Роль воспитателя в развитии внутренней мотивации ребенка

Онтогенетические аспекты мотивации рассматривались советскими психологами в русле возрастной и педагогической психологии. Проблемам мотивационно-потребностной сферы детей и подростков посвящены работы П.М.Якобсона, А.Н.Леонтьева, В.Г.Асеева, И.П.Подласого. Все эти авторы указывают на влияние воспитателя на процесс формирования мотивации. На наш взгляд, данная тема была и остается очень актуальной. По мере того как мотивы поведения начинают определять более или менее устойчивый образ действий, они переходят в характерологические свойства личности. Всякий мотив в потенции — это черта характера, которая влияет на всю деятельность человека. Роль воспитателя в процессе формирования такой важной личностной характеристики несомненна. И чем младше ребенок, тем большее влияние оказывает воспитатель на развитие личности. На основании этого нами была выдвинута следующая гипотеза: мотивация детей зависит от ведущего уровня мотивации воспитателя.

Многие педагоги и психологи определяют понятие «воспитание» как процесс формирования личности. До школы воспитанием ребенка в основном занимаются, как правило, родители и воспитатели детского сада. В возрасте четырех-пяти лет происходит переход внешних сигналов, регулирующих деятельность, во внутренний план. Примерно в этом же возрасте у ребенка происходит формирование системы мотивов, их соподчинение. Жизненный опыт ребенка уже позволяет ему самому решать вопросы типа «Что такое хорошо и что такое плохо?». Средний дошкольный возраст можно считать сенситивным, наиболее благоприятным для усвоения, принятия и перехода во внутренний план правил поведения. Если это не происходит, то впоследствии блок внутреннего контроля деятельности формируется намного труднее.

Многое зависит от того, как воспитатель выстраивает свои отношения с ребенком, какие мотивы движут его поведением. Воспитатель и ребенок являются субъектом одной воспитательной системы и, следовательно, мотивы воспитателя влияют на мотивы ребенка. Нами было проведено экспериментальное исследование ценностных ориентаций следующих групп: родители, дети-дошкольники и воспитатели при помощи методики С.С.Бубновой (взрослый и детский варианты). Выделено одиннадцать групп мотивов: приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус; признание и уважение людей; высокая социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; здоровье; общение.

Проведенное исследование позволило выявить следующие эмпирические закономерности. Для дошкольников 5-6-летнего возраста наиболее значимыми мотивами являются любовь к близким, красота и чистота земли, познание нового. Отвергается удовлетворение насущных желаний и удовольствия. У воспитателей в число значимых ценностей входят любовь к близким, помощь к другим, познание нового. Отвергаются: социальная активность, высокий социальный статус, высокое материальное благосостояние. Для родителей результаты исследования оказались совершенно другими. Наряду с общечеловеческими ценностями (общение и любовь), в число значимых ценностей входит высокое материальное благосостояние, что отличает структуру ценностей данной категории от предыдущих. Статистическая обработка эмпирических данных позволила сделать вывод о том, что воспитатели и дети имеют схожие актуальные мотивы. Следовательно, можно говорить о зависимости мотивов детей от мотивов воспитателей в большей степени, чем от мотивов их родителей.

Копасова Е.Г.

Также читайте:

Источник

Ирина Череданова
Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста

Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста

2 слайд.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.

o «СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОЛЖНО ОБЕСПЕЧИВАТЬ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, МОТИВАЦИИ И СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…»

(п. 2.6 ФГОС ДО)

o «ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТОЯЩИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРЕДПОЛАГАЮТ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ИМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

(п. 4.7 ФГОС ДО).

Во ФГОСах главное — не результат, а условия. Условия — это социальная ситуация развития ребенка. И педагог должен создать условия, которое направят детей и организуют их, а также придадут деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Поэтому в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным вопрос развития побуждающих факторов, определяющих активность личности. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Взрослый является примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

3 слайд.

Мотивация в организации совместной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

Таким образом:

Цель профессиональной педагогической деятельности педагога ДОУ – создание и поддержание внутренней мотивации ребенка, формирование системы (соподчинености) мотивов, мотивационной готовности как предпосылки учебных действий.

Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста по сроком определена в 3 месяца (февраль, март, апрель)и представлена тремя этапами:

Аналитический (тематический контроль, наблюдение пед. процесса, анкетирование педагогов, индивидуальные собеседования, содержащие вопросы по актуальным проблемам организации образовательной деятельности);

Читайте также:  Личностное развитие ребенка инвалида

Практический (сообщения, презентации, изготовление памяток, листовки, подборка игр);

Заключительный (круглый стол, кейс-технологии (анализ предложенной мотивации в конспектах ООД, семинар-практикум).

4 слайд.

1 этап. Аналитический. На этом этапе проведен тематический контроль, педагоги разделились на 3 подгруппы, определили мероприятия.

План проведения тематического контроля по теме:

«Состояние работы по мотивированию детей к познавательному развитию»

Цель: Выяснить состояние работы в ДОУ по мотивированию детей к познавательной активности и любознательности, определить причины и факторы, влияющие на качество педагогической работы по познавательному развитию детей.

Вопросы контроля Методы контроля Срок Ответственный

1. Обследование уровня развития познавательных интересов и любознательности у детей.

• Наблюдение пед. процесса

• Изучение познавательного интереса детей

• Беседы с детьми

Ст. воспитатель

2. Уровень профессионального мастерства воспитателей.

• Анализ организации и проведения открытых мероприятий

• Вопросник для собеседования с воспитателями (к анализу занятия)

• Анкетирование профессионального мастерства воспитателей

Ст. воспитатель

3. Создание условий

• Анализ уровня профессиональной компетентности мотивирования ребенка к деятельности по ФГОС ДО

• Посещение групп (осмотр с точки зрения содержания РППС по познавательному развитию)

Ст. воспитатель

4. Планирование работы по познавательному развитию с детьми в группах.

• Проверка планирования ООД по познавательному развитию

• Проверка планирования работы по познавательному развитию в игровых уголках и зонах

Ст. воспитатель

5. Работа с родителями.

• Посещение родительского собрания

• Анализ наглядной информации для родителей в группе

Ст. воспитатель

5 слайд.

С целью выявления уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, проведено анкетирование.

Для педагогов составлена анкета,которая предполагает ответы на вопросы в трех позициях: 1) да; 2) нет; 3) выполняю частично.

Вопросы анкеты отражают компетентность педагога:

1. Личностные качества.

2. Постановка целей и задач педагогической деятельности.

3. Мотивация образовательной деятельности.

4. Информационная компетентность.

6. Компетенции в организации образовательной деятельности.

Обработка результатов анкет педагогов предполагает выявление уровня (высокий (да,средний (частично, низкий (нет).

Анкетирование педагогов позволило определить сформированность базовых компетентностей по данному вопросу, направления практической помощи педагогам в мотивации к познавательной деятельности воспитанников.

Изучены вопросы методического обеспечения ДОУ,наличия теоретического материала по теме: «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».

В анкетировании и собеседованиях участвовали 10 педагогов. Результаты диагностики представлены на начало работы.

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены две группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости мотивирования в образовательном процессе.

В первую группу вошли:

• шесть педагогов с педагогическим стажем работы, но с базовым уровнем знаний; нет представлений о разнообразии форм мотивации, внедрения их в воспитательно-образовательный процесс.

Во вторую группу вошли:

• четыре педагога, владеющие мастерством мотивирования дошкольников; есть потребность в непрерывном развитии и подкреплении своего опыта.

В третьей группе педагогов нет.

Вывод по результатам тематического контроля: в ДОУ нет хорошей информационной базы, недостаточно теоретического материала для того, чтобы процесс мотивирования дошкольников действительно имел позитивные результаты. Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание отредактировать свои умения в работе. Одно из главнейших условий успеха– овладение педагогами новыми для них формами работы.

Педагоги испытывают затруднения в мотивировании детей к учебной деятельности. Для решения этой проблемы,было принято решение: для эффективной работы педагогов необходимо разделиться на 3 группы и определить мероприятия для каждой из них.

6 слайд.

Рабочие материалы подгрупп педагогов.

1. Теоретические материалы (ответственные: старший воспитатель, педагог высшей квалификационной категории, воспитатели старшего дошкольного возраста)

Презентация на тему: «Формирование учебной мотивации дошкольников как одна из центральных проблем повышения качества образования»

Сообщение на тему: «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».

Памятка для воспитателей «Процесс формирования социальных мотивов у дошкольников».

2. Практические материалы (ответственные: воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста)

Памятка для воспитателей «Нельзя ругать, надо хвалить».

Листовка «Речевые формулы оценивания».

Картотека игр: «Формирование познавательной мотивации у дошкольников».

3. Итоговые материалы (ответственный: старший воспитатель)

Круглый стол. Кейс-технологии (анализ предложенной мотивации в конспектах ООД).

Семинар-практикум «Методы активизации детей в ходе ООД».

2 этап. Практический. Первая подгруппа педагогов уточняли знания, готовили презентацию,сообщение и разрабатывали памятку:

Определены методы мотивации:

Игровая ситуация.

Проблемно-игровая ситуация.

Творческая мастерская.

Наглядные методы.

Стимулирующее поощрение и оценивание.

Беседа из личного опыта.

Вопросы.

Познавательные и соревновательные мотивы.

Метод «сквозного игрового персонажа».

Игровые мотивы– стремление выиграть, быть первым, быть в главной роли. Не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры.

Определены способы, при помощи которых можно развивать мотивацию ребенка.

Определены принципы мотивации.

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы). Деятельность должна представлять ребенку возможности для выбора. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность. Строить процесс по принципу сотрудничества, поддержки педагога. Верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

Читайте также:  Развитие ребенка в xxi веке

7 слайд.

Вторая подгруппа педагоговразрабатывали и демонстрировали практический материал:

Памятка для воспитателей: «Нельзя ругать, надо хвалить».

Листовка «Речевые формулы оценивания».

Картотека игр: «Формирование познавательной мотивации у дошкольников».

Педагог обязательно должен хвалить действия ребёнка за полученный результат. Действовать совместно с ребёнком, знакомить его со своими планами, способами их достижения. Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

В создании и развитии мотивации на помощь педагогам приходит игра. Ведь одна из функций игр дошкольников заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развития его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.

8 слайд.

3 этап. Заключительный. В рамках круглого стола педагоги анализировали предложенные мотивации в конспектах ООД.

Запланирован семинар-практикум «Методы активизации детей в ходе ООД».

В заключении будет проведено повторное анкетирование воспитателей на тему: «Формирование учебной мотивации дошкольников».

Таким образом: важным аспектом работы является непосредственное участие педагогов в различных мероприятиях, изготовлении памяток, что повышает мастерство педагога в мотивировании детей дошкольного возраста.

9 слайд.

Хочется сказать, что плюс ко всей теории, проведенным мероприятиям, ко всем памяткам и сообщениям, педагоги не забывали соблюдать обязательные требования к профессиональной деятельности.

1. Любовь к детям.

2. Требовательность к себе и детям.

3. Доброжелательность и общительность.

4. Увлеченность работой.

5. Постоянное совершенствование педагогического мастерства.

10 слайд.

Успехов в работе!

Приглашаю к сотрудничеству!

Источник

Использование приемов мотивации
детей дошкольного возраста
к различным видам деятельности

Автор: Родина Альфия Мусиновна

Организация: МБДОУ д/с «Аленка»

Населенный пункт: Сахалинская область, п. Южно-Курильск

Современные условия реализации образовательного процесса, характеризуются обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней личности.

Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений – развивать у детей устойчивую потребность в познаниях и

мотивацию к обучению. В реальной жизни, особенно в современных условиях, мотивация к обучению наблюдается далеко не у всех детей.

В отечественной психологии развитие мотивации дошкольников исследуется в рамках психологической готовности ребенка к школе (И.В.Дубровина, Е.И.Захарова, В.Д.Шадриков).

Среди действующих мотивов для ребёнка старшего дошкольного возраста учёные отмечают:

  • широкие социальные мотивы и непосредственно связанные с процессом учения — личностный мотив — мотив достижения
  • поощрение и признание взрослого
  • игровой мотив
  • соревновательный мотив
  • самолюбия и признания сверстников — мотивацию к обучению

Мы все знаем, что игра является ведущим видом деятельности на протяжении дошкольного возраста, в котором идет активное формирование мотивационной сферы ребенка.

Я считаю, что развитие позитивной мотивации дошкольника и эмоциональное отношение к предстоящей деятельности, сблизит субъектов учебно-воспитательного процесса.

Мотивация дошкольников к обучению, в условиях детского сада будет более успешным, если:

  • способствовать развитию предпосылок к учебной деятельности;
  • совершенствовать систему отношений ребенка со сверстниками, родителями, воспитателями;
  • создавать условия для позитивного взаимодействия всех субъектов ДОУ;

Итак, согласно советскому психологу, философу, педагогу Алексею Николаевичу Леонтьеву, периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является именно детский возраст.

Матюшкин Алексей Михайлович писал, что познавательная мотивация является общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала.

Что же такое мотивация?

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Следует различать понятия мотив и цель.

Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели.

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.ЗНАЧИТ:

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Исходя из целей, мотивация позволяет решать сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т.д.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Мотивация бывает двух видов:

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься танцами, то мама купит мне куклу).

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию.

Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь ловить мяч двумя руками, и мама обрадуется).

Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду быстро одеваться, то родители меня накажут).

Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

На основе всего этого можно выделить пути формирования мотивации:через организацию различных видов деятельности, общения, самостоятельной деятельности, что обеспечит целостное формирование познавательной мотивации детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Читайте также:  Занятия по общему развитию ребенка 6 лет

В педагогической практике выделяют четыре типа мотивации.

Игровая мотивация – «Помоги игрушке, сказочному герою», дети достигают цели обучения, решая проблемы игрушек или героев сказок, мультфильмов. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Они могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «просить о помощи», а также оценивают результаты детской деятельности. Вызывая ситуацию успеха. Данную мотивацию можно использовать в любых видах деятельности, начиная с режимных моментов и ООД.

Например:

— На занятии по художественно-эстетическому развитию хозяйка потеряла гусят, а ребята помогли найти их в нашей группе.

— На птичьем дворе переполох, индюшка не может сосчитать всех обитателей птичьего двора. Ребята помогите?

Мотивация – помощь взрослому «Помоги мне» — здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам. Сообщаю детям о своей проблеме и интересуюсь, как они мне могут помочь? Важно, чтобы дети сами предлагали пути решения. В конце подчеркиваю, что результат был, достигнут совместными усилиями!

Например:

— Прошу ребят помочь мне отыскать и вернуть птенцов домашних птиц.

— У помощника воспитателя был день рождения, попросила детей помочь поздравить ее. А они предложили накрыть для нее праздничный стол и угостить.

— Работая над выставкой мини-картин, «Шедевры из пены для бритья», дети помогли создавать картины для этой выставки

Мотивация – «Научи меня» — основана на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим.

Например: — Дети старшей группы с радостью научили меня строить волшебный замок. И в этом им помог компьютер.

— Через помощь младшему воспитателю прививаю детям трудолюбие, аккуратность, уважение к труду взрослых.

Мотивация – «Создание предметов своими руками для себя»- основана на внутренней заинтересованности ребенка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

— Это праздничные открытки для мам, пап и воспитателя. В моей практике, дети каждый день рисуют, лепят для меня. Уже целая коллекция набралась.

А также в своей практике считаю успешным и интересным применение следующих приемов мотивации:

«Художественное слово» — основано на использовании стихотворений, песен, потешек, загадок и т.д.

«Словесный» — осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, соревновательные приемы, просьба. Их использую в ООД, подвижных играх, когда нужно быстро и правильно убрать игрушки, навести порядок в игровых зонах.

«Предметно — действенный» — Это письма, посылки, волшебная корзина, чудесный мешочек и т.д.

Например:

— Нужно было заинтересовать на исследовательскую деятельность детей подготовительной группы. Просто взяла коробку с необходимым материалом, села и делаю вид, что не понимаю, что это за коробка. Дети, увидев это, начали подходить, интересоваться, все, процесс пошел и удачно завершился!

Я буду использовать этот прием более наглядно в предстоящем конкурсном испытании «Занятие».

«Использование ИКТ» — основан на использовании компьютера, аудио, видео аппаратур, фотоаппарата, телефона и т.д. Он позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к учебной деятельности, расширить возможность работы с наглядным материалом в более качественном виде.

Например:

— На занятиях или в сюжетно-ролевой игре к детям моей группы периодически приходит корреспондент, берет интервью о прошедшей или предстоящей деятельности, записывая все на диктофон.Можно это использовать для рефлексии.

— На утренней зарядке, гимнастике пробуждения, физминутки в ООД очень часто использую комплексы с музыкальным сопровождением. Это детей мотивирует на положительный эмоциональный настрой, активность и самовыражение.

Каждый тип мотивации должен содержать то, что вызовет удивление, изумление, желание помочь, поучаствовать. Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения. Ведь основная задача педагогов ДОУ – это психологическая готовность ребенка к школе, желание учиться и познавать что-то новое.

В течение почти двух лет мною проводился мониторинг уровня познавательной мотивации детей младшей и средней группе. Выявлялись такие качества как:

  • совместная деятельность с взрослым;
  • совместная деятельность со сверстниками;
  • самостоятельная деятельность;

Уровни познавательной мотивации расценивались как высокий уровень – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.Системное применение приемов мотивации в различных видах деятельности и диагностика, позволили достичь определенных положительныхрезультатов.

У 52% испытуемых обнаружилась высокая познавательная мотивация в ситуациях совместной работы со взрослым, и низкая без участия взрослого. Таким образом, участие взрослого сыграло определяющую роль в пробуждении познавательной активности у большей части дошкольников.Учебная мотивация дошкольников младшего и среднего возраста, еще не достаточно развита, только часть детей имеют высокий уровень познавательной мотивации. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. На следующий учебный год мне предстоит сформулировать задачи и цели повышения мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста. И активизировать процесс контакта с детьми именно на их позитивной мотивационной деятельности.

Таким образом, подводя итог, могу сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребенку сложно включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь должен соподчинять и компоновать разные типы и виды мотивации для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные потребности, каждого ребенка.

Источник: https://logoportal.ru/statya-14738/.html

Приложения:

  1. file0.docx.. 50,1 КБ
Опубликовано: 08.06.2019

Источник