Роль телевидения в развитие ребенка

Роль телевидения в развитие ребенка thumbnail

Консультация для родителей.

(2013-2014 учебный год)

Трудно представить жизнь современной семьи без телевизора. Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось выражение «экранные дети»? может это надуманная проблема? Попытаемся разобраться.

Мы проанализировали (на примере Москвы), сколько времени дети проводят у экрана. Результаты были ошеломляющими. Дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 2 до 6 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. Обращает на себя внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем их сверстники, посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих мам и бабушек. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам. Ориентированным на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа «Петровка 38», «Дорожный патруль» и т.п.

Возможно, мы услышим голоса оппонентов: «Ну и в чём проблема? Телевидение – это окно в мир! Пусть знакомятся с современной действительностью!». Отвечая на этот вопрос, зададимся целью понять, что видят дети через это окно. Мы проанализировали 100 часов программ ведущих каналов российского телевидения. Каковы же результаты? В среднем на 1 час телетрансляции приходится четыре сцены насилия и эротики. Обращает на себя натуралистичность сцен (окровавленные трупы, отрубленные головы, похищения людей и т.п.).

Чем опасно такое телевидение для ребёнка?

Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к нарушению.

Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство в закрытом помещении, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т.п. Защищаясь  от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери. Однако страшные образы или звуки, которые ребёнок воспринимает с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Выдающийся русский психиатр В.Бехтерев ещё в начале ХХ века отмечал: достаточно иногда неосторожно произнесённого при ребёнке слова о совершении убийства или другом каком-либо происшествии, чтобы он тревожно спал или даже подвергался ночному кошмару.

В качестве подтверждения этих слов можно привести пример из современной жизни российских детей. После многочасовой трансляции по телевидению трагедии, которая случилась в школе Беслана, многие психологи в России отмечали массовое обращение родителей за врачебной помощью. У дошкольников и младших школьников был сформирован страх посещения образовательных учреждений и страх террористических актов. В течение нескольких дней вся страна была прикована к телевизионному экрану, но никто не позаботился оградить детей от этой страшной видеоинформации. Ни учителя в школах, ни воспитатели в детских садах, ни родители не были предупреждены о негативном влиянии такой информации на психику ребёнка.

Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.

Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.

Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением. По мнению психологов. При виде экранных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.

Возникает вопрос: многие дети смотрят телевизор, но не все из них агрессивны. В процессе одной и той же деятельности могут формироваться различные качества, разные психические процессы, так как ребёнок усваивает из окружающей действительности лишь то, что отвечает его потребностям. Эти потребности во многом определяют семья и общение со сверстниками.

Исследования Х.Хекхаузена показали: дети. Которые в семье чаще всего подвергаются наказаниям, в качестве любимых передач отмечают те, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых телегероев выбирают наиболее агрессивных.

В-третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.

Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц. Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма. Следовательно. Он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.

Выдающийся русский психолог Л.С.Выготский писал: «…Ситуация будет влиять на ребёнка по-разному в зависимости от того, насколько он понимает её смысл и значение… Ясно, что ребёнок. Который понимает, что такое смерть, будет реагировать на это иначе, чем ребёнок, который вообще не понимает, что здесь произошло… Влияние среды на развитие ребёнка будет измеряться среди других прочих влияний также степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде».

Читайте также:  Возникновение и развитие изобразительной деятельности ребенка

В-четвёртых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.   

На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3 процентов эфирного времени (сравним с рекламой – ей предоставляется 23 процента). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики. Известно, что ребёнок лучше всего запомнит ту информацию, которая показана в начале или в конце передачи. В современном законе о рекламе разрешается включать в начало и в конец детских программ рекламные ролики. Поэтому ребёнку больше запомнится рассказ о каком-нибудь шампуне, чем содержание увиденного мультика. Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят. Чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуждения сказки, у ребёнка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.

Этот, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

И наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.

Многие родители свидетельствуют: реклама стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребёнком. некоторые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привычные кадры. Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых.

В чём же опасность рекламы? У ребёнка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т.д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.

Отдельно рассмотрим телевидение с точки зрения демонстрации мультипликационных фильмов.

Классические российские мультфильмы, в которых задействованы выдающиеся артисты и художники, показывают в основном с 6 до 8 часов утра, когда основная масса детей ещё спит. А вот зарубежные мультфильмы транслируют днём, при этом их эфирное время увеличивается в два раза.

Пример из практики. К психологу пришла мама, с ужасом констатируя, что её сын трёх лет стал кричать во сне: «Убивать, надо всех убивать! Бей, бей!». В семье, где царят любовь и взаимопонимание, ребёнок не мог услышать ни чего подобного. По словам мамы, он повторяет во сне эти слова словно зомби.

Подробно разбирая ситуацию в семье и особенности общения с малышом, психолог выяснил, что молодой папа очень любит зарубежные фильмы и с удовольствием смотрит их вместе с малолетним сыном. Папа уверяет, что мальчику тоже нравятся эти фильмы: «Когда он их смотрит, то просто замирает, даже не обращает на нас внимания». Поэтому молодые родители покупают ребёнку целые сборники зарубежных мультфильмов, особе не анализируя их содержания. – «они  очень красочные, в них много компьютерных эффектов».

К сожалению, российский видеорынок заполнен зарубежными мультфильмами, за редким исключением не отличающимися высокой художественной ценностью и глубоким нравственным содержанием. Безусловно есть очень хорошие фильмы, например диснеевские, но, видимо, их прокат дорог, и поэтому наши дети смотрят низкопробные ленты, изобилующие сценами насилия, агрессии, обмана. Не случайно любимыми героями современных дошкольников стали Человек-паук, Терминатор, черепашки-ниндзя, Бэтмен и другие – ведь эти монстры представлены как смелые романтические герои, которым хочется подражать.

Телевидение во многом определяет и выбор игрушек. Самые популярные – те же черепашки-ниндзя, роботы и т.д. Такая тенденция опасна для детской психики. Игрушка, по мнению психологов. Имеет колоссальное значение для развития детей. Кукла (традиционная или герой мультфильма) выступает в качестве заместителя идеального друга ребёнка, она несёт в себе эталон нравственного поведения. Действуя с ней, дошкольник приобретает моральный опыт. Поэтому так важно контролировать, какими игрушками играет ребёнок, и не идти у него на поводу, покупая героев низкопробных зарубежных мультфильмов.

Мы не призываем исключить телевидение из жизни детей. ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать понятия о добре и зле, справедливости и дружбе. Мы призываем обратить внимание на те подводные камни, которые вызывают тревогу у педагогов и психологов.

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  • Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами, помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
  • Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).
  • Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.
  • Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.
  • Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. Совместное обсуждение поможет им понять, что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.
Читайте также:  Развитие ребенка от года до восьми лет

После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций этих героев.

Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать игру в режиссёров-мультипликаторов: придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма (с участием любимых героев) или продолжить понравившийся, но завершить его по-другому.

Всё это поможет ребёнку пережить положительные и отрицательные эмоции, свойственные герою, с которым он себя идентифицирует, понять, что ему ближе. И сформировать свой личный осознанный эмоциональный опыт.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.

По материалам статьи «Психическое здоровье дошкольника и телевидение»

Т.В.Корнеевой,

Кандидат педагогических наук,

МГПУ

Источник

«Телевидение и ребенок»

        Телевидение давно стало частью жизни детей.

        Его возможности в развитии ребенка очевидны. Оно помогает детям находить ответы на те вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости; понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо», развивать воображение, эмоциональную сферу, фантазию, наконец, занять свободное время ребенка.

        Вместе с тем влияние телевидения на детей далеко не однозначно.

        Статистика, о которой следует задуматься родителям:

        Две трети современных детей в возрасте от 3 до 6  лет смотрят телевизоры ежедневно;

        50 % детей смотрят мультфильмы подряд, безо всякого выбора и исключений;

        25 % детей в возрасте от 5 до 7 лет смотрят одни и те жетелепередачи от 5 до 40 раз подряд;

        35 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьей.

        Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь это переутомление. Телевизионная программа — калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений… При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

        Впечатлительные дети после просмотра эмоциональных передач  и мультсериалов (со стрельбой, убийствами, драками, конфликтами, погонями и др.) часто становятся нервными, возбужденными. Фильмы ужасов у таких детей могут породить новые или усилить уже существующие страхи. В результате дети плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными.

        Особенно опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости и насилия. Под воздействием таких сцен дети становятся более готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более агрессивным и пугающим. В результате, чтобы защититься от этого мира, ребенок может сам стать более жестоким и агрессивным. В некоторых случаях дети начинают пугаться реальной жизни, ожидая от нее постоянных катастроф, аварий, похищений и убийств. К сожалению, детей почти невозможно оградить от таких сцен. Для этого требуется особый контроль за телепрограммой со стороны родителей.

        Другая опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей, которое называют телеманией. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему, как к другу. Ведь телевизор может утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается— чем не настоящий друг? И если время у телевизора можно ограничить волевым решением, нажав кнопку, то сознание вещь тонкая, не поддающаяся запретам.

        По данным разных социологических исследований, современные дети общаются со своими родителями во много раз меньше, чем с телевизором. Но общение с телевизором — одностороннее, ребенок не является настоящим собеседником, поэтому, как ни странно, дети, проводящие перед голубым экраном много времени, могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли, как это происходит при чтении книг. Дело в том, что когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которое соответствует его возможностям. Читая, человек сам может контролировать поток информации — остановиться, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор, поток информации огромный, насыщенный, а главное, неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание.

        По информации « Daily mirror», британские ученые утверждают, что за последние пять лет коммуникативные способности детей значительно ухудшились. И виной — все тот же пресловутый телевизор, перед экраном которого дети просиживают слишком много времени и который зачастую является их главным собеседником.

Читайте также:  Всесторонние развитие ребенка средствами музыки

        В результате подрастающее поколение не умеет нормально объединять слова в предложения, правильно строить фразы и находить нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

        Исследование, которое выявило снижение способности детей к коммуникации, было проведено Британским государственным обществом грамотности совместно с Национальной ассоциацией учителей, и его результаты были донесены до общественности рядом публикаций, в которых особенно подчеркивалась роль родителей в развитии навыков устной речи у детей. «В современном мире телевидения и компьютеров дети все меньше становятся способны слушать и слышать друг друга, слушать родителей и нормально говорить сами, — говорит директор Британского государственного общества грамотности Тейл Мак Клеланд. — Учитывая такую тенденцию, родители должны разговаривать со своими детьми как можно больше, причем с самого раннего возраста». «Наиболее активное развитие мозга ребенка происходит в течение первых двух лет жизни, поэтому детям в этом возрасте просто необходима качественная лингвистическая среда — не меньше, чем полноценное питание», — добавляет ученый.

        Британские специалисты в области грамотности и образования утверждают, что не собираются демонизировать телевидение, но подчеркивают — безусловен тот факт, что оно не учит нормальному языку, и с этим нужно считаться.

        Кроме того, как оказывается, дети, к сожалению, больше смотрят развлекательные, а не развивающие программы. Это связано, скорее всего, с тем, что родители не руководят детьми, не формируют их телевизионные вкусы. Они считают, что диктор или ведущий и так все хорошо объяснил. К тому же, серьезные программы требуют от ребенка напряжения мысли, сосредоточения способности думать, а это не всегда нравится детям, поэтому они сами чаще выбирают яркие, интересные и легкие для просмотра программы. Нельзя не согласиться, что такое «глазение в экран» — пустая трата времени.

        Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его вроде бы никто и не смотрит, но никто и не выключает. Дети вынуждены постоянно находиться в зашумленной среде: играть, делать уроки, разговаривать с родителями, обедать и даже засыпать под звук телевизора. Такой звуковой фон действует на детей (да и на взрослых тоже) плохо, вызывает у них дискомфортные ощущения, чувство утомления, усталость. Следует помнить, что всем нам, и детям, и взрослым, иногда нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и своими близкими.

        Что же делать, если ребенок уже «заболел» телеманией? Прежде всего, заменить телевизор собой. То есть, выключив экран, не отправлять ребенка делать уроки или гулять, а заняться чем-нибудь вместе с ним. Причем это «что-нибудь» должно быть ему интересно. Вспомните, что ребенок просил до того, как начал смотреть телевизор. Может быть, он звал вас на горку или просил поиграть в прятки?

        Еще один очень хороший способ — поиграть в театр. Используя героев тех же любимых мультфильмов, придумайте собственные сюжеты. Кстати, с помощью этой игры можно продемонстрировать ребенку такие качества, как сострадание, научить его быть нежным. Сюжеты можно придумывать вместе. И, наконец, вспомните чудесную игру, которой вы сами увлекались, будучи младшими школьниками, — рисование мультфильмов. Придумайте вместе с ребенком сюжет, в четыре руки нарисуйте все это — и показывайте папе, бабушке»? приятелям из детского сада. Ребенок будет просто счастлив.

        И все же, несмотря на вышеперечисленное, не стоит бросаться в крайности и устраивать «борьбу» с телеэкраном.Ведь программы могут быть обучающими, развивающими творчество и фантазию. Ребенок может многому научиться. Просто подбирайте ему «телерепертуар», будьте в курсе того, что он смотрит, как это отражается на его психике. Обсуждайте все, что происходит на экране, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте мнение сына или дочери. И от такого времяпрепровождения вам и вашему, ребенку будет польза и радость!

Вопросы для обсуждения с родителями:

        Какие телепередачи, на ваш взгляд, положительно влияют на личность ребенка, а какие наоборот?

        Считаете ли вы, что телевидение не однозначно влияет на растущего человека?

        Согласны ли вы с точкой зрения, что запретами на просмотр телепередач воспитанию не поможешь?

        Подбираете ли вы телерепертуар для ребенка или что смотреть он решает сам?

        Британские ученые убеждают родителей вместо совместных и раздельных просмотров телепередач почаще беседовать со своими детьми на различные темы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

        В заключение собрания учитель предлагает родителям обсудить рекомендации, которые помогут им в воспитании детей.

        Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.

        Будьте избирательны при выборе телевизионных программ, не смотрите все подряд, этим вы подадите хороший пример своему ребенку. Обсуждайте с детьми просмотренные телепередачи.

        Помните, что влияние телевидения на психику детей отличается от влияния на психику взрослого. Детьми легко пагубно влияют на детскую психику сцены насилия на телеэкране управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами.         Особенно. Их необходимо исключить из просмотра детьми.

Источник