Роль восприятия в развитии речи ребенка

Ольга Удалова
«Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов

Все мы часто сталкиваемся с проблемами произношения у детей. Считаю,что появление этих проблем даже у здоровых детей часто связано со слабым тонусом слуха. Мы знаем, что любая способность развивается только в соответствующей деятельности, а при отсутствии такой деятельности — угасает. Это происходит со слуховой способностью наших детей. Детям практически не ставят задач «прислушаться», «напрячь слух«, «сосредоточить слух«. А в школе как раз эти умения будут нужны. Предлагаю серьезно относиться в формированию навыка слухового сосредоточения с самого раннего детства.

Консультация «Роль слухового восприятия в развитии речи детей«

Автор: Удалова О. С. музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МБДОУ «ДСОВ №1» г. Братска Иркутской обл.

Уважаемые родители и педагоги!

Наш разговор сегодня пойдет о значении развития слуха детей.

Некоторые родители считают, что если их ребенок слышит нормально, то в развитии слуховой функции нет никакой особой необходимости.

Между тем, для становления речи важным условием является правильная организация слуховой деятельности.

Каждый из вас, надеюсь, согласится, что ребенку необходимо своевременное и полноценное овладение речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Однако в течение уже нескольких лет учителя начальных классов отмечают ухудшение состояния речи старших дошкольников на момент поступления в школу. Причем это здоровые дети, не имеющие отклонений в физическом развитии.

Учителя отмечают обеднение словарного запаса детей, пассивность речи, проблему четкого произношения слов.

Педагоги и родители применяют различные способы активизации речевых центров, например, развивают мелкую моторику.

Но стабильное снижение речевой нормы выпускников дошкольных учреждений свидетельствует о недостаточной эффективности используемых методов.

В чём же дело?

Обратимся за разъяснением сложившейся ситуации к специалисту — профессору кафедры логопедии МПГУ Селиверстову В. И.

Он указывает, что решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи у человека имеет развитие вовсе не мелкой моторики, а слухового восприятия.

Действительно, — ведущая роль в становлении речи принадлежит именно слуховому восприятию: ребенок учится говорить, подражая звукам и словам, которые он слышит от других людей!

Не что иное, как слух помогает ребенку контролировать собственное произношение, достигая более точного воспроизведения новых слов.

Особенно значительным для ребёнка становится чистое произношение звуков и слов, ведь на этой основе строится обучение грамоте.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и родители, и воспитатели.

Давайте запомним, что основой точного произношения и базой для успешного изучения как родного, так и иностранного языка является тренированный слух, — то есть слух, способный точно оценивать акустическую информацию.

Сегодня нам надо узнать несколько понятий, которые помогут более осознанно подходить к развитию слухового восприятия ребенка.

Прежде всего, надо помнить, что слух – это сенсорный анализатор.

А развитие сенсорики – это важнейшая часть общего развития ребенка. Интеллект, сообразительность, воображение, мысленные представления, память, умение анализировать — все эти способности возникают в детстве именно на базе впечатлений, полученных органами чувств.

Сенсорная система человека это — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кинестетика (чувство равновесия).

Для накопления опыта ребенку нужно,чтобы каждое чувственное впечатление получило словесное обозначение: солнца яркое и круглое; цвет неба голубой; мышка маленькая, а подушка — мягкая.

Так развитие сенсорной сферы обогащает словарный запас ребенка.

Дошкольное детство – это возраст, когда все сенсорные анализаторы интенсивно тренируются.

Наукой давно разработаны специальные игровые тренажеры для разных сенсорных анализаторов. Это развивающие игрушки.

По лексике, которая используется во время игры с такими игрушками, можно определить, на какой сенсорный анализатор направлено развивающее воздействие.

Например,если вы произносите: красный, жёлтый; круглый, треугольный; большой, маленький и тд. — то ваше игровое пособие предназначено для развития способности к анализу зрительных впечатлений, дети тренируются в определении цвета, формы и размера предметов.

Если в вашей речи присутствуют слова: гладкий, шершавый, ребристый, пушистый, твердый, мягкий и тд. — ваша игрушка направлена на развитие осязательной чувствительности.

Бывают занимательные игры для развития обоняния и вкуса: «Отгадай, чем пахнет?» «Отгадай, какой вкус?»Лексика: сладкий, горький, соленый; душистый, резкий, ароматный и т. д.

Если же вы имеете цель улучшить произношение ребенка, то прежде всего необходимо тонизировать его слуховые функциислуховое восприятие и слуховое внимание.

Для развития слухового восприятия нужны такие игры,чтобы вам приходилось оперировать следующими понятиями: громкий, тихий, громче, тише; звенит, свистит, пищит; шуршащий, протяжный, скрипучий, певучий; высокий или низкий звук, и тд.

Часть этих игр связана с использованием детских музыкальных инструментов,которые позволяют определять основные свойства звука: громкость, длительность, высоту и тембр. Подойдут металлофон, флейта, барабан, цимбалы. Есть ли у вас такие слуховые тренажеры? Помните, что наличие этих игрушек в домашней игротеке ребенка очень важно! Дети любят звучащие предметы и будут рады такому подарку!

Также можно прослушивать с детьми аудиосказки (без визуального ряда) и обращать внимание на звуковые эффекты, характеризовать их.

Применяются и словесные игры, развивающие внутренний слух, закрепляющие слуховые представления: «Назови пять предметов, которые гремят (скрипят, стучат, трещат и т. д.)», «Назови звуки на букву…» — например, на букву «с» начинаются такие звуки как скрип, стук, свист, скрежет, стон и т. д. ; на букву «г» — громыхание, гогот и т. д. ; на «т» — трещит, тарахтит, тинькает, тремолирует и т. д.

Можно строить разные словесные формы,обозначающие аудиальные явления: треск – трещит – трескучий, шелест – шелестит – шелестящий, пение – поет – певучий.

Помните, что задавать ребенку вопросы о звуках нужно так же часто, как и о видимых свойствах предметов (цвете, форме, размере). В этом случае вы можете быть уверены, что формируете у своего малыша активное слуховое восприятие, предотвращая нежелательные эффекты «ленивого слуха».

Читайте также:  Развития ребенка 900 грамм

Желаю вам успеха!

Источник

Зульфия Клинова
Восприятие и речь у детей дошкольного возраста

Восприятие и речь у детей дошкольного возраста

Все приобретения ребёнка в раннем детстве возникают под непосредственным влиянием взрослых, которые не только удовлетворяют все потребности ребёнка, но и организуют разнообразный контакт его с действительностью, его ориентировку в ней, действия с предметами. Взрослый подносит ребёнку для рассматривания различные вещи, стучит с ним погремушкой, впервые кладет в руку ребёнка предмет для захватывания; при помощи взрослого ребёнок научается сидеть; взрослый поддерживает его при первых попытках стоять и ходить.

В процессе взаимодействия со взрослыми возникает первичное понимание речи людей, появляется потребность в речевом общении, произносятся первые самостоятельные слова ребёнка.

Наиболее благоприятны для начала понимания речи зрительные ориентировки ребёнка в окружающем, организуемые взрослыми. Многократное повторение названия предмета во время рассматривания и действий с ним приводит ребёнка к установлению связи между словом-названием предмета и внешним видом предмета. Первоначальное понимание ребёнком слов-названий выражается в том, что ребёнок на слова взрослого «где то-то?» («где чашка?», «где куклу?») поворачивает голову в сторону называемого предмета, ищет глазами предмет, смотрит на него, начинает к нему тянуться ручками. (Запорожец,1956).

Называя те или иные качества или признаки предметов, ребёнок тем самым выделяет их; называя предметы, он отделяет их друг от друга; определяя в речи их состояния или действия, ребёнок осмысливает реальные отношения между предметами. Обогащение детской речи словами – названиями качеств, признаков, состояний предметов и отношений между ними – является важным фактором развития целенаправленного, осмысленного восприятия. (Эльконин Д. Б.)

С раннего детства восприятия формируются под влиянием языка, в котором закрепился общественный опыт прошлых поколений. Слово участвует и в выделении, и в объединении комплексных раздражителей (или компонентов). Словом обозначаются выделяемые признаки или части предметов, равно как предметы или явления в целом.

Как и другие психические процессы, восприятие у человека характеризуется постоянным взаимодействием двух сигнальных систем.

Тесное взаимодействие двух сигнальных систем в процессе восприятия основывается на передаче возбуждения из одной сигнальной системы в другую. Связи первой сигнальной системы передаются во вторую сигнальную систему, что ведёт у осмысливанию, к сознательному различению раздражителей. Вместе с тем словесные связи передаются в первую сигнальную систему, что ведёт к восполнению и изменению восприятия под влиянием слов.

Воспринимая предмет, человек относит его к определённой словесно обозначаемой категории предметов, высказывает те или иные словесно выраженные суждения о нём.

Велика роль слова при выделении слабых компонентов комплексного раздражителя. Они часто маскируются более сильными компонентами. Между тем во многих случаях именно они должны играть существенную роль в узнавании предметов. Взаимодействие обеих сигнальных систем способствует усилению слабого компонента, т. е. выделению не замечавшихся ранее признаков (или каких-либо незамеченной части предмета).

В работах отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению роли речи в развитии детского восприятия,указываются разные аспекты влияния слова на перцептивные процессы: создание установок и формирование гипотез о воспринимаемых явлениях, фиксация внимания ребёнка на определённых объектах и их признаках, подкрепление и выражение феноменального опыта, придание восприятию обобщенного, категориального и осмысленного характера и др.

Второй подход к проблеме, являющийся более содержательным, основывается на признании и подчеркивании специфической роли слова как частицы общественного опыта, вносящего в восприятие функции осмысливания, обобщения и отвлечения.

Суть этого подхода, пожалуй, наиболее ясно выражена Б. Г.Ананьевым: «Логическое, теоретическое или научное мышление, обобщающее знания, накопленные человечеством, отражающее объективные законы мира, определяет уровень и направленность различения объектов, категориальный характер восприятия любой модальности… Логическое мышление и речь как его орудие и форма существования способствуют включению каждого нового чувственного знания в определённую систему познания, в определённый вид познавательной деятельности.

В исследованиях Г. Л. Розенгарт-Пупко, Н. М. Швачкина, Ф. С. Розенфельд и др. было показано, как усвоение детьми слов – названий предметов приводит к тому, что в этих предметах начинают выделяться существенные признаки, связанные с их употреблением, а признаки несущественные (цвет, величина, частные особенности формы) отступают на второй план.

В работах А. А. Люблинской подчеркивается приобретение восприятием ребёнка в связи с усвоением речи осмысленного и категориального характера. Слово приводит к выделению общего в единичном, овладение новыми словами увеличивает число категорий, в которые может быть включен предмет, открывая, таким образом, новые аспекты его восприятия.

Таким образом, роль речи в развитии восприятия выступает как включение в процесс восприятия стоящих за словом логических компонентов, как влияние мыслительных операций и категорий на перцептивную деятельность и её результаты.

Слово при этом рассматривается как носитель определённого понятия, а процесс усвоения слов – как процесс формирования понятий о предметах и их свойствах.

Усвоение ребёнком речи происходит в разнообразных и в значительной степени не контролируемых условиях, главным образом в ходе повседневного общения с окружающими людьми, в связи с самыми различными ситуациями и видами деятельности. Поэтому влияние речи на развитие детского восприятия оказывается слитым с влиянием многих других факторов.

Попытки «перескочить» в обучении через усвоение значения слова в функции носителя эталонного представления к непосредственному усвоению его понятийного содержания (т. е. получению обобщения путем демонстрации детям объектов, в которых данный признак представлен в различных вариантах) приводят к тому, что слово остаётся «пустым», не может вызвать в сознании ребёнка соответствующего образа, хотя на первый взгляд и «понимается» им, т. е. служит сигналом для выполнения определённых действий или опознания предметов.

Но если слово не может сформировать у ребёнка эталонных представлений о свойствах предметов, минуя опыт его личной деятельности по обследованию и сопоставлению этих свойств, то оно, отражая общественный опыт, направляет эту деятельность именно на те свойства, которые являются нормативными. Иначе говоря, роль слова в сенсорном развитии не сводится к фиксации сенсорных эталонов, она заключается также в переводе детей от выделения единичных, зачастую имеющих ситуативное значение эталонных признаков к усвоению систем чувственных качеств, сложившихся в процессе общественно-исторической практики.

Читайте также:  Развитие ребенка с нарушением зрения

Слово – название свойства фиксирует уже имеющиеся у ребёнка эталонные образы и делает их более прочными и легко вызываемыми, даёт ребёнку возможность гораздо более свободно оперировать ими. Это видно на примере детей, знающих все названия цветов. У этих детей не бывает ни одного отказа от отсроченного воспроизведения, ни одной просьбы ещё раз показать образец. Между тем у детей, не знающих названия цвета, такие случаи наблюдаются. Ребёнок как бы не имеет средств для длительного удержания или своевременного восстановления в представлении нормативного образца (эталона).

Роль слова – фиксатора эталонного образа отличается от его роли в качестве носителя понятия. В случае, где слово не фиксирует имеющийся нормативный образ, а накладывается на более элементарную основу, оно может вступать в конфликт с образом-эталоном и мешать его применению в ходе перцептивного действия. Такой случай, очевидно, там, где детям известны названия только основных цветов.

Слово всегда является для ребёнка дошкольника очень сильным раздражителем. Но слово оказывает положительное воздействие только в том случае, если оно адекватно фиксирует имеющиеся у ребёнка эталонные образы. Слово – название цвета, будучи распространенным на сходные цвета, ведёт к формированию неправомерно обобщенного или, вернее, генерализованного эталона, заменяющего собой дифференцированные и адекватные чувственные эталоны.

Осмысление экспериментальных данных в свете теоретических положений Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Л. С. Цветковой и др. о связи, о взаимообусловленности формирования восприятия перцептивных образов и образов-представлений и развития речи позволяет думать, что дефицитарность/несформированность зрительного предметного восприятия и зрительных предметных образов и представлений оказывает негативное влияние на развитие речевых процессов, в частности, на сужение субъективного и объективного словаря.

Л. С. Цветкова подчеркивает существенную роль «целостности, интегративности и связности» зрительно-предметного восприятия зрительных образов-представлений, зрительно-предметной памяти, для «общего психического развития, развития речи и интеллекта».

Ряд других известных ученых – П. К. Анохин, С. А. Саркисов, Ж. Пиаже, Э. А. Костандов считали, что способность понимать виденное не является врожденным свойством мозга, а приобретается через опыт и что постнатальный период у человека имеет решающее значение для формирования мозга и церебральных механизмов понимания, символизации сигналов и др. Х.Дельгадо пишет: «… мы располагаем медицинскими данными об отрицательном влиянии недостаточного сенсорного притока на физиологическое развитие ребёнка»

«Нечувствительность» к существенным, признакам предмета на уровне образа-представления выражается в специфическом нарушении протекания мыслительных, речевых, перцепторных процессов.

«Нечувствительность к существенным признакам предметам»(Л. С. Цветкова) играет определённую негативную роль в формировании интеллектуальных процессов у детей. Согласно результатам нейропсихологических исследований больных с афазией и детей с аномальным развитием, именно «чувствительность» к таким элементам перцепторного образа, образа-представления играет определяющую роль в семантике образа, обнаруживая связь с его значением, смыслом и тесно связанными с образно-предметной сферой речевыми процессами.

Интенсивное развитие речи играет весьма важную роль в развитии всех психических процессов у ребёнка. Восприятие развивается в этот период, как и во всей дальнейшей жизни детей, в неразрывной связи с развитием речи.

Источник

Роль развития фонематического восприятия

в формировании речи детей дошкольного возраста

Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Ребёнок с хорошо развитой речью  легко вступает в общение с окружающими, и, наоборот, неясная речь весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми.

Ещё острее встаёт вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. Все родители хотят, чтобы ребёнок хорошо учился в школе и при этом не испытывал трудности при обучении письму. Но, если у ребёнка нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие, это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для успешного  овладения чтением и письмом?

Фонематический слух — это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Оно формируется в период от одного до 4,5 — 5 лет.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков.                                                                        Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза) и само собой написание этих слов.

Для развития фонематического восприятия у ребенка можно заниматься по следующим направлениям:                                                                                                 • пробуждение интереса к звукам окружающего мира и звукам речи;                                    • дифференциация неречевых звуков;                                                                                       • различение высоты, силы, тембра голоса                                                                          • умение определять направление и источник звука;                                                                                  • различение слов, близких по своему звуковому составу;                                                 • дифференциация слогов;                                                                                                             • дифференциация фонем;                                                                                                        • развитие навыков элементарного звукового анализа.

Читайте также:  Влияние семьи на формирование развития личности ребенка

Что могут сделать родители для развития фонематического восприятия своего ребенка в раннем детстве?

— Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки»: шум холодильника, пылесоса, стиральной машины, скрип двери и т. д. Предложите воспроизвести их.                                                                                                                    — Предлагайте прислушиваться, как идёт дождь, шумит ветер, гремит гром, едет машина, летит самолёт и т. п.                                                                                              — Покажите ребёнку различные музыкальные инструменты (игрушки). Например, барабан, бубен, колокольчик. Продемонстрируйте, как они звучат. Затем предложите ребёнку отвернуться и догадаться, на каком инструменте вы играете.                                                                                                                              — Обсудите, какие звуки издают разные животные.                                                               — Учите ребенка определять направление звука в пространстве, например, игрой в «Жмурки».                                                                                                               — Используйте наглядный материал, чтобы показать важность различия в один звук. Например, используя карточки с изображением предметов, название которых отличается одной буквой: карточки «бочка» и «почка». Так ребенок формирует умение различать на слух минимальные пары – слова, различающиеся только одной фонемой.                                                                             — Играйте в рифмы — просите ребенка закончить стихотворение в рифму.                      — Для развития умения слушать и вслушиваться в речь окружающих как можно раньше надо начинать читать детям.                                                                                                                   Своевременное выявление недостатков фонематического восприятия у ребенка и планомерное их устранение, существенно поможет ему овладеть умением контролировать своё произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной. А это, в свою очередь, позволит ребёнку избежать отклонений в овладении чтением и письмом и предупредить, тем самым, вторичное отставание в умственном развитии.

Источник