Роль сенсорного воспитания в умственном развитии ребенка
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками– многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.
Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент — игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием — особенность дидактической игры.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.
В моем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр:
Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Заштопай штанишки», «Найди окошко для фигурки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
Цвет: «Разноцветные ладошки», «Поможем ежику», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку», «С бельевыми прищепками», и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников. Роль дидактических игр и занятий по сенсорике в умственном воспитании детей несомненна.
Источник
Калинина Оксана
Консультация «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста»
Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста (из опыта работы)
Воспитатель первой квалификационной категории Калинина Оксана Валерьевна МБДОУ «Детский сад «Ромашка», с. Еланцы
Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запарожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорное развитие направлено на обучение более точно воспринимать предметы и их разнообразные свойства. С восприятия предметов и явлений начинается познание. Сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.
На этой основе выделяются следующие задачи:
Формирование у детей систем перцептивных действий
Формирование у детей систем сенсорных эталонов
Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т. е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.
Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:
Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
Три величины; большая, средняя, маленькая.
В сенсорном развитии, как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.
Требования программы по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2 лет:
ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;
ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);
собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;
соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть то, что рисует.
Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2до 3 лет:
ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
ориентироваться в трех и более контрастных величинах
собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой
в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии
В 2016-2017 году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет. Наблюдая и играя с детьми, я изучила сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.
В работе я наметила следующие условия для выполнения задач:
использование дидактических игр,
создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.
Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление.Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их,делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал.Использовала и игрысамоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону. Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям,а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому на следующий год пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим матрёшку», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Наряди матрёшку, детям предлагались матрёшки белого цвета в разноцветных платочках, но без платьица к празднику. И ребятам предлагалось подарить матрёшкам платье того же цвета, что и платочек. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.
Важным условием для формирования сенсорных способностей, является организация предметной развивающей среды. Предметная среда – это система условий, обеспечивающих полноту развития детской деятельности. При отсутствии ПРС реализация любой деятельности не принесет успеха. Нужно подбирать предметы, которые дети могли бы обследовать и активно действовать с ними. Известно, что создать интерьер и предоставить детям материалы недостаточно. Среда должна способствовать развитию ребенка, ведь она раскрывает свои возможности благодаря игре. Таким образом, организовав необходимую среду, умело используя материалы в играх, мы сможем развивать сенсорные способности детей. Именно воспринимая предметы и действуя с ними, через свои ощущения и впечатления ребенок познает мир. Начинает все более точно оценивать их качества и свойства.
Для этой цели создан в группе сенсомоторный уголок «Развивайка». В этом уголке есть дидактический стол с дидактическими играми и игрушками (пирамидки, кубики, рамки, вкладыши).Это дидактические игры: «Подбери цвет», «Посади цветок», «Найди пуговкам домик», игры с прищепками, бусинками, игры-шнуровки. Этот уголок способствовал развитию всех психических процессов в соответствии с возрастными особенностями детей, развитию мелкой моторики, стимуляции двигательной и речевой активности, снятию психоэмоционального напряжения и комфортного самочувствия, создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка, повышения мотивации к самостоятельной деятельности. Сенсорные игры чрезвычайно важны в раннем возрасте, они фундамент умственного развития и речи
Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения. Родители принесли платочки разного цвета, в которые с удовольствием наряжались девочки. Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т. д. Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал,предлагала детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т. д.»
Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.
Проводилась работа и с родителями с использованием различных форм и методов. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Совместно с психологом провели мастер-класс «Пока мама на кухне», где в практической деятельности родители познакомились с играми по развитию мелкой моторики. Были предложены варианты игр, оборудования для развития моторики и речи малышей.Родители приняли активное участие в пополнении среды группы: приобрели новые игры, сшили красивое постельное белье, принесли аттрибуты для уголка ряжения, папы сделали бизиборд. Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.
В конце учебного года (2017-2018) вновь была проведена диагностика, которая проводилась по основным показателям, предложенным Е. Б. Волосовой в книге «Развитие ребенка раннего возраста». Проведенная диагностика показала большой скачок знаний и умений к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания.Средний балл повысился по сравнению с прошлым годом и составил: 80% детей знают основные цвета, 75% детей знают оттенки (три цвета, 50% детей различают форму предметов, могут определить величину и назвать её(большой-средний-маленький, у 55% детей развиты простейшие конструкторские умения. Низкий показатель по знаниям геометрических фигур, зато дети хорошо различают объёмные фигуры — шар, куб и кирпичик (58%).
Организуя игры с детьми,следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.
На примере своей работы показала, что сплоченная работа педагога, родителей и детей дала возможность сформировать представления о сенсорных эталонах. Результаты её деятельности наглядно подтверждают целесообразность и результативность комплекса разработанных и применяемых дидактических игр, направлен на сенсорное воспитание и позволяют утверждать о наличии тесной взаимосвязи между игровой деятельностью дошкольников и развитием представлений о сенсорных эталонах цвета, форма и величины.
Источник