Роль семьи в развитии ребенка старшего дошкольного возраста
«Роль семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста»
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены,
отца и матери» В. А. Сухомлинский
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Воспитание детей, формирование личности ребенка, с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.
По мнению известного педагога Сухомлинского В. А., взаимоотношения между отцом и матерью — это основная модель поведения, которая станет путеводной звездой в жизни человека. Когда в семье появляется маленький человечек, родители должны понимать свою основную задачу по отношению к нему. Она сводится не только к необходимости кормить и одевать малыша, но и к тому, чтобы дать ему достойный старт в будущую долгую жизнь. Полноценное воспитание дошкольника невозможно без одновременного участия семьи и дошкольного учреждения. Поэтому их взаимодействие просто необходимо. Главное, чтобы воспитательные методы не противоречили друг другу.
Воспитания и обучения человека возможно в течение всей его жизни, но не в той интенсивности, которая присутствует в дошкольные годы. В семье ребенок получает первые навыки общения, учится любить, уважать, сочувствовать, радоваться. Именно семья способствует развитию и содержанию эмоционального и социального уровней ребенка. Здесь формируется нравственный опыт маленького человека.
Общение в семье способствует формированию мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
Стили воспитания
Семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания. Сами того не осознавая родители создают свою модель воспитания в семье. Однако эти модели не уникальны. Специалисты давно классифицировали их. Можно выделить 4 стиля воспитания, которые имеют свои особенности и по-разному отражаются на личностном развитии ребенка: авторитарный стиль, попустительский, авторитетный, гиперопека.
Авторитарный стиль
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявить инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
Последствия
Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:
2 вариант – развитие деспотической личности:
Рекомендации родителям:
— Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания.
— Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
— Старайтесь говорить доверительным тоном, эмоционально.
— Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним оговорены и приняты обеими сторонами (родителями и ребенком).
— Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям.
— Необходимо оставлять за ребенком право выбора друзей, одежды,
музыки и т. д.
— Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
— Станьте терпимее к недостаткам детей. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.
Попустительский стиль
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
Последствия:
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – свободный, но безучастный:
— самостоятельность
— неспособность к близости и привязанности;
— безучастность в отношении близких — отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
— мало «душевного тепла».
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
Рекомендации родителям:
— Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
— Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребёнка.
— Проявляйте «душевную теплоту».
— Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
Авторитетный стиль
При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность.
Основные характеристики этого стиля:
— взаимопринятие («Я принимаю ребенка таким, какой он есть, но в то же время, не приношу себя в жертву, а даю понять ребенку свои правила, свое право на свободное время и общение с другими членами семьи);
— взаимоориентация.
Последствия
При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерно:
— Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
— Инициативность и целеустремленность.
— Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
— Способность договариваться, находить компромиссные решения.
— Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.
Рекомендации родителям:
Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!
Гиперопека
В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания.
Последствия
При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – «домашний деспот»;
2 вариант – зависимая личность:
— безынициативность, беспомощность;
— зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;
Рекомендации родителям:
— Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.
— Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.
— Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы.
— Стимулируйте общение со сверстниками.
В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. Потому что морально-психологический климат семьи — это школа отношений с людьми.
Влияние стилей воспитания на формирование самооценки у детей
Семья имеет решающее значение для детского успеха, является источником передачи опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.
В старшем дошкольном возрасте на этапе предшкольного образования начинает складываться самооценка – обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе (Л.С. Выготский). Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, детско-родительские отношения, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми.
В.Сатир («Как строить себя и свою семью») ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Такие отечественные психологи, как Л.С. Выготский,
П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материнского и духовного производства.
В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.
Влияние семьи на самооценку ребенка сегодня намного актуальнее, нежели ранее. Это, прежде всего связано с изменениями в социальной, политической, экономической сферах нашего общества. Но проблемы во взаимоотношениях детей и родителей возникают не только в неблагополучных семьях, им подвержены и вполне нормальные. В процессе жизнедеятельности семьи возникает множество различных ситуаций, в результате которых появляются трудности в отношениях между детьми и родителями.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта для детей, демонстрируют определенные способы и модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Так, в зависимости от того, какой стиль воспитания применяется родителями в семье, у ребенка формируется та или иная самооценка.
По мнению М.И. Лисиной, в тех семьях, где доминирует демократический стиль воспитания, то есть учитываются интересы ребенка, у него формируется высокая адекватная самооценка. Демократический стиль отличается гибкостью
(«стиль согласия»). Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются
к мнению детей, уважают их позиции, развивают самостоятельность суждений.
В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку
(«стиль подавления»). В результате этого формируется низкая (заниженная) самооценка. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними
не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, не редко наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в будущем. В семьях, где родители постоянно порицают ребенка, ставят перед ним завышенные задачи, ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой.
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе, что способствует формированию завышенной неадекватной самооценки.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, которые его воспитывают.
При несоответствии оценки и ожиданий в семье возрастным и индивидуальным особенностям ребенка возможно формирование у него искаженных представлений о себе.
Переживая недоброжелательное отношение к себе, ребенок ищет любые формы признания и понимания. Не находя их, он проявляет агрессию. При чрезмерных требованиях, предъявляемых ребенку, он ищет возможность делать запретное «исподтишка», а при проявлении гиперопеки («сверхзаботы») осознает, что не может самоутвердиться. И при авторитарном стиле воспитания, и при гиперопеке ребенок испытывает чувство тревожности, страха, вины. В результате формируется неадекватная самооценка.
Порой родители заранее формируют у себя представление о том, каким должен быть их ребенок в идеале, а, когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это,
не замечая достоинств, которые просто не были включены в их родительские планы. Чтобы у ребенка сформировалась адекватная самооценка, следует замечать достоинства, открывать в ребенке ему присущие черты.
Похвала и критика тоже должны иметь разумные границы. Не стоит хвалить все, что делает ребенок, но и ругать за все подряд – тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребенок начнет избегать общения с родителями.
Дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека. В свою очередь развитие самооценки
в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит от детско-родительских отношений, которые сложились в семье.
Уважаемые родители! Помните, что семейный очаг — это место рождения и основная среда обитания ваших детей, а связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Чтобы ребенок, чувствовал себя благополучно, в семье должна присутствовать доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Список литературы :
- Авдеева Н.Н., Силвестру А. И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. – М., 1977.
- Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. – 1998. — № 1.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. – М. : Воронеж, 1997.
- Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста. М., 1980.
- Лисина М.И., Силвестру А.И. психология самосознания у дошкольников. – Кишенев: Штиинце, 1983.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
- Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. – М., 2000.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — Н-ск., 1985.
Источник
Надежда Мызникова
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
«Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»
Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.
Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях.
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.
Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.
Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.
Потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования, от воздействия окружающих людей, прежде всего — близких взрослых.
Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик — заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.
В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.
В первые 5 лет у человека формируется самое важное — структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности.
Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.
Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с другими людьми.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
В условиях семьискладывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных, семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.
Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.
Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т. д., и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.
Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.
Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» — спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.
Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.
Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.
Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
Родители могут помочь формированию таких навыков как: развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, вырезать картинки, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Для ребенка это необходимо не только на специальных занятиях в саду, но и в самостоятельной деятельности ребят дома. Ведь родители являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах.
Развитие интеллектуальной сферы будет проходит наиболее продуктивно, если сформированы такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание любознательность и т. д.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое,то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
В работе с родителями в нашем детском саду используются разные направления, формы и методы взаимодействия.
Направления:
— нравственно-патриотическое (совместные экскурсии к достопримечательностям нашего поселка; участие в параде, праздниках, ярмарках и других значимых мероприятия,
— физкультурно-оздоровительное (организация и участие в семейных спортивных праздниках, викторинах, ознакомление с нетрадиционными методами оздоровления и изготовление массажных ковриков и мобильных тренажеров,
Формы взаимодействия подразделяются на
— коллективные,
— индивидуальные
— наглядно-информационные.
1.Коллективные:
— Родительские собрания по проблемам воспитания детей,
— Круглые столы, дискуссии;
— Совместные досуги,праздники:
подготовка детей, изготовление костюмов и атрибутов, украшение зала;
— Участие родителей в различных выставках,
детского творчества, творчества взрослых, совместного творчества (по правилам пожарной безопасности, по ПДД, сезонные выставки; рисунки к сказкам, к праздничным датам, тематические).
— Организация дней открытых дверей.
— Выпуск стенгазет (к праздничным датам, о мероприятиях детского сада)
— Создание альбомов в центры развивающей среды («Мое маленькое лето»)
2. Индивидуальные.
— Внеплановые индивидуальные беседы;
— Рекомендации по изучению педагогической литературы;
— Рекомендации по использованию методических пособий;
— Консультации специалистов детского сада;
3. Наглядность.
— Рекламно-информационный стенд;
— Подборка лекций педагогов-специалистов;
— Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
— Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
— Подарки и приглашения к праздникам.
Эффективна и необходима работа с родителями по образовательной области «Труд»
Трудовое воспитание является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Отношения со взрослыми должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. Поддерживается любое проявление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.
Советы родителям:
¦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
¦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
¦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
¦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
¦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
¦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.
¦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!
Источник