Роль взрослого в развитии ребенка картинки

Роль взрослого в развитии ребенка картинки thumbnail

Дети рисовали всегда. В раскопках древнего Новгорода были найдены берестяные грамоты с детскими рисунками, а на портрете итальянского художника Джованни Франческа Корто изображен мальчик, который держит в руке рисунок мужской фигуры, сделанный так, как рисуют современные дети. Складывается впечатление, что детское искусство не подвластно векам: взрослое искусство меняется, а детское остаётся все таким же. Многие черты рисунка сохраняются у человека на всю жизнь, однако даже если ребенка не учить рисовать, его рисунок с возрастом все же меняется, приобретает все большую сложность и правильность за счёт ума, жизненного опыта и более глубокого наблюдения жизни.

Следует заметить, что дети до 10-12 лет практически все любят рисовать, а в старшем возрасте число детей рисующих по собственному желанию резко сокращается.

Почему это происходит, и каковы причины я попыталась выяснить, обратившись к исследованиям специалистов и собственным наблюдениям в процессе работы с детьми.

1. Детский рисунок с точки зрения исследователей…

Детский рисунок — это посильное выражение ребёнком своих наблюдений и представлений об окружающих предметах и явлениях. Главная же особенность рисования, обеспечивающая ему популярность среди детей — его наглядность. В рисунке предмет выглядит так же, как в жизни, в то время как музыка в нотах, рассказ в книге зашифрованы в виде значков и символов, которые нужно заучивать. Однако и рисовать окружающие предметы маленький ребёнок не сразу начинает так, что их можно узнать.

В развитии детского рисунка специалисты различают два основных периода: доизобразительный (до 2,5-3 л.) и собственно изобразительный. Сначала дети наносят на бумагу беспорядочные линии и пятна- «каракули», которые покрывают весь лист. Но вскоре линии и пятна приобретают некоторый порядок, группируются в своеобразные образы. Ребёнок не может пока изобразить то, что видит и поэтому дополняет свою работу рассказом о том, что рисует, дает своим линиям названия — «мама», «собака», «дом». Через некоторое время линии уже напоминают, хотя и очень отдаленно, форму какого-то реального предмета. Начинается изобразительный период детского рисунка. Возникает вопрос, откуда же у детей берётся умение делать рисунок похожий на окружающие предметы. Высказывалась точка зрения, что способность рисовать узнаваемые предметы дана ребёнку от рождения, учить его этому не надо, как цыплёнка — клевать или утёнка — плавать, но вскоре была доказана ошибочность такого взгляда. Согласно другой теории, поскольку глаз ребёнка и взрослого устроен одинаково, то детям не хватает лишь техники владения карандашом и навыка движении руки, поэтому детей нужно как можно раньше учить по методу взрослых художников, оказалось же, что не только рисовать, но и направленно видеть человек учится постепенно. Некоторые исследователи считают, что главную роль играют самостоятельные наблюдения детей, например: ребёнок со временем обучается видеть округлую форму лица или яблока и рисует их как кружочек. Однако другие, убеждены, что ребенок учиться рисовать, подражая взрослым; взрослые рисуют вместе с ребёнком кружочек и говорят: «это яблоко», а в следующий раз уже сам ребёнок называет нарисованный кружочек яблоком.

Скорее всего, справедлива именно «подражательная» теория детского рисунка. Дети с раннего возраста окружены книгами, картинками, фотографиями, видят пишущих и

рисующих людей и постепенно привыкают понимать и «читать» плоские изображения предметов. Одновременно растет и знакомство детей с формой окружающих вещей.

Не сразу рука ребёнка овладевает скоординированными движениями при работе карандашом и кистью, так же как и правильно видеть и особенности формы, цвет, объем, дети тоже учатся с возрастом.

Помимо навыков наблюдения окружающих предметов и практических навыков понимания и выполнения графических изображений, в развитии детского рисунка участвует и третий источник — освоение опыта искусства, накопленного за многие тысячелетия.

Ещё в начале нашего века было установлено, что существует такой уровень владения рисунком, которого сравнительно легко и без особой помощи взрослых достигают все дети. Это уровень бытового наблюдения предметов и их рисование в положении (спереди или в профиль) Ведь каждый человек может сделать простые графические изображения предметов. Однако большинство детей не могут без помощи педагога, воспитателя перейти к более высокому уровню — пластическому изображению, передаче движения животных, перспективных изменений, светотени. Эти черты отсутствуют и у взрослых, не учившихся рисовать.

Овладение опытом искусства требует специальных познаний. Все знают, что для выразительной речи не достаточно только знать определённые слова, но и нужно уметь составлять из них предложения, делать нужные паузы и ударения. Так и в рисунке существуют свои «слова», «фразы», «ударения», нужные нам для обучения рисованию. Все мы пользуемся для этого опытом многих поколений, которые тысячелетия шлифовали и совершенствовали искусство говорить, писать, рисовать. Юным рисовальщикам должны помогать воспитатели в детском саду, педагоги в школе, в кружке, родители. И тогда дети овладеют искусством рисовать, научатся ценить предметы настоящего искусства, эстетически оценивать окружающую действительность и вносить в неё своё виденье красоты.

«Не всякий ребёнок может стать музыкантом, певцом, художником, артистом. Мы поэтому должны особо учить отдельно особо талантливых, особо одарённых детей, но что мы обязаны сделать по отношению ко всем детям — это сделать их грамотными в области восприятия в искусстве. Можно не уметь петь, играть или рисовать, но надо уметь понимать, слушать, видеть, воспринимать искусство созданное артистом, художником». /З.И. Лилина. Статья А. Толстоуховой «История развития художественного начального образования как предпосылка к размышлению». Журнал «Искусство в школе». №1 2007г./

2. Взрослые и дети.

Сейчас не возникает сомнения, что именно семья ответственна за воспитание ребёнка, именно родители дают первые знания умения и навыки жизни своим детям. Но и родителям необходима педагогическая помощь.

Читайте также:  Стадии развития ребенка в утробе

«Педагогический процесс должен стать более гибким, дифференцированным, свободным, гуманистическим. А отношения — взаимно-доверительными, с учётом приоритетов интересов ребёнка». /Г.Ф.Биктагирова. «Инновационные формы совместной деятельности с родителями». Журнал «Теория и практика дополнительного образования». №5 2007г./

У детей своё цветовое восприятие мира, и оно, как правило, расходится с миром взрослых. Только в детских работах мы видим розового слона, зелёного кота, И в тоже время только ребёнок может достоверно передать движение людей в танце, играх. У нас в школе занимаются дети от трёх лет, и чем младше ребенок, тем увереннее работает на бумаге, он всегда убеждён, что его работы настоящие «шедевры» и их нужно

обязательно выставить, чтобы все любовались. Пятна, линии, цвет — вот что малыш увлечённо, с удовольствием рисует, а попутно и рассказывает что изображает. Приглашаем родителей после каждого занятия для просмотра, чтобы и родители вместе с нами радовались красивым работам своих маленьких художников.

Родители по-разному относятся к детскому творчеству. Одни придирчиво выискивают черты будущего таланта, другие не придают значения детскому рисованию. Чем меньше ребёнок, тем чаще его работы хвалят, восторгаются ими, так же как и самим малышом, но стоит повзрослевшему ребёнку нарисовать «не так» и вот уже критика, насмешка. А ребёнок не понимает, а главное и не умеет как же нужно правильно, а вечно спешащие родители общаются с детьми с высоты своего роста. И хотят они того или нет, но малыш, поднимающий голову вверх и выслушивающий наставления папы и мамы, невольно чувствует, как он мал и беззащитен. Отсюда и неуверенность в работах детей школьного возраста. Дети, приходящие в студию в 7 и старше лет, уже чаще говорят: «Я не умею, не могу, не знаю как». Некоторые дети просто боятся приступать к выполнению задания: «а вдруг не так, а если не получиться». С такими детьми приходится много работать, убеждать, что все им по силам, и все они смогут. Обязательно на просмотрах хвалю всех детей, отмечаю удачные места в каждой работе. Провожу беседы с родителями, объясняю им, что ребёнку очень полезно рисовать так как, через рисунок он может выразить свои чувства, которые могут быть и не совсем нам, взрослым, понятны. Но, тем не менее, благожелательный интерес и уважение к его творчеству должен быть обеспечен в каждой семье.

Родителей таких детей сложнее привлечь к проводимым мероприятиям, они готовы лишь «поучаствовать» в качестве зрителей. Ребёнку же важно, чтобы родители были активно заинтересованы его творчеством, а посещение выставок, концертов было действительно совместным, радостным, доверительным семейным общением.

Вреден ребёнку и тщеславный ажиотаж, устраиваемый иногда взрослыми вокруг его творчества. Такой ребёнок убежден, что он уже всё умеет, может, его работы самые лучшие, а все замечания учителя это только «придирки». Здесь наталкиваешься: «не буду делать, я и так всё умею», и сколько требуется терпения в работе с таким ребенком, а самое главное, обучая его ещё нужно сохранить и поддержать интерес к творчеству. Такой ребёнок в семье окружён повышенным вниманием, его желания просьбы «закон», а если он ещё и способный или одарённый ребёнок, то вся жизнь взрослых просто подчинена ему. С одной стороны такие родители очень активно сотрудничают с педагогом, готовы помогать и всячески способствовать творческому развитию ребёнка. Но с другой стороны они редко готовы прислушиваться к педагогу, нередко предвзято, негативно реагируют на неудачи ребёнка, обвиняя в них педагога.

Творчество — вещь тонкая и очень хрупкая. И если родители неправильно выбрали стиль общения с ребёнком, то остановили развитие его уникальных способностей, у него отсутствует проявление индивидуальности, нет стремления к душевным и творческим открытиям, а истинные ценности подменены ложными.

Родители часто задают эталон детских рисунков, и дети если не получается соответствовать этому эталону, вскоре перестают рисовать.

Возникает вопрос. Какими же должны быть взаимоотношения ребёнка и взрослого, чтобы ребенок научился общаться, думать, учиться, трудиться, любить? Здесь большая ответственность ложится на педагога. От его профессионального мастерства и творческого подхода в отношениях с родителями и детьми зависит, будет ли создана благоприятная обстановка для занятий ребёнком творчеством.

По-настоящему настоящему талант может раскрыться, только если создана благоприятная основа- это чистота сердца, красота души и безграничная, бескорыстная любовь.

Сейчас очень много выпускается педагогической литературы, в которой даётся множество рекомендаций и советов по проблеме взаимоотношений между детьми и взрослыми. Каждый педагог, основываясь на свой опыт и интуицию, может выбрать для себя наиболее приемлемые варианты.

Для своей работы я выбрала такие воспитательные установки, которые, на мой взгляд, помогают мне в работе с родителями и детьми.

  1. Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом.
  2. Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
  3. Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка- это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
  4. Не нарушай границы личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
  5. Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.
  6. Научить ребёнка — смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.
Читайте также:  Развитие крупной моторики ребенка

«Творчество приносит ребёнку душевное равновесие, радость, раскрывает способность ребёнка к учению, к умению думать, искать и находить оптимальные решения во всех случаях жизни. Но если мы лишены творческого подхода к жизни, желания наблюдать, изучать и понимать, то усилия, которые приходится нам прилагать в связи с новым, утомляют и раздражают. Педагог, воспитывающий в ребёнке созидательную личность, должен быть таким и сам. Ведь воспитать вкус к творчеству нельзя. Если самому не жить творчески». /Тамара Ерегина. Журнал «Детское творчество». № 2. 2008г./

Желаю Вам творческих успехов.

Источник

  • Фотографии
  • Векторы
  • Редакционные
  • Видео
  • Иллюстрации
  • Шаблоны
  • Музыка
  • Живой чат
  • Для бизнеса
  • Наши планы и цены

Фотографии

  • Все изображения
  • Фотографии
  • Векторы
  • Видео
  • Иллюстрации
  • Музыка
  • Войти
  • Зарегистрироваться

Иллюстрации развитие личности

Видео развитие личности

Векторы развитие личности

Топовая коллекция развитие личности

девушка очки

учеба

медицина

рост

организм человека помощь

учеба взрослый

Лучший выбор

  • Сортировать
  • Лучший выбор
  • Свежайшие
  • Популярные
  • Лучший выбор
  • Свежайшие
  • Популярные

Предыдущая

Дальше

1-100 из 30,694

Личностное развитие
Личностное развитие
Будь лучшим собой
Личностное развитие
Поздно ночью двое мужчин обсуждают чертежи, показанные на дисплее персонального компьютера. Office Looks Modern with Lots Blueprints on the Walls. На заднем плане работающая женщина
.
Тренер мотивирует работника к росту
Человеческое развитие
Ты, тело, разум, душа и дух
Концепция амбиций с бизнесменом, поднимающимся по лестнице
Успех в карьере, личностное развитие
Личностное развитие
Человеческий рост
Личностное развитие
Вы, тело, ум, душа, дух — простая карта ума
Тренер мотивирован на повышение производительности. Менеджер (бизнесмен, тренер, руководитель) планирует увеличить производительность компании
.
Персональное развитие написано на дороге
Концепция образования: развитие личности по ключевым вопросам
Личное развитие в облаке тегов
Женщина слушает музыку в наушниках
Время учиться
Концепция личностного развития и карьерного роста
Тело, разум, душа и духовная концепция
Менеджер добивается успеха и хочет расти дальше
Личностное развитие
Группа молодых бизнесменов проводит встречу в конференц-зале и
Одна акробатическая сцена прыжков символизирует жизнеспособность, стремление, успех, прогресс
Вдохновить облако слов
Личностное развитие
Женщина пишет в блокноте
Мой список целей на салфетке и кофе
Абстрактное слово развития личности
Дизайн вашей жизни на салфетке
Концепция амбиций с бизнесменом, поднимающимся по лестнице
Личностный и карьерный рост, прогресс и потенциальные концепции
Логика бизнеса и искусства
Концепция амбиций с бизнесменом, поднимающимся по лестнице
Личное развитие
Счастье Гроу
Часы со словами Время для вас, концепция личностного развития
Личное развитие
Бизнес-концепция. Кнопка «Коучинг»
.
Стратегия управления персоналом
Знание расширяет ваши возможности
Личный и карьерный рост
Бизнес-наставничество. Личный тренер. Концепция личностного развития. Смешанные медиа.
Концепция карьерного роста
Корпоративные предприниматели
Личное развитие
Пешие прогулки на природе
Концепция развития личности
Личностное развитие
Тело, разум, душа, дух на доске
Улучшение развития
Концепция тренировки в облаке тегов
Бизнесмен мозговой штурм о маркетинговой стратегии
Личностное развитие
Личностный рост древесины
Рост безопасности
Личное развитие
Группа деловых людей и развития
Личностное развитие
Тренер помогает работнику в его росте
Я могу.
Оставьте зону комфорта
Развитие рабочей силы
Личное развитие в стрелках
Личностное развитие
Концепция образования. Дорожный знак развития личности
.
Личное развитие и карьера
Бенефис плюс позитив
Концепция развития данных о состоянии человека и росте
Концепция стратегии роста бизнеса
Человек с помощью компьютера с растущим процессом
Направление мышления
Руки
Личное развитие и карьерный рост
Пшеничное поле
Личный рост
Лидер покидает зону комфорта
Личностное развитие
Личный брендинг
Демонстрация
Написание НЛП на доске
Тренер мотивирует к личностному развитию, личностному и карьерному росту, вызовам и потенциальным концепциям. Тренер (сотрудник отдела кадров, менеджер, наставник) мотивирует сотрудника покинуть зону комфорта
.
Личное развитие
Концепция амбиций с бизнесменом, поднимающимся по лестнице
Цель или цель
Группа разнообразия детей вместе
Мотивация, личностное развитие, личностный и карьерный рост, прогресс и потенциальные концепции. Тренер (сотрудник отдела кадров, менеджер, наставник) мотивирует сотрудника к росту с кубком для победителя
.
Фотобумага висит на бельевой веревке, изолированная на белом
Обучение
Самоуверенный бизнесмен
Личное развитие
Главный баннер разума
Деловые люди деформируют искусство
Бизнесмен и концепция развития
Личностный рост
Финансовые колебания
Тренер контролирует рост сотрудников
Личностное развитие

Следующая страница

Предыдущая

Дальше

Развитие личности картинки — фото и фотографииПохожий поиск изображений:

  • руководитель девушка
  • психовегетативный синдром
  • человек учиться
  • вигорання
  • девушка книг
  • сложная тема
  • картинка развития человека
  • картинки развитие

Источник

Алексеева Ольга Сергеевна, воспитатель

МБДОУ города Мурманска №95

Иллюстрации в детской  книге, ее особенности и роль в развитии ребенка дошкольного возраста.

Идея создания иллюстрированной книги возникла в конце 19века. Основными принципами детской книги были: красота, умение донести до читателя ценность  русской художественной культуры и русского художественного творчества.

«Художник-иллюстратор книги «приходит» к ребёнку, когда он ещё не умеет разговаривать, ходить». Картинка, предлагаемая ребёнку, формирует любовь к прекрасному, прививает художественный вкус, знакомит с окружающим миром, помогает в освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. Иллюстрация – это видимое изображение, рисунок, используемый как средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в познании мира, одно из первых произведений искусства с которым знакомится ребёнок. Иллюстрация останавливает мгновение, описанное в произведении, подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.

Сначала ребёнок узнаёт на картинке свои игрушки, домашних питомцев – кошку, собачку. Позже книжная картинка познакомит его с животными, птицами, которых он ещё не видел в реальности, но слышал о них в маминых песенках-потешках, сказках.

С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик, ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь хотелось бы отметить отечественные иллюстрации к детской книге, они имеют богатые традиции. Несколько поколений художников создали книги, ставшие эталонами оформления детской литературы. Рисунки Е.Н.Чарушина, В.М.Конашевич, Е.Д.Поленова, Ю.А.Васнецова, В.Сутеева и других авторов радуют своих читателей не одно десятилетие. Рисунки отечественных иллюстраторов, художников опираются на образность детского мышления.

Выбор книги для ребенка — интересное, но ответственное занятие для взрослого человека, родителя, воспитателя. При выборе необходимо опираться на некоторые, особенно значимые критерии.

Цвет – это главный помощник художника. Именно он играет важную роль в процессе восприятия ребёнком иллюстрации. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет. Например, в иллюстрациях Ю.А.Васнецова, цвет «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси – белые, лиса – рыжая. Это своеобразная цветовая азбука,  помогающая осмыслить цвет и его значение.

В детской книге изображения предметов, человека, животных должны быть конкретными, чёткими, точными, ясными и простыми. Если это мяч, то он непременно должен быть круглым, так как это его основной признак. Передавая в рисунке характер человека, его душевное состояние, необходимо отобразить момент движения, определённые жесты, мимика. Многие художники стараются избегать сложных ракурсов, чаще применяя профильное изображение человека, животных, помогающее передаче движения. Кроме того, детские иллюстраторы передают пространство условно, помещая на рисунке вверху листа то, что далеко, а внизу то, что близко – это более понятно ребёнку. Приём уменьшения дальней фигуры для детей ещё непонятен.

Ещё одной особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Такое расположение оказывает влияние на понимание текста детьми. Для самых маленьких детей рисунок играет роль основного материала, является той действительностью, которую нельзя заменить словесным описанием. У детей старшего дошкольного возраста слова текста вызывают определённые ассоциации и, поэтому, иллюстрации нужны только для понимания наиболее трудных моментов сюжета произведения.

Если взрослый не только знакомит детей с содержанием текста, но ещё и обращает внимание на художественно-выразительные средства книжной графики, это значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

При работе с малышами основная задача взрослого – привлечь внимание детей к иллюстрации. Здесь существенную роль играют вопросы, требующие определённого описания внешнего вида и эмоционального состояния, характерных черт героя. Вопросы взрослого заставляют ребёнка внимательнее вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения. При рассматривании картинки взрослый может попросить выполнить ряд игровых действий: погладить изображённый предмет, «положить» в рот ягодку, промяукать как котёнок и т.д. При чтении какого-либо произведения (потешки, сказки), взрослый показывает иллюстрации, обращая внимание детей на то, что написал автор и что нарисовал художник. Рассматриваем цветовую гамму, позы, движения, применяемые художником для выразительности образа. Зрительная память, художественное восприятие будут формироваться постепенно, сначала неосознанно, эмоционально, оставляя след в душе ребёнка, приобщая его к подлинной красоте.

С 4 – 5 лет детей начинаем знакомить с ролью иллюстрации к книге и, соответственно с трудом художников-иллюстраторов, манерой выполнения ими рисунков, сопровождающих текст. Внимание детей привлекается к построению изображения на странице книги: где и как художник изображает героев. С помощью каких цветовых решений  показан характер героя, его настроение; сезонные и временные изменения в природе. С детьми можно провести беседу о том, зачем в книжках нужны картинки.

У детей старшего дошкольного возраста продолжается формирование устойчивого интереса к книжной графике, внимательного и бережного отношения к книге. Подводим детей к пониманию того, что иллюстрации в книге сопровождают текст, поясняют его и  соответствуют жанру литературного произведения. Обратим внимание детей и на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка.

В книге для детей специфично внешнее и внутреннее оформление, требующее продуманности, занимательности решения, способного увлечь детей.

Подведем итоги исследования. Принципы отбора художественной иллюстрации для детей:

1.        Учёт возраста детей, особенностей их восприятия, жизненного опыта и интересов.

2.        Высокохудожественность произведений, как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности, доступность их детям.

3.        Детям необходимо показывать разнообразные книги – как по форме организации и оформлению, так и по творческой манере изображения.

Используемая литература:

  1. Детям о книжной графике / Н. А. Курочкина. — СПб. : Детство-Пресс, 2000. — 189 с. : ил.; 20 см. — (Библиотека программы «Детство»).; Дошкольная педагогика — Российская Федерация — Эстетическое воспитание средствами художественной литературы;
  2. Художники детской книги [Текст] : пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Л. С. Кудрявцева. — Москва : Academia, 1998. — 204 с. : ил.; 20 см. — (Педагогическое образование).
  3. Особенности современной иллюстрации детской книги / Т. А. Вековцева // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика: материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). — Челябинск: ЧГИК, 2018. — C. 56-59.

Источник

Читайте также:  Влияние интернет сми на развитие ребенка