Роль внимания в развитии ребенка

Роль внимания в развитии ребенка thumbnail
Роль внимания в развитии ребенка

ТОП 10:

Внимание – это одно из психологических понятий, которое наиболее часто используется в обыденной жизни и на первый взгляд кажется самым знакомым и понятным каждому человеку. В действительности, трудно указать те границы, где оно начинается и где кончается, так как оно заключает в себе все ступени от мимолетного внимания к случайному шуму до полного поглощения какой-либо деятельностью или предметами. Внимание служит приспособлению организма и психики к изменяющимся условия, это реакция психики на изменения в окружающей среде, рефлекс «что такое?», по выражению Н.П.павлова, или ориентировочный рефлекс. По мнению выдающегося психолога Л.С.Выготского: «Степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе».

Таким образом, внимание является важным психическим явлением, которое организует работу организма и психики на получение и переработку информации в повседневной жизни и во всех видах деятельности, а также может служить показателем интеллектуального развития человека и особенностей его внутреннего мира.

Сущность внимания.

Природу внимания можно понять только через анализ деятельности, то есть через предмет, на который направлена деятельность , и через действия, которые человек совершает в деятельности, «оно следствие и проявление организации деятельности», — говорит Ю.Б.Гиппенрейтер в своей статье «Деятельность и внимание». Источником активности внимания человека являются его потребности, которые заставляют избирательно реагировать на те явления внешней среды, мысли и чувства, которые могут служить удовлетворению потребностей (биологические потребности, социальные, потребности, которые удовлетворяют культурные и духовные запросы личности, необходимые для развития и проявления своего внутреннего мира). Внешние раздражители также могут управлять вниманием, если они связаны с деятельностью человека, его потребностями. Особенности внешних предметов или ситуации внешнего явления могут привлечь и удержать внимание человека, если они выделяются из общего фона, тогда они сигналят о возможной опасности или активизируют познавательные потребности. Такое внимание называют первичным (непроизвольным), его механизмом является ориентировочный рефлекс. На основе непроизвольного внимания развивается произвольное внимание. Механизмом произвольного внимания является волевое действие. Произвольное внимание формируется в процессе освоения разных видов деятельности под руководством взрослого.

Свойства внимания:

Свойства внимания

Определения
Концентрация (сосредоточенность, от лат. сoncentrum — центр

Способность внимания ограничивать сферу своего распространения на отдельном объекте при отвлечении от всего остального и сохранении высокой интенсивности.
Объем Способность внимания отчетливо выделять из общего фона определенное количество однородных объектов (норма – 5-7 неорганизованных в систему объектов)

Распределение Способность внимания выделять с одинаковой отчетливостью разнородные объекты, которые позволяют выполнять одновременно два или большее число действий (не допускает при этом быстрого переключения, а выполняется одновременно).

Устойчивость Способность внимания длительное время удерживать объект в фокусе внимания.

Колебание Способность внимания с определенной частотой изменять отчетливость восприятия объекта, который находится в фокусе внимания.

Переключение Способность переключать фокус внимания с одного объекта на другой.

Итак, высокий уровень развития этих свойств обеспечивает условие успешного освоения разнообразных видов деятельности. Низкий уровень развития даже одного свойства может быть препятствием к освоению какой-либо деятельности или влиять на качество ее выполнения.

В дошкольном возрасте у ребенка функционирует непроизвольное внимание, которым ребенок не может управлять сам и которое зависит от внешних и внутренних неосознаваемых факторов. Под руководством взрослого весь дошкольный период ребенок учится пользоваться выработанными человеческими культурными средствами, управляющими вниманием: знаковыми и организующими. Этими средствами ребенок сначала пользуется во внешнем плане, а затем они усваиваются и превращаются в психический механизм, управляющий вниманием ребенка изнутри. Организующие средства формируются в процессе освоения различных видов деятельности, они способствуют развитию к концу дошкольного возраста элементов произвольного внимания, которое становится ведущим в младшем школьном возрасте под влиянием учебной деятельности.

Читайте также:  Babyblog развитие ребенка от 11

Развитие внимания.

Развитие детского внимания начинается с образования простейших условных рефлексов на основе нервных связей между доминантами, т.е. очагами возбуждения, которые возникают одновременно в разных участках коры головного мозга. Этот первый органический процесс сохраняется в течении всей жизни, но отступает на задний план по мере развития ребенка. Постепенно центральное место начинает занимать другой процесс, процесс культурного развития внимания. Суть его заключается в том, что взрослые начинают руководить вниманием ребенка с помощью специальных приемов, средств, которые ребенок усваивает и постепенно сам начинает ими пользоваться, управляя сначала вниманием взрослого, а потом и своим. Самым доступным средством для управления внимания, которым пользуются, является жест (указание пальцем). Следующим средством является слово, которое на первых этапах сопровождается жестом. Более сложными средствами, которые осваивает ребенок после трех лет, являются условные знаки (цвет, форма, геометрические фигуры), которые указывают на объект, требующий внимания. В конце дошкольного возраста дети могут усваивать знаки-символы, в которых зашифрована информация о нужном объекте, которые являются общепризнанными эталонами, управляющими вниманием (светофор, знаки-указатели входа и выхода, дорожные знаки и др.). Перечисленные приемы руководят вниманием людей, последовательностью их действий. Эти приемы, искусственно выработанные обществом, ребенок усваивает с помощью взрослых. На первых этапах ребенок начинает использовать эти средства во внешних действиях, с напоминаниями взрослых, постепенно эти средства превращаются во внутренние команды, которые руководят поведением ребенка изнутри. Ребенок начинает пользоваться этими средствами сначала в игре, в общении со взрослыми и сверстниками, затем в сознательно организованной деятельности. Научные эксперименты показали, что процесс освоения знаковых средств ускоряет развитие произвольного внимания.

Для ребенка более младшего возраста следует использовать яркие и выразительные знаки, которые стоит сопровождать жестами-указателями. Для интеллектуально развитого ребенка можно пользоваться словесной инструкцией вместо жеста. В процессе воспитания следует постепенно переходить от образных средств к схематичным, которые могут руководить действиями ребенка ( например, знак является средством управления вниманием при поиске конфет или местонахождения клада). К концу дошкольного возраста у ребенка появляется стремление самому искать знаки-средства, указывающие на правильное действие.

Под влиянием разных видов деятельности у ребенка в дошкольный период развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и переключение. Свойства внимания отражают его динамическую характеристику, которая тоже начинает поддаваться управлению, если ребенок осваивает практические действия в игровой, трудовой и учебной деятельности. Выполнения действий в любой деятельности требует проявления свойств внимания, их смены и согласованной работы.

СНЯТИЕ УТОМЛЕНИЯ:

При развитии внимания следует применять приемы, удерживающие внимание ребенка на объектах или деятельности, а также требовать от них волевых усилий для удержания внимания. Поскольку у дошкольников произвольное внимание только начинает развиваться и их нервная система быстро утомляется, не следует требовать того, что непосильно ребенку. Неадекватные требования к возможностям внимания ребенка могут привести к психическим нарушениям, вплоть до аффективных реакций или отказа от деятельности, нежелания заниматься и подчиняться взрослым, расстройству сна, анурезам, повышенной возбудимости или торможению, снижению познавательной активности. Утомление проявляется в увеличении количества ошибок, качестве и количестве выполняемой работы, повышенной отвлекаемости, зевоте, потягиваниях, двигательном беспокойстве, капризах и недовольстве, в мимике и жестах, в прямом отказе от деятельности. В таких случаях необходимо прекратить занятие, требующее напряженного внимания и организовать свободный отдых, занятие любимым делом, пассивное наблюдение за каким то внешним раздражителем (смотреть фильм, смотреть в окно, наблюдать за движущимися объектами…). Хорошей формой отдых являются игровые физические упражнения, физкультминутки в сопровождении музыки, ритмических стихов. Например таких:

Птички полетели, Крылышки расправили

Читайте также:  Обследование речевого развития ребенка в 3 года

На головку сели, И махать заставили,

А потом на плечики Сели на дорожку,

Сели, как кузнечики, Поклевали крошки.

Для более быстрого восстановления сил и снятия напряжения существует ряд приемов, направленных на активизацию зрительной и двигательной сферы, которые особенно утомляются при работе внимания.



Источник

Елизавета Костылева
Консультация «Роль внимания в преодолении недостатков развития речи у детей дошкольного возраста»

В настоящее время количество детей, испытывающих сложности в формировании речи непрерывно увеличивается.

Ранний период развития ребенка выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервно-психических функций. Анализ речевого развития ребенка показывает глубокую взаимосвязь речи и формирования высших психических функций (А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович).

Исследования Л. С. Выготского и А. Р. Лурия показали, что в самом начале развития ребенка все сложные психические процессы формируются на базе более простых, элементарных функций. Так, например, развитие речибазируется на четырех процессах: внимании, восприятии различной модальности, памяти и мышлении. Именно сформированность этих процессов является первичной базой для развития речи. Поэтому нарушение внимания, восприятия, памяти или мышления могут непосредственно вызвать какую-либо речевую патологию или усугубить ее.

Многие причины недоразвития речи, ее дефекты у детей кроются в особенностях развития данной психической функции на более ранних этапах. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах, поэтому при анализе речевой патологии необходимо изучать не только структуру речевого дефекта, но и психические особенности ребенка.

Выдающиеся педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и др.) показали важность сензитивных периодов целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

Внимание является составляющей всех психических функций (на данной позиции стояли Ф. Н. Гоноболин, А. А. Люблинская, В. И. Селиверстов и др.). Именно внимание является компонентов любого другого психического процесса, в том числе и речи.

Бесспорна ключевая роль внимания как регулятора психических процессов и познавательной деятельности, которая проявляется на всех этапах индивидуального развития. Внимание обеспечивает селективность и более высокую эффективность психической деятельности за счет облегчения процессов, существенных для текущей деятельности и подавления несущественных процессов. Когнитивная сфера, формируемая на основе восприятия информации, определяет содержание внимания и длительность его поддержания.

Принципы системного строения психических функций и динамической системной локализации применительно к речевым процессам и их нарушениям были разработаны Л. С. Выготским, который одним из первых высказал мысль о том, что речь играет решающую роль в формировании психических процессов и что основным путем анализа психических фукнций является исследование той перестройки психических процессов, которые совершаются под влиянием речи. Основой для всего психического развития ребенка служит формирование активной речи, особенно для детей преддошкольного возраста.

Недостатки в развитии речи ограничивают возможности ребенка общаться с окружающими и препятствуют всестороннему влиянию последних при помощи речи, тем самым отрицательно сказываются на всем психическом развитии ребенка. Имеется много исследований, которые показали, что психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская и др.).

Исследования показывают, что у детей с недостатками развития речи существуют и особенности развития основных психических функций и процессов.

Так, говоря о состоянии внимания, памяти, мышления, можно отметить следующее своеобразие их развития: для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса; внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, периодичностью колебания, неравномерной работоспособностью. Трудно сконцентрировать внимание детей и удерживать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются, также наблюдается и проявление инертности. Поэтому ребенок с трудом переключается с одного задания на другое, у таких детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма и пространственных ориентировок.

Читайте также:  Летняя прогулка и развитие ребенка

Принимая во внимание тот факт, что речь у некоторых детей нарушена «вторично», и тяжесть нарушения находится в прямой зависимости от степени нарушения более элементарных функций, коррекционную работу следует начинать с восстановления психологической базы речи, а не с корригирования языковых и речевых средств (З. А. Репина).

Поскольку такая психическая функция как внимание является составляющей всех психических функций, в том числе и речи (данной позиции придерживались Ф. Н. Гоноболин, А. А. Люблинская, В. И. Селиверстов и др., необходимо брать за основу формирование внимания и тем самым опосредованно влиять на развитие психики ребенка. По мнению В. И. Селиверстова, все психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление) и действия с организующей помощью внимания становятся более отчетливыми, полными, сильными, осознанными, продуктивными и могут качественно меняться.

Под вниманием понимается сенсорное внимание, т. е. чувственная основа, моторное внимание – двигательная сфера, интеллектуальное внимание – познавательная деятельность.

В коррекционной работе реализуется деятельностный подход, предполагающий включение детей разные виды игровой деятельности, различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования. Содержание работы по развитию внимания предполагает несколько этапов. Построение поэтапного хода осуществляется по спирали, на каждом следующем этапе задачи усложняются.

Целью первого этапа является развитие механизмов межанализаторных связей как основы адекватной реакции, формирование двигательного, сенсорного и интеллектуального внимания.

Следующий этап решает задачи: формирование сенсорного внимания через уточнение и обогащение поступающих сигналов ощущений, расширение диапазонов эмоциональной реакции, расширение рамок сенсорного восприятия, выработку языковых навыков и сенсомоторных эталонов; формирование двигательного внимания через выполнение соотносящих действий в дидактических играх, развитие точности, согласованности движений рук, развитие зрительно-моторной координации; формирование интеллектуального внимания через развитие целенаправленности, последовательности действий.

Следующий этап решает задачи по совершенствованию умений, полученных на предыдущем этапе, т. к. только наличия зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук и артикуляционной моторики, формирования зрительно-пространственного анализа и синтеза и сенсорно-перцептивной деятельности недостаточно для того, чтобы формирование речевой деятельности у детей происходило спонтанно.

Вводятся приемы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном языковом материале.

На последующем этапе продолжается расширение сенсорного опыта детей, создается основа для развития произвольной регуляции деятельности. Устанавливается соответствие между звучанием и артикуляцией, упрочивается связь между слуховыми впечатлениями и моторной активностью. Происходит упорядочение лексического материала, практически закрепляются грамматические конструкции, которыми дети овладели на предыдущих этапах. Все это, с одной стороны, способствует формированию различных видов внимания, с другой стороны – формирующаяся способность к произвольному сосредоточению способствует повышению качества осваиваемых умений и навыков.

Последний этап связан с реализацией знаний и приобретенных умений и навыков в речевой деятельности.

Таким образом, работа по формированию интеллектуального внимания позволяет и прямо, и косвенно осуществлять коррекцию психологической базы речи.

Формирование моторного (двигательного) внимания позволяет активизировать механизм самокоррекции, в результате чего ребенок способен к элементарному контролю за собственными кинестетическими и кинетическими ощущениями.

Формирование сенсорного внимания позволяет повысить уровень и качество зрительного, слухового и осязательного сосредоточения, что обеспечивает более качественное восприятие и переработку получаемой информации.

Источник