюшка ее и простил, а она его из избушки и выгнала.

Сидит зайчик на полянке и плачет, слезы лапкой утирает. Бегут мимо собаки:

 — Тяф – тяф – тяф! О чем, заинька, плачешь?

 — Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.

 — Не плач, заинька, мы ее выгоним!

 — Нет, не выгоните!

 — Нет, выгоним!

 Подошли собаки к избушке:

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка дауна

 — Тяф – тяф – тяф! Поди, лиса, вон!

 А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

 Испугались собаки и убежали.

 Зайчик опять сидит на полянке и плачет. Идет мимо волк:

 — О чем, заинька, плачешь?

 — Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.

 — Не плач, заяц, я ее выгоню!

 — Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.

 — Нет, выгоню!

 Пришел волк к избушке и завыл страшным голосом:

 — У – у – у. Ступай, лиса, вон!

 А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

 Испугался волк и убежал.

 А заиньке делать нечего, сидит он на полянке и плачет. Идет мимо медведь:

 — О чем это ты, заинька, плачешь?

 — Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.

 — Не плач, заяц, я ее выгоню!

 — Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не

 выгнал, и ты не выгонишь.

 — Нет, выгоню!

 Пришел медведь к избушке и закричал страшным голосом:

 — Р – р – р. Ступай, лиса, вон!

 А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

 Испугался медведь и убежал.

 Опять сидит заинька и плачет. А мимо идет петух, несет косу.

 — Ку – ка – ре – ку! Заинька, о чем это ты плачешь?

 — Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и выгнала меня из избушки.

 — Не горюй, заяц, я ее выгоню!

 — Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не

 выгнал, медведь гнал, гнал – не выгнал и ты не выгонишь.

 — Нет, выгоню!

 Пошел петушок и избушке, да как закричит: «Ку – ка – ре – ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи!»

 Услыхала лиса, испугалась и говорят:

 — Шубу надеваю …

 Петух опять: «Ку – ка – ре – ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи!»

 Испугалась лиса, соскочила с печки – да бежать.

     А заюшка с петушком стали жить да поживать.

 V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

 — Вот такая у нас получилась сказка. Скажите, а какая она по настроению была с начала? (грустная). Почему? А как все закончилось? (хорошо, весело) Почему?

 — А герои какие были? Кто был хитрым, злым, нехорошим? (лиса). Кто оказался трусливым? (собаки, волк, медведь) А каким был петушок? (смелым)

 — А вы какими хотите быть?

 VI. ИТОГ

 — Что мы сегодня показывали и рассказывали нашим гостям? (мы показывали и рассказывали сказку)

 — Какую сказку? («Заюшкина избушка»)

 — Что нам помогало показывать сказку? (Нам помогали наши пальчики)

Молодцы ребята, а сейчас мы с помощью нашего волшебного клубка мы отправляемся дальше.

Для демонстрации сказки «Колобок» используем театр на магнитах.

Воспитатель:

А вот и ещё одна сказка.

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушёл, я сказки? (Колобок)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с колобком и вспомним, с какими героями он встретился в лесу.

Физкультминутка.

Из муки он был печен, (лепим руками пирожок)

На сметане был мешен. (замешиваем тесто)

На окошке он студился, (дуем на ладошки)

По дорожке он катился. (бежим по кругу)

Был он весел, был он смел. (улыбаемся, шагаем)

И в пути он песню пел. (поем песенку, ляля)

Съесть его хотел зайчишка, (прыгаем, как зайка)

Серый волк и бурый мишка (показываем волка, переваливаемся, как медведь)

А когда малыш в лесу (шагаем)

Встретил рыжую лису, (повадки лисы показываем)

От неё уйти не смог.

Что за сказка? (колобок)

Воспитатель: Ребята колобка лиса съела, а как же теперь дедушка и бабушка? Что они делают без колобка? (грустят, переживают, волнуются)

Дети: ответы.

Воспитатель: Ребята, а давайте на радость дедушке и бабушке слепим колобков.

Теперь положим их всех на тарелочку и отнесем под окно домика, в котором живут дедушка и бабушка. Когда они проснутся и увидят, сколько колобков мы им приготовили, очень обрадуются.

Воспитатель: А что бы наши колобки были веселы, мы для них споём и станцуем.

Кто там катится вдали,

Без тропинок, без дорог?

Ты зачем на край земли

Разбежался, Колобок?

Припев:

Колобок, Колобок,

Ну, куда ты, дружок?

Ну, какой тебе прок

Убегать за порог?

— Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Не попался на зубок,

Вот какой я Колобок?

На пригорок, на горбок,

Через поле и лесок

Полечу я Колобок

Жаль, что я не голубок.

Читайте также:  Условия развития ребенка по выготскому

Припев.

Снова мчался Колобок,

Улыбался Колобок.

С кем встречался Колобок,

Похвалялся Колобок.

Припев.

Он и волку и лисе

Все хвалился и хвалился…

Ну, а дальше знают все

До чего он докатился!

Припев.

Молодцы ребята, колобкам понравились наша песенка.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какие сказки нам попадались на пути.

Дети: ответы.

Воспитатель: Вы сегодня были такие молодцы, все сказки правильно собрали, для дедушки с бабушкой испекли колобков. Поэтому волшебный мячик привел нас к волшебной книге. И теперь вместе с волшебной книгой мы отправляемся домой.

Источник

Наталья Игошина
Занятие по развитию речи «Русские народные сказки»

Цель: Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.

Задачи:

• Учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям, закрепить умение классифицировать их на две группы (русские народные сказки и авторские сказки).

Развивать культуру речи.

Развивать коммуникативные качества детей, связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение, внимание через интерес к сказкам.

• Воспитывать доброжелательность, коммуникативность,

Воспитатель: Ребята, в предыдущих группах каждый год мы читали много рассказов, стихов, знакомились с русскими народными сказками. А как определить сказку? Правильно, в сказках много чудес. Звери, рыбы, птицы ведут себя как люди, разговаривают. А еще в сказках есть повторяющееся магическое число три, магические предметы. В сказках столько мудрости! Они учат быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто попал в беду, даже если это всего навсего какая-то лягушонка. Сказки учат, не щадя сил, бороться за правое дело и побеждать. А какие русские народные сказки вы помните? (вывешиваем картинки сказок)

(Дети часто называют авторские сказки. Тогда педагог объясняет, что у народных сказок нет автора: «Эти сказки появились очень, очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой, то длиной.)

Но мы с вами читаем сказки в обработке. Обработчики делают старинные сказки понятными современным детям. И теперь я буду обязательно называть вам обработчиков.

— Ой, ребята смотрите к нам пришла сама Баба-яга! (игрушка бибабо)

Баба-Яга: -Здравствуйте! Я Баба-яга! Скажите, а где добро всегда побеждает зло! Правильно, в сказках. Вот туда мы и отправимся. Закрывайте глаза! Абра-кадабра! Чудо-юдо! Крекс-пекс-фекс! Полетели! (Звучит музыка) Представьте, как мы летим над полями, над лесами, над широкими морями. Над тридевятым царством, тридесятым государством.

Прилетели? А теперь выполните мои задания! Я заколдовала сказки. Угадайте, что это за сказки.

Воспитатель: -Ребята, смотрите, у этой сказки не хватает букв. Я вам сейчас прочитаю то, что осталось, а вы попробуйте угадать. Хорошо?

-Жи. бы. де. и ба. И бы. у ни. Ку. Ря. Сне. ку. я не про., а зо. Де. би.

Би—не разби. Ба. би. би—не разби. Мы. бе., хво. ма., я. упа. и ра. Де.

Пла., ба. пла., а ку. Ря. Г. Не пла. де., не пла. ба. Я сне. ва. я не зо., а про.

Дети: Это русская народная сказка «Курочка Ряба».

Воспитатель: Ребята вот следующее задание от Бабы -яги. Слушайте внимательно. Надо определить из каких сказок эти отрывки.

— Собрался народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили (Аленушку) (Сестрица Аленушка и братец Иванушка. В обр. А. Н. Толстого)

— Взяла она чистые решета мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай- рыхлый да мягкий,изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху птицы летучие, снизу звери-рыскучие. (Царевна-лягушка. В обр. М. Булатова)

Воспитатель: Ребята а напомните мне какое сейчас время года? (осень) А какой месяц? А что собирают сельские жители на своих огородах в начале сентября? А про какой известный овощ вы все знаете сказку (репка)

(Физкультминутка)

Воспитатель: Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой скорей полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Воспитатель: — Ребята вот последнее задание бабы яги, я уверена что вы справитесь. Я вам сейчас скажу что-то неправильное, а вы меня поправите.

• Колобок съел лису.

• Посадила репка дедку.

• Сел пенек на мишку и слышит.

• И проглотила бабушка волка.

• Плачет курочка, а дед и баба говорят.

• Стоит мышка-норушка, а мимо теремок бежит.

Воспитатель: Вот мы и все задания Бабы яги выполнили и сказки расколдовали.

Баба-Яга: Ой молодцы хлопчики и красны-девицы. Теперь и поиграть можно. А знаете ли вы какую-нибудь игру про Бабу-Ягу?

(Проводится подвижная игра. Дети встают в круг, имитируют слова, затем разбегаются а баба-яга их ловит)

В темном царстве есть избушка, Встала задом на перед.

А в избушке Бабка-ежка.

Нос крючком, глаза большие, словно угольки горят

Фу, противная какая, дыбом волосы стоят! (2раза)

(Баба-яга говорит) – Кто противная, я противная? (догоняет детей)

Баба-Яга: Ух утомили меня. Хорошо у вас, но мне пора. Обещаю сильно в сказках не шалить и героям помогать! До свидания!

Воспитатель: Ребята вы большие молодцы и я принесла вам несколько хорошо иллюстрированных книг, чтобы вы увидели какие удивительные и яркие бывают рисунки к сказкам.

Занятие по развитию речи «Русские народные сказки»

Источник