Роль тьютора в развитии ребенка

Роль тьютора в развитии ребенка thumbnail

Кто такой тьютор

Тьютор в школе — это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. При этом тьютор старается привести его познавательные запросы в гармонию с интересами и возможностями семьи.

Чтобы яснее осознать роль и обязанности тьютора в образовании, обособим его от других специалистов, занимающихся развитием личности и работающих со школьниками.

Чем тьютор отличается от дефектолога

Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.

Задача педагога-дефектолога состоит в изучении психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.

Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.  

Эпигенетические исследования показывают, что независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новыми людьми и новыми способами способно изменить будущее. В обязанности тьютора в школе входит открыть ребёнку возможности для такого взаимодействия.

Чем тьютор отличается от коуча

Главное отличие: коучи работают со старшими подростками и со взрослыми. Коуч подталкивает человека в движении к уже сформированной цели и обычно даёт довольно жёсткие установки.

Задача тьютора: помочь ребёнку понять, чего он хочет. Тьютор часто работает в ситуации неопределённости, когда познавательный запрос ещё не сформирован. У него более мягкие, подталкивающие к самостоятельным решениям методы.

Чем тьютор отличается от психолога

Школьный психолог оказывает психологическую помощь детям и взрослым. Часто — в конфликтных ситуациях. При этом применяются психологические методы.  

Задача тьютора: помочь с самоопределением. Тьютор в школе — это прежде всего педагог. По профессиональному стандарту он обязан пройти соответствующую переподготовку. Отдельные специалисты могут иметь ещё диплом психолога, но в тьюторском сопровождении используется педагогический инструментарий.

Чем тьютор отличается от репетитора

Задача репетитора: улучшить знания ребёнка по конкретному предмету в рамках определённой программы.

Задача тьютора: дать свободу и научить брать на себя ответственность. Он не объясняет сложные темы и не заставляет учиться. Тьютор в образовании создаёт среду и объясняет, что каждое действие и бездействие имеет вес.  

Чем тьютор отличается от куратора

Задача куратора: реагировать на возникающие у ребёнка трудности. Это могут быть сложности с планированием времени, самоконтролем, освоением отдельного предмета, учебной мотивацией.

Задача тьютора: помощь в прокладывании для ребёнка индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя формальное и неформальное обучение. Вот их особенности:

  • Формальное обучение связано с получением документов установленного образца. Оно может быть основным (получение школьного аттестата) и дополнительным (диплом музыкалки или художки). Всегда ограничено по времени.
  • Неформальное обучение направлено на удовлетворение личных интересов. Может выражаться в каком-либо форматном мероприятии (экскурсии, мастер-классе, дискуссионном клубе, лагере) или быть случайным (например, на образование может повлиять беседа с эрудированным человеком). Не имеет дедлайнов, может продолжаться всю жизнь.

Инструменты и этапы работы тьютора

Далее мы разберём, чем занимается тьютор и как строятся его взаимоотношения с подопечными. Его работа предполагает несколько встреч и разные виды взаимодействий:

  • Беседа. Тьютор с ребёнком ведёт разговор по определённым правилам. С помощью коучинговых технологий, активного слушания и различных поддерживающих элементов выстраивается открытый диалог. Открываясь, собеседник переходит на новый уровень осознания и выходит из беседы интеллектуально обогащённым. Неконтактным детям предлагаются альтернативные формы общения — рисунки, тексты и другие.
  • Вопросы. Когда установлен доверительный контакт, тьютор начинает выявлять запрос ребёнка — задаёт особым образом сформулированные вопросы. Если подросток не готов отвечать, инструмент заменяется на другой.
  • Личностно-ресурсная карта. Наглядное изображение путей реализации познавательного запроса ребёнка. На карту вносятся все доступные ресурсы: школьные и внеурочные, онлайн и офлайн. Удобно составлять в виде майндмэпа. Как правило, пополняется при каждой встрече ребёнка и тьютора.
  • Пробы. Это новые для человека действия, выполняемые на условиях безопасности. Ребёнок должен осознавать, что может попробовать что-то новое и в любой момент отказаться, если не понравилось, его не будут ругать, не поставят «двойку»; а если понравится, напротив, ему помогут масштабировать проект.

Примерное содержание ресурсной карты

Когда школьнику необходим тьютор

  • Когда семья строит план образования детей. Особенно актуально на семейном образовании.
  • Когда у ребёнка пропал интерес к учёбе или нужна помощь в формировании познавательного запроса.
  • Когда хочется увидеть имеющиеся образовательные ресурсы и найти новые.
Читайте также:  Развитие речевой функции у ребенка

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» мы часто сталкиваемся с такими потребностями детей и родителей, поэтому запустили ещё одно направление персонального сопровождения учащихся.

<<Форма с консультацией>>

Тьюторское сопровождение в «Фоксфорде»

Наша программа тьюторского сопровождения направлена на личностное развитие — это взгляд в будущее ребёнка.

Программа осуществляется дистанционно: тьютор и ребёнок общаются в режиме реального времени по видеосвязи.

Участники программы:

  • тьюторы — специалисты, непосредственно работающие с детьми;
  • тьюторант и представители тьюторанта — ребёнок и родители.

Структура программы включает в себя 9 индивидуальных онлайн-встреч. Первая общая встреча со всеми участниками программы проводится в начале тьюторского сопровождения, а вторая — в конце.  

Тьютор в школе не обсуждает с подростком личную жизнь, внутрисемейные отношения, вопросы религии. При необходимости родители могут запросить видеозапись встречи.

Темы индивидуальных встреч:

  • «Моё будущее. Мои мечты и планы» — интенция подростка о своём будущем и будущем человечества.
  • «Моя ресурсная карта» (начало) — выявление доступных и желаемых ресурсов.
  • «Моя ресурсная карта» (окончание) — аккумуляция культурно-предметных и социальных ресурсов.
  • «Путь к мечте» (начало) — разграничение мечтаний, целей и планов.
  • «Путь к мечте» (продолжение) — постановка цели, пробы, фиксация того, что получилось.
  • «Строю свой индивидуальный маршрут» — саморазвитие, самоконтроль, тайм-менеджмент, рефлексия.

Чтобы присоединиться к программе «Вперёд к своей мечте!», необходимо подать заявку. Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» отправит вам ссылку для ознакомления с офертой. После оплаты вы получите анкету для подбора тьютора для ребёнка. Вопросы и предложения можно направлять на почту tutor@foxford.ru.

Источник

Мария Кондакова
Консультация «Роль тьютора в ДОУ»

Для ребёнка с ОВЗ инклюзия должна стать процессом, способствующим его развитию, включая повышение уровня речевых, коммуникативных навыков и навыков социализации и интеллектуального уровня. Именно сфера социализации должна стать основной целью для развития ребенка в дошкольном учреждении. Но для того, чтобы воспитание и обучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями в среде

обычных сверстников были успешными, требуется специализированная помощь.

Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое необходимо, чтобы помочь ребёнку с особыми потребностями, то есть обеспечить каждому ребёнку с ОВЗ индивидуальную образовательную программу.

В отличии от воспитателя тьютор работает целенаправленно с конкретным ребёнком.

Для этого требуется включение тьютора в воспитательно- образовательный процесс дошкольного учреждения. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ позволяет ребёнку успешно включиться в образовательный процесс наравне со всеми. С помощью индивидуального наставника особые дети социализируются, преодолевают затруднения, усваивают образовательный материал в соответствии со своими возможностями.

Важно понимать, что тьютор не нянька, которая ежесекундно находится с ребёнком, решает за него проблемы и полностью контролирует каждый его шаг, а специалист,задача которого помочь ребёнку в соответствии с его особенностями и возможностями решать его проблемы (в развитии, социализации) в индивидуальном порядке. Это значит, что тьютор может сопровождать не одного ребёнка, а нескольких, то есть группу детей из детского сада или непосредственно в группе, составляя индивидуальную программу для каждого малыша. Тьютор работает с родителями и педагогами для решения тех или иных задач в воспитании и обучении, выступая в роли консультанта в отношении конкретного ребёнка. Задачи, реализуемые тьютором разнообразны:

— сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;

-подготовка условий для образования ребёнка в конкретной системе образования;

Во время образовательной деятельности тьютор:

— следит за организацией рабочего пространства ребёнка;

— соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;

— если общее задание для всех детей сложно для понимания ребёнка, то продолжает с подопечным работу по упрощенному заданию.

Тьютор становится связующим звеном между тьюторантом и специалистами ДОУ, родителями. Он планирует режим дня, адаптирует пространство где занимается ребёнок под его нужды, подбирает методические пособия, анализирует динамику развития. На основе результата при необходимости включает в образовательный процесс специалистов, необходимых на данном этапе.

Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребёнка (согласно возрастным особенностям). Эта позиция строится из трёх составляющих: рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами.

Читайте также:  Развитие ребенка в мае

Рефлексия в детском саду состоит из понимания ребёнком своих умений («я умею вырезать», » я знаю игры и умею играть с другими детьми», осознании того, что он может делать сам, а что — со взрослыми, когда ребёнок может адекватно оценить свои возможности.

Самоопределение — из умения осознанно выбирать себе занятие, а также уметь предоставить (на уровне ребёнка дошкольника) результат работы (понимание «а что должно получиться в итоге?»).

Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь ребёнку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы.

В итоге, последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребёнку максимальной самостоятельности с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

Источник

Наставник и друг 

Тьютор — это специалист, который изучает интересы ребёнка и создаёт среду для его развития. 

В переводе с латинского тьютор — это наставник. Они появились ещё в 14 веке в Британских университетах — Оксфорде и Кембридже — и были посредниками между профессорами и студентами: помогали составить расписание, объясняли, как применять академические знания в реальном мире. 

Со временем функции тьютора значительно расширились. Этот специалист работает по принципу индивидуализации образовательного процесса: стандартизированное обучение не всегда эффективно, поэтому сейчас многие стремятся перевести своих детей на индивидуальный образовательный маршрут или семейное обучение. 

Программа тьюторского сопровождения полезна, если ребёнок: 

  • не знает, чем он будет заниматься в будущем и не имеет интересов,
  • потерял мотивацию к получению образования,
  • хочет научиться самостоятельно ставить цели и обращаться с информацией по самообразованию,
  • планирует перейти на индивидуальный учебный план. 

Отдельный вид тьюторов — специалисты сопровождения в инклюзивном образовании, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе, организуют их учёбу, находят сильные стороны и помогают их развить. 

Помощник школьника

Основная роль тьютора и на семейном образовании, и в школе — помочь ребёнку определиться с вектором развития на ближайшее будущее. Обычно для этого проводится несколько личных консультаций, а для ребёнка на семейном образовании они могут быть проведены дистанционно. Работа тьютора состоит из нескольких этапов.

Исследовать интересы ребёнка

Тьютор выявляет те сферы, которые интересны школьнику и могут пригодиться в будущем. Это можно узнать при помощи тестов, доверительного диалога или «проб»: практических заданий, которые тьютор даёт ребёнку выполнить прямо на месте или дома, например, посещение мастер-класса или образовательного мероприятия, или же ребёнок может попробовать сделать что-то своими руками. 

Выявить сильные и слабые стороны

Для постановки цели и задач нужно понимать, от чего отталкиваться и с чем придётся работать. Для этого тьютор помогает ребёнку проанализировать свои сильные и слабые стороны, советует, над чем нужно поработать и как это сделать. А также во время консультаций он составляет ресурсную карту, в неё входят кружки, дополнительные занятия, возможности для самообразования, даже друзья и семья. 

Рассказывает о профессиях 

Профориентация — важный этап сопровождения. На основе всех проведённых исследований тьютор подбирает несколько профессий, которые подходят ребёнку, и рассказывает о них подробнее: в чём заключается работа, тяжело ли учиться и какие предметы нужно подтянуть уже сейчас. На этом этапе тьютор помогает поставить образовательные цели и строит индивидуальный план обучения. 

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» исследования проводятся при помощи уникального теста Skillfolio, который был разработан специально под индивидуальные образовательные маршруты. После прохождения теста ребёнок узнает, где ему лучше учиться, а тьютор расскажет, в каких профессиях он сможет применить полученные знания. 

Связующее звено между системой и ребёнком

Тьюторы обязательно имеют высшее педагогическое или психолого-педагогическое образование и проходят курсы повышения квалификации. Требования к тьютору очень высокие, ведь для ребёнка важно, сможет ли он довериться взрослому.

Должностные обязанности наставника в школе или на семейном образовании не сильно отличаются. Длительность тьюторского сопровождения обсуждается индивидуально с каждым ребёнком и родителем. Это может быть две-три встречи, а иногда — работа на несколько месяцев. 

Обязанности тьютора:

  • анализ личности и интересов школьника,
  • оценка ресурсов ребёнка и помощь в формулировании цели, 
  • составление индивидуального плана обучения, 
  • помощь в профориентации, 
  • анализ деятельности и результата работы ребёнка, корректировка учебного плана, 
  • обучение самостоятельной корректировке стратегии образования и преодолению проблем и трудностей самообразования, 
  • мотивирование на участие в проектной и научно-исследовательской деятельности, 
  • проведение встречи с педагогами и родителями для обсуждения плана обучения, его корректировки и анализа результатов (на семейном образовании это обсуждается только с родителями), 
  • помощь в сочетании учёбы с другими интересами. 
Читайте также:  Карта развития ребенка школы 8 вида

В современном образовании тьютор — незаменимый человек. Он поможет сделать процесс обучения наиболее эффективным именно для вашего ребёнка. На семейном образовании это особенно важно, потому что родителям без педагогического опыта бывает трудно грамотно составить индивидуальный план обучения.

Источник

Роли тьютора.

К отношениям тьютора с обучающимися подходит понятие «роли». Роль — это проекция некоего отношения.

У тьютора выделяют следующие роли:

  • консультанта,

  • наставника,

  • менеджера,

  • педагога,

  • андрагога,

  • маркетолога,

  • личности и другие.

Подобные роли рассматриваются как «содержательные», то есть связанные с содержанием отношений между тьютором и обучающимися, но у тьютора есть и другие роли — «формальные», поскольку они отражают форму различных содержательных отношений с обучающимися.

Выступая в роли консультанта либо дирижера, либо наставника, либо в другой содержательной роли, устанавливаются разные формы отношений с обучающимися, выделяют:

  • командно-подчиненные — приказывая обучающимся и требуя от них выполнения приказаний;

  • партнерские — договариваясь с ними;

  • отеческие — панибратски приговаривая.

Эти и другие виды формальных отношений тьютор проявляет всюду. Все, что говорит тьютор или на занятиях, или отвечая на вопросы, необратимо: смысл сказанного выраженный определенным образом, будет воспринят аудиторией и повлияет на ее восприятие всего того, что будет сказано впоследствии.

Кроме того, выделяют следующие роли:

  • «арбитра» — одобряя обучающихся, подтверждая, что их размышления были правильными;

  • «равного» — проводя общую дискуссию о полезности теории ожидания;

  • «учебного образца».

Роли «арбитра» и «равного» очень важны и полезны для образовательного процесса, хотя и в разной степени. В обоих случаях желаемым результатом всегда будет самостоятельная содержательная рефлексия обучающихся.

Роль «учебного образца» подходит для репродуктивного изложения материала.

Разделим все формальные роли тьютора на два типа:

  • роли, демонстрирующие подход тьютора, «ориентированный на обучающихся»;

  • роли, демонстрирующие подход тьютора, «ориентированный на тьютора».

Из трех выделенных ролей к первому типу относится роль «равного» и в какой-то мере роль «арбитра». Ко второму типу относится роль «образца» и в какой-то мере — роль «арбитра». Такой двойственный характер роли «арбитра» объясняется особенным контекстом, в котором она проявлена тьютором.

Когда тьютор тем или иным способом объяснял обучающимся содержание курса, когда идеи — «знания» — передавались (перемещались) от тьютора к обучающимся. Перемещение знаний является частью работы тьютора. Перемещение знаний от тьютора к обучающимся лишает их возможности трудного, но собственного продвижения к пониманию идей и концепций. Поэтому такое поведение тьютора ориентировано как бы на него самого, а не на обучающихся. Тем не менее, роль «перемещателя» бывает необходима в некоторых учебных ситуациях.

В других случаях тьютор проверяет понимание обучающимися идей курса. Можно представить это так, что тьютор формирует в сознание обучающихся, некую определенную «конструкцию», создавая требуемый образ правильной идеи или концепции. Считают, что при этом он выполнял роль «формирователя». Обе эти роли — «перемещателя» и «формирователя» являются разновидностями роли тьютора как арбитра

В роли тьютора как «равного» утверждается подход «ориентация на обучающегося», поскольку при этом признается интеллектуальная автономия обучающихся.

Выделяют следующие разновидности роли тьютора как «равного»:

  • тьютор – гид,

  • тьютор — выращиватель.

В роли тьютор – гид, тьютор как бы подводит обучающихся к пониманию некоей идеи, исполнив роль своеобразного «гида» в их познавательном путешествии.

В роли тьютор – выращивателя, тьютор способствуют «выращиванию» личного подхода обучающихся к изучению материала курса.

Всесторонний тьютор. Смысл рассмотренных ролей тьютора наглядно демонстрирует. Четыре роли (обозначенные начальными буквами их названий) представлены как квадранты круга. Фигура, расположенная в этих квадрантах, — это всесторонний тьютор.

Всесторонний тьютор должен легко действовать во всех четырех квадрантах. Он знает, когда ему действовать в пределах одного квадранта, а когда — переходить к другому. Такому тьютору известны возможности каждой роли, и он способен их использовать. Из рисунка видно, что квадранты одинаковы, каждый из них является частью арсенала тьютора. Все они заслуживают одинакового внимания при соответствующем использовании. Все они образуют пространство ролевой свободы всестороннего тьютора.

Источник