Российская лекотека дневник развития ребенка

Российская лекотека

форма ранней помощи, реализующая  психолого-педагогическое сопровождение детей с различными нарушениями и проблемами развития в возрасте от рождения до 7 лет и их семей, в которой используются недирективные технологии взаимодействия с ребенком в игровой и других видах детской деятельности, а также методы и практики, с доказанной эффективностью в сфере ранней помощи.

Цели

содействие всестороннему физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей с родителями и другими людьми из ближайшего окружения,  повышению компетентности родителей и  других, воспитывающих ребенка лиц, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество.

Научная обоснованность

В обновленной модели “Российская лекотека” используются методики с доказанной эффективностью:

модифицированная методика «Улучшенное средовое обучение» (Parent-Implemented Enhanced Milieu Teaching) – при использовании родителями с использованием методов альтернативной и дополнительной коммуникации;

нейроразвивающая терапия (Neurodevelopmental Treatment, Occupational Therapy) – при использовании родителями в естественных жизненных ситуациях;

недирективный коучинг – одна из наиболее эффективных технологий активного обучения взрослых (используется при обучении и консультировании родителей).

Используются лучшие практики, наибольшая эффективность которых в практике ранней помощи была научно доказана при проведении клинических исследований в нескольких странах:

семейно ориентированная и основанная на сильных сторонах практика заключается в том, что определение целей индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) и способов их      достижения, реализация и оценка эффективности ИРПР осуществляются с участием родителей, с учетом приоритетов и ресурсов семьи, интересов и сильных сторон ребенка, при этом, члены семьи рассматриваются как равные и активные партнеры специалистов;

культурно-отзывчивая практика проявляется в том, что специалисты выстраивают взаимодействие с семьей  на основе уважения к её образу жизни, культуре, языку, ценностям и убеждениям;

содействие повышению компетентности родителей и других воспитывающих ребенка лиц подразумевает недирективное обучение родителей (и других воспитывающих ребенка лиц) с целью достижения наибольшей эффективности в поддержке развития ребенка в естественных ситуациях повседневной жизни;

вовлечение ребенка в естественные жизненные ситуации – поддержка развития ребенка осуществляется только при мотивированном его(её) участии в естественных жизненных ситуациях: в совместной исследовательской и игровой активности, в ситуациях приема пищи, одевания, при формировании других навыков самообслуживания , в бытовой повседневной жизни, в досуговой и иной естественной деятельности дома и вне дома;

согласование действий специалистов и членов семьи при реализации ИПРП – при этом у семьи всегда есть ведущий специалист по  ранней помощи, как правило, психолог;

контроль качества оказания ранней помощи – специалисты обладают необходимыми компетенциями, уровень которых постоянно контролируется, регулярно осуществляется опрос родителей по оценке качества получаемых услуг;

контроль эффективности ранней помощи – специалисты сотрудничают с родителями и другими воспитывающими ребенка лицами для достижения наилучших результатов, эффективность реализации ИПРП оценивается при каждой встрече, в углубленном формате – раз в квартал и при завершении реализации ИПРП.

История проекта  “Российская лекотека”

«Российская Лекотека» разрабатывалась с 2000 года коллективом специалистов, работающих в ГОУ центре психолого-медико-социального сопровождения «ЛЕКОТЕКА» (до 2004 года – имевшим название – «Психолого-медико-социальный центр (ПМСЦ) САО города Москвы» Московского Департамента Образования) и Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) на кафедре «клинической психологии раннего детства» факультета «клинической и специальной психологии».  В 2001 г. при финансовой поддержке “Национального фонда  защиты детей от жестокого обращения”  был осуществлен проект «Российская Лекотека». По результатам проекта подготовлен и издан методический материал «Российская Лекотека». В этом же году  на базе ПМСЦ САО города Москвы открыли первую московскую Лекотеку. Модель «Российская Лекотека» прошла экспертизу в Министерстве Образования Российской Федерации.

В декабре 2001 г. в Москве модель Российской Лекотеки была представлена на российской выставке «Новые технологии в образовании» и отмечена Золотой медалью выставки.

В декабре 2001 г. в государственную программу «Столичное образование-3» включено создание Лекотек в городе Москве.

С апреля  по август 2002 г. тем же коллективом разработчиков реализовывался краткосрочный проект программы «Помощь детям-сиротам в России» – “Российская Лекотека в доме ребенка” на базе  Дома ребенка № 9 города Москвы.

2003 г. – на базе факультета повышения квалификации МГППУ начали проводить бюджетные курсы повышения квалификации для специалистов Лекотек.

2005 г. – развитие системы Лекотек в Москве вошло в программу модернизации московского образования «Столичное образование-4», в соответствии с которым Лекотеки открывались в каждом округе Москвы.

В 2004-2005 г.г. реализовался проект программы «Помощь детям-сиротам в России»: “Российская Лекотека, как региональная модель службы ранней помощи для детей -сирот Домов Ребенка”, в рамках которого были обучены специалисты домов ребенка Тверской области и была открыта Лекотека в Конаковском специализированном доме ребенка.

В январе 2006 г. Департамент Образования города Москвы утвердил «Положение о Лекотеке».

В 2006 году выпущено 2-е, переработанное издание книги «Российская лекотека» (Издательство Национального фонда защиты детей от жестокого обращения).

Читайте также:  Урок развития речи с неговорящим ребенком

В период с 2007 по 2010 г.г. по программам Национального фонда защиты детей от жестокого обращения были открыты лекотеки в домах ребенка городов Твери, Вышнего Волочка, Кашина, Тамбова, в Новосибирске на базе Ленинского отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями.

С 2009 г. в МГППУ была открыта программа профессиональной подготовки для сотрудников лекотек и служб ранней помощи города Москвы (504 часа).

В 2005-2015 г.г. в  г. Москве функционировала сеть лекотек.

С 2011 г., в рамках программы «Я буду учиться!» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при содействии Департамента образования города Москвы, на базе МГППУ, началось дистанционное повышение квалификации сотрудников (72 часа) вновь открываемых лекотек в городах Российской Федерации.

С  2011 по начало 2013 г. прошли первичное обучение специалисты из Краснодара, Ставропольского края, Нижегородской области.

В 2012 в рамках госзадания, утвержденного Департаментом образования города Москвы, была разработана Программа организации образовательной деятельности в лекотеке.

В 2013 в рамках программы «Я буду учиться!» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, издано методическое пособие “Технологии и методики работы лекотек города Москвы”.

В 2015 разработана программа “Лекотека 2”

В 2017 – создание сайта лекотека.рф

В 2018 – модернизация программы “Лекотека”.

В 2018 программа “Лекотека” заняла первое место на Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2018, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийской общественной организацией “Федерация психологов образования России”  в номинации «Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся».

Источник

БРИОП

Курсы повышения квалификации

Доклад на тему:

«Лекотека – новая форма дошкольного образования»

Выполнила:

Павлова Н.В.,

воспитатель МБДОУ

«Хоринский детский сад «Ромашка»

г.Улан – Удэ

2020 г.

Что такое лекотека?

На современном этапе развития социально-реабилитационной помощи детям с   ограниченными возможностями,  лекотека признана одним из эффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста.

Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования. 

Лекотека – это служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их  родителей. Она подразумевает еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом.

Само слово «лекотека» (произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище), т.е. лекотека – помещение, где можно играть и обращаться со специалистами.

Деятельность лекотеки основано на гуманистическом подходе с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей.

Воспитанники лекотеки – дети с нарушением развития или выраженными психогенными расстройствами. Вид и природа нарушений развития ребёнка  могут быть разные: двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие или их сочетания. 

 История лекотеки

Родиной лекотеки является Стокгольм. Там в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек. Первая американская лекотека (преобразованная впоследствии в Национальный центр лекотек) была открыта в 1980 году. Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии. В США лекотеки есть практически во всех населенных пунктах. Туда обращаются родители детей от рождения до трех лет с глубокими проблемами в развитии. В лекотеке может работать один специалист плюс волонтеры.

Модель Российской Лекотеки была разработана и внедрена в Москве в 2001г. при финансовой поддержке Агенства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям – сиротам в России», осуществляемой совместно с «Холт Интернешенел Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундейшен» (CAF).

В 2002 году Российская Лекотека была внедрена в Доме ребёнка №9 г. Москвы.

Для чего нужны Лекотеки?

Основной целью лекотеки является социализация ребенка, развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей с  ОВЗ. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет не имеющие возможности по разным причинам посещать дошкольные учреждения.

Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей, оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в коррекционно — обучающей форме игровой деятельности, индивидуальный подход к каждому ребенку. Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.

ИГРА — основной метод лекотеки

Деятельность лекотеки основано на гуманистическом подходе с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей, с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре.

Читайте также:  Концепции развития ребенка с проблемами

Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы:

  • специальное оборудование для детей с нарушениями движений;
  • оборудование для развития общей подвижности;
    игрушки для развития ручных навыков;
  • игрушки для развития тактильного восприятия;
  • игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
  • игрушки для развития слухового восприятия;
  • игрушки для развития мышления;
  • игрушки для развития речи и языка;
  • игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
  • игрушки для игры с водой;
  • игрушки для игры с сыпучими материалами;
  • материалы для изобразительного творчества;
  • музыкальные игрушки;
  • книги для детей;
  • фонотека;
  • видеотека;
  • компьютерные игры;
  • книги для родителей;
  • средства для развития невербальной коммуникации;
  • выставка самодельных игрушек;
  • специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным      дефектом.

Основные формы работы Лекотеки

Консультация (К)

Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Диагностический игровой сеанс (ДИС)

Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребёнком в специально оборудованном зале. Специалист ведёт наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.

Терапевтический игровой сеанс (ТИС)

Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребёнком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол.

Групповой родительский тренинг (ГРТ)
В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно – это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.

Самым главным принципом работы  лекотеки является взаимодействие с родителями. Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребёнка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

Родители – полноправные участники реабилитационного процесса:

  • получают полную информацию о перспективах развития ребёнка;
  • принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированной программы;
  • вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком;
  • обучаются приёмам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

  Коррекционно-развивающие занятия педагоги лекотеки проводят индивидуально и по подгруппам, во время которых дети находятся рядом с родителями.

Базовые концепции

 Лекотека для детей-инвалидов имеет основную идею. Она заключается в том, чтобы при помощи игры в раннем возрасте научить малышей правильно контактировать с окружающим миром. Создаются специальные технологии, которые адаптированы под их возможности. Они учатся играть, воспринимать мир и явления в нем, а также правильно реагировать на происходящее вокруг.  

         Таким образом, мы видим, что лекотека, программы который направлены на всеобщее развитие детей с ограниченными возможностями, является прекрасным средством оказания помощи не только малышам, но и их родителям, ведь чаще всего в подобных ситуациях взрослые не знают, как правильно заниматься со своим чадом, как его приспособить к реальной жизни.

Источник

Проектная деятельность.

 Лекотека как модель службы ранней помощи для детей домов ребенка.

        Во исполнение Указа Президента РФ от 01,0602012 г. №761 « О национальной стратегии действий и интересах детей на 2012 -2017 годы»,  решений Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ -150/06 « О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте РФ»,  в целях совершенствования качества психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в декабре 2012 года  ГКУ СДР №19 принял участие в проекте «Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей-сирот домов ребенка».

        «Российская Лекотека — это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

        В мире накоплен большой опыт помощи дошкольникам с  ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Имеются программы: «Маленькие ступеньки» (Австралия), «Портедж» (США), «Каролина — руководство для дошкольников с особыми нуждами» (США), программа, получившее название ««Лекотека»» (от шведского «leko»–»игрушка» и греческого «tek» –»собрание», «коллекция»). Первая «Лекотека» была основана по инициативе родителей и педагогов в Стокгольме в 1963 г. на базе университетской клиники и преследовала цель игровой поддержки больного ребенка. Первая американская «Лекотека», ставшая впоследствии Национальным Центром Лекотек, открыла свои двери в Evanston (Illinois) в 1980 году.

        Российская «Лекотека» возникла 10 лет назад и получила свое развитие в Москве. В 2001 году проект «Российская «Лекотека», был поддержан Агентством США по международному развитию в рамках Программы АРО «Помощь детям-сиротам в России». Модель «Российская «Лекотека» прошла экспертизу в Министерстве образования РФ. В декабре 2001 года она была представлена на выставке ВВЦ «Новые технологии в образовании» и отмечена золотой медалью.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка игры занятия

        МГППУ написана индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Лекотека» авторы: А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М.Пайкова, Склокина Н.А..  Авторы программы «Лекотека» опирались на теоретическую базу достижений Московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, А.И.Мещеряков и др.), в которой признается ведущая роль обучения в развитии ребенка, общение с близким взрослым; использование идеи современной западной гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), теории привязанности (Боулби, М. Малер) и других.

         На базе ГКУ СДР №19 с 01.12.2012 г. было организовано структурное подразделение «Лекотека», с целью осуществления деятельности, ориентированной на улучшение и повышение качества психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте от 1 мес. до 4 лет, с нарушениями развития, имеющими и не имеющими статус ребенка-инвалида, для расширения их возможностей обучения и социализации.

        В рамках проекта группа специалистов (педагог-психолог, логопеды и воспитатели) прошла теоретическое и практическое обучение основным видам деятельности Службы ранней помощи в Российской Лекотеке.

        В данном проекте  были произведены модификация и адаптация Российской Лекотеки, как модели Службы ранней помощи для детей-сирот в доме ребенка. Для этого были произведены исследования целевой группы детей и психолого-педагогической работы в доме ребенка, определен состав и произведено оснащение дополнительными средствами Российской Лекотеки.

         Специалистами дома ребенка совместно со специалистами Центральной Российской Лекотеки была разработана  и апробирована новая организационная модель Лекотеки,  спроектирована  образовательная программа, в соответствии с ФГТ, рассмотрена и утверждена форма документации, определен режим работы.

        В рамках указанной деятельности были произведены исследования целевой группы детей и психолого-педагогической работы в доме ребенка, определен состав и произведено оснащение дополнительными средствами Российской Лекотеки.

Цель структурного подразделения Лекотеки дома ребенка – это обеспечение психолого-педагогического и медико — социального сопровождения детей от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями развития и  для полноценного развития личности ребенка и дальнейшей успешной социализации, формирование предпосылок учебной деятельности, поддержка развития личности детей, оставшихся без попечения родителей и оказание им психолого-педагогической помощи.

Психолого- педагогическое сопровождение детей осуществлялось на основе гибких индивидуальных маршрутов и личностно-ориентированных программ. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут предполагал постепенное включение воспитанника в коллектив сверстников с помощью сопровождающего взрослого. Исходя из индивидуальных  особенностей детей, с различными нарушениями приходилось составлять перспективные индивидуальные планы (3-4 мес.) для каждого малыша.

 Содержание и методы работы определяются индивидуально-ориентированными программами, разработанными специалистами на основе существующих методов и техник коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Основной принцип работы с ребенком: следование за активностью ребенка, работа в «теме» малыша.

— Принцип комплексного воздействия (интегративные занятия).

— Принцип систематичности.

— Принцип наглядности.

— Принцип субъектно-ориентированного подхода.

— Принцип дифференцированного подхода.

— Принцип оптимистического подхода.

— Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком.

Игра — основной метод Лекотеки. Равноправное партнерство специалистов и детей – главное условие эффективной работы. В организации «Лекотеки» предполагается использование игровых методов, арт-терапевтических, акустических техник, песочной терапии для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности  детей, метод М.Монтессори, который заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию;  работа в сенсорной комнате.

        В Лекотеке  дома ребенка  организовано правильное пространство, оборудованное игровыми пособиями, способствующими развитию у детей познавательной активности

и воображения, тактильной чувствительности, интереса к творчеству и движению. Имеется хранилище ля игрушек.

Деятельность специалистов Лекотеки  основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на:

  • поддержку усилий персонала дома ребенка по развитию личности ребенка;
  • налаживание эффективного общения ребенка со взрослым и  другими  детьми группы;
  • формирование предпосылок к обучению.

Также осуществлялся мониторинг достижения детей по усвоению индивидуальной программы. В процессе мониторинга исследовался уровень физического развития, уровень социализации, уровень развития коммуникативных способностей, развитие познавательной деятельности, мышления и  игры.         

        В результате внедрения работы структурного подразделения Лекотека, специалистами было охвачено значительное число детей, нуждающихся в дополнительных занятиях, и оказана психолого-педагогическая помощь, групповому персоналу даны рекомендации по адаптации детей в группе,  найдены и разработаны индивидуальные программы коррекционно-развивающих  занятий с детьми.        

 Лекотека для нашего дома ребенка является инновационной формой работы с детьми,  она уже хорошо зарекомендовала себя как   самый лучший и удобный вариант реальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.  

Источник