Роль спортивной игры в развитие ребенка

Роль спортивных и подвижных игр для оздоровления и разностороннего развития ребенка дошкольного возраста

Вначале была игра, и только потом слово, так говорят о начале вхождения ребенка в жизнь. Ученые считают, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, и обусловлена всем ходом его эволюционного развития, недостаток движения в современном мире постепенно привел к снижению физической подготовленности детей, к ухудшению их здоровья. Появилась необходимость компенсировать недостаток движения для полноценного физического и психического развития. Для детей дошкольного возраста одним из эффективных средств физического развития являются игры, и не просто игры, а игры подвижные.

 По определению современных исследователей, игра – свободная интересная, доставляющая  удовольствие в самом процессе, целенаправленная активная деятельность, удовлетворяющая потребности детей  и затрагивающая существенные стороны развития личности ребенка в целом, развивая его сознание. Другими словами в игре ребенок познает окружающий мир, учится общаться со сверстниками и взрослыми, проявляет и развивает свои знания.

Именно игра является основным средством физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания ребенка.  Играя можно решить самые разнообразные задачи – образовательные, воспитательные, оздоровительные, коррекционные.  Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества, корригировать имеющиеся проблемы физического развития. Доступность и полезность игр давно доказана русскими учеными: (П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, В.В. Гориневский и др.), а также практикой многих педагогов. Все это подтверждает, что наши дети могут и должны приобщаться к  миру движений и эмоций.  Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, принято делить на две большие группы: подвижные игры с правилами  и спортивные игры. К первой группе относятся игры разные по содержанию, сложности правил, организации детей. Вторая группа,  спортивные игры:  хоккей, футбол, баскетбол, настольный теннис и т.д.

Мы, не просто взрослые, а взрослые педагоги: воспитатели, инструктора по физической культуре, музыкальные руководители, изучив методику и следуя правилам построение образовательной и двигательной деятельности детей часто сами того не замечая заменяем слово игра, на слова: упражнение, движение, задание. Забывая о том, что ребенок, «человек играющий». И порой нам кажется, что совсем нет времени на игру.

Нужно подготовить детей  к школе слышу я от некоторых воспитателей, нам некогда играть. А где же беззаботное детство, где эта прекрасная пора радости.

Э Фром, известный немецкий психоаналитик писал: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете». «Развлекаясь развиваться!» вот, по моему мнению, девиз ребенка любого возраста.

 Меня, как педагога, руководителя физического воспитания, родителя очень радует тот факт, что в последние годы в нашей стране появляется все больше семей, где физическая культура становится жизненной потребностью. Однако для ребенка очень важно правильно организовать двигательную деятельность. Педагогам и родителям, которые всерьез занимаются физическим воспитанием детей, следует иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру здоровью. И возможно кому то будет нелегко найти те игры, которые понравятся ребенку, увлекут его в мир движения и спорта. Не стоит забывать и о том, что дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и нередко заигрываются. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, забыв себя в детстве. Психика ребенка  неустойчива, легко ранима, играя с ним нужно стараться поддерживать ребенка во всех его удачах, и особенно неудачах. Порой самое пустяковое слово, замечание покажется ребенку обидным, он может потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывая ребенку на его ошибки, нужно быть тактичным. Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение.  Поэтому и разучивание игр, и сама игра не должны быть  очень продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Нагрузка во время игр должна распределяться равномерно и  возрастать постепенно из года в год. Я считаю, что польза игр с движением недооценена, и  мы взрослые можем это исправить, просто играя с детьми в подвижные игры.

 Умение играть с детьми, и играть именно в подвижные, спортивные игры,  вот что так полезно для гармоничного развития ребенка. Научить родителей играть со своими детьми, пополнить их знания разнообразными совместными играми, показать, что любое задание, занятие, движение можно сделать интересной, полезной для здоровья игрой, объяснить, что играя, ребенок постоянно что-то познает и открывает, одна из главных задач современного педагога. В нашем детском саду мы уделяем огромное внимание подвижным играм, стараясь чаще использовать игры с движениями. Игра присутствует в каждой части физкультурных занятий, ведь гораздо интереснее поиграть в игру, чем просто выполнять упражнения. Я постоянно использую  подвижные игры с речевым и музыкальным сопровождением, заменяя ими обычные общеразвивающие упражнения, а обучение детей основным видам движений просто невозможно без игры.  Как можно больше физкультурных занятий мы стараемся проводить на воздухе, чтобы чаще играть с детьми в спортивные игры.

Читайте также:  Первый уровень интеллектуального развития ребенка

С любящими и любознательными, активными и позитивными, интересующимися педагогами и родителями хочу поделиться некоторыми интересными и совсем не сложными играми, которые  послужат  продолжением творческого двигательного союза с детьми.

Среди большого разнообразия игр спортивного характера, самыми любимыми играми моих воспитанников, являются игры с мячом: баскетбол, волейбол, малый теннис, бадминтон.

 Детский баскетбол, я считаю, полезен и необходим детям дошкольного возраста своими интересными подготовительными упражнениями с мячом, которыми так богата эта стремительная и темпераментная игра. Из множества игр с элементами баскетбола, наши ребята очень любят игровое упражнение «Коснись мяча» Ход игры: взрослый держит мяч  в сетке или на веревке. Ребенок после короткого разбега должен коснуться мяча одной рукой в прыжке, двумя руками, взять мяч из рук взрослого.

Игра в малый теннис привлекает ребят не меньше, чем баскетбол, она способствует развитию у детей ловкости, согласованности движений, умения ориентироваться в пространстве. Знакомя детей с малым теннисом, и объясняя принцип действия, я использую игру «Не промахнись» Ход игры: натягивается веревка, выше роста детей, к ней привязываются веревочки с прикрепленными теннисными шариками, дети встают парами, по разные стороны веревки и ракеткой отбивают мячик друг другу. Выигрывает тот, кто меньшее количество раз, промахнется по мячу за определенное время.

Игры с воланом просты, эмоциональны, развивают ловкость, быстроту, глазомер. На этапе обучения детей игре в бадминтон, я использую упражнение «Перебрось через площадку» (сетку, веревку). Ход игры: дети располагаются в шеренгу возле линии, определяется площадка, через которую нужно перебросить волан, оговаривается число подач. Выигрывает тот, кто  перебросил волан через площадку большее количество раз. Всегда с азартом дети играют в игру  «Поймай волан» Ход игры: двое игроков с ракетками располагаются напротив друг друга, водящий между ними. Игроки перебрасывают волан друг другу, водящий должен руками поймать волан в полете, если ему это удается, то водящим становится тот, чья была подача.

Фаворитами в зимний период, конечно, являются, хоккей и лыжи.

Элементы хоккея, упражнения с клюшкой без коньков любимая игра мальчишек зимой, выношу клюшки на улицу и сразу слышу крики «Ура!» Обожаем сбивать предметы с разного расстояния, или проводить шайбу до ориентира и обратно различными способами, забивать шайбу в ворота разной ширины. Лыжи  обязательный выносной атрибут в нашем детском саду. В каждой группе, начиная со среднего возраста, есть по 3-4 пары деревянных лыж, мини лыж для самостоятельной двигательной деятельности. Кроме физкультурных занятий на лыжах, ежедневно ребята катаются по желанию на прогулке, придумывают свои игры и состязания. Я обратила внимание на то, что обучая детей поворотам, подъемам и спускам гораздо интереснее и проще осваивать  на площадке покрытой свежевыпавшим снегом. Например, когда отрабатываются повороты переступанием, если проделать весь круг, получается «Солнышко», учимся  приставному шагу в сторону (подъему), получается широкая дорога и т. д. Детям нравиться творить даже с помощью лыж. Очень любят они скатываться с горки и звенеть в колокольчик, прокатываться на лыжах в ворота, кататься объезжая ориентиры.

Подвижные игры, в которые можно играть и дома 

Знаменитый ученый Эрик Берн написал «…весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть  и как в них играть».  

Это значит, что в определенный период жизни ребенка мы выбираем необходимую  для его развития игру.

«Кто соберет больше» Ход игры: разбросать по полу предметы различной формы и размера.  Ребенку (детям) предлагается собрать предметы с завязанными глазами  за определенный промежуток времени, можно собирать любые предметы, можно оговорить размер и форму. Выигрывает тот, кто соберет предметов больше.

«Не теряй равновесие» Ход игры: играющие встают друг напротив друга парами, на расстоянии вытянутых рук, ноги вместе. Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет одной или обеими ладонями по ладоням стоящего напротив. Можно уклониться от удара неожиданно разведя руки. Выигрывает тот, кто не сдвинулся с места.

«Шустрый зайка» Ход игры: игроки встают врассыпную и быстро перебрасывают мяч от одного к другому в произвольном порядке, водящий должен успеть перехватить мяч, если ему это удается, он бросает мяч в любого игрока и тогда тот становится водящим.

«Попади в бутылку» Ход игры: Поставьте бутылки с широким горлышком или стаканы рядом с каждым игроком, дайте каждому из них по 10 горошин. Игроки должны разжимать кулачки, в которых зажаты горошины, над бутылками и выпускать по одной горошине из кулачков так, чтобы попасть в бутылку. Выигрывает тот, у кого в бутылке окажется больше горошин.

«Кто дальше прокатит обруч» Ход игры: играющие стоят вдоль линии на расстоянии одного шага друг от друга. По сигналу каждый отталкивает обруч, догоняет его, снова отталкивает, не давая упасть. Выигрывает тот, кто оказывается дальше всех.

«Оттолкни и поймай» Ход игры: игроки делятся на пары, у каждой пары свой мяч. Один игрок сидит на корточках, второй стоит на расстоянии 2-3 метров от него. Сидящий ребенок отталкивает мяч стоящему, быстро встает, поворачивается кругом, ловит брошенный ему партнером мяч, снова принимает исходное положение. Игра повторяется 4-6 раз, после чего игроки меняются местами.

Читайте также:  Развитие гениальности у ребенка

«Поймай, не зевай» Ход игры: водящий стоит в центре площадки, игроки бегают врассыпную вокруг, водящий произносит имя одного игрока, подбрасывает мяч вверх и отходит в сторону, игрок, которого назвали должен подбежать и успеть поймать мяч. Поймавший мяч игрок становится водящим.

Не останавливайтесь, двигайтесь, творите, играйте, и вы сможете снова окунуться в детство, стать активнее и жизнерадостнее, а самое главное более близки и дружны со своими детьми.

Источник

              Роль спортивных игр в физическом воспитании детей    

                                             дошкольного  возраста.

          Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают  спортивные игры. В спортивных играх у детей развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, координация движения. В баскетболе совершенствуются навыки большинства основных движений, так как дети упражняются  не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Все виды движений дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А это способствует формированию у детей умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Разнообразные спортивные упражнения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему, укрепляют их костный аппарат, развивают дыхательную и сердечно —     сосудистую системы. Способствуют совершенствованию двигательной реакции детей, точности, сознательному воспроизведению движений во времени и в пространстве.

           Баскетбол — игра коллективная, где нередко возникают споры, конфликты, разрешать которые дети учатся в ходе игр. В спортивных играх создаются благоприятные условия для воспитания нравственно — волевых черт ребенка. Такие игры воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, выдержке. Общая цель — стремление всех игроков попасть мячом в корзину (ворота) — способствует развитию взаимопонимания. Элементы спорта помогают повысить  функциональные возможности детского организма. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия. Двигательные навыки, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе, позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

            Для оптимального решения задач обучения детей дошкольного возраста спортивным играм — баскетболу, футболу, волейболу и др.  в настоящее время особое значение приобретает использование подвижных игр.

Спортивные игры являются более сложной формой деятельности, по сравнению с подвижными играми. Следовательно, и влияние их на организм значительно шире. Для дошкольников предпочтительнее движение с частой сменой направления перемещения тела, что и лежит в основе игр с элементами спорта.

Организационно — методические рекомендации.

            Решающим условием успешного обучения элементам спортивных игр является рациональность избираемой методики, которая строится на основе учета возрастных особенностей детей и их интересов.

В зависимости от того, насколько будут учтены возрастные особенности и физические возможности дошкольников, упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.

Цель занятий со спортивными играми в ДОУ — ознакомление с определенным видом игры с мячом и основами ее техники, доступность детям старшего дошкольного возраста, выделение тех действий, которые дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач.

                 Основной задачей обучения игре в баскетбол является формирование определенных умений обращаться с мячом, затем следует научить обращаться с мячом, затем следует научить правильно держать мяч двумя руками на уровне груди.

Не менее важно научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста. Учитывая индивидуальные возрастные особенности ребенка, следует целенаправленно развивать и совершенствовать качества и особенности в ходе выполнения заданий требующих посильных физических и психических усилий.

Отличительная особенность обучения элементам спортивных игр в дошкольном возрасте — это ее эмоциональная направленность. Положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также повышает у детей  интерес к физической культуре. Разнообразие игровых  упражнений, подвижных игр увлекает детей настолько, что они иногда «забывают» о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно скорее. Так формируется осознанный интерес и мотивация к занятиям не только к спортивным играм, но и к физкультуре в целом.

             В основу методик и обучения спортивным играм положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения.

Читайте также:  Функции развивающей среды в развитии ребенка

Обучение элементам баскетбола протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Но особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Индивидуальный подход достигается  при подборе методов обучения и воспитания в независимости от уровня усвоения учебного материала каждого ребенка, при учете реакции на данную  физическую нагрузку. Обучение технике проводится постепенно, путем усложнения условий выполнения движений.

             Обучение дошкольников элементам спортивных игр целесообразно разделить на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе главными задачами являются: повышение общей физической подготовленности,  совершенствование общей выносливости, техники бега, улучшение состояния здоровья и работы всех функций и систем организма. Реализация этого этапа осуществляется в повседневной жизни дошкольников посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулках, во время самостоятельной  двигательной деятельности детей непосредственно во время физкультурных занятий и спортивных развлечений.

               Основной этап — этап непосредственного обучения элементам спортивных игр — баскетбола, футбола, волейбола. Основная и наиболее эффективная форма обучения дошкольников спортивным играм — занятия, которые целесообразно проводить в форме физкультурно — оздоровительного кружка у нас «Олимпионик». Элементы спортивных игр «Школа мяча»,»Юный футболист» или «Мы футболисты» может быть включен в программный обучающий материал на протяжении учебного года. Длительность 20 — 30 минут.

                Наличие такой структуры занятия позволяет педагогу рационально распределить учебно — тренировочный материал.

Для каждого занятия определяются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

                Вводная часть — это разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. В содержание вводной части включаются различные виды ходьбы и бега в разных направлениях, с остановкой по сигналу, перемещения приставными шагами, спиной вперед и т.д., задания на внимание, подготовительные игры. Продолжительность 1 части 3 — 5 минут.

               Содержание основной части разнообразно. Сюда входят ОРУ, подводящие упражнения при обучении техники спортивных игр, т. е. движения сходные по структуре с главными элементами техники того или иного движения.

Продолжительность основной части до 20 минут.

При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча в баскетболе подводящие упражнения играют важную роль.

                Например, при обучении броскам мяча в корзину первым подводящим упражнением является обычная передача мяча, затем выполнение передачи с высокой траекторией, далее передачи мяча через различные высоко расположенные препятствия (веревка, сетка) с попаданием в горизонтальную цель и, наконец, броски непосредственно в кольцо.

               Часто в играх с мячом возникает необходимость оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение. При этом иногда приходится рисковать любимой ролью в игре. Этому следует приучать детей.

              В качестве одного из тактических элементов во многих играх с мячом допускается (и даже поощряется) применение обманных действий. Они направлены на то, чтобы отвлечь внимание  противника путем ложных действий, с целью обыгрывания его. Дети 6 — 7 лет увлеченно выполняют такие действия с мячом и без мяча. Например, в игре «Охотники и утки», «Не давай мяч водящему».

                Заключительный этап — необходимо привести организм  ребенка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, спокойная игра и т. п.

Продолжительность заключительной части составляет 4 — 5 минут.

               Дошкольникам необходимо знать элементарные правила игры в баскетбол, футбол:

— Баскетбол — игра двух команд, в каждой из них по 5 игроков и несколько запасных;

— Один из игроков капитан;

— Игроки каждой команды стремятся в игре — забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.

— Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается пятиминутный перерыв.

— При попадании мяча в корзину команде дается 2 очка.

— Баскетбол — игра коллективная, и игроки относятся друг к другу с уважением, несмотря на дух соперничества и желание победить.

                 Участвуя в играх с элементами спорта, дети могут переживать и отрицательные эмоции. Если мы в процессе игр будем переключать отрицательные эмоции на действия, игра доставит ребенку чувство удовлетворения и радости, что будет способствовать снятию нервных перегрузок, напряжения.

Главное условие успешного обучения играм — многократное совместное повторение действий при условии частой смены работы и отдыха.

Источник