Розвиваючи игри для ребенка 5 лет

Розвиваючи игри для ребенка 5 лет thumbnail

Многие родители мечтают, чтобы их дети поменьше времени проводили с телефоном/планшетом в руках или уставившись в ТВ-экран. Предлагаю вам идею для совместного досуга без гаджетов — настольные игры. Они развивают воображение, смекалку, учат счету и логике, принятию решений, тренируют память и риторику, крупную и мелкую моторику. При этом играть интересно всей семье. Профит, как говорится! Расскажу вам о наиболее полезных, качественных и популярных «настолках» для детей 4-6 лет.

Фото — RearChildren.ru

Alias Junior («Скажи иначе для детей»)

Игра с карточками для детей от 5 лет. Цель — объяснить другим участникам слово, не называя его. Можно использовать синонимы или антонимы, изображать жестами, звуками.
Во «взрослой» версии игры на карточках написаны слова, а в детской есть еще и картинки. Ну и набор загадок, конечно, попроще (никаких «синхрофазотронов»). Алиас развивает воображение, улучшает навыки чтения, учит выражать мысли и слушать других, пополняет словарный запас. Играют двумя командами, но можно и только вдвоем.

Цена от 600 руб. Фото — monopoly-game.ru

Activity Junior («Активити для детей»)

Принцип тот же, что у Alias — объяснять слова, которые попадаются вам на карточках. Но есть особенность: на игровом поле есть указания, как именно объяснять слово — рисунком, словами или пантомимой. Есть еще вариант игры под названием «Активити для малышей» с упрощенными правилами.

Цена от 1000 руб. Фото — mosigra.ru

Цена от 1000 руб. Фото — igrotime.ru

Скрабл детский (Scrabble Junior)

Многие в детстве играли в отечественную игру «Эрудит». Так вот Скрабл — примерно то же. Версия для детей подходит от 5 лет, но интересно будет и тем, кто постарше: ведь у игры двустороннее игровое поле. Вариант для детей от 5 до 8 лет простой — на поле уже есть слова, надо только выставлять на них буквы. Первый, закончивший слово целиком, получает за него очки.

Цена от 1500 руб. Фото — mosigra.ru

На второй стороне поля уже классический Скрабл для детей от 7 до 10 лет (составление слов по принципу кроссворда), только оформление симпатичнее и правила попроще.
Игра Скрабл знакомит детей с алфавитом, учит написанию слов.

Фото — monopoly-game.ru

Моя первая монополия (Monopoly Junior)

Классическая «настолка», о которой слышал каждый. Распространены ее аналоги — «Менеджер», «Банкир», «Монополист». Но оригинал, конечно, один и качество его исполнения на высоте. А еще есть версия для самых маленьких (можно играть от 4-5 лет).
Правила игры упрощены, скучные улицы заменены на более интересные объекты — зоопарк, кондитерская, скейтпарк, магазин игрушек и т.д. Фигурки милые — щенок, котенок, машинка, кораблик. Все деньги одного номинала — 1, то есть считать несложно.

Цена от 1400 руб. Фото — Мир Настолок

Фото — Мир Настолок

Игра учит распоряжаться деньгами с умом, развивает стратегическое мышление.
Существует множество модификаций Monopoly Junior — «Маша и медведь», «Ледяное сердце», «Тачки», «В поисках Дори» и так далее.

Фото — mosigra.ru

Выдерни морковку

Веселая игра для детей от 3-4 лет. Игровое поле в виде зеленой горки с кружочками и морковкой на вершине. Цель фишек-кроликов — до нее добраться. Для этого участники по очереди берут карточки с заданиями. Бывает, нужно повернуть морковку, тогда один из кружочков откроется. Если на нем стоит кролик, он упадет, а игроку придется начинать все с начала.
Игра увлечет всю семью, научит счету самых маленьких.

Цена от 1400 руб. Фото — myToys

Доббль (Dobble, Spot It!)

Компактная игра в коробочке, которую можно взять с собой в дорогу. Состоит из круглых карточек с множеством мелких картинок — животные, растения, слова, смайлы, символы. На каждой паре карт имеется одна общая картинка. Задача игрока — найти ее раньше других. Игра динамичная и веселая.
Официально Доббль рекомендуется детям с 6 лет, но, по опыту, можно играть и раньше. Для малышей от 3-х лет есть специальная версия «Доббль: Цифры и формы», на карточках указаны только геометрические фигуры и цифры, что позволит играючи обучать ребенка.

Цена от 800 руб. Фото — monopoly-game.ru

Blokus

Игра на первый взгляд похожа на тетрис. Можно играть с ребенком хоть от 2-3 лет (главное, чтобы он уже перестал тащить в рот мелкие предметы), просто выкладывая на игровое поле цветные фигурки разной формы.
Если играть по правилам, то про тетрис лучше забыть. Цель игроков — добавлять фигурки на поле так, чтобы они соприкасались с уже выложенными только уголками. Побеждает тот, кто не оставит сопернику вариантов хода. Игра тренирует абстрактное мышление, мелкую моторику.

Цена от 2000 руб. Фото — Takealot

Угадай кто (Guess Who)

Веселая игра для двух участников. Состоит из двух игровых полей, в которые вставляются одинаковые карточки с изображениями. Один игрок выбирает себе персонажа, а задача другого — угадать, кого именно выбрал соперник. В процессе нужно задавать вопросы типа «у него темная или светлая кожа», «есть ли очки», «кудрявые ли волосы», «есть ли головной убор» и так далее.

Цена от 600 руб. Фото — Мосигра

В базовом наборе два вида персонажей — люди и животные. С сайта производителя можно скачать дополнительные картинки.
Игра развивает речь, фантазию, воображение, учит мыслить методом исключения. Подходит для детей от 4-5 лет.

Черепашьи бега (Ribbit)

В наборе стопка карточек с заданиями, деревянные фигурки и игровое поле, на котором изображено 10 камней. Цель — достичь финиш, возле которого «растет» вкусная капуста. Главная интрига игры в том, что никто не знает, кто за какую черепашку ответственен (исключая свою, конечно). При этом совсем не факт, что вам достанутся карты, позволяющие управлять именно вашей черепашкой.

Цена от 600 руб. Фото — bgames.com.ua

Фишки могут двигаться назад, вперед и даже «падать на хвост» сопернику. Правила простые, картинки наглядные,. В игре могут принимать участие от 2 до 5 детей в возрасте от 4 лет. Взрослым, безусловно, тоже будет интересно.

Халли Галли (Halli Galli)

Игра на внимательность, скорость и реакцию. От ребенка требуется только уметь считать до пяти, так что играть можно уже с 4-х лет. Игра компактная, упакована в жестяную коробочку, ее удобно брать с собой в дорогу.

Цена от 800 руб. Фото — rustoys.ru

В набор входит 56 карт и звонок. На каждой карте изображен какой-то из пяти фруктов: банан, клубника, слива, лайм. Участники по очереди выкладывают свои карты. Как только на всех открытых картах окажется пять фруктов одного вида, надо позвонить в звонок. Тот, кто сделал это первым, забирает карты. Если кто-то стукнет по звонку ошибочно, он раздает свои карты другим игрокам. Побеждает тот, кто соберет все карты.

Дженга (Jenga, «Падающая башня»)

Здесь не нужно много думать, говорить, читать или считать. Главное — смекалка и ловкость рук! А еще можно потренировать чувство равновесия и крупную моторику.
В наборе множество деревянных брусков — прочных и приятных на ощупь. Для начала игры надо построить 18-уровневую башню. Затем участники по очереди достают кубики с нижних этажей и ставят их наверх. Проигрывает тот, кто в итоге разрушит всю башню.

Цена от 1000 руб. Фото — Мосигра

Официально игра адресуется детям от 6 лет, но стоит выдать кубики и тем, кто значительно младше. Из них можно просто строить башни и прочие сооружения.

Rush Hour (Час Пик, Парковка)

Игра-головоломка, которая с первого взгляда привлекает детей, особенно мальчиков — ведь она с машинками! Ребенку нужно объяснить, что на дороге серьезная пробка. Ну или стоянку хаотично заставили машинами. Нужно передвинуть все остальные машинки так, чтобы найти выход для вашей.

Цена от 700 руб. Фото — monopoly-game.ru

В комплекте 40 карточек с заданиями 4-х уровней сложности. На обратной стороне каждой есть правильный ответ.
Игра требует усидчивости (так что рекомендовала бы ее детям с 5-6 лет), развивает логическое мышление.

Уно (Uno)

Еще один хит, о котором слышали все или почти все. Игра будет интересна людям любых возрастов (и детям от 5 лет), она предельно компактная (колода карт) и красочная. А еще недорогая.
В комплекте карточки четырех цветов с цифрами от 0 до 9, а также специальные — «Пропуск хода», «Смена направления игры», «Соперник берет две карты», «Закажи цвет» и «Закажи цвет и соперник берет четыре карты». Игроки выкладывают карты так, чтобы они совпадали либо по цвету, либо по номиналу. Ну а специальные только добавляют игре юмора, «подстав» и динамичности.

Цена от 300 руб. Фото — Википедия

Цель — избавиться от всех карт. Когда у игрока осталась только одна карта, он должен прокричать «Уно!». Если кто-то его опередит, то придется брать штрафную карточку.
Игра развивает реакцию и внимательность, учит цветам, цифрам.

Mistakos (Стульчики)

Игра на ловкость и координацию, по типу что-то вроде «Дженги». Ввиду простоты подойдет даже младенцам — с разноцветными пластиковыми стульчиками можно играть и просто так.
Ну а цель игры в том, чтобы поочередно строить башню из стульев, не обрушив ее. Усложняет задачу то, что стулья имеют разную форму и зачастую не очень хорошо друг с другом стыкуются.

Цена от 1000 руб. Фото — Trefl

Анаконда от Bondibon

Игра от известного производителя детских головоломок, отлично тренирует логику. На маленьком игровом поле нужно расположить змею. Она составляется из пластиковых деталей с изображением на обеих сторонах. Доступно более сотни вариантов расположения змеи.
Есть карточки с заданиями двух уровней сложности. В простом варианте сказано, на какой клеточке разместить две детали паззла, в сложном — только одну. Цель — построить целую змею, использовав все детали (даже те, на которых ничего не изображено).

Цена от 900 руб. Фото — karapuz-spb.ru

«Анаконда» рекомендуется детям в возрасте 5-10 лет. Игра позволяет отлично потренировать мозг и, конечно же, требует усидчивости.

Источник

Доброго времени суток, уважаемые читатели. В сегодняшней статье мы рассмотрим, что собой представляют развивающие игры для детей 5 лет. Вы узнаете, на какие сферы развития и как воздействуют различные занятия. Вам станут известны примеры домашних игр с малышом. Выясните, какими игрушками стоит играть с ребенком в этом возрасте.

Сферы развития и умения малыша в 5 лет

Девочка строит деревянный пазл

Зная о том, на что способен пятилетний карапуз, можно осознать, какие игры будут соответствовать уровню его развития, а также принесут пользу.

  1. Окружающий мир:
  • ребенок уже знает, как его зовут, кто является его родителями, где он живет;
  • он разбирается в днях недели, во времени суток, в сезонах года;
  • умеет рассказывать о родителях и себе;
  • способен составить короткий рассказ о своем городе;
  • ответы на вопросы у него развернутые.
  1. Логика:
  • малыш пяти лет умеет ориентироваться в геометрических фигурах;
  • может находить до шести различий на картинках;
  • в окружающей его обстановке с легкостью находит прямоугольники, квадраты, треугольники, сферы;
  • умеет сортировать объекты по цвету и форме;
  • с легкостью строит любые композиции из конструктора или кубиков.

Существует множество игр, которые позволяют сравнивать предметы, сопоставлять детали.

Когда малыш приходит к определенным умозаключениям, происходит стимуляция мышления, карапуз учиться думать.

  1. Математика:
  • ребенок в пятилетнем возрасте уже умеет считать до десяти, пересчитывает объекты;
  • располагает числа в порядке возрастания, начиная с единицы, заканчивая десятью;
  • умеет пользоваться счетами;
  • ориентируется в количестве объектов.
  1. Мелкая моторика:
  • пятилетний ребенок умеет самостоятельно составлять композиции, копируя увиденное на картинке, малышу с легкостью удается что-то собрать, используя образец;
  • умеет с легкостью завязывать узелки, собирать пазл, мозаику;
  • преуспевает в лепке;
  • умеет разукрашивать раскраски, не выходя за контур.
  1. Творческое мышление:
  • малыш пяти лет имеет развитую фантазию и воображение и, если родители обеспечат его всем необходимым для творчества, то размаху ребенка не будет предела;
  • для раскрашивания картинок использует различные цвета, рисует прямые ровные линии;
  • умеет управляться с цветным песком;
  • умело использует средства для рисования, фломастеры, карандаши, краски.

Когда карапуз занимается лепкой или рисованием, он развивает свою фантазию и творческий подход.

Творческие занятия благоприятно влияют на развитие ребенка, ведь тут задействована и мелкая моторика, и мышление.

  1. Память:
  • ребенок с легкостью впитывает любую информацию, кроме того, он умеет ее анализировать;
  • все, что увидел малыш, еще долго будет оставаться в его памяти;
  • умеет пересказывать сказки, описание предметов и картинок по памяти;
  • учит наизусть четверостишия.

Существует множество игр, в которых требуется запоминание каких-то элементов, которые со временем нужно будет воспроизвести в рисунке или выставить в правильном порядке. Это очень полезно и для развития внимательности. Прежде, чем что-то запоминать малыш внимательно изучает стоящие перед ним объекты.

  1. Развитие речи:
  • если малыш развивался без отклонений, то в пятилетнем возрасте его речь уже достаточно понятна и внятна;
  • умеет дифференцировать согласные и гласные звуки;
  • читает стихи;
  • умеет подбирать рифмы к словам.

Для гармоничного развития ребенка необходимо подбирать разнонаправленные задания, комбинировать логические, физические и творческие нагрузки.

Примеры игр

Девочка сидит на траве. Возле нее лежат маленькие мячики

Простые навыки малыша постепенно совершенствуются и усложняются во время игры.

К игре можно привлекать сразу нескольких малышей. Если у малыша нет братика или сестрички, то можно пригласить соседских детей. Выполняя любое задание, дети будут также развивать коммуникативные навыки. К тому же играть в настольные игры гораздо веселее, когда много участников, а не только мама и малыш.

  1. Благоприятное воздействие на развитие ребенка оказывают ролевые игры в ученых, исследователей и докторов.
  2. Пальчиковый театр. Первоначально оформителем спектакля может быть взрослый человек, который покажет пример ребенку, как можно своими силами создать сказку. Карапузу обязательно понравится такая игра, которая позволит воплотить в реальность все, что родилось в его голове. Также подобные занятия благоприятно воздействуют на развитие речи, мелкой моторики и интеллекта.
  3. Отличное занятие — это сочинительство. Придумывать сказки можно даже, отправившись на прогулку, ведь в окружающем мире можно найти множество объектов, которые станут персонажами или окружением истории ребенка.
  4. Съедобное-несъедобное. В эту игру можно играть с помощью мяча. Малыш садится на кровать, а мама аккуратно кидает ему мячик, называя съедобный или несъедобный объект. Ребенок должен ловить то, что можно скушать, а то, что нельзя — откидывать.
  5. Развитию творческих способностей малыша способствует лепка, аппликации. Данные занятия влияют не только на развитие фантазии ребенка, его творческих навыков, но также и на мелкую моторику.
  6. Давайте ребенку карточки, на которых нужно найти различия.
  7. Игры на запоминание. Можно показывать картинку, на которой изображено множество объектов, просить ребенка запомнить увиденное, прятать. А потом спрашивать, например, «Кто находился в верхнем правом углу?» или «Какого цвета был свитер на мишутке?».

Если карапуз успешно справляется с заданием, которое вы ему предложили, обязательно похвалите ребенка. Он должен осознавать, что любой успех заслуживает вознаграждение. Малышу также будет приятно, что родители им довольны.

Игрушки

Ребенок держит поезд, построенный из конструктора

Давайте рассмотрим, какие игрушки окажут благоприятное воздействие на развитие ребенка пяти лет:

  • пазлы (уже можно предлагать более сложные варианты, малыш пяти лет с ними справится);
  • игры на логику, например, пятнашки;
  • тематические наборы, например, полицейских или военных машинок;
  • различные кубики и конструктор (может быть деревянным, пластмассовым и металлическим);
  • мольберт для рисования;
  • танцевальный коврик;
  • пальчиковый театр;
  • лото, домино;
  • магнитные буквы с доской;
  • наборы для рукоделия и творчества;
  • комплекты для игры в полицейского, врача.

Важно, чтоб игрушки, которые вы подбираете для ребенка, соответствовали его возрасту, а также пожеланиям.

Теперь вы знаете, какие занятия подойдут для игр дома. Помните о том, что любое времяпровождение рядом с малышом благоприятно воздействует на его развитие, удачно подобранные игры способствуют скорейшему созреванию определенных навыков и умений.

Источник

Видергольд Ксения
Картотека развивающих игр для детей 4–5 лет

Картотека развивающих игр для детей 4-5 лет

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Игра «Фотоаппарат».

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить,задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики».

Цель: развивать ассоциативное мышление, память.

Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные — «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет».

Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент».

Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил — нарисовал».

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинкахдолжны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Игра «Какая она».

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил.Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой.Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала, ручка.

Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель: развивать наблюдательность.

Описание: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель: развивать внимание, память.

Описание: воспитатель произносит разные фразы — верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают.Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед — это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Да-нет-ка».

Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

Описание: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы,на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

Игра «Визуальные «да-нет-ки»».

Цели: учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10, дать ребенку немного времени их рассмотреть.Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Сундук с сокровищами».

Цель: развивать воображение, навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Игра «Кто кем был?».

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например:

— Кем был старичок? (Мальчиком.)

— Чем было дерево? (Ростком.)

— Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Снаружи — внутри».

Цель: научиться соотносить понятия «большое»«маленькое», «внутри»«снаружи».

Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи.Например: дом — подушка, котлета — кастрюля, сердце — кошка, рыба — река, сахар — чай и т. д. Затем поменяться ролями — пусть ребенок назовет пару слов.

Игра «Я -ты».

Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например,воспитатель говорит: «Я — радуга!»Ребенок должен ответить: «Я — солнце!»Воспитатель продолжает: «Я — небо».Ребенок отвечает: «Я — самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

Игра «Третий лишний».

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание: воспитатель называет три слова,например: «собака», «кошка», «рыба».Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» — нет. Значит, слово рыба «лишнее».Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Отгадай по описанию».

Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Что сначала, что потом».

Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игровой материал и наглядные пособия: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

Описание: воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Какой он?».

Цель: учить активно описывать признаки предметов.

Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате.Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, — квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

Игра «Что ты слышишь?».

Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядные пособия: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен, фольга, бумага, книга.

Описание:воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого — с музыкальных инструментов,а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

Игра «Кто как разговаривает».

Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

Игра «Картинки-загадки».

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.

Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

Игра «Шаги».

Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

Игра «Предлоги».

Цель: закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.

Описание: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

Игра «Похожие слова».

Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку,что об одном и том же можно сказать разными словами:

• Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

Игра «В слова».

Цель: расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

Игра «Смысл слова».

Цель: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игра с картинками в книжке или журнале.

Цели: закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.

Игровой материал и наглядные пособия: книга с картинками (детский журнал, карандаш.

Описание: вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать ?