Рост и развитие ребенка это
Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.
Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).
В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.
На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.
С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.
Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:
- Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
- У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.
После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.
Факторы, влияющие на рост
- Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.
- То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
- Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
- Внешнесредовые факторы. К ним относятся:
- Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
- Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
- Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.
Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.
Нормы роста
Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.
Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:
- Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
- Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.
Рост детей старше года:
- Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
- Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см
Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.
В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:
Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.
Центильная таблица для девочек:
©
Источник
Периоды послеутробного развития. В развитии человека выделяют 4 основных стадии: внутриутробное развитие, детство, взрослое состояние и старение. С момента рождения до наступления старости выделяют следующие периоды (таблица 2).
Таблица 2. Возрастные периоды развития человека
В эти периоды происходят рост и развитие организма. Увеличиваются масса и поверхность тела, развиваются ткани, органы и системы органов, совершенствуются их функции и механизмы регуляции.
Особенности развития человека. С момента рождения до наступления зрелости рост и развитие организма происходит неравномерно. Периоды ускоренного роста и развития чередуются с их замедлением. Наиболее интенсивны рост и развитие в первый год жизни и в период полового созревания. До периода полового созревания длина тела увеличивается в основном за счет роста ног, а после его завершения — за счет туловища. В процессе роста и развития изменяются и пропорции тела человека, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и тела (рис. 126). У новорожденного это соотношение 1: 4, в то время как у взрослого 1:8 (рис. 126).
Рис. 126. Изменение пропорций тела человека с возрастом
Основными особенностями развития человека являются развитие речи, мышления и двигательной активности, тесно связанных с трудовой деятельностью. Для развития этих функций очень важен период от 2 до 4 лет. Если по каким либо причинам этот период протекал в неблагоприятных условиях, то неизбежно нарушение или отставание психического и физического развития ребенка.
Одной из особенностей роста и развития детей считали акселерацию, проявившуюся в ускорении психического и физического развития детей. Взрослый человек стал на 10 см выше, чем 100 лет назад. Среди причин акселерации отмечают улучшение питания населения, занятия спортом, потребление витаминов и др.
Поступление в школу перестраивает жизнь ребенка. При обучении дети активно, постепенно овладевают речью. Изучая основы наук, дети усваивают опыт, накопленный многими поколениями людей. Общение со взрослыми и со сверстниками развивает их социально.
С каждым годом растет сумма знаний об окружающем мире и умение пользоваться ими. Постепенно, при обучении письму, труду, физкультуре движения младших школьников становятся все более согласованными и точными. Помогает совершенствовать движения и труд — учебный и общественно полезный.
Дети 7—10 лет уже могут выполнять все основные трудовые движения. Однако их физическая работоспособность еще ограничена. Сложные и точные движения школьники младшего возраста выполняют с трудом и медленно. Окончательное формирование двигательной активности заканчивается приблизительно к 18 годам.
Мышечная деятельность определяет общее развитие и здоровье ребенка, так как она связана с многими функциями организма, например с дыханием, кровообращением и др.
Физиологическая особенность сердечно сосудистой системы подростка — отставание роста окружности сосудов от роста сердца. Это может приводить к расстройствам кровообращения, которые проявляются в головокружениях, временном повышении кровяного давления, нарушении работы сердца. Подобные изменения деятельности сердечно-сосудистой системы с возрастом проходят. Однако именно в подростковый период их необходимо учитывать в режиме труда и отдыха детей. Тренировка сердечно сосудистой системы должна исключать ее перегрузку. Подростковый возраст – это период полового созревания, в который происходят резкие изменения деятельности желез внутренней секреции.
К 18 годам значительная часть физиологических функций приближается по своим показателям к функциям взрослого человека. Например, повышается активность пищеварительных ферментов, совершенствуются защитные механизмы, органы чувств и нервная система. Режим и дисциплина усиливают волевые качества, помогают приобрести основные навыки умственной и общественно трудовой деятельности. Ребенок учится трудиться и организовывать свой труд в школе, в семье. Навыки в труде и его организации ребенок получает в игре. Кроме того, наблюдая за работой родителей и других взрослых, он сам участвует в посильной для него общественно трудовой деятельности.
1. Какие вы знаете периоды после утробного развития организма ребенка? 2. Что такое рост и развитие? 3. Как протекают рост и развитие организма? 4. Что такие акселерация и каковы ее причины? 5. Какова роль социальных условий для развития ребенка? 6. Охарактеризуйте особенности развития организма в школьный период.
Источник
Главная
Библиотека
Полезная информация
Развитие ребенка и рост
Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но
и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом
определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.
Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост
ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в
последующие 6 мес.). В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года. На 3, 4 и
5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год. С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост
увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около
10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост
увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у
мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста
замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.
Факторы, влияющие на рост
Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с
внешнесредовыми факторами, влияющими на рост. То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно
велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и
эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень
показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При
переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей. Также установлено, что благоприятное
воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать
зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
Внешнесредовые факторы: К ним относятся: Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами. Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.
Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и
внешнесредовых.
Нормы роста
Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а
так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются
формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста
его ребенка.
Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:
Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х
2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен
быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.
Рост детей старше года:
Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см
Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает
вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет
на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.
В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а
соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на
кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:
Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту
ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том,
что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень
низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.
Центильная таблица для девочек:
См. подробнее: Как увеличить рост на 10-15 см.
«Развитие ребенка и рост» и другие статьи из раздела Полезная информация
Читайте также:
- Отставание в росте у ребенка
- Вся информация по этому вопросу
Источник
Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.
Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.
С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития. Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу. На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.
Взросление
Взросление — непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление о мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций. Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.
Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.
Зачатие
Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка — максимально подготовить его органы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов. Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.
Тут матери нужно быть особенно внимательной:
- Правильное питание
Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.
- Нельзя употреблять алкоголь, наркотики
Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В таких малых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.
- Курение
Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.
- Лекарства
Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.
Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое. Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.
Новорожденность
Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана. Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, создавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.
Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:
- регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
- спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
- температура не ниже +22С;
- гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
- ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.
Сейчас очень уязвима иммунная система. Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:
- перед тем как брать на руки, трогать его, тщательно мойте руки;
- в первые 40 дней ограничьте контакты малыша с посторонними людьми – допускается только семья, педиатр;
- чистая одежда, одноразовые подгузники;
- обязательно купайте его под проточной водой;
- смазывайте кожу ребенка детским кремом или маслом, чтобы она не потрескалась.
Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность — один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.
Грудничковый период
С конца первого месяца и до 1 года — столько длится грудничковый период. Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения. Время летит быстро, но этот год — один из самых значимых периодов с точки зрения развития.
Психическое развитие
С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.
- Уже к концу первого месяца он узнает свою маму по запаху. Знает, как пахнут те, кто часто берет его на руки, проводит с ним время.
- Использует более 20 видов плача, пытаясь таким способом элементарно общаться.
- Он научился различать цвета, концентрирует внимание на всем ярком.
- Со второго месяца начинает запоминать лица, голоса людей.
- С 3-го месяца показывает вам, что рад вас видеть: улыбается и двигает ручками и ножками.
- С 5-6 месяцев начинает бурно проявлять эмоции.
- К 1 годику уже может сказать несколько простых слов («ма-ма», «дай» и т.д.).
- Учится пользоваться ручками, пальчиками – развивается мелкая моторика.
Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.
Физическое развитие
Всего за 1 год меняется очень многое:
- прибавка в росте составляет до 25 сантиметров;
- прибавка веса составляет 7-7,2 кг;
- многие дети в 12 месяцев уже делают первые шаги;
- умеют садиться и вставать, ползать, переворачиваться;
- пропали все рефлексы новорожденных;
- прорезались зубки;
- ребенок переходит на полужидкую пищу (пюре из овощей, мяса, фруктов).
В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.
Ранний возраст
С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для активного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут:
- здороваться и прощаться;
- представляться по имени;
- просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
- подражают голосам животных;
- знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).
Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери. Все яснее становится для него, что он — отдельная личность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…
Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ.
Дошкольный период
Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:
- увеличивается объем памяти
- развивается личность, характер
- повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
- улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
- малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
- развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
- деятельность становится полностью осмысленной.
Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.
Под конец дошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.
Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.
Школьный возраст
От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания. Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.
Важную роль тут играет общение. Ребенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.
С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.
Пубертатный период
У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть раньше – с 11-12 лет. Период полового созревания — еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка. Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:
- больше свежих овощей и фруктов;
- ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
- меньше жирного, жареного;
- меньше сахара, сладостей.
С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.
Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, хочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.
К сожалению, период полового созревания — это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.
Как помочь своему ребенку?
У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.
С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.
Источник