Роль семьи в развитии личности ребенка курсовая работа

Роль семьи в развитии личности ребенка курсовая работа thumbnail

Федеральное
агентство по образованию 
РФ  
ГОУ
ВПО
Московский
государственный гуманитарный
университет
 
имени М.А.
Шолохова

Педагогический 
факультет  
кафедра Теории и методики
воспитательной работы

Курсовая 
работа

 
по дисциплине: «Социальная
педагогика»  
на тему: «
Роль семьи
в развитии личности
»

Выполнила:  
студентка 3 курса  
очно-заочного отделения  
специальность:  
«Социальная педагогика»  
_______________________

Проверила:  
кандидат педагогических  
наук, доцент  
______________ Фарниева М.Г.  
«___» _______________ 2011 г.

Москва
2009


Содержание:
 
 


Введение

    Каждый 
человек в современном социуме неразрывно
связан с другими людьми, с обществом.
Эти связи, выступая в качестве условий
и обстановки его жизнедеятельности, формируют
его духовный и нравственный мир, его поведение.
Важнейшее место в этом процессе принадлежит
семье – первому коллективу, который дает
человеку представления о жизненных целях
и ценностях, о том, что нужно знать и как
надо или не надо себя вести. В семье юный
гражданин получает первые практические
навыки применения этих представлений
во взаимоотношениях с другими людьми,
усваивает этические нормы, которые регулируют
поведение в различных ситуациях повседневного
общения. Объяснения и поучения родителей,
их пример, весь уклад в доме, семейная
атмосфера, традиции вырабатывают у детей
привычки поведения и критерии оценки
добра и зла, допустимого и порицаемого,
справедливого и несправедливого.

    Семья
представляет систему социального 
функционирования человека. В идеале она
должна обеспечивать экономическую, социальную,
физическую безопасность своим членам;
проявлять заботу о младших, престарелых
и больных; создать условия для их социализации
и адаптации, объединяя всех чувством
любви, общности.

    В
действительности мы видим кризис семьи,
который проявляется в снижении ее педагогического
потенциала, ухудшении качества и содержания
семейного воспитания. Семья должна воздействовать
на процесс социализации детей не только
фактом своего существования, но и благоприятным
морально-психологическим климатом семьи,
что не всегда проявляется в современном
мире.

    Концепция
модернизации российского образования
на период до  
2010 года подчеркивает исключительную
роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены
в статьях 38, 43 Конституции Российской
Федерации, главе 12 Семейного кодекса
РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона РФ «Об образовании».

    Семьи
бывают совершенно разными. В зависимости 
от состава семьи, от отношений в 
семье к ее членам и вообще к окружающим
его людям у человека формируется собственное
мировоззрение: формирует свои взгляды,
свое отношение к окружающим. Отношения
в семье влияют также на то, как человек
в дальнейшем будет строить свою карьеру,
по какому пути он пойдет.

    Семья
может выступать в качестве как 
положительного, так и отрицательного
фактора воспитания; никакой другой
социальный институт не может потенциально
принести столько пользы, а также нанести
столько вреда в воспитании детей, сколько
может сделать семья.

    Именно 
в семье индивид получает первый
жизненный опыт, делает первые наблюдения
и учится вести себя в различных 
ситуациях. Очень важно, чтобы то,
чему родители учат ребенка, подкреплялось
конкретными примерами, чтобы он видел,
что у взрослых теория не расходится с
практикой; в противном случае он начнет
подражать отрицательным примерам родителей,
у которых слова расходятся с делом. Марк
Фабий Квинтилиан, известный римский оратор
и педагог, отмечал важность семейного
воспитания и осуждал родителей за недооценку
периода детства для становления личности
взрослого человека. Он считал, что ребенок
очень восприимчив, и в нем легко укореняется
как все хорошее, так и дурное.

    В
связи с особой воспитательной ролью 
семьи возникает вопрос о том,
как сделать так, чтобы максимизировать 
положительное влияние семьи и минимизировать
отрицательное на поведение развивающейся
личности. Для этого необходимо четко
определить внутрисемейные социально-психологические
факторы, имеющие воспитательное значение.

    Проблема 
влияния семьи на становление 
личности была и остается одной из важнейших
проблем педагогики, социальной психологии
и других наук. В данной работе попытаемся
раскрыть эту тему и выявить, каким образом
и насколько семья влияет на развитие
личности.

    Цель 
работы: выявление степени влияния семьи
на становление и развитие личности ребёнка.

    Объект 
работы: семья как социально-психологическая
категория. Предмет
работы: процесс развития личности под
влиянием семьи и семейных отношений.

Читайте также:  Как украсить комнату для развития ребенка

    Степень
разработки: данная тема была рассмотрена
и разработана такими авторами, как Ю.П.
Азаров, Г.М. Миньковский, Р. Кэмпбелл,  
М. Земска, А. А. Бодалев, В. Я. Титаренко,
С. Кратохвил, В. Таман,  
Л. Беньямин, Э. Арутюнянц, А.С. Спиваковская,
Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, Е.А. Личко,
И.С.Кон, Л. Ковар, Е.Т.Соколова, Г.С. Когарян,
А.С. Когарян, М. Мид, Б.Ланин, Ж. Ванье, И.В.
Бестужев-Лада и другие.

    Для
реализации поставленной цели были определены
следующие задачи:

  • определить
    значение понятия «личность»
  • конкретизировать
    и уточнить понятие семьи и ее значения
    в становлении личности ребенка
  • определить
    цели семейного воспитания;
  • проследить
    влияние различных типов семейных взаимоотношений
    на развитие личности ребёнка;
  • выявить типичные
    ошибки семейного воспитания

    Для
решения данных задач необходимо определить
внутрисемейные социально-психологические
факторы, имеющие воспитательное значение,
сказать о традиционных ошибках семейного
воспитания, их последствиях и способах
их исправления.


Основная 
часть

Человек,
индивид, индивидуальность,
личность

    Прежде 
чем начать говорить о влиянии 
семьи на воспитание и развитие личности,
необходимо уточнить само понятие «личность».
Начнем с того, что разведем, такие,
казалось бы схожие, на первый взгляд,
понятия как «человек», «индивид», «индивидуальность»,
«личность». В чем различия между этими
понятиями?

    «Человек»
– это живое существо, обладающее даром
мышления и речи, способностью создавать
орудия и пользоваться ими в процессе
труда, представляющее собой единство
физического и духовного, природного и
социального, наследственного и приобретенного  
(Л.П. Крившенко).

    Понятие
«индивид» предполагает лишь принадлежность
к человеческому роду и не включает конкретных
социальных или психологических характеристик.

    Человек
как индивид представляет собой 
природный организм, предстает в 
своих природных, биологических 
особенностях, это телесное бытие 
человека, являющееся предпосылкой становления 
психического. Индивид, по А.Н. Леонтьеву,
— это, прежде всего генотипическое образование.
Понятие «индивид» выражает неделимость,
целостность и особенности конкретного
субъекта, возникающие на ранних ступенях
развития жизни. В понятии индивида содержится
указание на подобие человека всем другим
людям, на его общность с человеческим
родом. Человек как индивид является продуктом
филогенетического и онтогенетического
развития. Природные, телесные свойства
человека составляют предпосылку и условия
развития его внутреннего мира, формирования
специфически человеческих способностей.

    Тогда
как понятие «индивидуальность»
обозначает совокупность унаследованных
и выработанных в процессе онтогенеза
физических и психических особенностей,
отличающих данного индивида от всех остальных.
Проявляется индивидуальность в чертах
характера и темперамента, в эмоциональной,
интеллектуальной и волевой сферах, в
интересах, потребностях и способностях
человека. Индивидуальность всегда есть
индивид с комплексом природных свойств,
хотя не всякий индивид является индивидуальностью:
для этого индивиду нужно стать личностью.

    Однако 
индивидуальность нельзя определить лишь
в качестве неповторимости единичного
феномена – человеческого существования.
В естествознании накопилось много 
фактов, доказывающих существование 
неповторимости каждого человека даже
на молекулярном уровне. Неповторимость
феноменов обнаружена в рисунке узоров
кожного покрова, в тембре голоса, связанного
с конституциональными особенностями
человека, в треморе разных двигательных
систем, включая двигательный аппарат
глаза, неповторимость частот биоэлектрических
ритмов головного мозга и возможность
опознания человека по электроэнцефалограмме.

    На 
вопрос, что такое личность, ученые
отвечают по-разному, и в разнообразии
их ответов, а отчасти и в расхождении
мнений на этот счет проявляется многогранность
и сложность самого феномена личности.
Наличие и сосуществования множества
разных определений личности, имеющихся
в литературе, заслуживает того, чтобы
учесть его в поисках глобального определения
личности.

    Личностью
принято считать человеческий индивид
как продукт общественного развития, субъект
труда, общения и познания, детерминированный
конкретно-историческими условиями жизни
общества. По мнению выдающегося психолога
А.Н. Леонтьева, личность есть относительно
поздний продукт общественно-исторического
и онтогенетического развития человека.

    По 
мнению В.А. Петровского личность – 
это индивид как субъект социальных
отношений и сознательной деятельности;
система обусловленных жизнью в 
обществе отношений, субъектом которых
он является; «идеальная представленность»
индивида в жизнедеятельности других
людей, в том числе и за пределами их наличного
взаимодействия, как результат активно
осуществляемых человеком смысловых преобразований
интеллектуальной и аффективно-потребностной
сфер личности других людей.

    Ю.М.
Орлова определяет личность, как психическое 
образование, программирующее поведение 
человека в соответствии с требованиями
культуры данного сообщества.

    В
социологии личность определяется как 
системное качество индивида, определяемое
его включенностью в общественные отношения
и проявляющееся в совместной деятельности
и общении; как субъект социальных отношений
и сознательной деятельности (Ю.Г. Волков).

Читайте также:  Значение семьи для развития ребенка

    Понятия
«личность» и «индивидуальность» фиксируют 
разные стороны, разные измерения духовной
сущности человека.  
С.Л. Рубинштейн утверждал, что индивидуальные
свойства личности – это не одно и то же,
что личностные свойства индивида, т.е.
свойства, характеризующие его как личность.
Используя слово «личность», подчеркивают
ее деятельную представленность в глазах
других людей. Говоря об индивидуальности,
имеют в виду качества самостоятельной
самости. «Если личность – «вершина» всей
структуры человеческих свойств, — писал
Б.Г. Ананьев, — то индивидуальность – это
«глубина» личности и субъекта деятельности».
Ю.М. Орлов считает, что «индивидуальность
– это сверхличностное психическое образование,
которое управляет поведением и мышлением
человека в соответствии с высшими ценностями
и снимает противоречие культуры и свободы
человека». [9, с. 111]

    Если 
личность – это определенность позиции 
человека в отношениях с другими,
то индивидуальность – это определение 
собственной позиции в жизни,
сама определенность внутри самой своей 
жизни  
(Г.М. Коджаспирова).

    Сопоставляя
понятия «человек», «индивид», «личность»,
«индивидуальность», можно сделать вывод,
что индивидом – рождаются, личностью
– становятся, индивидуальность – отстаивают.

    Превращение
индивида в личность, обладающую чертами 
социальности и индивидуальности, происходит
не автоматически, а в результате довольно
длительного периода становления, который
требует определенных условий (питания,
ухода, заботы, поддержки, наставничества
и т.д.), и определяются воздействующими
на человека факторами.

 
Развитие 
личности и факторы,
влияющие на него

    Неотъемлемыми
свойствами человека являются динамичность
и незавершенность. Эти характеристики
его природы представляют интерес для
различных наук, которые исследуют и закономерности
процесса изменения вида Homo
sapiens
в целом, и особенности развития
отдельного человека. В первом случае
пользуются не столько термином «развитие»,
сколько терминами «эволюция» и «филогенез».
Во втором – синонимами «развития» являются
термины «онтогенез», «становление», и
др.

  • Страница 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Следующая »»

Источник

Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА………………………………………… 7

1.1. Психологический климат семьи и его влияние на формирование

личностных качеств ребенка……………………………………………………… 7

1.2. Роль родителей в жизни ребенка…………………………………………… 12

1.3. Значение стиля воспитания в развитии личности ребенка…………………14

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В

ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА……………………………………18

2.1. Методика исследования……………………………………………………..18

2.2. Описание выборки……………………………………………………………18

2.2. Диагностика родительского отношения…………………………………… 19

2.3. Диагностика психологического развития детей на основе наблюдения… 27

2.4. Рекомендации……………………………..…………………………………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 34

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………37

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Среди всех гениальных изобретений человечества одно из ведущих мест занимает семья — группа людей, которая состоит из мужчины, женщины, детей и других близких родственников, которые живут вместе . Именно она является тем могучим социальным феноменом, который чаще всего объединяет людей в семейное гнездо на основе брачных и кровных взаимосвязей. Поэтому недаром говорят: когда крепкая семья, то и сильное государство.

Осуществляя семейное воспитание, родители создают условия для полноценного физического и психического становления личности, обеспечения ребенку чувства защищенности, равновесия, доверия, формируют активное, заинтересованное отношение к окружающей среде. С семьи начинается дорога и к школе.

Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития психологии существенно вырос интерес к семье. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности. Актуальным является влияние семьи на развитие личности ребенка, ведь семья для ребенка является источником самых разнообразных эмоций и переживаний.

Семья — это определенный морально — психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, о почтенном отношении к духовным и материальным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувство любви, дружбы, справедливости. По своей природе семейное воспитание основано на чувствах. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что «проводником» его является родительская любовь к детям, что вызывает соответствующие чувства детей к родителям .

Читайте также:  Наука изучающая развитие ребенка это

Стиль семейного воспитания влияет на весь путь подрастающего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности: интеллектуально — познавательную, трудовую, целостно-ориентированную, игровую, свободного общения. Семейное воспитание имеет даже широкий временной диапазон влияния: оно продолжается на протяжении всей жизни человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Отношения благосклонности, которые возникают в семье, составляют не только основу будущих взаимоотношений ребенка с людьми, но и способствуют снижению чувства тревоги, которые возникают у ребенка в новых или стрессовых ситуациях. Главная функция семьи — обеспечение базисного чувства безопасности, гарантируя безопасность ребенке при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования .

Список использованной литературы

1.Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полол. — Ростов — на — Дону; Феникс, 2008. – 312 с.

2.Алексеенко Т., Назаренко А. Повлиять на ребенка, как? Семейное воспитание // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 2. — С. 10 — 11.

3.Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. (Психолого — педагогические очерки).

  • М.: Педагогика, 2002. — С. 158 — 169.

4.Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Составитель и научный редактор В.С.Мухина. — М.: Академия, 2009. — 256 с.

5.Воспитательный потенциал семьи в современных условиях. — К.: Государственный институт проблем семьи и молодежи, 2009. — С. 144-146.

6.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии; СПб.: Союз, 2009. – 203 с.

7.Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С.186-187.

8.Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 2008. — С. 121-131.

9.Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. — М.: Наука, 2006. — С. 53-84.

10.Дружинин В.Н. Психология семьи. — М.: Наука, 2006. – 434 с.

11.Зеньковский В. Активность ребенка. Игры детей. Развитие волы. Развитие привычек / Зеньковский В. Психология детства. Екатеринбург, 2005. — 204 с.

12.Зиновьева М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие мировоззрения у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 1 — С. 37-46.

13.Кулик Л. А., Берестов Н.А. Семейное воспитание. — М.: Просвещение, 2009. — С. 82-84.

14.Макаренко А. С. Книга для родителей. — М.: Педагогика, 2008. — 300 с.

15.Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. — М.: Сфера, 2007. – 550 с.

16.Практическая психодиагностика. Методы и тесты: Уч. Пособие / Под редакц. Райгородского Д.Я. — М.: Самара, 2008. — 672 с.

17.Психология человека вот рождения к смерти / Под. редакц. А. А. Реана. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 614 с.

18.Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Мат-лы межд. конгр. / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. — М.; Кострома, 2001. — С.355-358.

19.Сапоровская М.В. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. — Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. — Вып 1. — С.102-120.

20.Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб.: Ювента, 2009. — 284 с.

21.Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения.//Вопросы психологии. — 2009. — № 3. — С.3-14.

22.Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М.: Изд-во МГУ, 2007. – 356 с.

23.Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — С.165-170.

24.Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. — 2002. — № 3-4. — С. 7-13.

25.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.

Роль семьи в развитии личности ребенка курсовая работа

Источник