Роль взаимодействия семьи и педагогов в развитии ребенка
Светлана Заикина
Роль семьи в воспитании ребенка. Формы работы педагогов с родителями
Роль семьи в воспитании ребенка
Отец и мать — первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
На основе своих наблюдений Баумринд выделяет три типа детей, характер которых соответствовал определенны методам воспитательной деятельности их родителей:
1. Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети.
2. Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети.
3. Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети.
В. И. Гарбузов, выделил три типа неправильного воспитания:
1. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем;
2. Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе;
3. Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
По мнению Э. Арутюнянц., существует три варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье — взаимодоверие, принятие, автономность членов семьи. У этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т. е. практически — ко всем социальным институтам).
Влияние семьиосуществляется и проявляется следующим образом:
1. Семья как основа чувства безопасности.
2. Модели родительского поведения.
3. Семья и приобретение жизненного опыта.
4. Дисциплина и формирование поведения.
5. Общение в семье.
Семья — это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Негативные факторы семейного воспитания:
1. Приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека;
2. Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
3. Авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
4. Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
5. Отсутствие нормального психологического климата в семье;
6. Фанатизм в любых его проявлениях;
7. Безграмотность в психолого-педагогическом отношении;
8. Противоправное поведение взрослых.
Принципы семейного воспитания:
-дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
-родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
— воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
-диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
— личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;
— воспитание должно строиться с опорой на положительное начало в растущем человеке;
— все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;
— оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье
Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.
Формы работы педагогов с родителями
Одним из направлений деятельности воспитателя является работа с родителями. Наряду с традиционными формами работы, в современных учебных заведениях появилось большое количество новых, оригинальных подходов, которые обусловлены изменениями в социуме и образовательном пространстве.
К традиционным формам работы воспитателя с семьей относятся: посещение семьи дошкольника, проведение родительских собраний, переписка с родителями, создание родительских комитетов.
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к садику, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации детского досуга.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание — форма анализа, осмысления опыта воспитания на основе данных педагогической науки. Существуют следующие виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые и т. д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Важным направлением работы воспитателя является оказание консультативной помощи родителям.
Одной из форм работы являются индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог учителя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. Существуют и «заочные» консультации. Одной из форм такой работы является «Почта доверия». Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей, куда родители могут помещать свои вопросы анонимно. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Родители могут задать разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.
Возможно проведение тематических консультаций. Они организуются с целью ответить на все вопросы родителей по определенной теме. Они могут проводиться самим воспитателем или с привлечением специалистов. Возможно проведение «Вечеров вопросов и ответов». Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Появились новые просветительские формы повышения психолого-педагогической культуры родителей. Одной из них является Клуб молодых семей. Формы организации работы клуба :лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т. д.
Родительская конференция — одна из форм повышения педагогической культуры. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, педагоги-психологи и т. д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделировать жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Все чаще в работе с родителями используются интерактивные формы работы. Особой популярностью пользуются исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Ролевые игры— форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителямимогут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные
знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
По-прежнему значимым вектором работы остается проведение совместных с родителями досуговых мероприятий. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности и др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов,спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела группы, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.
«Дни открытых дверей» существовали давно. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить сад; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
Открытые занятия. Необходимо хотя бы один — два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом занятии. Занятия педагоги проводят в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.
Таим образом, надо отметить, что работа с родителями является важным направлением деятельности воспитателя. Наряду с традиционными формами работы (собрания, создания родительских комитетов и др., появляются новые, которые отражают специфические запросы времени в плане организации деятельности детей в детском саду.
Источник
«Взаимодействие воспитателя и семьи для обеспечения полноценного развития личности ребенка»»
Одной из актуальных проблем в настоящее время, является проблема взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольников, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; она также направлена на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение воспитателя с родителями.
Каждый ребёнок на определённом отрезке своей жизни (обычно начиная с 2-3 лет) с увлечением рисует. Интересно отметить, что детское рисование в своём развитии проходит несколько определённых общих этапов. Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях разных культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии «марания», «головоногов» и т.п. Рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством.
Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
Семья осуществляет самое раннее и наиболее устойчивое влияние в жизни младенца и ребёнка раннего возраста.
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей.
Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям.
Как бы ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Знания ребёнка о жизни, его желания и интересы должны естественно вплетаться в его художественную деятельность, а все технические навыки, все знания о средствах выразительности – приобретаться в процессе радостного и добровольного оформления своих замыслов. Своевременное и полноценное развитие ребёнка может происходить только на основе совместных действий со взрослыми, которые должны пробудить творческую активность ребёнка и помочь ему реализовать её при создании тех или иных образов.
Содержание, организация, и методика процесса взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольников включает:
1. Единство в работе воспитателя и семьи по воспитанию детей;
2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка и свих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
3. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
4. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Воспитатель повседневно помогает родителям в воспитании детей;
5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;
6. Использование разнообразных форм работы воспитателя с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; собрания, конференции, родительские всеобучи, наглядные формы пропаганды;
7. Индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и воспитателем;
8. Систематическую плановую связь воспитателя с родителями в процессе развития изобразительного творчества в течении всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы выделяем следующие особенности развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста:
— изобразительное творчество дошкольников, преодолевая путь своего развития, проходит 4 стадии.
— рисование детей дошкольного возраста играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики.
— детский рисунок чётко отражает развитие зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка.
Процесс взаимодействия воспитателя и семьи в развитии изобразительного творчества дошкольника имеет следующее значение:
1. Способствует постоянному накапливанию эстетических впечатлений.
2. Сообща решают задачи по развитию художественного восприятия детей.
3. Пробуждают творческую активность ребёнка и помогают ему реализовать её при создании тех или иных образов.
4. Помогают сохранить интерес к изобразительной деятельности, проникнуть к освоению новой художественной техники, управлению различным инструментарием, добиваться желаемого результата и получение удовольствия от занятий.
Таким образом, зная особенности развития изобразительного творчества дошкольников, и понимая влияние семьи на этот процесс можно сделать вывод, что уровень изобразительного творчества детей зависит от степени сформированности у них интереса к изобразительной деятельности, от овладения детьми техническими приемами изображения и от активного участия членов семьи в творчестве ребёнка.
Организация взаимодействия воспитателя и семьи в практике работы ДОУ
На первом этапе изучалась проблема взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника в психолого-педагогической литературе; рассмотрены особенности развития изобразительного творчества дошкольников; изучены методики обучения детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества. Подобраны методы, формы, средства организации процесса взаимодействия воспитателей и родителей в процессе развития изобразительного творчества дошкольника.
На следующем этапе проведена диагностика развития изобразительного творчества, анкетирование среди родителей с целью дальнейшего построения совместной работы по развитию изобразительного творчества детей «Что рисует Ваш ребёнок». Проанализировав результаты, разработана и проведена методика организации процесса взаимодействия воспитателя и семьи в изобразительном творчестве дошкольников.
На следующем этапе проведен контрольный срез диагностики уровня развития изобразительного творчества дошкольников. Сформулированы выводы.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1. Схема анализа процесса и продуктов деятельности, разработанная Комаровой Т.С. и Карзиной Г.И.
Цель анализа процесса и продуктов изобразительной деятельности дошкольников – диагностика уровня эстетического развития ребёнка.
В качестве диагностики эстетического развития дошкольника используются детские рисунки.
Для более глубокого и основательного анализа уровня развития изобразительной деятельности Комарова Т.С. и Карзина Г.И. выделяют следующие критерии (показатели).
Для анализа продуктов деятельности – содержание изображения, передача формы, строения предмета, передачи пропорций предмета в изображении, композиция (расположение на листе и отношения по величине разных изображений), передача движений, цвет (цветовое решение изображения и разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения).
Для анализа процесса деятельности в схеме анализа выделены следующие показатели: ручная умелость (характер линии, нажим, раскрашивание, регуляция силы нажима и размаха), регуляция деятельности (отношение к оценке взрослого, оценка ребёнком созданного им изображения, эмоциональное отношение к предложенному заданию, к процессу и продукту собственной деятельности), уровень самостоятельности, творчество (самостоятельность замысла, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла).
2. Методика обследования «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р.С.)
Ребенку дается лист бумаги, большой выбор художественных материалов и предлагается нарисовать все, что захочется. На выполнение задания отводится 5 – 7 минут.
Анализируя данные этого изучения можно сделать вывод, что у многих детей отсутствует интерес к изобразительной деятельности и поэтому на данном этапе встает вопрос, об установлении контакта с семьями, изучения интересов семьи, необходимости повышения уровня компетентности родителей в вопросах изобразительного творчества дошкольника, о привлечении родителей к совместной деятельности, для того, чтобы повысить уровень изобразительного творчества у детей. Для этого необходимо разработать методику взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника и используя все средства при работе с детьми можно добиться лучшего результата.
Организуя работу по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника нами была разработана методика. На начальном этапе работы нами была предложена анкета для родителей с целью изучения компетентности родителей в вопросах изобразительного творчества дошкольников.
Затем мы организовали выставку работ, которые оформили в стенгазету «Что я умею и могу рисовать» с целью привлечения детей к оформлению групповых помещений и развития интереса у родителей к изобразительному творчеству детей. Яркий, красочно оформленный, в доступной и интересной форме стенд привлёк внимание всех без исключения родителей.
Распахнувшая в детском саду свои двери «Семейная гостиная» познакомила родителей с планом совместной работы на предстоящий период и рекомендациями для родителей, проведенными воспитателем по изобразительной деятельности. В результате этой работы сформировалась группа родителей, желающих продолжить подобные встречи. Так появилась новая форма взаимодействия с родителями, задачей которой стала помощь родителям в осознании своего собственного опыта.
Более активных родителей стали привлекать к участию в выставке «Разноцветный вернисаж», где располагались работы родителей и их детей, а иногда и результаты их совместного творчества.
Воплощением творческих способностей, с использованием своих знаний о подводном мире стало создание совместно с родителями игры «Поймай рыбку».
Дети на занятиях в детском саду рисовали рыбок, стекла аквариума, водоросли, подводное царство, вырезали, обклеивали коробку, вместе с родителями в домашних условиях делали удочки с магнитами. Детям очень хотелось довести начатое дело до конца, они привлекли родителей и завершили игру.
Используя семейный материал, стали устраивать выставки-передвижки с произведениями декоративно-прикладного искусства «Каслинское кружево», «Гжель», «Златоустовская гравюра» и т.д.
Следующим этапом совместного творчества было создание «Голубой книги сказок». Сначала дети на занятиях по изобразительной деятельности рисовали виньетки к этой книге, а затем совместно с родителями составляли и записывали сказку, продумывали детали, использовали накопившийся опыт, знания об окружающем.
Результатом совместного творчества стала игра «Выставка-продажа перчаток». Дети с помощью родителей должны были обвести свои руки, вырезать нарисованные ладошки и раскрасить их. Затем воспитатель оформила эти труды в игру, и дети с удовольствием играли в нее. Каждый гордился своим трудом.
Не забыли мы также о существовании родительского «Всеобуча». Материалы консультаций для родителей можно было прочитать в доступное время утром или вечером, а также познакомиться с ними дома. Семья должна знать и уметь помочь ребёнку, чтобы заинтересовать его этой деятельностью, проявить родительский интерес к ней. Наряду с консультациями в заочной школе родителей нами был организован и проведён на базе дошкольного учреждения практический семинар «Различные техники изображения для развития у детей воображения». Мы поставили задачу – познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования с целью проявления интереса к изобразительной деятельности детей. Обучая и заинтересовывая родителей, мы вовлекали в этот процесс незаметно детей. Дети обучались у нас, таким образом, не только в дошкольном учреждении, но и приносили новые ростки творчества из семьи.
Благодаря привлечению родителей к совместной творческой деятельности, в группе было создано много творческих альбомов, газет. Таким образом, пополнялась развивающая среда группы. А самое главное, мы получаем от этих совместных работ – радость ребёнка, его неповторимое чувство гордости за свою семью. У ребёнка появился интерес и желание к дальнейшей творческой деятельности. Задача взрослых – не приглушить, а стимулировать и развить творческий потенциал ребёнка.
Привлекая родителей к жизни детского сада, мы организовали выезд детей и родителей в городской краеведческий музей на выставку работ местного художника. Ведь родителям порой бывает так трудно выделить немного времени для ребёнка и сходить полюбоваться произведениями искусства, показать красоту и неповторимость авторских работ.
Накануне праздника 8 Марта мы разработали и провели конкурс «Научи меня мама».
Семьи поделились опытом воспитания творческих способностей и эстетического восприятия у своих детей. Они рассказали родителям, как в семье строится работа по воспитанию детей, какие условия создаются для развития творческих способностей. Было предложено родителям бережно относиться к работам, выполненным ребёнком, в детской комнате выделить место для демонстрации его достижений, где будут храниться его работы.
Завершая наш эксперимент по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольников мы провели «Семейный Мастер-класс», где поделились опытом семейного воспитания.
Опосредованное воздействие на детей через их главных воспитателей – родителей – дало свои результаты. Чувствовалось, как знания родителей используются на практике, в семейном воспитании. Навыки взаимодействия складывались в определённой последовательности. Главное в работе педагога, а особенно в действиях родителей – воспитывать детей личным примером.
Привлекая родителей к жизни детского сада, создавая условия для совместных действий детей и родителей, мы получили результат работы по развитию изобразительного творчества дошкольника.
Завершая работу по организации процесса взаимодействия воспитателя и семьи мы провели итоговую диагностику развития изобразительного творчества детей средней группы.
Оценивая результаты диагностики можно сделать вывод, что в нашей работе по организации взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника наблюдается динамика роста этого развития.
По результатам диагностики изобразительного творчества дошкольника до и после проведения работы по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества выявлено, что значительно снизился низкий уровень и увеличилось число детей со средним и высоким уровнем развития изобразительного творчества. Какими бы ни были виды, формы, способы развития изобразительного творчества дошкольника, главное, чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых, научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит, будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности работы по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника.
Источник