Роль сказки в развитии ребенка дошкольного возраста

Алла Самарская
Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста

Недаром дети любят сказки,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца.

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Прекрасен сказок мир воздушный

К нему с младенчества привык

Мне мил и дорог простодушный

Животворящий их язык.

К. М. Фофанов

«Все мы родом из детства», — говорил Экзюпери. И если человек сохранил это волшебство и веру в красоту, доброту и справедливость, то это счастливый человек, который сможет сделать счастливыми близких. В.Берестов говорил: «Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Ребенку сказку расскажи, на свете правды больше станет».

Наши современные дети духовно опустошены, так как на смену книгам пришли компьютеры, мобильные телефоны, электронные игрушки. Дети получают больше информации, чем раньше, что приводит к стрессам, неврозам, страхам. Нередко в семьях подрастающее поколение воспитывается в потребительском духе, все для них. Нет уважения к труду. И чтобы этого было меньше. Нужно воспитывать любовь к сказке. Множество прекрасных книг, появившихся в последнее время, дает детям в основном информационные знания об окружающем мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека. Но разве можно научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к людям? А разве можно без сказки развить воображение, фантазию, желание мечтать у ребенка?

Очень мудрыми и щедрыми были наши предки и оставили нам великий дар в деле воспитания – сказку. Конечно, если не читают и не рассказывают сказок детям – это не трагедия для родителей, это – трагедия для ребенка. Классики в деле педагогики считают, что таланты воспитываются книгами и поощрениями. Родители великих людей не навязывали детям книги, они окружали ими детей с детства. Получать знания из книг – это длинный путь, требующий затрат души родителей, их усилий и любви к детям.

У детей, с которыми занимаются дома, читают, беседуют, нет комплексов, они смело высказывают свое мнение, рассуждают. А дети, обделенные вниманием родителей, замкнутые, не уверенные в себе, не умеют рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

В процессе чтения или придумывания сказки устанавливаются доверительные отношения, развивается речь ребенка и его фантазия, происходит знакомство с окружающим миром, ребенок учится общаться, а взрослые вспоминают свое детство. Ребенок учится сопереживать героям и верить в добро.

Воспитание детей сказками – довольно сложная задача. Надо учитывать особенности ребенка. Во всех сказках заложена народная мудрость. Там всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Знакомство со сказками помогает детям справляться с жизненными трудностями. Время несет свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает. Большинство детей представляет себя положительными героями сказки.

Фантазию ребенка нужно направить в нужное русло развития. Начать лучше со сказок, которые имеют простой сюжет. Сказка должна способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах. Сказка возрождает духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа!

Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства. С сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества. Народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности развития речевых навыков. Позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Устанавливать эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Как добрый, мудрый друг в жизнь входит сказка. Сказка – наиболее любимый детьми жанр. Язык сказок прост, поэтому доступен детскому пониманию. Сказочный сюжет способствует развитию воображения. Детям младшего возраста более понятны и доступны сказки, героями которых являются домашние и дикие животные. Сказка должна быть небольшой по объему, соответствовать возрасту ребенка, интересной и содержательной, динамичной и яркой. Важно видеть сказку как бы со стороны, самостоятельно проиграв ее, прожив ее сюжет. Я объясняю малышам,что:

1. Сказку можно нарисовать. Здесь рассматриваются иллюстрации к сказкам. Дети знакомятся с персонажами, находят их на картинках, называют их. При повторном просмотре дети включаются в рассказывание. Здесь я использую фланелеграф, пальчиковый театр.

2. Сказку можно разыграть при помощи кукол. Для этого использую кукольный, настольный театр. Маленькие дети легче воспринимают рассказ, чем чтение. Использование наглядного материала активизирует внимание детей. Способствует запоминанию ребенком текста.

3. В героев сказки можно переодеться (знакомство идет через драматизацию, где дети, переодеваясь, передают образ, характер, манеру поведения героя).

4. Сказка полна звуков. Слушая ту или иную мелодию, я направляю детейна образное восприятие: под эту мелодию представьте маленьких гномиков, которые живут в лесу. А вот послушайте – пролетела бабочка. Малыши, таким образом, без наглядного показа представляют сказочные персонажи. Слушая повторно мелодии, дети уже сами рассказывают: вот овечки, а вот кузнечик.

Сказка помогает общению, дает прекрасный образец русской речи, помогает ребенку овладеть русским языком. Начав знакомить детей со сказкой в младшем возрасте, необходимо продолжить работу с детьми среднего возраста, а затем и со старшими дошкольниками.

Рассказывание и сочинение – это искусство, которому нужно обучать. Дети учатся сочинять сказочные истории. Придумывание сказки – один из видов творческого рассказывания. Воспитатель направляет детей так, чтобы их повествование было интересно слушать. Помогает им, использует разнообразные приемы, забавные сюжеты, с помощью которых малыши становятся более активными участниками речевой ситуации. Тематика сказок может быть разнообразной.

Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев, кто знает сказочные слова и выражения. Помогают в этом занятия по развитию речи.

Литература:

1. Алексеевская Н. «Домашний театр». – М.: Лит. 2000

2. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» — М.: Просвещение. 2009

3. Трифонова Н. М. «Кукольный театр своими руками» — М.: Гольф. 2001

Источник

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь , бабушки пряли  и рассказывали сказки, поучительные истории,  в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней?  Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека» с «искаженным» внутренним миром, умеющим силой решать проблемы и с «отсутствием» сердца.  В нашей жизни мы часто встречаемся с различными проблемами, сложностями. Взрослые ищут пути решения их, а как же быть детям, чей жизненный опыт так мал? Что делать малышу? – Расскажите ему сказку! В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений, особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий, например судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома? ». Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.  По словам Белинского В.Г., в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

— красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые… » («Хаврошечка») ;

— картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост… » (Лисичка-сестричка и серый волк) .

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.  Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю.  Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека.  Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей.

Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен, он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней. Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. Сказка является универсальным развивающее – образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую речевую среду. Как справедливо отмечала Лебедева Ю.А., «любая сказка ориентирована на социально –педагогический эффект: «она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит» .  Флерина Е.А.  отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия, дети не любят плохого конца – герой должен быть удачлив, так как ребенок, как правило, ставит себя на его место, мысленно действует, борется с его врагами. Можно смело говорить о том, что сказкам принадлежит большая роль в развитии личности ребенка. Дети рано приучаются правильно оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону жизненных несоответствий. В каждой сказке ест мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усвоить морально – этические нормы поведения в обществе. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость их широкого использования в педагогической теории. Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

 Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение «слушать» формируется у дошкольников в процессе воспитания, при активном воздействии взрослого и достигает все более высокого уровня, по мере того, как развивается и совершенствуется мышление детей, обогащается их словарь, развивается воображение. Поэтому педагогика рассматривает воспитание детей средствами художественной литературы и устного народного творчества в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.  У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. В дошкольном возрасте происходит формирование способностей ребенка к восприятию и пониманию художественной литературы, и именно сказка готовит его к этому. Для того чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему, как к изображению реальных предметов и явлений. В сказке многие действующие лица попадают в самые необычайные положения, но все эти обстоятельства нужны лишь для того, чтобы показать истинные ,характерные свойства. Можно сказать, что сказка – это важное средство развития личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Общеизвестно воздействие сказки на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (Ушинский К.Д, Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Максаков А.И. и др.). Сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка.

Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и чувства. Значение сказки для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить. Сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок, важно лишь правильно понять их и правильно ими пользоваться. Известный итальянский сказочник Джанни Родари написал книгу «Грамматика фантазии», где описал приемы, способствующие развитию детей. Д. Родари подчеркивал, что «дети долго остаются в отношении сказок консервативными; они не хотят что – либо менять в них, настаивают на том, чтобы сказка рассказывалась одним и тем же образом и почти одними и теми же словами». Потом, по его мнению, наступает момент, когда рождается потребность в новых впечатлениях от старой сказки. И тогда дети придумывают для нее новый конец или наделяют героя новыми свойствами, что способствует развитию у детей связной речи, пониманию возможности подбирать слова со сходным или противоположным значением. Следует подчеркнуть, что чувственная сторона восприятия ребенком произведения ни в коей мере не умаляет роли языка и мышления и, тем более, художественного слова, которое ведет ребенка по линии чувственно – образного и абстрагирующего мышления. Леушина А.М. справедливо утверждает: «Наглядное представление о ситуации рассказа или сказки создается через понимание контекста, смыслового содержания слов и тех речевых конструкций, с помощью которых оформляет свою мысль автор или рассказчик. Так ребенок привыкает контекстную речь переводить на язык наглядных образов, и, обратно, наглядные образы своих собственных представлений и переживаний он тоже мало – помалу приучается выражать с помощью развернутой, структурно – оформленной контекстной речи». Таким образом, сказка создает у ребенка потребность в новой структуре речи, а ее форма дает необходимые для этого образцы, которые в ходе своего развития он осваивает. Флерина Е.А. также говорит о целесообразности использования сказок для развития связной монологической речи дошкольников. Она считает, что «лучшим образцом формы рассказывания являются русские народные сказки, на которых следует учиться как технике рассказывания, так и построению рассказа: четкая линия развития действия, ясная, простая структура, динамика в развертывании действия, небольшое количество действующих лиц, яркие, экономные и контрастные образы, ритмичность и звучность языка». Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут видны ее несомненные преимущества. Например, миф. Он тоже говорит на языке образов, но он пессимистичен, а дети не любят плохих концов, поэтому не воспринимают миф как рассказ о чем-то интересном и захватывающим. Мораль басни, ее нравоучительный характер больше подходит взрослому, а не ребенку. Дети понимают, что, например, делать так нельзя, но басня не дает ответа на вопрос «Почему?». В сказке же ясна причина, по которой следует руководствоваться тем или иным принципом. Если же сравнить сказку с реалистическим рассказом, то становится ясно, что он психологически неправдоподобен для ребенка, так как его мышление еще неподготовлено для восприятия реальности в чистом виде. Литературное произведение должно привлечь внимание ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами. Всем этим требованиям удовлетворяет только сказка. Дети, воспитанные на сказках, имеют больший словарный запас, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им.

Ребенок, работая со сказкой, в первую очередь удовлетворяет три основных базовых потребности (выделил И. П. Яничев) :

1. потребность в автономности (независимости) ;

2. потребность в компетентности (силе, всемогуществе) ;

3. потребность в активности.

Результатом удовлетворения этих потребностей служит формирование ряда качеств личности ребенка – дошкольника:

• стремление проявлять свое личное мнение, отстаивать свои интересы, взгляды;

• способность владеть инициативой в общении, управлять процессом, эмоционально откликаться;

• социальная компетентность.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. Уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.

Литература:

1.Зинкевич- Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству.Теория и практика сказкотерапию.- СПБ, 1988.

 2.Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ, 2002.

3. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. : — «Линка-пресс», 2002.-200с.

 4. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с. 80-83.

Источник