Роль воспитателя развитии личности ребенка
Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста
Воспитатель и ребенок… Как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят зарождающуюся личность?
Именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.
В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать замечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он устанавливает правила, он все знает и может помочь, подержать.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития.
Одним из самых важных таких условий является построение правильного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формируют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его направление и качество. Общеизвестный факт, что искажения во взаимоотношениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения – непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам.
Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является одной из основных составляющих профессионализма педагога. Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей. Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог, можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологический климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношениями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в коллективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, которое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется помощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Общение педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полное его развитие.
При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или иное действие ребенка или событие. Искренне радуясь успеху малыша, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек. Ориентируясь на реакции воспитателя, ребенок строит представление о собственных успехах и неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Поэтому ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздражение присутствовали при взаимодействии с ребенком.
Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный оттенок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить выполнение действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок не смог что-то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также отделываться и такой фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость действия и ориентация на положительный результат. Позитивным в данном случае будет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие сообщения, как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п. не вызовут обиды и сопротивления, а значит будут побуждать к дальнейшим действиям. В этой связи хорошие рекомендации дает широко известный Дейл Карнеги. Будут эффективными такие его советы:
Щадите гордость человека, старайтесь, как можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать наедине
Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше доверие
Не оставляйте без внимания малейших достижений и успехов.
Даже на ситуации, связанные с опасностью для самого ребенка или других детей, согласно правилам конструктивного общения, необходимо реагировать не запретом и критикой, а позитивным сообщением, призванным изменить поведение ребенка. Такое сообщение должно включать в себя следующие компоненты:
1. описание произведенного действия (Когда ты …);
2. описание возможного результата этого действия (Может случиться, что…);
3. предложение альтернативного варианта поведения (Лучше будет, если ты…).
Причем особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а именно предложить другой вариант поведения в этой ситуации.
Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен заканчиваться какими-то мерами воздействия. Но при этом следует помнить, что если отрицательное подкрепление используется чаще, чем положительное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый негативный стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви. Доминирующими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх. А это, как известно, не способствует личностному росту.
Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в ребенке, как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении. Необходимым условием хорошего контакта является искреннее уважение к партнеру по общению. Для ребенка уважение является особенно важным условием взаимодействия, так как представляет собой сигнал о том, что он любим, значит, что он хороший и у него все получается. Даже у каждого шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других, а значит поставить это качество в пример остальным детям. Ребенку, особенно начиная со старшего дошкольного возраста, быть примером для окружающих детей, наиболее ценно. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень внушаемы. Поэтому, если ребенка не хвалить, не ставить в пример, а постоянно говорить, что он плохой, избалованный и т.п., он постепенно начинает воспринимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение закрепляется и становится привычным.
«Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком известный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые выглядят, например, таким образом: «Если ребенка критикуют, он учится обвинять».
Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие всех его основных психических процессов, способностей и личностных качеств. Именно в период школьного детства закладывается базис личностной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни, инициативен, самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой степени зависит от Вас, уважаемые педагоги!
Источник
популова наталья
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»
«Роль воспитателя в развитии личности ребёнка«
В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.
От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности.
Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.
Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.
У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приёмов, которые помогают вызвать расположение детей к детскому саду. Утром, он встретит их приветливой улыбкой, постарается увлечь интересной игрушкой, а тем, кто болезненно переносит расставание с близкими, подготовит сюрприз.
Хорошо, чтобы дети, почаще слышали от воспитателя привычное, домашнее для них обращение — Олечка, Мариночка, а не холодно-официальное — Петров Александр, Комарова Наташа. Даже если в группе три Лены, два Вовы,то и тогда не обязательно их называть по фамилиям: пусть каждый слышит теплое, ласковое обращение, к которому он привык.
У непосед, воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.
Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям — понятия взаимозависимые. Например, содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей.
Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости,заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.
Опора на положительные качества ребенка — вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.
Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты — результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.
Педагогический такт.
Педагог, обладающий тактом, умеет разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять выдержку при любых обстоятельствах; находить способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие; понимать и правильно оценивать детские поступки, а главное, уметь индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на все лучшее, что есть в ребенке.
Стиль отношений. От него во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю. Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависят от стиля общения педагога. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, авторитарный вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции у детей.
Кто из воспитателей не знает, что от того, как дано указание, зависит реакция ребенка? Добиваясь от детей выполнения своего требования, воспитатель должен обладать всеми оттенками интонации. Настоящий педагог всегда предвидит, когда и как разговаривать с воспитанниками.
Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.
Он непременно заметит, как чувствует себя каждый ребенок, что волнует и беспокоит его, с каким настроением он пришел в детский сад, и постарается устранить причины, отрицательно влияющие на него. Умение понять ребенка, его состояние позволяет более правильно определить соответствующий подход к нему, предвидя реакцию на тот или иной педагогический прием.
Дети любят воспитателяоптимистически настроенного: его оптимизм — то неуловимое, что не укладывается ни в какие планы и конспекты, нос содействует установлению душевных связей в отношениях «воспитатель — дети«. У такого педагога воспитанники всегда жизнерадостны. Все это способствует установлению положительного эмоционального климата в группе, что, как известно, благоприятствует расцвету в каждом ребенке лучших качеств и, главное, создает у него готовность к восприятию педагогических воздействий. Ведь к воспитателю, который весел, изобретателен, чутко улавливает детское настроение,всегда устремлены взоры ребятишек: что он скажет? Как отнесется к их выдумке? Одобрит ли новый замысел?
Таким образом, педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности:
• Взаимопонимание и контакт педагога и детей.
• Особенности возраста и подход к детям — понятия взаимозависимые.
• Опора на положительные качества ребенка.
• Педагогический такт.
• Стиль отношений.
• Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.
Источник
Óñïåõ âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà è âçàèìîäåéñòâèå ïåäàãîãà â îáùåíèè ñ äåòüìè. Ôîðìèðîâàíèå ñäåðæàííîñòè, èíòåðåñà ê äåÿòåëüíîñòè, ïîáóæäåíèå ê óñèä÷èâîñòè, ñîñðåäîòî÷åííîñòè âíèìàíèÿ. Ñîäåðæàíèå è ôîðìà òðåáîâàíèé ñ ó÷åòîì èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðîëü âîñïèòàòåëÿ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà
 ïîâñåäíåâíîì îáùåíèè ðåáåíîê ó÷èòñÿ ïîçíàâàòü ìèð, ïîäðàæàåò âçðîñëûì, ïðèîáðåòàåò æèçíåííûé îïûò, óñâàèâàåò íîðìû ïîâåäåíèÿ.
 ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè, âîñïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà âàæíåéøàÿ ðîëü îòâîäèòñÿ âîñïèòàòåëþ.
Îò òîãî, êàê îáùàåòñÿ âîñïèòàòåëü ñ äåòüìè, êàê ðàçãîâàðèâàåò ñ íèìè, ïîíèìàåò èõ, çàâèñèò óñïåõ âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà.  ýòîé ñâÿçè îñîáîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò ïåäàãîãè÷åñêîå îáùåíèå, êàê ïðîôåññèîíàëüíîå îáùåíèå âîñïèòàòåëÿ ñ âîñïèòàííèêàìè, èìåþùåå îïðåäåëåííûå ïåäàãîãè÷åñêèå ôóíêöèè è íàïðàâëåííîå íà ñîçäàíèå áëàãîïðèÿòíîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî êëèìàòà â ãðóïïå, à òàêæå íà óñòàíîâëåíèå ïðàâèëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé ñ äåòüìè â öåëîì è ñ êàæäûì ðåáåíêîì â îòäåëüíîñòè.
Âàæíóþ ðîëü â ïðîöåññå îáùåíèÿ èãðàåò óìåíèå âûðàæàòü ñâîè ýìîöèè è ïðàâèëüíî ïîíèìàòü ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ñîáåñåäíèêà.
Äåòè äîëæíû ó÷èòüñÿ îöåíèâàòü ñåáÿ, ïðàâèëüíî ïðèíèìàòü ïîõâàëû, çàìå÷àòü è ïûòàòüñÿ ïîäâåðãàòü àíàëèçó ñîáñòâåííûå óñïåõè è äîñòèæåíèÿ. Ýòî ïîìîæåò îáðåñòè íåîáõîäèìóþ óâåðåííîñòü, ïî÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ëåã÷å è äîáðåå, íàó÷èòü ïîñòîÿííî äàðèòü ëþäÿì óëûáêó. ×óâñòâî ñàìîóâàæåíèÿ è óâåðåííîñòè â ñåáå è ñâîèõ ñèëàõ ïîçâîëèò äåòÿì àêòèâíåå âêëþ÷àòüñÿ â ëþáîé âèä äåÿòåëüíîñòè, îõîòíî äåëèòüñÿ â îáùåíèè äðóã ñ äðóãîì ñâîèìè ìûñëÿìè è ÷óâñòâàìè.
Âçàèìîïîíèìàíèå è êîíòàêò ïåäàãîãà è äåòåé âî ìíîãîì îïðåäåëÿþò óñïåøíûé ðåçóëüòàò â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè.
Ó ÷óòêîãî, ëþáÿùåãî äåòåé âîñïèòàòåëÿ â àðñåíàëå ìíîæåñòâî ïðèåìîâ, êîòîðûå ïîìîãàþò âûçâàòü ðàñïîëîæåíèå äåòåé ê äåòñêîìó ñàäó. Óòðîì, îí âñòðåòèò èõ ïðèâåòëèâîé óëûáêîé, ïîñòàðàåòñÿ óâëå÷ü èíòåðåñíîé èãðóøêîé, à òåì, êòî áîëåçíåííî ïåðåíîñèò ðàññòàâàíèå ñ áëèçêèìè, ïîäãîòîâèò ñþðïðèç.
Õîðîøî, ÷òîáû äåòè, ïî÷àùå ñëûøàëè îò âîñïèòàòåëÿ ïðèâû÷íîå, äîìàøíåå äëÿ íèõ îáðàùåíèå — Ñàøåíüêà, Èãîðåê, à íå õîëîäíî-îôèöèàëüíîå — Åãîðîâ Àëåêñàíäð, Êèðèëëîâà Íàòàøà. Äàæå åñëè â ãðóïïå òðè Ëåíû, äâà Âîâû, òî è òîãäà íå îáÿçàòåëüíî èõ íàçûâàòü ïî ôàìèëèÿì: ïóñòü êàæäûé ñëûøèò òåïëîå, ëàñêîâîå îáðàùåíèå, ê êîòîðîìó îí ïðèâûê.
Ó íåïîñåä âîñïèòàòåëü ñòðåìèòñÿ ñôîðìèðîâàòü ñäåðæàííîñòü, èíòåðåñ ê äåÿòåëüíîñòè, ïîáóæäàþùèé ê óñèä÷èâîñòè, ñîñðåäîòî÷åííîñòè âíèìàíèÿ. È âìåñòå ñ òåì íóæíî äàâàòü èì âîçìîæíîñòü ðàçðÿäèòü ñâîþ ýíåðãèþ â äåÿòåëüíîñòè, òðåáóþùåé äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè. Îò íåïîäâèæíîñòè äåòè óòîìëÿþòñÿ.
Âîñïèòàòåëü ïîìíèò, ÷òî îñîáåííîñòè âîçðàñòà è ïîäõîä ê äåòÿì — ïîíÿòèÿ âçàèìîçàâèñèìûå. Íàïðèìåð, ñîäåðæàíèå è ôîðìà òðåáîâàíèé íå ìîãóò áûòü îäèíàêîâûìè è äëÿ ñàìûõ ìàëåíüêèõ, è äëÿ ñòàðøèõ äåòåé.
Òîëüêî ó÷èòûâàÿ âîçðàñòíûå (è, êîíå÷íî, èíäèâèäóàëüíûå!) îñîáåííîñòè ðåáåíêà, ïåäàãîã ñìîæåò îïðåäåëèòü è ìåðó ñâîèõ òðåáîâàíèé, è ôîðìó, â êàêîé îíè áóäóò ïðåäúÿâëåíû. Ê ñàìûì ìàëåíüêèì ïåäàãîã ïðîÿâëÿåò îñîáóþ òåïëîòó. Îí óìååò ïîæàëåòü, ïîñî÷óâñòâîâàòü, ñîçäàòü ó ðåáåíêà îùóùåíèå çàùèùåííîñòè. Ýòî, êîíå÷íî, íå îçíà÷àåò, ÷òî äåòè ïîñòàðøå íå íóæäàþòñÿ â ÷óòêîñòè, çàèíòåðåñîâàííîñòè îò ïåäàãîãà: â óñòàíîâëåíèè äóøåâíûõ ñâÿçåé ñî ñòàðøèìè äåòüìè îò íåãî òðåáóåòñÿ åùå è óìåíèå äàâàòü îáúÿñíåíèÿ, àðãóìåíòèðîâàòü çàïðåò, ñåðüåçíî ðàçãîâàðèâàòü, øóòèòü. âîñïèòàòåëüíûé ïåäàãîã ñîñðåäîòî÷åííîñòü óñèä÷èâîñòü
Îïîðà íà ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà ðåáåíêà — âîò ÷åì ðóêîâîäñòâóåòñÿ ïåäàãîã â ïîäõîäå ê äåòÿì.
Âîñïèòàòåëü îáÿçàí ïîìíèòü: ïëîõèõ äåòåé íåò, îòäåëüíûå îòðèöàòåëüíûå ÷åðòû — ðåçóëüòàò íåïðàâèëüíîãî âîñïèòàíèÿ. Ëó÷øå ïîä÷åðêèâàòü ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà è òåì ñàìûì çàêðåïëÿòü èõ, ñîäåéñòâóÿ ðàçâèòèþ ó ðåáåíêà ÷óâñòâà ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà.
Ïåäàãîãè÷åñêèé òàêò.
Ïåäàãîã, îáëàäàþùèé òàêòîì, óìååò ðàçãîâàðèâàòü ñ äåòüìè è âûñëóøèâàòü èõ; ïðîÿâëÿòü âûäåðæêó ïðè ëþáûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ; íàõîäèòü ñïîñîáû âîçäåéñòâèÿ íà äåòåé, ó÷èòûâàÿ èõ ñàìîëþáèå; ïîíèìàòü è ïðàâèëüíî îöåíèâàòü äåòñêèå ïîñòóïêè, à ãëàâíîå, óìåòü èíäèâèäóàëèçèðîâàòü ìåòîäû è ïðèåìû âîñïèòàíèÿ, îïèðàÿñü íà âñå ëó÷øåå, ÷òî åñòü â ðåáåíêå.
Ñòèëü îòíîøåíèé. Îò íåãî âî ìíîãîì çàâèñèò âçàèìîïîíèìàíèå âçðîñëîãî è ìàëåíüêîãî, ãîòîâíîñòü ê àêòèâíîìó ïîñëóøàíèþ, ðàñïîëîæåíèÿ ê âîñïèòàòåëþ.
Óñïåøíîñòü îáó÷åíèÿ äåòåé, èõ ïñèõîëîãè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå âî ìíîãîì çàâèñÿò îò ñòèëÿ îáùåíèÿ ïåäàãîãà. Äåìîêðàòè÷åñêèé ñòèëü ñïîñîáñòâóåò óñïåøíîìó ôîðìèðîâàíèþ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ðåáåíêà, áëàãîïðèÿòñòâóåò îáó÷åíèþ, àâòîðèòàðíûé âûçûâàåò íåãàòèâíûå ýìîöèîíàëüíî-ïîâåäåí÷åñêèå ðåàêöèè ó äåòåé.
Êòî èç âîñïèòàòåëåé íå çíàåò, ÷òî îò òîãî, êàê äàíî óêàçàíèå, çàâèñèò ðåàêöèÿ ðåáåíêà? Äîáèâàÿñü îò äåòåé âûïîëíåíèÿ ñâîåãî òðåáîâàíèÿ, âîñïèòàòåëü äîëæåí îáëàäàòü âñåìè îòòåíêàìè èíòîíàöèè. Íàñòîÿùèé ïåäàãîã âñåãäà ïðåäâèäèò, êîãäà è êàê ðàçãîâàðèâàòü ñ âîñïèòàííèêàìè.
Ïåäàãîã âñåãäà ÷óòîê è âíèìàòåëåí ê äåòÿì, èõ ôèçè÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ è íàñòðîåíèþ, èíòåðåñàì è ïîòðåáíîñòÿì.
Îí íåïðåìåííî çàìåòèò, êàê ÷óâñòâóåò ñåáÿ êàæäûé ðåáåíîê, ÷òî âîëíóåò è áåñïîêîèò åãî, ñ êàêèì íàñòðîåíèåì îí ïðèøåë â äåòñêèé ñàä, è ïîñòàðàåòñÿ óñòðàíèòü ïðè÷èíû, îòðèöàòåëüíî âëèÿþùèå íà íåãî. Óìåíèå ïîíÿòü ðåáåíêà, åãî ñîñòîÿíèå ïîçâîëÿåò áîëåå ïðàâèëüíî îïðåäåëèòü ñîîòâåòñòâóþùèé ïîäõîä ê íåìó, ïðåäâèäÿ ðåàêöèþ íà òîò èëè èíîé ïåäàãîãè÷åñêèé ïðèåì.
Äåòè ëþáÿò âîñïèòàòåëÿ îïòèìèñòè÷åñêè íàñòðîåííîãî: åãî îïòèìèçì — òî íåóëîâèìîå, ÷òî íå óêëàäûâàåòñÿ íè â êàêèå ïëàíû è êîíñïåêòû, íîñ ñîäåéñòâóåò óñòàíîâëåíèþ äóøåâíûõ ñâÿçåé â îòíîøåíèÿõ «âîñïèòàòåëü — äåòè». Ó òàêîãî ïåäàãîãà âîñïèòàííèêè âñåãäà æèçíåðàäîñòíû. Âñå ýòî ñïîñîáñòâóåò óñòàíîâëåíèþ ïîëîæèòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî êëèìàòà â ãðóïïå, ÷òî, êàê èçâåñòíî, áëàãîïðèÿòñòâóåò ðàñöâåòó â êàæäîì ðåáåíêå ëó÷øèõ êà÷åñòâ è, ãëàâíîå, ñîçäàåò ó íåãî ãîòîâíîñòü ê âîñïðèÿòèþ ïåäàãîãè÷åñêèõ âîçäåéñòâèé. Âåäü ê âîñïèòàòåëþ, êîòîðûé âåñåë, èçîáðåòàòåëåí, ÷óòêî óëàâëèâàåò äåòñêîå íàñòðîåíèå, âñåãäà óñòðåìëåíû âçîðû ðåáÿòèøåê: ÷òî îí ñêàæåò? Êàê îòíåñåòñÿ ê èõ âûäóìêå? Îäîáðèò ëè íîâûé çàìûñåë?
Ïåäàãîãè÷åñêîå îáùåíèå, êàê ïðîôåññèîíàëüíîå îáùåíèå âîñïèòàòåëÿ ñ âîñïèòàííèêàìè, èìåþùåå îïðåäåëåííûå ïåäàãîãè÷åñêèå ôóíêöèè è íàïðàâëåííîå íà ñîçäàíèå áëàãîïðèÿòíîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî êëèìàòà â ãðóïïå, à òàêæå íà óñòàíîâëåíèå ïðàâèëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé ñ äåòüìè â öåëîì è ñ êàæäûì ðåáåíêîì â îòäåëüíîñòè:
Âçàèìîïîíèìàíèå è êîíòàêò ïåäàãîãà è äåòåé.
Îñîáåííîñòè âîçðàñòà è ïîäõîä ê äåòÿì — ïîíÿòèÿ âçàèìîçàâèñèìûå.
Îïîðà íà ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà ðåáåíêà.
Ïåäàãîãè÷åñêèé òàêò.
Ñòèëü îòíîøåíèé.
Ïåäàãîã âñåãäà ÷óòîê è âíèìàòåëåí ê äåòÿì, èõ ôèçè÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ è íàñòðîåíèþ, èíòåðåñàì è ïîòðåáíîñòÿì.
Ïðèåìû, ìåòîäû:
Ñëîâåñíûå.
Áåñåäû.
Èãðû-áåñåäû.
Ðàññêàç.
×òåíèå õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû.
Èñïîëüçîâàíèå èãðîâûõ ñèòóàöèé.
Èãðû — áåñåäû ñ ïåðñîíàæàìè ñêàçîê
Ñî÷èíåíèå èñòîðèé.
Äèñêóññèè
Îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè.
Íàãëÿäíûå.
Êîíòàêò ãëàç.
Èíäèâèäóàëüíûå âûñòàâêè
Ðàññìàòðèâàíèå ôîòîàëüáîìîâ.
Áåñåäà ó çåðêàëà.
Êóêîëüíûå ñïåêòàêëè.
Ýêñêóðñèè
Íàáëþäåíèÿ çà ïðèðîäîé, ïòèöàìè, ÿâëåíèÿìè îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.
Ðàññìàòðèâàíèå èëëþñòðàöèé
Ïðàêòè÷åñêèå.
Ôèçè÷åñêèé êîíòàêò.
Êóêîëüíûå ñïåêòàêëè
Èãðû — äðàìàòèçàöèè.
Èãðû — èìïðîâèçàöèè.
Èãðû — çàáàâû.
Ïîäâèæíûå èãðû.
Ïàëü÷èêîâûå èãðû.
Èãðû
Èãðû â ñïîðòèâíîì óãîëêå.
Ðåëàêñàöèÿ
Èãðû ñ ïðèðîäíûì ìàòåðèàëîì.
Èãðû ñ âîäîé.
Èãðû íà ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòàõ.
Èãðû ñî ñòðîèòåëüíûì ìàòåðèàëîì.
Ðàçâëå÷åíèÿ
Ëàñêîâàÿ ìèíóòêà.
Óïðàæíåíèÿ ïîäðàæàòåëüíî — èñïîëíèòåëüñêîãî è òâîð÷åñêîãî õàðàêòåðà.
Ìîäåëèðîâàíèå è àíàëèç çàäàííûõ ñèòóàöèé.
Ìèíè — êîíêóðñû.
Ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííûå ôîðìû:
Ìóçûêàëüíûå çàíÿòèÿ.
Ïîçíàâàòåëüíîå ðàçâèòèå.
Ôèçêóëüòóðíûå çàíÿòèÿ.
Ïñèõîãèìíàñòèêà
Ïîäâèæíûå èãðû.
Ñþæåòíî — ðîëåâûå èãðû.
Òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü.
×òåíèå õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû
Õóäîæåñòâåííàÿ òâîð÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü.
Êîíñòðóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü.
Ïðîäóêòèâíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè
Óñëîâèÿ:
— Öâåòîâîå ðåøåíèå îêðàñêè ïîìåùåíèÿ è ìåáåëè.
— Ýñòåòè÷åñêèé õàðàêòåð îáñòàíîâêè.
— Íàñòåííûå êàðòèíû.
— Óãîëîê íàñòðîåíèÿ.
— Äîñêà æåëàíèé.
— Óãîëîê ñêàçêè.
— Ñîáëþäåíèå ðåæèìà äíÿ.
— Ãèãèåíè÷åñêèå óñëîâèÿ (ïîääåðæàíèå òåìïåðàòóðíîãî ðåæèìà).
— Äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ðàçíîîáðàçíûõ èãðóøåê, ñîîòâåòñòâóþùèõ âîçðàñòó è óìåíèÿì.
— Àóäèîçàïèñè, ìóçûêàëüíûå èãðóøêè, èíñòðóìåíòû.
— Áåñåäà ñ ðîäèòåëÿìè, äåòüìè.
— Ïëîùàäü äëÿ äâèæåíèÿ (èãðîâîå ïîëå).
— Ïîñîáèÿ äëÿ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ.
— Ìÿãêèé ìîäóëüíûé ìàòåðèàë.
— Ìàòåðèàëû äëÿ ðåæèññåðñêîé èãðû, òåàòðàëèçîâàííîé äåÿòåëüíîñòè.
— Îáîðóäîâàíèå è ìàòåðèàë äëÿ ýêñïåðèìåíòèðîâàíèÿ.
— Ðàçëè÷íûå ìàòåðèàëû äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé õóäîæåñòâåííîé è òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.
— Óãîëêè êíèã
— Âåñåëîå íàñòðîåíèå âî âðåìÿ çàíÿòèé.
— Ñâîáîäíîå ïîñåùåíèå ÄÎÓ ðîäèòåëÿìè ñ äåòüìè.
— Ñîçäàíèå êîìôîðòíîé îáñòàíîâêè ñ ââåäåíèåì ýëåìåíòîì ñåìåéíîãî áûòà.
Ñîçäàíèå èíôîðìàöèîííî-ðåêëàìíîé ñðåäû:
— Âèçèòíàÿ êàðòî÷êà.
— Æóðíàë «Ïðîáóæäåíèå».
1 ïîëîâèíà äíÿ
Ïðèåì:
Áåñåäà ñ ðîäèòåëÿìè, äåòüìè (òåïëîå ñëîâî, âîïðîñ, óëûáêà, ñîçäàíèå àòìîñôåðû äîáðîæåëàòåëüíîñòè, äîâåðèÿ, âçàèìîïîíèìàíèÿ).
Êîëëåêòèâíûå áåñåäû (÷óâñòâî êîëëåêòèâèçìà, äðóæåëþáèå).
Èãðû (äèäàêòè÷åñêèå, ïîäâèæíûå, ñëîâåñíûå, íàñòîëüíî-ïå÷àòíûå).
Òðóä (âîçíèêàþò íîâûå ýìîöèîíàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ: ðàäîñòü îò îáùåãî óñïåõà).
Èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè.
Óòðåííÿÿ ãèìíàñòèêà.
Ïàëü÷èêîâàÿ ãèìíàñòèêà (àðòèêóëÿöèîííàÿ ãèìíàñòèêà).
Ïîäãîòîâêà ê çàâòðàêó (äåæóðñòâî — ïîääåðæèâàòü èíòåðåñ äåòåé ê ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, ôîðìèðîâàíèå êóëüòóðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ íàâûêîâ — âîñïèòûâàòü ïîëîæèòåëüíûå âçàèìîîòíîøåíèÿ ìåæäó äåòüìè, êóëüòóðó ïîâåäåíèÿ â êîëëåêòèâå, ñêðîìíîñòü, âåæëèâîñòü, ñäåðæàííîñòü).
Çàâòðàê (ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ çà ñòîëîì, ïðàâèëüíîå óìûâàíèå).
Äåæóðñòâî ïî çàíÿòèÿì (òðóäîëþáèå).
Ïîäâèæíûå èãðû (íàïðàâëåíû íà îáùóþ äåÿòåëüíîñòü, ñîâìåñòíûå äâèæåíèÿ, êîíòàêò).
Çàíÿòèÿ (ôîðìèðóåò ó äåòåé íåîáõîäèìûå óìåíèÿ è íàâûêè, ðàçâèâàåò óìñòâåííóþ àêòèâíîñòü, âîñïèòûâàåò íðàâñòâåííî-âîëåâûå êà÷åñòâà, ãîòîâèò ê äåÿòåëüíîñòè â øêîëå).
Ïåðåðûâ (ïîäâèæíûå èãðû, õîðîâîäíûå èãðû).
Ïñèõîãèìíàñòèêà (ñîçäàåò ïîëîæèòåëüíóþ ýìîöèîíàëüíóþ àòìîñôåðó).
Îäåâàíèå íà ïðîãóëêó (èñïîëüçîâàíèå õóäîæåñòâåííîãî ñëîâà, òîí îáðàùåíèÿ, óëûáêà — ñîçäàåò õîðîøåå íàñòðîåíèå; ïðèó÷àåò äåòåé îáðàùàòüñÿ ñ ïðîñüáîé, áëàãîäàðèòü çà ïîìîùü, ðàçâèâàåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü).
Ïðîãóëêà (íàèáîëåå óäîáíîå âðåìÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ó äîøêîëüíèêîâ äâèæåíèé, ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ)
Ïîäâèæíûå èãðû è ñïîðòèâíûå ðàçâëå÷åíèÿ (äåòè äåéñòâóþò ñîâìåñòíî, äîñòèãàþò îáùèõ öåëåé; ôîðìèðóþòñÿ íà÷àëà êîëëåêòèâèçìà, óìåíèå ñîïåðåæèâàòü, îêàçûâàòü ïîìîùü, ïîääåðæèâàòü ñâåðñòíèêîâ).
Òðóä â ïðèðîäå (óäîâëåòâîðåíèå îò õîðîøåãî âûïîëíåíèÿ ñâîèõ îáÿçàííîñòåé).
Íàáëþäåíèÿ.
Ñàìîñòîÿòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü.
Âîçâðàùåíèå ñ ïðîãóëêè.
2 ïîëîâèíà äíÿ
Êîëëåêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü.
Ñàìîñòîÿòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü:
— êîíñòðóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü (ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ òâîð÷åñòâà è èíèöèàòèâû, ïðèó÷àåò ðåáåíêà ñ÷èòàòüñÿ ñ óñëîâèÿìè, äèñöèïëèíèðóåò äåÿòåëüíîñòü);
— õóäîæåñòâåííî-òâîð÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü (ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ýñòåòè÷åñêèõ ÷óâñòâ, õóäîæåñòâåííîìó âîñïðèÿòèþ, ó÷àòñÿ âûïîëíÿòü äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííûå íà ïîëó÷åíèå çàäàííîãî ðåçóëüòàòà, îâëàäåâàþò óìåíèÿìè ñòàâèòü ïåðåä ñîáîé öåëü, ïëàíèðîâàòü åå äîñòèæåíèå).
Ïîäâèæíûå èãðû
Òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü.
Èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà.
Èãðû (ñþæåòíî — ðîëåâûå, äèäàêòè÷åñêèå, ïîäâèæíûå, ñëîâåñíûå, íàñòîëüíî-ïå÷àòíûå, ñòðîèòåëüíûå — ðàçâèòèå ãóìàííûõ ÷óâñòâ, ðîëåâûõ âçàèìîîòíîøåíèé, ïîìîãàþùèõ äîøêîëüíèêó ïîíÿòü äðóãîãî, ó÷åñòü åãî íàñòðîåíèå, æåëàíèå).
×òåíèå õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû (ðàçâèâàþòñÿ ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè, â ñèòóàöèè ñðàâíåíèÿ ñåáÿ ñ ïîëîæèòåëüíûì ëèòåðàòóðíûì ãåðîåì).
Îðãàíèçóÿ ïîñòåïåííûé ïåðåõîä îò îäíîãî ýëåìåíòà ðåæèìà ê äðóãîìó, ïåäàãîã ðåøàåò ðàçíûå çàäà÷è: îäíîãî ðåáåíêà ó÷èò äîâîäèòü íà÷àòîå äåëî äî êîíöà, äðóãîãî — óáèðàòü çà ñîáîé, òðåòüåãî — ïîä÷èíÿòüñÿ ïðèíÿòûì ïðàâèëàì ïîâåäåíèÿ, à êàæäîãî — áûòü ïðåäóïðåäèòåëüíûì è äîáðîæåëàòåëüíûì.
Ïåäàãîãè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ ýôôåêòèâíû â òîì ñëó÷àå, åñëè âçðîñëûé óìååò íàéòè èç âñåãî ìíîãîîáðàçèÿ ìåòîäîâ è ïðèåìîâ, ñàìûé íóæíûé ñ ó÷åòîì îñîáåííîñòåé ðåáåíêà è êîíêðåòíî ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè. Ýôôåêòèâíîñòü ïåäàãîãè÷åñêèõ âîçäåéñòâèé çàâèñèò îò àâòîðèòåòà âîñïèòàòåëÿ, îò åäèíñòâà òðåáîâàíèé ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ, â ïîäõîäå ê ðåáåíêó ñëåäóåò îïèðàòüñÿ íà åãî ñèëüíûå ñòîðîíû, íà ïðîáóæäàþùèåñÿ â íåì ñàìîëþáèå, ÷åëîâå÷åñêîãî äîñòîèíñòâà.
×òîáû ïðàâèëüíî âîñïèòûâàòü äåòåé, íåîáõîäèìî ïîíèìàòü è ó÷èòûâàòü ïñèõîëîãè÷åñêèå è èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè êàæäîãî ðåáåíêà. Çàäà÷à âîñïèòàòåëÿ — âî âñåõ ôîðìàõ ðàáîòû ñ ðîäèòåëÿìè ðàñêðûòü ïåðåä íèìè âàæíåéøèå ñòîðîíû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íà êàæäîé âîçðàñòíîé ñòóïåíè äîøêîëüíîãî äåòñòâà è ñîîòâåòñòâóþùèå ïðèåìû âîñïèòàíèÿ.
Êîíòàêò ãëàç.
Ôèçè÷åñêèé êîíòàêò.
Ïðèñòàëüíîå âíèìàíèå.
Äèñöèïëèíà.
Åñëè íàø âçãëÿä ïîñòîÿííî âûðàæàåò ëþáîâü, äîáðîæåëàòåëüíîñòü, ðåáåíîê íàó÷èòñÿ òàêæå ñìîòðåòü íà ëþäåé. Åñëè æå ìû âçãëÿäîì ñòðåìèìñÿ òîëüêî âûðàçèòü íàøå ðàçäðàæåíèå, ðåáåíîê ïðèó÷àåòñÿ ê òàêîé æå ðåàêöèè.
Ôèçè÷åñêèé êîíòàêò — çàìå÷àòåëüíàÿ âîçìîæíîñòü äëÿ îáùåíèÿ. Äîñòàòî÷íî ïðèêîñíóòüñÿ ê ðóêå, îáíÿòü çà ïëå÷è, ïîãëàäèòü ïî ãîëîâå, ïîòðåïàòü ïî âîëîñàì. Âñå ýòî óêðåïëÿåò ýìîöèîíàëüíîå ðàâíîâåñèå ðåáåíêà.
Îñíîâíûå ìåòîäû îáó÷åíèÿ:
— Íàáëþäåíèÿ.
— Ðàññìàòðèâàíèå ðèñóíêîâ è ôîòîãðàôèé.
— Ñâîáîäíîå è òåìàòè÷åñêîå ðèñîâàíèå.
— Óïðàæíåíèÿ ïîäðàæàòåëüíî — èñïîëíèòåëüñêîãî è òâîð÷åñêîãî õàðàêòåðà.
— Ýòþäû.
— Èìïðîâèçàöèÿ.
— Ìîäåëèðîâàíèå è àíàëèç çàäàííûõ ñèòóàöèé.
— Èãðû ñ ïðàâèëàìè: ñþæåòíî-ðîëåâûå, ñëîâåñíûå, ïîäâèæíûå, ìóçûêàëüíûå.
— Òâîð÷åñêèå èãðû: ñþæåòíî-ðîëåâûå, èãðû-äðàìàòèçàöèè.
— ×òåíèå õóäîæåñòâåííûõ ïðîèçâåäåíèé.
— Ðàññêàç ïåäàãîãà è ðàññêàçû äåòåé.
— Ñî÷èíåíèå èñòîðèé.
— Áåñåäû.
— Ìèíè-êîíêóðñû.
— Äèñêóññèè.
Íà ïðîãóëêå
— Íàáëþäåíèå çà ïðèðîäîé, ïòèöàìè, çà ÿâëåíèÿìè îêðóæàþùåé æèçíè.
— Îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè.
— Ïîñèëüíûé òðóä â ïðèðîäå.
— Ñïîðòèâíûå ðàçâëå÷åíèÿ
Èãðà-äðàìàòèçàöèÿ — óñâàèâàíèå áîãàòñòâà ðîäíîãî ÿçûêà, îâëàäåâàåò âûðàçèòåëüíûìè ñðåäñòâàìè, èñïîëüçóåò ðàçíîîáðàçíûå èíòîíàöèè, îòðàæàþùèå õàðàêòåð è ïîñòóïêè ãåðîåâ, ñòàðàåòñÿ ãîâîðèòü ÷åòêî, «êðàñèâî».
Óñëîâèÿ:
1 ìëàäøàÿ ãðóïïà
— ïëîùàäü äëÿ äâèæåíèÿ;
— äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ðàçíîîáðàçíûõ èãðóøåê, ñîîòâåòñòâóþùèõ âîçðàñòó è óìåíèÿì 3-7 ëåò;
— ñîáëþäåíèå ðåæèìà äíÿ;
— ãèãèåíè÷åñêèå óñëîâèÿ;
— ïîääåðæàíèå ïðàâèëüíîãî òåìïåðàòóðíîãî è âîçäóøíîãî ðåæèìà (ôèçèîëîãè÷åñêîå äåéñòâèå ñâåæåãî âîçäóõà âûðàæàåòñÿ â óëó÷øåíèè îáìåíà âåùåñòâ, ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ, ÷òî ïîâûøàåò ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà ê ïðîñòóäíûì çàáîëåâàíèÿì);
— äîñòàòî÷íàÿ îñâåùåííîñòü ïîìåùåíèé.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник