Ручной труд с ребенком 4 года

Анна Канева
Рабочая программа по ручному труду «Умелые ручки» для детей 3–4 лет

Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

1.«Детство».Программа развития и воспитания детей.

2.«Творим, размышляем, растем» Конышева И. М.

3.«Весёлые самоделки из бумаги» Панфилова Т. Р.

4.«Мозаика из круп и семян» Перевертень Г. И.

5.«Чудесная мастерская» Конышева Н. М.

6. «110 увлекательных поделок из бумаги» Закржевская Е. Д.

7. «Объёмная аппликация» И. М. Петрова.

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

Длительность занятий 15-20 минут.

Категория обучаемых: 3-4 года

Задачи

1. Формировать интерес дошкольников к художественной деятельности;

2. Формировать конструктивные умения и навыки;

3. Способствовать развитию художественных способностей, обогащению словаря детей;

4. Развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников на свою продуктивную деятельность.

Должен знать:

Название материала, с которым работает, создавая поделку (кисть, клей, салфетка, бумага, картон, название круп, семян, ткань, лента);

Название цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, голубой, розовый)

Должен уметь:

Создавать образы предметов, декоративные композиции используя готовые формы и нетрадиционные материалы;

Осваивать последовательность работы;

Работать с бумагой (складывать квадрат по диагонали, скатывать шарики,сворачивать колечки)

Пользоваться клеем, салфеткой;

Вносить элементы творчества в свою работу.

Содержание программы

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

Отбор содержания доступного детям 3-4 лет;

Постепенного усложнения программного содержания, методов и приемов руководства детской деятельностью;

Индивидуального подхода к детям.

Уровни освоения программы

Высокий уровень (2,5 – 3 балла) – ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес к конструктивной и художественной деятельности. Владеет конструктивными и художественными навыками и умениями, пользуется ими осознанно и самостоятельно.

Средний уровень (1,7 – 2,4 балла) – ребенок проявляет не достаточный интерес и желание к конструктивной и художественной деятельности, недостаточно владеет техническими и художественными навыками и умениями, пользуется ими при помощи взрослого.

Низкий уровень (1 – 1,6 балла) – ребенок не проявляет интерес и желание к конструктивной и художественной деятельности, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.

Пакет диагностических заданий.

Диагностика уровня художественно-эстетического развития детей осуществляется с помощью следующих методов:

1. Наблюдение; на кружковых занятиях;

2. Анализ продукта детской деятельности детей

Цель: выявить уровень сформированности конструктивной деятельности детей.

1. Конфигурация

Материал: круг, квадрат, треугольник, овал.

3 балла – различает основные формы материала;

2 балла – испытывает незначительные затруднения в различении материала;

1 балл – испытывает значительные затруднения в различении материала.

2. Создание композиции:

3 балла – ребенок создает композицию самостоятельно;

2 балла – ребенок создает композицию с незначительной помощью взрослого;

1 балл – ребенок создает композицию с помощью взрослого.

3. Технические навыки и умения:

А) Работа с бумагой;

1 балл – навык не сформирован;

2 балла – навык в процессе становления;

3 балла – навык усвоен прочно;

Б) Использование салфетки;

1 балл – навык не сформирован;

2 балла – навык в процессе становления;

3 балла – навык усвоен прочно

В) Умение держать кисть;

1 балл – ребенок неправильно держит кисть;

2 балла – ребенок не всегда правильно держит кисть;

3 балла – ребенок правильно держит кисть

4. Цвет

Материал: предметы красного, зеленого, желтого, белого, черного, синего, голубого, розового цвета.

Инструкция: взрослый дает ребенку по очереди предметы и просит назвать цвет или взять зеленый кубик и так далее

1 балл – ребенок различает и называет меньше 50% представленных предметов по цвету

2 балла – ребенок называет 50% представленных по цвету предметов

3 балла- ребенок называет большинство или все цвета

НОЯБРЬ

1. «Выпал беленький снежок». Аппликация из манки (1 занятие)

Цель: познакомить детей с техникой выполнения аппликации из манки, развивать воображение мелкую моторику рук.

Материал: синий или голубой картон, манка, клей ПВА.

2. «Аквариум». Аппликация с элементами оригами (1 занятие) (коллект. работа)

Цель: познакомить детей с техникой складывания бумаги «оригами», учить складывать из квадратного листа бумаги, предложить из готовых элементов составить композицию.

Материал: синий картон, квадраты 7*7 см. разного цвета, заготовки водорослей, камней, кисти, клей.

3. «Браслет из пуговиц» (1 занятие)

Цель: развивать мелкую моторику рук, нанизывая пуговицы на резинку, составлять браслет из пуговиц 2-х цветов, чередуя их.

Материал: тонкая резинка, маленькие пуговицы с 2-мя дырочками 2-х цветов.

4. «Украсим вазу» (1 занятие)

Цель: учить составлять узор из различных видов семян на пластилине, развивать воображение.

Материал: пластиковая бутылочка облепленная пластилином, семена подсолнуха, арбуза, тыквы

ДЕКАБРЬ

1. «Жираф». Аппликация из пуговиц (1 занятие)

Цель: познакомить с одним из видов аппликации –из пуговиц, учить распределять пуговицы на рисунке равномерно.

Материал: мелкие пуговицы чёрного цвета, клей ПВА, листы разноцветного картона с контурным изображением жирафа.

2. «Гирлянда для ёлки» (1 занятие)

Цель: учить склеивать полоски бумаги в колечки, составлять из них цепочку, чередовать цвета.

Материал: полоски цветной бумаги 1*10 см., клей,кисти.

3. «Новогодние подвески» (на атласных лентах) (1 занятие)

Цель: закреплять умение работать с клеем, последовательность выполнения работы.

Материал: готовые формы из картона (ёлочки,атласная лента, клей.

4. «Новогодние открытки» (1 занятие)

Цель: закреплять умение самостоятельно составлять композицию из предложенных элементов, последовательность выполнения аппликации.

Материал: подвески (изготовленные на предыдущем занятии, листы бумаги 15*8 см., ёлочки, снежинки.

ЯНВАРЬ

1. «Клубника» Аппликация из пуговиц. (1 занятие)

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию из пуговиц, равномерно распределять пуговицы на рисунке.

Материал: листы картона с контурным изображением клубники, маленькие чёрные пуговицы, клей ПВА, кисть для клея.

2. «Весёлые собачки» (игрушка на палец в технике оригами) (1 занятие)

Цель: закреплять умение складывать квадрат по диагонали, точно соединять углы.

Материал: листочки бумаги 7*7см. разного цвета.

3. «Пушистый кот» (1 занятие)

Цель: продолжать знакомить с техникой выполнения аппликации из манки, развивать мелкую моторику рук, воображение.

Материал: листы картона с контурным изображением кота, манка, клей ПВА, акварельные краски, кисти

4. «Украшаем коробку для карандашей» (коллект. работа) (1 занятие)

Цель: закреплять умение составлять узор из предложенных элементов чередовать их по цвету, развивать творчество.

Материал: деревянная коробка для карандашей, элементы узора, вырезанные из самоклеящейся бумаги.

ФЕВРАЛЬ

1. «Подарок для папы» (1 занятие)

Цель: закреплять умение составлять композицию из готовых форм,

развивать воображение.

Материал: готовые формы из цветной бумаги (ракета, звёзды, луна, листы картона синего цвета.

2. «Георгины в вазе» (коллективная работа) (1 занятие)

Цель: привлекать детей к работе сообща, составлять композицию из предложенных деталей самостоятельно.

Материал: 2 листа картона (цветного, вырезанные детали (ваза, цветы, стебли, клей.

3. «Котик» (1 занятие)

Цель: закреплять умение выполнять аппликацию из пуговиц, чередовать их по цвету, равномерно распределять по рисунку.

Материал: листы картона с контурным изображением котика, мелкие пуговицы (белые, чёрные, серые, клей ПВА.

4. «Кувшинка» (1 занятие)

Цель: закреплять умение самостоятельно составлять композицию из готовых форм.

Материал: 2 листа зелёного цвета, вырезанные детали (листья, цветы,

клей.

МАРТ

1. «Подарок для мамы» (1 занятие)

Цель: познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ткани.

Материал: листы плотной цветной бумаги, вырезанные из ткани цветы, клей.

2. «Барашек» (1 занятие)

Цель: продолжать знакомить с техникой выполнения аппликации из макарон, развивать мелкую моторику рук, воображение.

Материал: листы с контурным изображением барашка, макароны «рожки», клей.

3. «Весенние цветы» (2 занятия)

Цель: учить выполнять аппликацию из различных материалов, сочетать элементы по цветовой гамме.

Материал: бумажные формочки для кексов, искусственные цветы, крупный бисер, бусины, клей.

АПРЕЛЬ

1. «Подставка для пасхальных яиц» (1 занятие)

Цель: продолжать учить склеивать полоски картона в кольцо, самостоятельно составлять узор, чередовать элементы.

Материал: разноцветные полоски картона 2*15см, самоклеящиеся элементы для узора.

2. «Подвеска «Солнышко» (1 занятие)

Цель: закреплять умение склеивать готовые формы аккуратно, проявлять творчество в выборе цвета ленты и элементов украшения.

Материал: разноцветные атласные ленты (шириной 1 см., вырезанное из жёлтого картона солнце, клей.

3. «Записная книжка «Цветок» (2 занятия)

Цель: продолжать учить собирать поделку из готовых деталей, закреплять умение разрезать листочки бумаги по согнутой линии, соблюдать в работе аккуратность.

Материал: вырезанные из цветного картона цветы, листочки белой бумаги 14*14см, картонные полоски 7*14см (для обложки) разного цвета, клей.

МАЙ

1. «Открытка «Берёзка» (1 занятие)

Цель: закреплять навыки в последовательности выполнения аппликации, развивать воображение творчество.

Материал: разноцветные атласные ленты (шир. 0,5см., листы цветной плотной бумаги, вырезанные элементы берёзки, клей.

2. «Колокольчики» (1 занятие)

Цель: закреплять умение самостоятельно собирать поделку из предложенных деталей, проявлять творчество при выборе цвета.

Материал: разноцветные стаканчики от «Растишки», атласные ленты (шир. 0,5см., бусины.

3. «Корзина с цветами» (1 занятие)

Цель: закреплять умение вырезать по контуру, составлять композицию из различных материалов, украшать поделку элементами декора.

Материал: картон с контурным изображением корзинки, ножницы, бусины, цветы искусственные и вырезанные из открыток, ленты, клей.

4. Выставка работ кружковцев (1 занятие)

Цель: продемонстрировать родителям, сотрудникам ДОУ, детям, поделки кружковцев. Вызвать интерес и желание продолжать заниматься в кружке.

Материал: детские работы.

Источник

Филиал МБОУ «В-Матигорская СШ»

— Детский сад № 30 «Ромашка»

Дополнительная

образовательная программа

по ручному труду

«Очумелые ручки»

для детей 4-5 лет

Автор:

Воспитатель — Соснина Г.Н.

2015г

Пояснительная записка

 Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Этому я хочу научить детей своей группы «Пчелки ». Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики  согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом,  или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

 Актуальность и новизна   кружка   заключается в том, что используются  разные формы работы с детьми, подходы .

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила что дети моей группы плохо владеют ножницами, не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клей во время работы с аппликацией. Создавая программу кружка «Очумелые ручки»  перед собой поставила  цели и задачи.

Цель

1.  Развивать мышление, воображение

2. Мелкую моторику рук;

3.  Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

                                                   Задачи

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.

4.Способствовать выработке навыков работы с различными  материалами.

5.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.

6.Способствовать развитию конструктивной деятельности.

7.Развивать твёрдость рук, технические навыки.

8.Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.

Возраст детей: 4-5 лет.

Срок реализации: 1 год.

Подведение итогов: осуществляется в виде составления  книжек  раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок.

 В программу кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов :

— Работа с бумагой и картоном

— Работа с тканью и нитью

— Работа с природным материалом

— Работа с бросовым материалом

— Лепка

     В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

 Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

—  репродуктивный (воспроизводящий);

—  объяснительно — иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

— метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

— частично- поисковый;

— практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

                      Учебно тематический план

Месяц

Тема занятий

Кол-во

часов

1

Сентябрь

Вводное занятие

Аппликация из листьев

1

1

Октябрь

Мозаичная аппликация  

2

2

2

Ноябрь

Обрывная аппликация

4

3

Декабрь

Объемная аппликация из бросового материала

4

4

Январь

Аппликация из ваты

3

5

Февраль

Аппликация из крупы, ниток, яйца,  макарон.

     4

6

Март

Подделки из природного материала

4

7

Апрель

Аппликации из цветной и гофрированной бумаги

4

8

Май

Аппликации из ткани

4

33

Перспективный план

Сентябрь

1. Вводное: Техника безопасности.

    Аппликация из листьев

2. «Осенний лес».

Цель: Познакомить детей с материалом, учить создавать композицию из них.

Октябрь  (Мозаичная аппликация).

3.«Яблочко».    

     Цель: Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую.  Соблюдая расстояние между ними.

4.«Листик».    

     Цель: Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и       приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками.

Ноябрь (обрывная аппликация).

1. « Деревья».            

     Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.

2 .« Яблочный сад».       

      Цель: Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки  (яблочки); развивать воображение.

3.« В саду много ягод и цветов».     

      Цель: Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. (Коллективная работа).

4. «Зверюшки».

       Цель: Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.

Декабрь

 (объёмные аппликации из бросового материала).

1. «Зимушка, зима».
     Цель: Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности. 

2.Украшением на елку (снежинка).

    Цель:  воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность.             3.Открытка «Веселые хоровод».

Цель: Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

4.«Елочка»

     Цель: продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда.

Январь (аппликации из ваты)

1.« Зайчик»

      Цель: Учить на бархатной  бумаге изображать по силуэту  зайчика из ваты , дополняя  пейзаж деталями из цветной бумаги.

2. «Барашек»

       Цель: продолжаем учиться делать аппликацию из ваты.

3. «Веселый снеговик».

     Цели: уточнить и обобщить знания  детей о зиме;

4. «Картина  зимний лес».

Февраль  (аппликация из крупы, яиц,  макарон).

1.« Декоративные узоры на круге».( Поделка из семян тыквы,  арбуза и семечек).

    Цель: Учить задумывать  содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять  приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество

2.«Цыплёнок». (Аппликация из крупы).        

     Цель: Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка  делаем  из гречки, травку из гороха.

          3.«Экзотические рыбки».    (Аппликация из семян тыквы).

   Цель: Учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.

4.«Открытка ко дню  защитника отечества».  ( Аппликация из макарон).

   Цель: Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон.

Март «аппликация из природного материала»

   1.«Зверушки».      

       Цель: Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.

2.« Ёжик».      

     Цель: Учить детей изготавливать ёжика из каштана , проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.

3. «Веточки с листьями»

4. «Беседа о флористике. Картина из листьев»

 Апрель

«аппликация из цветной и гофрированной бумаги»

  1. « Первые цветы».    

          Цель: Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

2.« Ракеты и кометы».     

    Цель: Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным  способом: делить квадрат на 3 треугольника ( большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).

3.« Нарядные крылышки»  (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).

      Цель: Приготовить разные цилиндры  размером с пальчик. И будем мастерить разных  насекомых , туловище  которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.

4.«Аппликация корзина с цветами ».

Май «аппликация из ткани и нити »

  1.«Беседа откуда нитки к нам пришли. Аппликация  Верба» 

        Цель: Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.

   2.«Морковка».     (Аппликация из ниток).

       Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист  картона с добавлением пряжи.

   3.«Валентинки».         (Аппликация из резаных ниток).

      Цель: Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками.

 4.« Красивое платье».       ( Аппликация из ткани).

     Цель: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать  элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

В результате обучения в кружке дети должны получить знания:

— О материалах, инструментах;

— О правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

— О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

— О видах декоративно — прикладного искусства

— Об особенностях лепных игрушек;

— О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, ткань и т.д.)

— О проектной деятельности.

Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

 Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

Литература

  1. Агнешка Байраковска-Пженёсло «Чудесные поделки из макарон», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
  2. Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.
  3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение»,1991г.
  4. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
  5. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
  6. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика — Синтез», 2007г.
  7. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика — Синтез», 2008г.
  8. Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
  9. Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
  10. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.

          «Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.

Источник