Роль сказки в развитии ребенка родительское собрание

Роль сказки в развитии ребенка родительское собрание thumbnail

Тема: «По страницам волшебства» (Роль сказки в жизни ребенка)

Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям  высокое предназначение сказки в воспитании и полноценном развитии ребенка.

Задачи: 

  •  расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;
  • стимулировать самообразование родителей;
  • прививать навыки читательской культуры;
  • воспитывать бережное отношение к книге.

Форма проведения: дискуссия.

Участники: воспитатели, родители.

Подготовка к собранию:

1. Организация выставки « Моя любимая сказка» 

2. Подготовка театрализованного представления по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок».

3. Изготовление памятки для родителей «Сказка-это важно»

4. Информационный стенд: «Зачем читать детям сказки?»

План проведения:

  1. Вступительная часть
  2. Театрализованное представление воспитанников по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок».
  3. Сказочная викторина для родителей

2.1«Угадай из какой сказки»

2.2 «Удивительные превращения»

2.3 «Сказочный герой»

          2.4 «Закончи фразу»

  1. Выступление воспитателя « Роль сказки в жизни ребенка» (сопровождается презентацией).
  2.  Награждение родителей медалями «Великий сказочник»
  3.  Анализ анкет
  4.  Решение собрания

Ход родительского собрания:

  1. Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами!

«И нельзя без сказок

Нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще нам найти

Слова для любимых деток или малыша».

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый  принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

Воспитатель. Тема нашей встречи — «По страницам волшебства»

(Роль сказки в жизни ребенка)

2.  Театрализованное представление воспитанников по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок».

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: Какое значение в жизни ребенка отводится именно сказке?

3.Сказочная викторина для родителей

Угадай из какой сказки:

 — Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

Глянул Иван-царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал.

Положил каравай на золотое блюдо, понес к отцу

                                          (  «Царевна-лягушка»  Русская  народная  сказка)

Королева издаёт приказ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. Злая мачеха отправляет падчерицу в зимний лес за подснежниками.

                                                                               («12месяцев»  С.Я.Маршак)

Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились в путь-дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат кости человеческие. Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

   («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Русская  народная  сказка)

  Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сынок маленький. — Дочка, дочка! — говорит мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек, а ты будь умна, береги братца, не ходи со  двора.  (« Гуси-лебеди» Русская  народная  сказка)

 Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая — Триглазка.    («Крошечка-Хаврошечка»)

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

 Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

 Гадкий утёнок (в лебедя).

 Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).

 Братец Иванушка (в козлёнка).

 Василиса Прекрасная (в лягушку).

 Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).

Старуха и её дочь в сказке «Двенадцать месяцев» (в собак)

Что за сказочный герой?

У этой героини не было матери, зато был отец и две сводные сестры.

Героиня умела и работать по дому, и танцевать до упаду.

Ее желание танцевать помогли осуществить не только добрая крестная, но и несколько мелких грызунов.

Из-за этих танцев правителю страны пришлось устроить смотрины всем девушкам государства.

Потому что на балу она потеряла свою туфельку из необыкновенного материала. (Золушка)

Этот герой был очень капризен, по вечерам он изводил любящую мамочку.

Его маме пришлось несколько раз сбегать к разным соседкам с одной и той же просьбой.

Он не любил тихих или очень громких песен.

Его легко было подловить на лесть и мягкие уговоры.

В результате этот мелкий грызун однажды был украден кошкой. ( Мышонок, С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»)

 Она с детства была привязана к цветам.

Ее мирную жизнь нарушило грубое вторжение земноводного.

Ее похитили, а затем отвергли из-за ее тонкой талии и двух прелестных ножек.

Но всё же ей удалось выйти замуж за принца…

… несмотря на желание мелкого грызуна выдать ее замуж за подземного обладателя роскошной шубы.  (Дюймовочка)

 Главный действующий герой:— глава небольшой крестьянской семьи.

Он трудолюбиво возделывал свой огород.

Благодаря огромному опыту и высокой квалификации он добился небывалого урожая.

Для сбора урожая усилия приложили все обитатели его дома.

Окончательный результат достигнут благодаря усилию мелкого грызуна.

(Дед, сказка «Репка»)

Судя по прозвищу, она когда-то перенесла оспу.

У нее было сразу два хозяина.

Свои непосредственные обязанности она порой выполняла с блеском!

Но самый дорогой результат ее усилий однажды уничтожил мелкий грызун.

Пришлось пообещать восполнить потерю, но уже в обычном варианте исполнения.( Курочка-Ряба)

С момента появления на свет он умел плавать.

Читайте также:  Ребенок инвалид развитие памяти

Он не любил, когда его воспитывали, но «воспитателей» в беде не оставлял.

Как и все дети, он был очень доверчив, верил мошенникам.

Он любил «страшные приключения», но однажды чуть жестоко не пострадал из-за мелкого, но свирепого грызуна.

А еще он был очень любопытен, и поэтому имел длинный нос. (Буратино, А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Закончи фразу:

В некотором царстве…(в некотором государстве).

 По щучьему велению…(по моему хотению).

 Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).

 Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).

 И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).

 Стали они жить — поживать…(и добра наживать).

4.  Выступление воспитателя « Роль сказки в жизни ребенка»

Роль сказок в жизни ребенка очень огромная. Сказка для ребенка — не просто фантазия, но особая реальность. Она помогает понять мир человеческих чувств, усвоить важнейшие нравственные понятия. Следя за перипетиями сюжета, маленький человек сопереживает героям и пытается упорядочить свои сложные чувства. В то же время он постигает смысл таких понятий, как добро и зло.
В большинстве сказок выражен вечный поиск счастья. Все подвиги богатырей, чудесные превращения героев и активность волшебных помощников — это лишь необходимые условия для его достижения.

Обретает счастье лишь тот, кто не останавливается ни перед какими трудностями.
Само построение сказки — выразительное противопоставление добра и зла, понятные по своей сути образы, динамика событий, доступные пониманию ребенка, результаты разных характерных поступков, многократные повторы — это делает сказку интересной и невероятно волнующей для малышей.

Развиваем фантазию:

Воображение малыша позволяет ему воспринимать фантастические сказочные образы как реальные. Он любит Деда Мороза и ждет от него новогоднего подарка, боится Бабы-Яги и жалеет Русалочку. Почему у него так ярко проявляется эта способность?

Детям не хватает жизненного опыта, и решать постоянно возникающие проблемы они могут только с привлечением фантазии. Они заменяют детям недостаток знаний, помогают уверенно чувствовать себя в нашем сложном изменчивом мире.
Детство, по мнению психологов, является определяющим периодом для формирования воображения. А чем успешнее оно развивается, тем легче ребенок овладевает школьными премудростями.

Умеет ли фантазировать ваш кроха? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, любит ли он слушать сказки?
Сказка активизирует воображение. Благодаря ей сознание ребенка не только обогащается новыми знаниями и представлениями, возникает главное — новое отношение к людям, событиям и явлениям.

Понять другого:

Отличительный момент многих волшебных сказок — элемент превращения. Оно может выступать в форме воплощения героя в другом человеке, животном или предмете. Важным является то, что в процессе таких превращений герой, оставаясь самим собой, приобретает дополнительные качества: может нырнуть на дно морское, соколом взмыть под небеса, серым волком рыскать по дремучему лесу и т.д. Именно в сказках малыш осваивает способность „вживания в мир другого человека». Это очень пригодится в дальнейшей жизни.

Благодаря сопереживанию и сочувствию другому человеку создается почва для терпимости, принятия его, жалости и любви к нему. Так преодолевается страх незащищенности и одиночества.
Особую роль играет в сказках мотив единения человека и природы. Пришедшая к нам из глубины веков, сказка отражает присущее человеку тех давних времен чувство общности с природой. Поэтому природа в сказке часто сочувствует героям, защищая и утешая их (злая ведьма утопила Аленушку в пруду, никто этого не заметил, только цветы стали вянуть в саду, деревья сохнуть, травы блекнуть). Из этого слияния с природой рождается любовь- жалость ко всему живому: растениям, животным, людям.

Сказкотерапия:

Чтение сказок, проигрывание сказочных сюжетов можно рассматривать как своеобразную терапию. В результате ребенок не только получает новые знания, приобщается к культуре разных народов, но и развивает свою фантазию, учится преодолевать свою неуверенность.

Сказки — прекрасный материал для стимулирования детского воображения и развития внимания. А родители могут помочь активизировать этот процесс. Например, когда малыш рассматривает сказочные иллюстрации, старайтесь обратить его внимание на детали.

Пусть он, к примеру, найдет на рисунке мышку, которая помогает тянуть репу. Такое занятие развивает внимание и формирует навыки чтения.

Можем сделать вывод из всего вышесказанного ,что :

«Сказка является таким же необходимым этапом развития ребёнка, как и игра.

А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель!»

4.Родители получают наградные медали «Великий сказочник»

5.Анализ анкет «Сказка в жизни ребенка»

6.Хотелось бы всем родителям дать добрый совет:

Хорошо если бы вы с малышом пробовали разыграть прочтенные сказки. Это может быть настольный театр, тогда для этого нужно придумать ширму, вырезать героев, смастерить домики или лесную полянку. Конечно, все это можно и купить, но совместная деятельность, полет фантазии и творчества «дорогого стоят». Пусть что-то получится не очень красиво, а «у Мишки нос кривой»  зато в этом будет Ваша душа и сердце.
А в 4-5 лет с детьми уже смело можно придумывать собственные сказки и разыгрывать их, наряжаться в костюмы, выбирать музыку, использовать грим и конечно приглашать на спектакль бабушек и дедушек.
Все в Ваших руках, дорогие родители.
Ловите момент, дети быстро растут…

    Читайте также:  Ребенок 7 лет отстает в развитии что делать

    1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

    _______________________________________________________

    2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

    ________________________________________________________

    3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

    ________________________________________________________

    4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

    __________________________________________________________

    5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

    __________________________________________________________

    6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

    __________________________________________________________

    7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

    __________________________________________________________

    8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

    __________________________________________________________

    9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

    __________________________________________________________

    10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?)_______________________________

    11. Есть ли любимый герой из сказки у Вашего ребенка? __________________________________________________________

    Источник

    Родительское собрание «Роль сказки в жизни дошкольника»

    Цель:

    — дать родителям знания о значении сказки в развитии ребенка;

    — дать рекомендации родителям, какие сказки нужно читать.

    — раскрыть возможность переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.

    Предварительная работа:

    — за 4-5 дней до начала родительского собрания проводилось анкетирование для родителей «Роль сказки в семье»;

    — заготовка буклетов и памятки.

    Повестка:

    1. Вступительное слово

    2. Роль сказки в воспитании детей.

    3. Викторина «Путешествие по сказкам»

    4. Подведение итогов года. Награждение родителей грамотами.

    5. Отчет о работе родительского комитета группы

    Решение

    Ход родительского собрания.

    Воспитатель: Здравствуйте, дорогие родители!

    Мы рады Вас видеть. Сегодня мы с Вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено нашей любимой русской народной сказке и называется оно «Роль сказки в воспитании детей»

    Уважаемые родители, несколько дней назад Вам было предложено заполнить анкету, где было 5 вопросов:

    1. Любит ли Ваш ребенок сказки?

    2. Читаете ли Вы сказки своим детям?

    3. Когда Вы читаете сказки ребенку?

    4. Какой любимый персонаж в сказке?

    5. Беседуете ли Вы с ребенком о прочитанной сказке?

    Подведем итоги:

    0 % ( человек) – ответили, что читают сказки своим детям;

    0 % ( человек) – ответили, что не читают сказки детям.

    2. Роль сказки в воспитании детей.

    Презентация

    Как правильно читать детям сказки.

    • Прежде, чем читать детям сказку — прочтите ее сами от начала и до самого конца.

    Во-первых, вы определитесь и решите стоит ли тратить время и читать ребенку сказку, в случае, если она вам не понравилась.

    Во-вторых, некоторые сказки могут содержать страшные или неприятные моменты, особенно, это касается современных вариантов известных сказок. Прислушавшись к этому совету, вы не прочтете на ночь детям сказку о смерти или отрубленных головах.

    • Читайте детям сказки соответствующие их возрасту. Только тогда они будут полезны и интересны малышам.

    • Сказка в воспитательных целях или «наказание» сказкой.

    Если ваш ребенок совершил плохой поступок или не хочет добросовестно выполнять свои обязанности — вместо нравоучений прочитайте ему соответствующую сказку.

    Например,

     «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;

     сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить —

    можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся

    найти выход из сложной ситуации;

     сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить;

     наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»,

    «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка»;

     страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»,

    хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.;

     трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается. Примером служат сказки: «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»;

     мудрость восхваляется в сказках: «Мужик и медведь», «Как мужик гусей

    делил», «Лиса и козел»;

     забота о близких поощряется в сказке «Бобовое зернышко».

    Читая детям сказку, акцентируйте внимание в нужных местах. Пусть ребенок прочувствует ситуацию и ваше отношение к ней, научится различать добро и зло.

    • Во время чтения сказки ведите диалог с детьми. Читая детям сказки, интересуйтесь их мнением. Спросите хорошо или плохо поступил главный герой. В конце обязательно узнайте у малыша понравилась ли ему сказка и чем именно. Подобные беседы учат детей думать и анализировать чужие и собственные поступки.

    • Перед тем, как прочитать ребенку финальную сцену, спросите у него, как на его взгляд должна закончиться сказка. Пусть малыш пофантазирует.

    • Сказка должна быть понятна детям. Читая детям сказку, отвечайте на их вопросы, заменяйте незнакомые слова на знакомые или объясняйте их значение (например, светлица, коромысло и т.д.).

    • Чаще читайте детям их любимые сказки, даже если вам они приелись. Любимая сказка есть у каждого ребенка. Такую сказку дети готовы слушать снова и снова, переживая каждый раз за ее героев, потому что отождествляют себя с ними. Если вы поймете почему ваш малыш любит именно эту сказку, то вы лучше постигните его внутренний мир.

    • Читайте детям сказки с картинками. Если сказка содержит иллюстрации — внимательно рассмотрите их вместе с ребенком. Обратите внимание малыша на мелкие детали, вплоть до жучков и светлячков где-нибудь в самом углу картинки. Это научит детей наблюдательности.

    • Сказки без картинок советуем начинать читать детям не раньше школьного возраста. Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему самому нарисовать иллюстрации к этой сказке. Возможно, это пробудит в нем скрытые таланты художника.

    • Если вдруг ваш ребенок не любит сказки — выберите ему сказку, по сюжету его любимого мультика (например, по Диснею).

    • Читая детям длинную сказку, разделите ее на несколько раз. Делайте паузы в самых интересных местах. Это вызовет дополнительный интерес ребенка.

    Читайте также:  Норма развития роста и веса ребенка 7 лет

    Воспользовавшись этими советами, вы сделаете чтение сказки более эффективным и передадите своему ребенку максимум полезной информации, приятных эмоций и своей любви. 

    И сегодня мы для вас приготовили викторину по сказкам.

    3.Викторина «Путешествие по сказкам»

    Взрослые делятся на команды с помощью цветных жетонов и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим жетонам. 
    (Команды: участники викторины получают  символы –«Умная  сова» и  «Кот ученый»)

    № 1 конверт желтый: «О какой сказке идёт речь?»
    Команда «Умная сова»
    1.В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.(Три медведя)
    2.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.(Доктор Айболит)
    3.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…(Гуси –лебеди)
    4. Свет мой, зеркальце, скажи…(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

    5.Сяду на пенёк, съем пирожок.(Маша и медведь)
    6.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.(Мойдодыр)
    Команда «Кот учёный»
    1.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.(Муха-Цокотуха)
    2.Свет мой, зеркальце, скажи…(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
    3.Не пей из копытца, козлёночком станешь.(Аленушка и братец Иванушка)
    4.Ещё пуще злится злая старуха…(Сказка о рыбаке и рыбки)

    5 Нам не страшен серый волк.(Три поросенка)
    6.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»(Мойдодыр)
    7.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.(Красная шапочка)
    8. Не ходите, дети в Африку гулять.(Айболит)

    2 конверт красный: «Сказочное лото»

    Кот: Я называю первое слово названия сказки, а вы отгадываете полное название сказки.

    Команда «Умная сова»

    Снежная…

    Аленький…

    Заюшкина…

    Гадкий…

    Красная…

    Команда «Кот учёный»

    Доктор…

    Крошечка…

    Царевна…

    Гуси…

    Мальчик…

    3 конверт оранжевый: «Песенки сказочных героев»
    Участникам команды необходимо вспомнить название мультфильмов, в которых звучат данные песни.

    — Песня Красной Шапочки
    -Песня Золушки
    -Песня из Простоквашино
    -Песня Буратино
    -Песня Бременских музыкантов
    -Чебурашка (Шапокляк)
    -От Улыбки (Крошка Енот)
    — Доктор Айболит

    -Кот Леопольд
    -Песенка Мамонтенка

    4 конверт синего цвета: «Живые картинки»
    (Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики,
    движений и жестов. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лисичка-сестричка и волк»)
    № 5 конверт розовый: «Назови сказку»

    hello_html_f89ccc9.jpghello_html_m6303dc8a.jpg

    hello_html_m1a8dec.jpghello_html_4d800867.jpg

    hello_html_m1d99713f.jpghello_html_22ab2b2c.jpg
    № 6 конверт зеленый: «Рыбалка»
    Помните, в “Сказке о рыбаке и рыбке” занятием старика было ловить неводом рыбу, мы тоже сейчас порыбачим. Рыбки, которых вы поймаете не простые, а с заданиями. Вспомните сказки известного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского.
    (По очереди выходят к доске, “ловят” рыбку и отвечают на вопрос из какой сказки эти слова, которые написаны на обороте. Кто правильно ответит, тот поймал рыбку).
    Отрывки из сказок:
    1. «Ох, нелегкая эта работа из болота тащить бегемота» ( «Телефон»)
    2. И принесли к нему зайку, такого больного, хромого, и доктор пришил ему ножки, и заинька прыгает снова. («Айболит»)
    3. «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед» («Тараканище»)
    4. «Вдруг из маминой, из спальни , кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой» («Мойдодыр»)

    5. « А лисички взяли спички к морю синему пошли, море синее зажгли. («Путаница»)
    6. «Скачет сито по полям, а корыто по лугам» («Федорино горе»)

    7. Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно; («Краденое солнце»)

    8Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!

    И поила я вас, И кормила я вас

    Не покиньте меня в мой последний час! («Муха-Цокотуха»)

    Подведение итогов, награждение победителей.

    4. Подведение итогов года. Награждение родителей грамотами

    Заканчивается  учебный год. Каждый из вас обратил внимание на то, как наши детки повзрослели и поумнели, заканчивается этот промежуточный период (средняя группа). Они уже не малыши, многое знают, многим интересуются, познают окружающий мир. Все чего они достигли -это заслуга прежде всего нашей с вами совместной работы. Наши дети — открытые, искренние, весёлые, любознательные. Дети хорошо адаптировались в группе, привыкли.  Атмосфера в группе сложилась тёплая и доброжелательная. С вашими детками очень интересно и приятно работать. Ребята показали себя с наилучшей стороны во время открытого занятия и праздничных мероприятиях. Мы выражаем всем вам, уважаемые родители, огромную благодарность за хорошее воспитание детей .

    Наша группа принимала активное участие в жизни всего д/с: конкурс чтецов, выставки «Дары осени», «Елка – колкая иголочка» , «Пуговичные фантазии».

    Нам хочется объявить вам благодарность за участие в жизнедеятельности детского сада, участие в мероприятиях и творческих конкурсах, за оказанную помощь в создании предметно — развивающей среды.

    Спасибо за то, что, не смотря на занятость, нехватку времени, находите в себе силы не поддаваться жизненным обстоятельствам, остаетесь неравнодушными к жизни группы и детского сада.

    Источник