Роль взрослого в развитии речи ребенка

Консультация для родителей.

«Роль взрослых в развитии речи ребенка».

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также не внимательно относиться к своему высказыванию, не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем.

Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным голосом, то и речь малыша будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, с которыми часто малыш общается. Важно в общении с ребенком, особенно в младшем и дошкольном возрасте не «подделываться» под детскую речь, не произносить слова искаженно, не употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не дает – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными, ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов; слов сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот хвалить его за такие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Родители должны знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Обычно в семье поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не приводит к положительному результату, а иногда ведет к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказывается говорить, замыкается. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, в доброжелательном тоне. Дать правильный образец произношения, и по возможности не повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Ошибки в произнесении слов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении, но и несоблюдении норм литературного произношения. Чтобы исправить, а потом и закрепить правильное произношение этого слова, можно предложить в игровой форме неоднократно произнести его верно, например, в игре «телефон», когда это слово в игре неоднократно повторяется (кукла звонит, мишка звонит и т.д.)                  

Овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, родители будут тем самым не только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речи. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от активного общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова.

     В раннем возрасте велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка, и служит предпосылкой к формированию и развитию разговорной речи. Формирование разговорной речи происходит в дошкольном возрасте. За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и запас представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и уже имеет определенный практический опыт действия с различными предметами. Трехлетние дети уже начинают высказывать простейшие суждения о предметах явлениях, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по значению, в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам. Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребенок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов. Понятнее становиться речь в целом, отчетливее произношение слов и звуков. В этом возрасте ребенок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Играя с малышом, родители могут поупражнять его в правильности согласования имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Взрослый говорит: «Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Например, берет куклу и спрашивает: «Кто к нам приехал в гости?». Ребенок должен дать полный ответ: «К нам в гости приехала кукла, кошка, собака», но «приехал медвежонок, слон». Называя количество предметов, ребенок употребляет слова один, много. Если малыш не верно согласовывает существительные с этими словами, то надо поправить его, выделяя голосом существительное, дать образец правильной речи: много стульев (а не стулов). Научить ребенка правильно употреблять слово в нужном падеже, а так же верно употреблять предлоги можно следующим образом. Взять любую игрушку и, ставя её в разные места, спросить, где кукла (машина, зайка). Положить куклу на стол, в коробку, под стол, на шкаф и спросить: откуда вы берете куклу (из шкафа, из-под стола, со шкафа, из коробки).

Формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. Например, после возращения малыша с прогулки пусть кто-нибудь из старших спросит: «Кого (или что) ты видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Тани?) Что ты лепил из снега?». Вопросы побуждают ребенка к ответу. Надо добиваться, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог кратко описать её. Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными – это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина, прогулки в лес, парк, поездка за город. Взрослый задает вопросы, направляет разговор, стремиться заинтересовать малыша, предлагает вспомнить что-либо.

Читайте также:  Могилев дошкольный центр развития ребенка 2 г могилева

Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту малыша, быть понятными. Прежде чем требовать от ребенка, чтобы он рассказал вам, что изображено на картинке, покажите, как это делается. Надо учить ребенка выделять сначала главное, потом – второстепенное. Так, например, рассматривая иллюстрации, на которых изображены дети, спросить сначала малыша, кто изображен на рисунке, что они делают, затем обратить внимание на то, как одеты дети. Предложить ему определить время года. Спросить его, почему он считает, что на рисунке изображена зима, а, например, не лето (дети катаются на санках, на коньках или лыжах, одежда на них теплая – зима; дети купаются, загорают, на деревьях зеленые листья – лето и т.д.).

Чтение художественных произведений значительно расширяет знания ребенка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых.

Формирование и развитие разговорной, связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения со взрослыми. В четырехлетнем возрасте ребенок обычно задает родителям много вопросов, его интересует буквально все: откуда берется хлеб, почему машина едет, куда убегает водичка, которая льется из крана, откуда берутся дети и т.д. Иногда родители стараются уклониться от вопросов, но иногда и выговаривают раздраженно: «Не приставай с глупыми вопросами». Конечно, не на все вопросы ребенка можно дать исчерпывающий ответ, но в любом случае надо все-таки в доступной форме объяснить то, что его интересует. Необходимо помнить, что ребенок дошкольного возраста черпает свои знания, усваивает новые слова только благодаря общению его со взрослыми.

Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать такую речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь ему правильно передать содержание прочитанной книги. Если ребенок не разговорчив, то надо постараться вызвать его на разговор. Спросить, что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся.

Родители должны обращать внимание не только на обогащение словаря ребенка, развитие разговорной речи и её грамматической правильности, но также и на звуковую сторону речи. Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать ребенка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых, контролировать свою речь. Ребенок, который замечает недостатки в произношении, будет стараться их исправить.

Немаловажная задача, стоящая перед родителями – научить ребенка управлять речевым дыханием. Когда ребенок начинает употреблять довольно сложные предложения, состоящие из 3-5 и более слов, для свободного и слитного их произнесения нужно уметь правильно производить выдох, чтобы воздуха хватило на часть фразы или на всю фразу. Для усиления и удлинения выдоха необходимо приучать ребенка правильно расходовать воздух. Для этого можно предложить ребенку дуть на небольшие полоски бумаги или ватку. Для развития речевого дыхания хорошо предложить ребенку произносить на одном выдохе несколько гласных звуков. Шутки – чистоговорки, произнесенные на одном выдохе тоже способствуют выработке речевого дыхания: ха-ха-ха – поймали петуха, ко-ко-ко – мы едем далеко.

     Следующая важная задача, которая стоит перед родителями – научить ребенка управлять своим голосом. Маленького ребенка следует приучать пользоваться своим голосовым аппаратом, воспитывать умение следить за своей речью. Прежде всего, надо научить ребенка слушать и отличать громкую речь окружающих от тихой. Для этого надо произносить одну и ту же фразу с различной громкостью и предложить ребенку определить, когда вы её произнесли очень громко, громко, тихо, шёпотом. Хороши использовать игры, которые помогут ребенку управлять собственным голосовым аппаратом, например, игра «Ветер и ветерок». Ребенок внимательно слушает, как воет сильный ветер (громко и протяжно произносить звук у), а затем как гудит небольшой ветерок (звук у произносить тихо).

Речь ребенка зависит от речи окружающих его взрослых. Если родители неверно ставят ударение в словах (шофер, магазин), изменяют по падежам несклоняемые существительные, то нет ни чего удивительного в том, что дети допускают эти ошибки в своей речи. Расширение словарного запаса детей происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Общение со взрослыми обогащает ребенка, доставляет ему много радости. Совместные прогулки дают знания, как ребенку, так и взрослому. Поделитесь своим впечатлением об увиденном, спросите, как к этому относиться малыш. Свое ощущение, радость от увиденного и познанного ребенок выражает в рисунке, в стихотворении.

Овладение речью и дальнейшее её формирование находиться в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности.  Следовательно, для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка родителям нужно учесть следующие моменты:

1. Следует реально оценить состояние здоровья своего ребенка, (в последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь).

2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Здесь надо отметить важность и необходимость пропедевтической работы с родителями детей младших групп.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка от 3 лет литература

Источник

             Роль взрослого в развитии речи ребенка.

    Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким то причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа над звукопроизношением. От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступление в школу – усвоение школьной программой.

   Недостатки произношения могут быть результатом нарушений артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним. Чтобы предупредить дефекты речи, важно следить за развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты.

    Чтобы научиться правильно и четко произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать органы слуха от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха своевременно обращаться к врачу.

    Следует беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

    Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов, отводиться состоянию и сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему, ребенок способен отличать одни звуки от других, различать близкие по звучанию слова: мал – мял, том – дом, рак – лак. Каждая фонема имеет определенные, только ей присущие акустические свойства, признаки. Речевой звук (фонема), как наименьшая единица речи, сам по себе не несет никакой смысловой нагрузки, но он является основным строительным материалом слова, от правильности и четкости произношения которого зависит чистота речи, правильное ее понимание окружающими.

   Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихи, учить  произносить звуки, которые в силу не подготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны. Перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом может привести к заиканию, неправильному формированию звуков – боковые шипящие, горловое произнесение звуков [р].

    Речь не передается по наследству, ребенок перенимает речевой опыт от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателями. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то речь малыша будет такой же.

    Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер.

     В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания, сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослыми слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а так же слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко – слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Родителям важно знать, в какие сроки, и какие звуки ребенок должен произносить правильно. К 3 годам ребенок должен правильно произносить свистящие звуки, к 4 годам – шипящие, к 5годам – сонорные.

       В нашей стране широко развита сеть оказания помощи детям с нарушениями речи. В дошкольных учреждениях ежегодно проводятся обследования детей логопедами. Исправление речевых недостатков осуществляется в спец.детских учреждениях: диагностические ясли, компенсирующие группы в ДОУ комбинированного вида, в поликлинике по месту жительства.

Источник

Неповторима прелесть первых детских слов! Проходят годы, ребенок подрос, но не забываются первые произнесенные слова, такие дорогие родительскому сердцу. На протяжении раннего возраста, развитие речи ребенка происходит неравномерно. В начальной стадии развивается главным образом понимание речи окружающих, а умением говорить малыш, как правило, овладевает позже. Наряду с тем, что малыш овладевает активной речью, он еще много лепечет. 
Это игра звуками – не праздная забава, а упражнения органов речи и слуха.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Читайте также:  Шкалы индивидуального развития ребенка в доу по фгос

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых

воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор, а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы —  взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т. д., сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п., взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

 Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка».

Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопатка —

Широка да гладка.

«Чашечка».

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются  зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.    

«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

 И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

 Стрелку будем выполнять.  

 Динамические упражнения для языка.  

 «Лошадка».

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

 Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с  нами

Эй, а где ж улыбка?

 Зубки и «прилипка». 

«Гармошка».

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.  

Упражнения для губ.  

«Заборчик».

 Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

 За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

 Губы растянули,

В улыбке утонули.  

«Трубочка».

 Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

 И покажем трубочки.  

Источник