Росток условия и методика развития ребенка

Росток условия и методика развития ребенка thumbnail

загрузка…

В книге представлены результаты исследований психического развития детей от рождения до 9 лет. Раскрыты вопросы особенностей и повреждающих факторов психического развития детей и их последствий. Даются конкретные методики, помогающие направить развитие ребенка в естественное русло. Адаптивная коррекционно-развивающая парциальная программа «Росток», предложенная авторами книги, направлена на развитие высших психических функций ребенка, развитие и стабилизацию межполушарного взаимодействия, обеспечение саморегуляции его психической деятельности.

«Росток». Условия и методика развития ребенка. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С.

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Современная концепция нейропсихологии детского возраста кроме принципа взаимовлияния структуры и функций психики включает в себя принцип обучения (психическое развитие ребенка осуществляется как процесс овладения социальным опытом в сотрудничестве с окружающими людьми), а также принцип формирования высших психических функций в предметной деятельности, зависящей от возрастного этапа развития ребенка.
Развитие ребенка начинается внутриутробно с момента зачатия, протекает в соответствии с заданной эволюционно-генетической программой и наиболее активно продолжается до 9 лет, что позволяет называть данный возрастной этап периодом интенсивного развития и роста.
Интересно отметить, что эволюционно-генетическая программа психического развития детей имеет избыточный потенциал и гарантированно обеспечивает индивидуальный, экономичный, энергетически выгодный и наиболее благоприятный для данных условий вариант развития [210].
Одним из первых обратил внимание на основные закономерности в развитии мозга Е. Kretsmer [263]:
— при развитии высших ступеней в развитии мозга низшие не отходят в сторону и не исчезают, а «работают в общем союзе, как подчиненные инстанции под управлением высших»;
— функции переходят снизу вверх, в результате чего устанавливается сложная зависимость между низшим уровнем организации мозга и высшим.
В своих работах J1.C. Выготский также показал, что развитие мозга идет путем наращивания пластов и надстройки новых уровней над старыми [39; 40; 41]. Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис, работает под управлением постоянно появляющихся высших уровней организации мозга.
Следуя филогенетическому закону, О.И. Ефимов считает, что «в процессе развития ребенка различные структуры мозга начинают функционировать в той же последовательности, в которой проходила эволюция. Так, ствол мозга берет на себя командование организмом новорожденного, а потом передает бразды правления вышестоящей структуре, когда она созреет для этого. Постепенно эстафета доходит до коры головного мозга. Таким образом, в ходе развития в ЦНС образуются функциональные слои различного уровня зрелости, расположенные один над другим» [73].
Биологический смысл гетерохронного (неодновременного) созревания мозга заключается в том, что корковым, подкорковым и стволовым образованиям необходимо как можно скорее начать функционировать и обеспечивать жизненно важные функции ребенка [190; 236].
В современных представлениях о психическом развитии как последовательном превращении одной системной организации психики в другую наметился переход к пониманию развития психических структур как «сквозных» процессов [29; 187].
Особого внимания заслуживает концепция психического развития детей, принадлежащая И.А. Скворцову [208, с. 524]. Она заключается в том, что развитие ребенка идет качественными скачками. «Развитие дискретно, ступенчато, периоды относительной стабилизации, равновесия сменяются периодом функционального скачка, переходом на новую ступень созревания. У детей … функциональная перестройка практически непрерывна: критические периоды плотно следуют друг за другом» [208, с. 121]. Перед каждым новым онтогенетическим скачком у ребенка обостряется восприимчивость к усвоению новой информации, одновременно с чем происходит утрата части тех умений, которые сформированы на предыдущем этапе, так называемое «обнуление», сигналом к которому служит изменение условий внешней и внутренней среды, сенсорных воздействий и т.д. Например, в период внутриутробного развития ребенок умеет поворачивать голову на звук. После рождения наиболее значима для жизни ребенка его готовность к адаптации, что лишает его умения поворачивать голову на звук. Подобные утраты происходят и в другие критические периоды развития (кризис трех лет, кризис полового созревания и т.д.).
Именно в критические периоды нервная система ребенка наиболее восприимчива к медицинскому, педагогическому, психологическому воздействию.
В каждый возрастной период генетическая программа развития мозга и его психических функций может быть реализована только при выполнении определенных условий:
— предшествующие этапы развития должны быть пройдены полноценно, последовательно и своевременно;
— для ребенка должны быть обеспечены стимулирующие социальные условия для развития;
— должны быть максимально устранены последствия пренатальных, натальных и постнатальных повреждающих факторов, препятствующих или тормозящих психическое развитие ребенка.
У каждой высшей психической функции есть определенные схемы развития, знание которых позволяет своевременно и ювелирно точно заниматься психическим развитием и коррекцией детей.
Процесс рождения зависит во многом от деятельности организма самого ребенка и от достаточности развития его ЦНС. Ребенок должен преодолеть давление родовых путей матери, совершить определенное количество поворотов и отталкивающих (гусеничнооб-разных) движений, адаптироваться к действию сил гравитации, очистить свой организм от химических веществ, обеспечивающих его рождение, и т.д. Следовательно, не только мама вынашивает и рожает ребенка, но и ребенок развивается и рождается сам. Вероятность дизонтогенетического развития увеличивается у детей: рожденных при помощи кесарева сечения; недоношенных или переношенных; имеющих родовую травму головного или спинного мозга, а также позвоночных артерий; родившихся с крупной массой тела и т.д.
Недостаточный телесный контакт ребенка с матерью, а также дефицит зрительной и слуховой стимуляции в первые недели жизни младенца приводят к задержке созревания мозга, что, в свою очередь, обусловливает задержку психического развития [84]. Например, длительное отсутствие информации от обонятельных рецепторов носа вследствие насморка нарушает созревание и функционирование лимбической системы, играющей немаловажную роль в развитии эмоциональных, когнитивных и мотивационных процессов [208].
В своих исследованиях К. Schmidt [268] показала, что ребенок, которого мать не держала на руках, который не ощущал ее запаха, не слышал ее голоса, не почувствовал ее «контейнирующую функцию», не способен развить чувство прочной кожной границы (защитное чувство), что приводит к компенсаторному защитному механизму — ригидному (затрудненному) мышечному напряжению. О нарушении телесного контакта ребенка с матерью Т.А. Ребеко метафорически пишет как о «снятии кожи», «мучении и наказании» [174].
Концепция A. Shore заключается в том, что достаточное взаимодействие матери и ребенка на первых этапах развития стимулирует развитие лобно-базальных отделов мозга [267]. В противоположность этому, отсутствие контакта с матерью может затормозить их развитие, предрасполагая ребенка к отсроченным психическим и социальным отклонениям: дефициту внимания и гиперактивности, девиантному поведению, правонарушениям и преступлениям и т.д.
У детей, воспитывающихся в условиях детских домов и учреждений интернатного типа, наиболее ярко выражена психическая депривация*, что является следствием как недостаточного контакта с матерью, так и обедненной сенсорной среды. Однако депривация может иметь место и в семье, в которой отсутствует мать или она недостаточно эмоционально относится к ребенку (материнская депривация). При отсутствии отца в семье или его отчужденности от ребенка возникает патериальная депривация.
Данные статистики по Тверской области подтверждают факт роста количества преступлений, совершенных подростками, воспитывающимися в семье с одним родителем или вне семьи (интернат, детский дом и т.д.).
О необходимости обогащенной эмоциональной и сенсорной среды для ребенка (со стороны матери) уже во внутриутробном периоде развития свидетельствует, например, эмбриогенез его органов чувств. Так, в 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него; в 10 — появляется чувствительность всей поверхности кожи; в 10—11 — ребенок не только чувствует прикосновение и боль, тепло и холод, но и реагирует на них мимикой лица; в 16 — появляется слух, и ребенок начинает приглушенно слышать звуки материнского тела (сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики) и внешние звуки (голоса, интонации, отдельные слова); к 6 месяцу ребенок способен чувствовать вкус, слышать, видеть и осязать; к 9 — у плода развивается обоняние.
Э. Голдберг приводит пример того, что «у детеныша обезьяны сенсорная депривация порождает фактическую атрофию соответствующей мозговой ткани», и предполагает те же последствия у ребенка в аналогичной ситуации [48].
Кроме того, как справедливо отмечает А.В. Семенович: «…Развитие нынешнего ребенка проходит совсем иные этапы, чем 15 лет назад. Совершенно очевидно, что и соматическая, и мозговая организация поведения человека, рожденного естественным путем (питавшегося до года молоком матери, игравшего в «казаки-разбойники» и «классики», читавшего с бабушкой сказки и т.д.), будет принципиально отличаться от таковой у человека, рожденного с
* Депривация — лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма.
Рис. 1. Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе (по А.В. Семенович, Б.А. Архипову, 1995)
помощью «кесарева сечения» или стимуляторов — а сегодня таковых — подавляющее большинство (вскормленного искусственно, т.е. не прошедшего этап взаимодействия с материнской грудью, завернутого в памперсы, обучающегося чтению по методу Мон-тессори и растущего в окружении компьютерной субкультуры). Это попросту два разных человека, каждый из которых говорит на своем языке тела и на своем языке мозга» [189].
Итак, психическое развитие — сложный и непрерывный процесс, который характеризуется определенными возрастными этапами. В настоящее время известны различные системы периодизации психического развития детей. Например, периодизации И.В. Дубровиной (см. приложение 1.1), Э.Л. Фрухт (приложение 1.2), Н.Н. Заваденко [75], Г. Крайга [102], В А Аверина [2], К. Ханнафорд [225], И.А. Сквор-цова и Н.А. Ермоленко (приложение 1.3), Т.Г. Визель (приложение 1.4) и др., которые позволяют судить о специализации различных зон мозга и созревании высших психических функций.
Основное направление развития психических функций представлено на известной схеме онтогенеза, которая является единой трехмерной моделью [193] (рис. 1). Модель отражает тот факт, что формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним. Формирование мозга завершается созреванием лобных отделов левого полушария и нисходящим влиянием от них на субкортикальные уровни.
Популяризируя и упрощая данную схему, можно представить возрастные этапы психического развития так (рис. 2).
Перечисляя последовательность этапов развития мозга детей, JI.C. Цветкова отмечает, что «сначала идет созревание блока глубин-
1 — стволовые структуры (энергетическое обеспечение, тонус, бодрствование)
2 — правое полушарие (наглядно-образное мышление, слухо-мотор-ные координации (ритмы), обоняние, осязание, вкус, тональное звукораз-личение, кинестетический и кинетический праксисы, предметный зрительный гнозис, соматогностические функции, пространственные представления, структурно-топологические и координатные функции)
3 — мозолистое тело (интеграция работы полушарий, трансляция информации)
4, 5 — левое полушарие
4 — височная область (речь, фонематический слух)
5 — лобная область (абстрактно-логическое мышление, логика, анализ, внимание, самоконтроль, саморегуляция, ответственность, воля, любовь, альтруизм, избирательность мнестической деятельности, метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности, удержание программ, социальные коммуникации)
Этапы развития
1-й этап —- развитие стволовых структур головного мозга (0—1,5 года)
2-й этап — правого полушария (1,5—7 (8) лет)
3-й этап — мозолистого тела (3—8 лет)
4-й этап — височной области левого полушария (8—10 лет)
5-й этап — лобной области левого полушария (8—12 (15) лет)

Читайте также:  Какие изменения произошли в развитии ребенка

Условия и методика развития ребенка.

Источник

Каталог

Подборки

О нас

Дисконтная карта

Предложения для организаций

События

Магазины

+7 (8452) 72 65 65

gemera@moya-kniga.ru

В нашем каталоге более 100 000 товаров

0 Р

Акции

Детская литература

Детское творчество

Дом. Быт. Досуг.

Канцтовары

Специальная литература

Учебная литература

Художественная литература

Каталог/
Учебная литература/
Учебные пособия/
Методические пособия и Поурочные разработки/Росток. Условия и методика развития ребенка ФГОС

Росток условия и методика развития ребенка

Автор:

Сиротюк

Издательство:

СФЕРА

ISBN:

978-5-9949-1320-8

178

156.64
P

Добавить в корзину

В наличии в

1 магазине

Аннотация к книге «Росток. Условия и методика развития ребенка ФГОС»

В книге представлены результаты исследований психического развития детей от рождения до 9 лет. Раскрыты вопросы особенностей и повреждающих факторов психического развития детей и их последствий. Даются конкретные методики, помогающие направить развитие ребенка в естественное русло.

  • Огород Овощи Дидактический материал 4-6 лет

    Куликовская Т.А.

    186

    163.68 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • Дом в обычном переулке Методика ФГОС

    Смирнова

    159

    139.92 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • ЕГЭ Математика Методика подготовки Ключи и ответы Модульный курс (баз.ур.)ФИПИ

    Ященко

    293

    257.84 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • Математика для детей 6-7 лет Методика

    Колесникова

    118

    103.84 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • Праздник Победы Сценарии с нотным приложением (К 75-летию Великой Победы!)

    Картушина

    134

    117.92 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • Социально-коммуникативное развитие дошкольников 2-3 года ФГОС

    Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф.

    303

    266.64 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • Грамматика в картинках. Говори правильно

    129

    113.52 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • Педагогический совет и деловые игры в ДОО ФГОС

    Белая Ксения

    192

    168.96 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • Английский язык Книга для учителя ФГОС

    Кузовлев

    159

    139.92 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • Английский язык Книга для учителя ФГОС

    Кузовлев

    217

    190.96 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • Дисграфия,или Почему ребенок плохо пишет?

    Воронина Т.П.

    224

    197.12 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • ФГОС Математика в детском саду. Сценарии занятий c детьми 4-5 лет.

    142

    124.96 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • Программа физического развития 3-7л

    Токаева Т.Э.

    193

    169.84 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • Картины из жизни диких животных Бурый медведь ФГОС

    Николаева С. Н

    227

    199.76 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • Весёлая мимическая гимнастика

    Нищева Н.В.

    315

    277.2 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

  • Беседы об этикете с детьми Методика 5-8 лет

    Шорыгина Т.А.

    119

    104.72 Р

    Наличие
    в магазинах

    Купить

Источник