Ругаю ребенка 2 года

Можно ли ругать ребенка 1-3 лет: кого мы ругаем — его или себя?
Как только ребенок начинает активно передвигаться по квартире, у родителей наступает период страхов и беспокойства: нужно постоянно следить, чтобы не ударился, ничего на себя не перекинул, никуда не влез. Для годовалого малыша расширяется круг запретов: нельзя открывать, вываливать вещи из шкафа, нельзя рассыпать сахар, муку, нельзя разбрасывать игрушки, нельзя отбирать чужие игрушки, нельзя драться, орать, истерить.
Иногда уставшая мама, не сдерживая чувств, начинает повышать голос, ругать ребенка.
Правильно ли это? Как правильно ругать ребенка ясельного возраста: 1 год, 2 года, 3 года?
Можно ли ругать ребенка ясельного возраста?
Психологи утверждают, что взрослые ругают маленького ребенка не за его поступки, а за свои страхи, упущения. В возрасте до года, 1,5 — 2 лет маленький человек просто не может понять, почему на него кричат, шлепают по попе. Он только пугается, испытывает страх, начинает кричать, плакать или воспроизводить модель поведения взрослого, бить тех, кто рядом, – маму, папу, деток на площадке.
Как реагировать на «плохие» поступки годовалого или двухлетнего ребенка?
Эксперты советуют спокойно объяснить опасность, которая может исходить от определенного предмета, например, утюга, кипящей кастрюли, чашки с горячим чаем.
Можно приложить ручку ребенка к батарее и сказать «Горячо, нельзя», прикоснуться его пальцем к горячему (несильно) утюгу, дать попробовать пальчиком достаточно горячую воду, повторив эти слова. При этом у ребенка возникает стойкий ассоциативный ряд, так называемый «якорь»: слово и ощущение. После указанную фразу можно использовать для предупреждения малыша, который крутится возле горячего утюга, кухонной плиты.
- В возрасте 1-2 года главное не ругать ребенка, учить его избегать опасности, объяснять свойства вещей, их возможное негативное воздействие, потенциальный вред для его здоровья, здоровья окружающих. По возможности, каждый запрет должен сопровождаться альтернативным разрешенным вариантом: «Горячий утюг трогать нельзя, можешь погладить скатерть своим, специальным детским».
- С 1,5-2 лет следует объяснять малышу причины существования запретов, последствия его поступков: почему нельзя драться, отбирать игрушки на детской площадке, разбрасывать еду, падать в лужу, бросаться разными предметами, орать, топать по квартире, хватать ножи, ножницы. Необходимо четко очертить границы личной безопасности ребенка, безопасности других деток. Это тяжело, для взрослых легче просто выплеснуть эмоции, не разбираясь с ситуацией, задействованными предметами, лицами.
- Детям ясельного возраста родители обязаны обеспечить максимально безопасную окружающую среду, тогда поводов для ругательств, наказаний будет намного меньше.
Нужно ли ругать ребенка? Как правильно это делать?
Трёхлетний малыш уже полностью может понять, что он поступает неправильно и может быть наказан.
В указанном возрасте важным является тесный контакт малыша с родителями, которые способны понять причину его поведения, адекватно отреагировать на его проступок. Главное объяснить малышу причинно-следственную связь его поступков, чтобы он полностью понял эту цепочку, четко знал, что его ожидает, каким может быть наказание.
Каждый из нас наблюдал такую картину: малыш подрался с другим малышом за игрушку, за место в песочнице, мама его отругала, повысив голос, а он тут же начинает драться с другим ребенком. Очевидно, что малыш не понял, за что был наказан.
Как правильно наказать малыша за проступок, но так, чтобы он понял, что сделал неправильно?
Психологи советуют не ругать, а объяснять. Необходимо, чтобы ребенок точно услышал взрослого. Есть несколько методов, как этого достичь.
Вот один из них.
С ребенком необходимо установить зрительный контакт «глаза-в-глаза». Взрослый должен присесть на уровень глаз ребенка, чтобы смотреть на него не сверху вниз, а на равных, посмотреть в глаза, взять малыша за руку, начать говорить. Объясняя, в чем был малыш неправ, следует акцентировать внимание именно на том, что этот поступок является плохим, а сам ребенок не плохой, он хороший.
Разговор нужно обязательно завершить тем, что так делать в дальнейшем нельзя, уточнить, понял ли ребенок.
Ругать или наказывать?
Поднимая вопрос, нужно ли ругать маленького ребенка, в большинстве случаев родители имеют в виду именно эмоциональную реакцию на поступок малыша. Психологи едины: крик, ор, оскорбления, выражения злости, агрессии со стороны взрослого недопустимы. Указанной реакцией можно запугать малыша, развив в нем комплексы, страхи, либо вызвать ответную агрессию. Но оставлять плохой поступок без адекватного реагирования нельзя. Нужно разобраться в причинах случившегося, исходя из увиденного, услышанного, понять, нужно ругать, наказывать ребенка либо его вины в случившемся нет.
На улице часто наблюдается картина, когда мамы ругают малышей за испачканную одежду, промокшую в луже обувь. Но ведь детка таким образом познает мир, нужно ли ругать за стремление к знаниям? Нельзя, задача родителей обеспечить такую одежду, обувь, чтобы ребенок без проблем мог ходить по лужам, ковыряться в грязи. Если указанной возможности нет, нужно четко обозначить рамки: если ребенок испачкается, промокнет, он сразу идет домой, лишается прогулки. Взаимосвязь поступка и наказания в этом случае понятна родителю и ребенку.
Есть ситуации, в которых ребенок создает опасность для себя или окружающих. Такие поступки должны пресекаться взрослыми, ребенок должен четко понимать, что он может понести за них наказание.
Как правильно отругать, наказать ребенка в ясельном возрасте?
Отчитывая малыша за проступок, взрослые должны сохранять спокойствие, не повышать голос, не оскорблять, не унижать его. Важно свести критические замечания к минимуму, найти другие точки воздействия. Альтернативным вариантом является наказание в виде лишения ребенка на определенное время просмотра мультфильмов, некоторые эксперты советуют отвести его в другую комнату, просто усадить на стульчик, сказать, что он наказан за определенное плохое поведение.
Ругать ребенка? Досчитайте до 5!
Часто реакция взрослого на проступок малыша бывает мгновенной: разбил он стакан, вазу, мама – раз и по попе или накричала. Родителям, как и малышу, нужно научиться вести себя правильно. Вот 5 простых действий, которые нужно сделать прежде, чем ругать или наказывать малыша.
- Успокоиться взрослому.
- Установить контакт с ребенком.
- Выяснить причину поступка.
- Объяснить последствия, почему так поступать нельзя.
- Решить, должно ли быть наказание, озвучить его. Рекомендуется проговорить с ребенком, почему он наказан, за какое действие: «Ты сегодня без мультиков, потому что ударил Сашу, так делать нельзя, Саше больно».
Учите своих детей, разговаривайте с ними, тогда ругать их вам не придется!
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
Автор Ленивая Мама На чтение 7 мин. Опубликовано 1 апреля 2016
В прошлой статье я рассмотрела 11 способов как наказать ребенка за плохое поведение, а также основные правила. Обязательно прочитайте ее, если еще не видели – там основная информация.
В этой статье я хочу отдельно затронуть воспитание малышей, а именно как наказывать ребенка в 2 года и младше. Это очень нежный возраст, в котором нежелательно применять наказания, но иногда нужно.
Для начала стоит определиться – а стоит ли вообще наказывать?
Ведь малыши редко совершают какие-то поступки, за которые стоит наказывать. Часто им прилетает по ошибке, когда родителям лень разбираться в причинах.
- Истерика у малышей до 3 лет происходит не из вредности и попытки испытать мамины нервы, а просто от усталости или перевозбуждения. Когда малыш в общественном месте заливается слезами, не нужно бить его и кричать. Встаньте на сторону ребенка, а не безликой толпы, которой он помешал. Обнимите малыша или покачайте на ручках, чтобы он почувствовал вашу поддержку. Позвольте выплеснуть накопившуюся усталость. А в дальнейшем старайтесь не доводить до такого состояния, внимательно наблюдайте за ним, чтобы он не переутомился.
- «Ну куда ты лезешь» — двухлетки часто залазят в неположенные места, когда исследуют мир вокруг. В лужу, к розетке, могут перевернуть горшок с цветком или потянуть за скатерть и разбить фарфоровые кружки. Но за любопытство не стоит наказывать, ведь он не мог предсказать подобный исход. А если наказывать за любознательность, то ребенок вырастет инертным и не будет стремиться к знаниями. Вы же не хотите испортить ему всю жизнь? Просто обустройте пространство для игр так, чтобы он не поранился и ничего не сломал. А на улицу выбирайте одежду, которую не жалко будет запачкать.
- Раздражительность родителей – частенько дети получают просто за то, что у мамы или у папы не задался день, скопилась усталость, раздражительность или просто от недосыпания. Нервы не железные и родителям стоит набраться терпения, чтобы воспитать ребенка правильно. Если чувствуете, что с трудом сдерживаетесь, начните принимать легкие успокаивающие. Одним помогают травки, другие пьют валерьянку, а третьи обращаются к врачу, чтобы подобрать специальные таблетки. Хотя здесь самый лучший вариант – избавиться от причин раздражительности, научиться отдыхать, высыпаться и стать счастливой.
Методы наказания и воспитания
1. Метод естественных последствий – самый действенный метод, но применять его стоит с осторожностью. Его смысл в том, что вы сначала предупреждаете ребенка об опасности, он совершает действие и ваши слова сбываются. Он понимает, что делать так нельзя, а маму лучше слушаться.
Во взрослом мире вся жизнь строится по методу таких естественных последствий. Если мы не будем «правильно» себя вести, то у нас не будет друзей, работы, денег, испортится здоровье и появятся другие проблемы. Пусть дети тоже учатся на своих ошибках, как это и бывает в жизни:
- Хочет попробовать что-то горькое или невкусное – пусть попробует, если это не причинит серьезного вреда.
- Потерял или сломал вещь – ее больше нет, не стоит сразу бежать в магазин за новой.
- Устроил истерику на улице – прогулка заканчивается, возвращаемся домой.
- Забыл сделать подделку к завтрашнему дню – сиди вечером и вместо игр и мультиков делай.
Через несколько подобных случаев вам останется только сказать «если ты сделаешь это, то будет больно» и малыш сразу поймет, что делать этого не стоит. Ведь мама всегда говорит правду.
2. Метод отвлечения – отлично помогает предотвратить истерики, плач, крики и успокоить беспокойного малыша. Достаточно переключить его внимание на что-то другое, как «бомба» будет обезврежена.
Понаблюдайте за ребенком и определите, в какие моменты он начинает себя плохо вести. Придумайте метод отвлечения для этой ситуации:
- Капризничает из-за скуки – предложите сменить занятие.
- Капризничает, когда вы говорите по телефону – используйте любой подходящий вариант из статьи чем занять ребенка в 2 года дома.
- Требует ваше внимание – задавайте вопросы, разговаривайте, прикоснитесь, погладьте.
- Истерика в магазине от скуки – нарисуйте «список покупок» в картинках, и пусть малыш вместе с вами ищет нужные товары и вычеркивает их. А вы рассказывайте, что и для чего покупаете.
3. Зеркало эмоций – вам нужно показать малышу реакцию, которая должна быть у него на определенные действия. Например, если он высунет голову через решетку на окне, вам нужно изобразить страх и испуг. Дети все перенимают от родителей, в том числе и эмоции на определенные ситуации.
Но детишки перенимают не только хорошее, но и плохое. Так что не стоит ругать ребенка за «плохие» слова, если в вашей семье кто-то активно использует их при малыше.
4. Акцент на хорошем. Вместо того, чтобы заранее начинать ворчать «только не лезь в эту лужу», проведите малыша мимо нее и скажите «какой молодец, обошел лужу и ножки остались сухими!». Так вы сразу дадите понять, какое поведение будет хорошим.
5. Предлагайте альтернативу. Когда малыш что-то делает неправильно, расскажите, как стоило поступить в этой ситуации. Если рисует на обоях, скажите, что тут рисовать не надо, для этого есть альбом. Вообще при любых запретах лучше сразу рассказать, как следует поступить в этом случае. Не просто «не бегай по дороге», а «через дорогу нужно переходить вместе с мамой, держа ее за руку».
6. Четкие правила и запреты. Вы должны понятно и доступно объяснить ребенку что можно делать, а что нельзя. Используйте короткие и понятные фразы, которые будут ему понятны («отпусти хвост кошки, ей больно»). При необходимости показывайте мимикой, руками, жестами. Наказывать можно только за серьезные нарушения установленных правил, которые известны малышу (если не предупредили, что нельзя трогать мамину косметику, значит – можно).
7. Словесное осуждение – скажите малышу, что вы не одобряете и разочарованы его поступком. Но очень важно правильно сформулировать фразу. Не «какой ты плохой» или «ты обманщик», а осуждение именно поступка: «Ты сегодня очень плохо поступил, когда…». Не пилите ребенка весь день, так как детям сложно сосредоточиться на длинных нотациях.
Как наказывать ребенка в 2 года
Бывают ситуации, когда вышеперечисленные методики не действуют. Когда кажется, что ребенок делает все «назло», тогда можно использовать мягкие методы наказания.
К ним можно отнести строгий взгляд, строгий голос или в случае истерики выйти из комнаты, чтобы малыш успокоился.
Еще одна действенная методика, которую можно применять к малышам, стульчик или коврик для наказаний. Понадобится специальное место, куда вы будете усаживать малыша на определенное время (минуты = возраст). Если не хочет сидеть спокойно, возьмите на ручки, сядьте на место для наказания и мягко держите его. Обнимите руками, но не говорите, не успокаивайте, не играйте.
Для детей очень важна активность, так что такой короткий на взгляд взрослых перерыв помогает им успокоиться. После этого можно будет еще раз повторить, что нельзя делать.
Основная проблема с наказаниями в том, что все дети разные. Одни понимают слова и беспрекословно слушаются родителей, а некоторым детишкам помогает только легкий шлепок по попе.
Но прежде чем определиться, как наказывать ребенка в 2 года и младше, обязательно удостоверьтесь, что вы придерживаетесь основных правил наказаний (когда и за что можно наказывать), испробовали все мягкие методы (отвлечение, разговоры, строгий взгляд) и выбрали способ, который подойдет для вашего ребенка и принесет больше блага, чем вреда.
Источник
Все дети совершают проступки, за которые родители могут их поругать. Но есть такие ситуации, в которых этого делать категорически нельзя!
Иногда ребёнок даже не понимает, за что его ругают. А слова родителей, сказанные в порыве гнева, на долгие годы оседают в его голове.
Итак — за что нельзя ругать ребёнка?
1. За желание помочь.
Кроха наблюдает за вашими действиями и хочет повторить, помочь. Не отталкивайте чадо, поручите ему тоже какое-то важное дело!
Пример:
Вы возитесь на кухне, а малыш то и дело открывает шкафчики и достаёт оттуда различные предметы.
Что можно предложить?
Ориентируйтесь на интересы ребёнка.
Если малютке годик, то ему можно вручить магниты и посадить на детский стульчик возле холодильника. Или налить 1/3 стакана воды (на всякий случай — питьевой), дать ложку или другой стаканчик, показать, как можно поиграть (переливать).
Если детский столик с бортикам по краям — это замечательно, если нет — постелите на него полотенце.
Ребёнка постарше — поставьте у раковины и поручите «мыть посуду». Ну какой малыш не любит повозиться с водой?
2. За желание познавать окружающий мир.
Пример.
Когда ребёнок научился ползать, границы окружающего мира, до которых он может добраться — значительно расширяются. Ему интересно всё! Даже то, что для нас, взрослых, не кажется уж очень удивительным. Будь то хлопающая дверца шкафа или мамины туфли из обувницы.
Что можно сделать?
- Пересмотреть содержимое в ящиках и шкафах.
- Переместить потенциально опасные предметы на верхние полки.
Рано или поздно Ваш малыш научится открывать все хитроумные защёлки и это сделать все равно придётся.
Для того, чтобы отвлечь малыша, организуйте специальную коробку, в которую можно положить различные предметы быта и др. Например: жестяную баночку, крышки, яркую перчатку, щетку. Вероятно, ребёнок будет изучать эти «взрослые штучки» даже с бОльшим энтузиазмом, чем самые современные игрушки.
Это полезно для удовлетворения познавательного интереса, развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
3. За много «почему».
Считается, что к 4 годам ребёнок в среднем задаёт вопрос «почему….?» 600 раз. Лично я не считала, но иногда кажется, что это правда.
Что делать?
Не ленитесь отвечать. Ребёнок интересуется причинно-следственными связями.
Вы — самый близкий человек, проводник во взрослый мир. Не одергивайте малыша за его вопросы, одёргивайте себя за игнорирование и раздражение.
Бывает, что ребёнок задаёт вопрос, на который вы не знаете, как ответить. Скажите ему об этом честно, предложите спросить у папы/бабушки или пообещайте, что как узнаёте — обязательно расскажете ему.
4. За нарушение правил, которые сами родители нарушают.
Пример.
Ребенок проводит много времени за планшетом. Задумайтесь, а не много ли вы проводите времени перед экраном своего телефона?
Или ребёнок говорит «плохие» слова, которые частенько слышит от своих же родителей.
Не зря психологи говорят о том, что дети копируют поведение родителей.
5. За физическую неподготовленность.
Недостаточно хорошо прыгает или не умеет ловить мяч? В таком случае поругать ребёнка = привить комплексы, которые зарождают неуверенность в себе. Приятного мало.
Вряд ли родитель преследует такую цель.
Что делать?
Покажите, научите, тренируйте, но не упрекайте неуклюжестью малыша.
Слово родителя для ребёнка — это прописная истина, он даже не подозревает, что мама/папа могут ошибаться. Вы — пример, вы — земля под ногами.
Пусть с вами он чувствует себя уверенно!
6. За эмоции и чувства.
Дети, как и взрослые, способны испытывать огромный спектр эмоций и чувств, начиная с радости и заканчивая гневом. Разница в том, что малыш не всегда может дать оценку тому, что чувствует. Задача родителя — научить. Когда смеётся, заметить: «тебе весело», когда плачет — «ты расстроен».
А ведь это — очень важный момент в воспитании деток.
Пример.
Девочка в 4 года впервые пошла с родителями в кинотеатр. Мультфильм ей нравился — уж очень увлечённо она смотрела (а судя по мимике то радовалась, то переживала за героев). По окончанию она встала со своего места и по её щекам покатились слёзы. И ведь даже объяснить причину слез она не смогла!
Как же должна отреагировать мама? Обнять свою дочку, спросить, что случилось, помочь девочке понять свои эмоции. «Ты расстроилась, что мультик закончился?», «Тебя переполняют эмоции?». И хорошо, что девочка не сдержит в себе то, что чувствует. Пусть выплеснет сейчас, чем подавит внутри.
7. За случайный проступок.
Ребёнок не может моментально научиться аккуратно есть и предусматривать абсолютно все свои движения. Он постоянно растёт, его тело меняется, а моторика не совершенна.
Пример.
Ребенок хочет поставить чашку на стол, но вы видите, что она вот-вот упадёт.
Как поступить?
Подскажите ему, как лучше это сделать.
А если и уронил, то в такой ситуации — также, объясните, как надо было сделать, чтобы избежать неприятности.
Если малыш что-то разлил, вместо того, чтобы ругать его, возьмите две тряпки, одну — себе, вторую — ему, и предложите вместе вытереть.
Заключение.
Будете ругать за это — маловероятно, что добьётесь своего. Подумайте, какую цель вы все же преследуете?
Важный совет
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели пеньки!
С. Михалков
Пожалуйста, не забудьте нажать «палец вверх» и подписывайтесь на мой канал, если вам интересны темы детского развития и воспитания.
Полезные ссылки:
1. Рекомендации психолога: как категорически нельзя хвалить детей? — подробнее.
2. Ребёнок вас зауважает, если вы последуете этим простым советам: подробнее.
Источник