Роль среды воспитания и режима для правильного развития ребенка

Роль среды воспитания и режима для правильного развития ребенка thumbnail

Ирина Лашманова
Роль среды в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста

Роль среды в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание. Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.

Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений связаны с практическим освоением предметной действительности. В данном случае понятие «окружающая среда» выступает в узком смысле своего значения, т. е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий его мир.

Не удивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы и усваивает их названия, – ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности.

Можно сказать, окружающая среда эмоционально воздействует на малыша, а, следовательно, воспитывает эстетически и этически.

Особо следует остановиться на познавательном развитии маленьких детей, что имеет отношение ко всем сторонам их психической жизни. Окружающая среда в широком и узком смыслах оказывает влияние на формирование именно познавательной активности малыша.

В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности.

Поэтому окружающую ребенка предметную среду не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка раннего возраста – понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.

Следует отметить, что в ознакомлении детей первых трех лет жизни с окружающим миром был разработан системный подход, который позволил в нем выделить центральное, стержневое звено – знания о человеке, которые ребенку следует преподносить в доступной его возрасту форме. У младенца рано возникает особое отношение к человеку.

Разработка предметно-пространственной развивающей средыдолжна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

· возрастного состава малышей;

· психологической характеристики группы;

· количественного соотношения мальчиков и девочек;

· социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

· окружающей социальной практики.

Так, например, возросшая двигательная активность малышей 2–3-го года жизни требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра.

Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т. д. Мальчикам всегда нужно больше места. И если с этой точки зрения анализировать дизайн группового помещения, он всегда обустраивается в ущерб мужской части воспитанников. Хотя бы потому, что воспитатели оформляют группу, исходя из своих, женских, представлений о красоте и уюте. И им гораздо легче представить, как и во что будут играть девочки, чем поставить себя на место мальчиков. Так что гендерное неравенство, ограничивающее мальчиковые игры, в детсадовской среде присутствует изначально.

Читайте также:  Анатомо физиологические особенности развития ребенка грудного возраста

Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин.

Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам.

Итак, интерьер группы должен быть составлен соответственно возрастному и половому составу детей. Если в группе присутствуют дети, которые по возрасту или состоянию здоровья относятся к разным микро периодам развития, то оборудование группы должно быть рассчитано на детей каждой возрастной подгруппы.

Но все новации в использовании мебели и оборудования в группах раннего возраста должны подчиняться «общему»принципу: быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей раннего возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.

Привнесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для самых маленьких. Ее особенность – в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищено, но комфортно. Следует учитывать,что дети второго года жизни еще не умеют общаться со сверстниками: у них игры «рядом», но «не вместе». И только к концу второго и на третьем году жизни дети начинают взаимодействовать как партнеры в совместных играх, именно поэтому окружающая малышей среда должна быть рассчитана для одновременной деятельности не более 2–3 детей, а также учитывать возможности организации совместной деятельности воспитателя и ребенка. В течение дня педагог должен найти время для индивидуального общения с каждым малышом, являясь основным партнером в их играх и занятиях.

Окружающая среда должна включать возможность создания локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «кулуарного» общения, позволяющих не только объединить, но и рассредоточить маленьких.

Таким образом, окружающая среда, играющая особую роль в развитии маленького ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной средыследует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав – количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности – подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т. е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У малыша появится чувство уверенности, к нему придет возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.

Сказанное позволяет понять, почему профессионально грамотно должен решаться вопрос организации предметно-пространственной среды для самых маленьких. И можно согласиться с мнением педагогов-практиков, что в основе его решения лежит творческая интерпретация, т. е. идея, цель, которой руководствуется коллектив сотрудников данной группы и детского сада в целом.

Источник

Фак-ры
внеш среды (питание, воспитание, заб-ия,
соц и др) м/оказ-ть больш влия-е на рост,
особ-но в пер-д интенс роста и р-ия
ребенка. Наиб важным счит-ся питание.
Умер дефицит пит-ия задерживает нараст-ие
массы и увел-ет время роста и созрев-ия.
Дефицит нектрых пищ комп-ов (вит А, цинк,
йод) избир-но нар-ет процессы роста.
Режим жизни также влияет на развитие
ребенка. Выд-ют 2 важных режи ф-ра:
1.адекват физ подв-сть -для детей ран
воз-та хар-на высок двиг акт-сть, стим-я
остеогенез и рост хряща. Но избыт верт
нагрузка при поднятии тяжестей приводит
к обрат эф-ту – торможению роста.2.Больш
знач-е имеет не только прав-но провед-ое
бодрствование, но и достат сон. Именно
во сне осущ-ся все осн метаб и клет
перестройки, опр-ие рост дет скелета. У
детей 1 года тесно взаимосв-ны физ и НПР.
От-е или недост-сть положит, избыток
отриц эмоций влияют на физ сос-ие и м,
стать одной из причин нар-ий роста, что
связ-но с вкл-ем нейроэндокр мех-мов,
блок-их процессы роста и ускор-их
катаболизм. Климато-геогр усл-я влияют
на рост и р-ие: отмечено ускорение роста
весно и тормож-е в осенне-зим пер-д; жарк
климат и высокогорье тормозят рост, но
м/ускорить биол созревание детей.

Читайте также:  Может ли ребенок отставать в развитии после операции

12.Хар-ка пер-да н/р-сти. Особ-сти патологии

Пер-д
н/р-сти – от момента рожд-ия по 28 день
жизни: 1. Ран неонат пер-д, 2. Позд неонат
пер-д

Ран
неонат пер-д – пер-д от мом-та перевязки
пуповины до оконч-ия 7 суток жизин (168
ч). Физиол изм-я в ран неонат пер-д: начало
легоч дых-я, функц-ие малого круга
кровообр-ия, изм-е энерг обмена и
терморег-ции, начало энтер пит-ия реб-ка,
заселение орг-ма микрофлорой, все ф-ции
орг-ма нах-ся в сос-ии неустойч равновесия,
адапт мех-мы легко нар-ся

Позд
неонат пер-д – с 8 по 28 день жизни (21
день). Хар-ка пер-да: интенс р-ие анализаторов
(прежде всего зрит), начало р-ия коорд-ции
движений, обр-ие усл рефлексов, возникн-е
эмоц зрит и такт конт-ков с матерью,
около 3 нед возраста дети начинают
отвечать на общение улыбкой и мимикой
радости (начало псих жизни ребенка).

Особ-сти
патологии: заб-ия обусл-ны неблагопр
ф-рами, действ-шими в/у или в родах. В
этот пер-д выявляют сос-я, непоср-но
связ-ные с актом родов: кардиореспират
депрессия, асфиксия, с-м дых расс-в, род
травмы, кровоизл-я в различ органы, гемол
бол-нь; инф-ции врожд и приобр: в/у инф-ции,
заб-я пупка и пупоч ранки, пор-ия кожи,
киш-ка, ДП, сепсис (склон-сть к генерал-ции,
эволюции в шок сос-ие); недон-сть; ВПР.

13.Хар-ка
груд возраста

от 29 дня до года.

Хар-ка:
осн этапы адаптации к внеутроб жизни
завершены, мех-м гр вскарм достат-но
сформирован, тесный контакт с матерью,
происходит очень интенс физич НП мотор
и интел р-ие реб-ка, высокий рост темп
роста (длина тела увел-ся на 50%, масса в
3 раза), интенс обм в-в с преобл-ем анабол
процессов, НПР (форм-ся усл рефл-сы,
двигат умения, к концу года – появ-ся
речь).

Особ-сти
патологии: интенс рост, диф-ка ор-нов и
больш напряж-сть обмен проц-ов м/стать
фоном для таких заб-ий как: гипотрофия,
паратрофия, анемия, рахит, ост расс-вы
пищ-ия, атоп дерматит, рецид обстр с-м.
Р-ие ОРВИ м/осл-ся пневмонией, сохр-ся
склон-сть к генерал-ции. Пассив им-т,
получ от матери постеп-но ослабевает и
во втор половине 1 года реб-к м/заб-ть
дет инф-циями.

14.Хар-ка
препубертатного пер-да

млад школ пер-д – от 7 до 11 лет

Хар-ка:
замена молоч зубов постоянными, улучш-ся
память, повыш-ся интеллект, форм-ся
самост-сть и волев кач-ва, расшир-ся круг
интересов, р-ся сложн координ движ-ия
мелких мышц (письмо), дальнейш увел-ие
массы, появ-ся пол различия м/у мальч и
девоч по типу роста, созревания, телослож;
смена соц усл-ий (школа), постеп р-ие
репрод с-мы.

Особ-сти
патологии: нар-ия осанки и зрения (школа),
очаги хрон инф-ции (кариес, тонзиллит),
травматизм, инф заб-ия, ожирение.

Источник

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства, когда организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития, и имеет особую чувствительность к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

«Значение режима в воспитании детей»

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства, когда организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития, и имеет особую чувствительность к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из едущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы « Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

  1. Определенную продолжительность образовательной деятельности, труда и рациональное сочетание их с отдыхом.
  2. Регулярное питание.
  3. Полноценный сон.
  4. Достаточное пребывание на свежем воздухе.
Читайте также:  Сенситивные периоды роста и развития ребенка

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Большое значение придавал режиму дня выдающийся педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим – это средство воспитания, правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений.

Действительно, режим, который отвечает биологическим и социальным потребностям ребенка, всегда четко и правильно выполняется, способствует регулированию самих потребностей. Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в сочетании с отдыхом, не только обеспечивает сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к занятиям, любознательность. Регулярность питания благоприятствует хорошему аппетиту. Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы, формирует у ребенка привычку засыпать быстро, без каких – либо дополнительных воздействий, что является одним из важнейших условий спокойного, глубокого сна. Таким образом, рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воспитательное воздействие на ребенка.

Для правильной реализации режима большое значение имеет не только временные показатели, но и качественный уровень проведения каждого из его процессов. Если выполнение режима сводиться лишь к соблюдению интервалов между его отдельными процессами, а руководство деятельностью детей со стороны педагога не осуществляется, оздоровительная и воспитательная роль режима будет значительно снижена.

Если отдельные режимные процессы, в первую очередь такие, как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, у воспитанников к концу дня возникает усталость, эмоциональный спад, что, в конечном счете неблагоприятно влияет на их здоровье и развитие. Снижается работоспособность ребенка и, как правило, пропадает желание трудиться, снижется интерес к занятиям. Он постоянно отвлекается, плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чем говорит воспитатель, не доводит до конца начатое дело или задание. Ели в семье или в детском саду для ребенка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объем нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление постепенно перейдет в переутомление, что крайне отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянию здоровья.

Для правильного выполнения режима, четкого и последовательного осуществления всех его процессов важно своевременно формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. Уровень развития у ребенка навыков самообслуживания зависит от разных причин:

  1. Состояния здоровья
  2. Особенностей высшей нервной деятельности
  3. Общего развития
  4. Но главное — от целенаправленного воспитания, использования единых педагогических приемов в семье и в дошкольном учреждении.

Если в дошкольном учреждении педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это делают за ребенка взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным, при необходимости выполнить даже самые простые действия. Дети, которых дома не приучают к посильному труду с младшего возраста, не способны самостоятельно убрать игрушки, умыться и т.д. В дошкольном учреждении они задерживают выполнение режима, в котором все взаимосвязано: нарушение одного из процессов режима неизбежно приводит к несвоевременному проведению последующих. Вот почему так необходимо, чтобы взрослый руководил деятельностью детей самых различных ее проявлениях, ведь навыки самостоятельности, как и многие другие полезные привычки, формируются в ее процессе при постоянном выполнении ребенком одних и тех же требований взрослого. Для того, чтобы навыки прочно усвоились, помимо обучения детей, использования педагогических воздействий, помощи, оказываемой взрослыми при выполнении различных бытовых процессов, целесообразно организовывать дидактические, сюжетные игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по самообслуживании дети будут выполнять с интересом и желанием, а это залог успеха.

Источник