Роль семьи в развитии личности ребенка курсовая

Федеральное
агентство по образованию 
РФ  
ГОУ
ВПО
Московский
государственный гуманитарный
университет
 
имени М.А.
Шолохова

Педагогический 
факультет  
кафедра Теории и методики
воспитательной работы

Курсовая 
работа

 
по дисциплине: «Социальная
педагогика»  
на тему: «
Роль семьи
в развитии личности
»

Выполнила:  
студентка 3 курса  
очно-заочного отделения  
специальность:  
«Социальная педагогика»  
_______________________

Проверила:  
кандидат педагогических  
наук, доцент  
______________ Фарниева М.Г.  
«___» _______________ 2011 г.

Москва
2009


Содержание:
 
 


Введение

    Каждый 
человек в современном социуме неразрывно
связан с другими людьми, с обществом.
Эти связи, выступая в качестве условий
и обстановки его жизнедеятельности, формируют
его духовный и нравственный мир, его поведение.
Важнейшее место в этом процессе принадлежит
семье – первому коллективу, который дает
человеку представления о жизненных целях
и ценностях, о том, что нужно знать и как
надо или не надо себя вести. В семье юный
гражданин получает первые практические
навыки применения этих представлений
во взаимоотношениях с другими людьми,
усваивает этические нормы, которые регулируют
поведение в различных ситуациях повседневного
общения. Объяснения и поучения родителей,
их пример, весь уклад в доме, семейная
атмосфера, традиции вырабатывают у детей
привычки поведения и критерии оценки
добра и зла, допустимого и порицаемого,
справедливого и несправедливого.

    Семья
представляет систему социального 
функционирования человека. В идеале она
должна обеспечивать экономическую, социальную,
физическую безопасность своим членам;
проявлять заботу о младших, престарелых
и больных; создать условия для их социализации
и адаптации, объединяя всех чувством
любви, общности.

    В
действительности мы видим кризис семьи,
который проявляется в снижении ее педагогического
потенциала, ухудшении качества и содержания
семейного воспитания. Семья должна воздействовать
на процесс социализации детей не только
фактом своего существования, но и благоприятным
морально-психологическим климатом семьи,
что не всегда проявляется в современном
мире.

    Концепция
модернизации российского образования
на период до  
2010 года подчеркивает исключительную
роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены
в статьях 38, 43 Конституции Российской
Федерации, главе 12 Семейного кодекса
РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона РФ «Об образовании».

    Семьи
бывают совершенно разными. В зависимости 
от состава семьи, от отношений в 
семье к ее членам и вообще к окружающим
его людям у человека формируется собственное
мировоззрение: формирует свои взгляды,
свое отношение к окружающим. Отношения
в семье влияют также на то, как человек
в дальнейшем будет строить свою карьеру,
по какому пути он пойдет.

    Семья
может выступать в качестве как 
положительного, так и отрицательного
фактора воспитания; никакой другой
социальный институт не может потенциально
принести столько пользы, а также нанести
столько вреда в воспитании детей, сколько
может сделать семья.

    Именно 
в семье индивид получает первый
жизненный опыт, делает первые наблюдения
и учится вести себя в различных 
ситуациях. Очень важно, чтобы то,
чему родители учат ребенка, подкреплялось
конкретными примерами, чтобы он видел,
что у взрослых теория не расходится с
практикой; в противном случае он начнет
подражать отрицательным примерам родителей,
у которых слова расходятся с делом. Марк
Фабий Квинтилиан, известный римский оратор
и педагог, отмечал важность семейного
воспитания и осуждал родителей за недооценку
периода детства для становления личности
взрослого человека. Он считал, что ребенок
очень восприимчив, и в нем легко укореняется
как все хорошее, так и дурное.

    В
связи с особой воспитательной ролью 
семьи возникает вопрос о том,
как сделать так, чтобы максимизировать 
положительное влияние семьи и минимизировать
отрицательное на поведение развивающейся
личности. Для этого необходимо четко
определить внутрисемейные социально-психологические
факторы, имеющие воспитательное значение.

    Проблема 
влияния семьи на становление 
личности была и остается одной из важнейших
проблем педагогики, социальной психологии
и других наук. В данной работе попытаемся
раскрыть эту тему и выявить, каким образом
и насколько семья влияет на развитие
личности.

    Цель 
работы: выявление степени влияния семьи
на становление и развитие личности ребёнка.

    Объект 
работы: семья как социально-психологическая
категория. Предмет
работы: процесс развития личности под
влиянием семьи и семейных отношений.

    Степень
разработки: данная тема была рассмотрена
и разработана такими авторами, как Ю.П.
Азаров, Г.М. Миньковский, Р. Кэмпбелл,  
М. Земска, А. А. Бодалев, В. Я. Титаренко,
С. Кратохвил, В. Таман,  
Л. Беньямин, Э. Арутюнянц, А.С. Спиваковская,
Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, Е.А. Личко,
И.С.Кон, Л. Ковар, Е.Т.Соколова, Г.С. Когарян,
А.С. Когарян, М. Мид, Б.Ланин, Ж. Ванье, И.В.
Бестужев-Лада и другие.

    Для
реализации поставленной цели были определены
следующие задачи:

  • определить
    значение понятия «личность»
  • конкретизировать
    и уточнить понятие семьи и ее значения
    в становлении личности ребенка
  • определить
    цели семейного воспитания;
  • проследить
    влияние различных типов семейных взаимоотношений
    на развитие личности ребёнка;
  • выявить типичные
    ошибки семейного воспитания

    Для
решения данных задач необходимо определить
внутрисемейные социально-психологические
факторы, имеющие воспитательное значение,
сказать о традиционных ошибках семейного
воспитания, их последствиях и способах
их исправления.


Основная 
часть

Человек,
индивид, индивидуальность,
личность

Читайте также:  Стишки развития речи ребенка

    Прежде 
чем начать говорить о влиянии 
семьи на воспитание и развитие личности,
необходимо уточнить само понятие «личность».
Начнем с того, что разведем, такие,
казалось бы схожие, на первый взгляд,
понятия как «человек», «индивид», «индивидуальность»,
«личность». В чем различия между этими
понятиями?

    «Человек»
– это живое существо, обладающее даром
мышления и речи, способностью создавать
орудия и пользоваться ими в процессе
труда, представляющее собой единство
физического и духовного, природного и
социального, наследственного и приобретенного  
(Л.П. Крившенко).

    Понятие
«индивид» предполагает лишь принадлежность
к человеческому роду и не включает конкретных
социальных или психологических характеристик.

    Человек
как индивид представляет собой 
природный организм, предстает в 
своих природных, биологических 
особенностях, это телесное бытие 
человека, являющееся предпосылкой становления 
психического. Индивид, по А.Н. Леонтьеву,
— это, прежде всего генотипическое образование.
Понятие «индивид» выражает неделимость,
целостность и особенности конкретного
субъекта, возникающие на ранних ступенях
развития жизни. В понятии индивида содержится
указание на подобие человека всем другим
людям, на его общность с человеческим
родом. Человек как индивид является продуктом
филогенетического и онтогенетического
развития. Природные, телесные свойства
человека составляют предпосылку и условия
развития его внутреннего мира, формирования
специфически человеческих способностей.

    Тогда
как понятие «индивидуальность»
обозначает совокупность унаследованных
и выработанных в процессе онтогенеза
физических и психических особенностей,
отличающих данного индивида от всех остальных.
Проявляется индивидуальность в чертах
характера и темперамента, в эмоциональной,
интеллектуальной и волевой сферах, в
интересах, потребностях и способностях
человека. Индивидуальность всегда есть
индивид с комплексом природных свойств,
хотя не всякий индивид является индивидуальностью:
для этого индивиду нужно стать личностью.

    Однако 
индивидуальность нельзя определить лишь
в качестве неповторимости единичного
феномена – человеческого существования.
В естествознании накопилось много 
фактов, доказывающих существование 
неповторимости каждого человека даже
на молекулярном уровне. Неповторимость
феноменов обнаружена в рисунке узоров
кожного покрова, в тембре голоса, связанного
с конституциональными особенностями
человека, в треморе разных двигательных
систем, включая двигательный аппарат
глаза, неповторимость частот биоэлектрических
ритмов головного мозга и возможность
опознания человека по электроэнцефалограмме.

    На 
вопрос, что такое личность, ученые
отвечают по-разному, и в разнообразии
их ответов, а отчасти и в расхождении
мнений на этот счет проявляется многогранность
и сложность самого феномена личности.
Наличие и сосуществования множества
разных определений личности, имеющихся
в литературе, заслуживает того, чтобы
учесть его в поисках глобального определения
личности.

    Личностью
принято считать человеческий индивид
как продукт общественного развития, субъект
труда, общения и познания, детерминированный
конкретно-историческими условиями жизни
общества. По мнению выдающегося психолога
А.Н. Леонтьева, личность есть относительно
поздний продукт общественно-исторического
и онтогенетического развития человека.

    По 
мнению В.А. Петровского личность – 
это индивид как субъект социальных
отношений и сознательной деятельности;
система обусловленных жизнью в 
обществе отношений, субъектом которых
он является; «идеальная представленность»
индивида в жизнедеятельности других
людей, в том числе и за пределами их наличного
взаимодействия, как результат активно
осуществляемых человеком смысловых преобразований
интеллектуальной и аффективно-потребностной
сфер личности других людей.

    Ю.М.
Орлова определяет личность, как психическое 
образование, программирующее поведение 
человека в соответствии с требованиями
культуры данного сообщества.

    В
социологии личность определяется как 
системное качество индивида, определяемое
его включенностью в общественные отношения
и проявляющееся в совместной деятельности
и общении; как субъект социальных отношений
и сознательной деятельности (Ю.Г. Волков).

    Понятия
«личность» и «индивидуальность» фиксируют 
разные стороны, разные измерения духовной
сущности человека.  
С.Л. Рубинштейн утверждал, что индивидуальные
свойства личности – это не одно и то же,
что личностные свойства индивида, т.е.
свойства, характеризующие его как личность.
Используя слово «личность», подчеркивают
ее деятельную представленность в глазах
других людей. Говоря об индивидуальности,
имеют в виду качества самостоятельной
самости. «Если личность – «вершина» всей
структуры человеческих свойств, — писал
Б.Г. Ананьев, — то индивидуальность – это
«глубина» личности и субъекта деятельности».
Ю.М. Орлов считает, что «индивидуальность
– это сверхличностное психическое образование,
которое управляет поведением и мышлением
человека в соответствии с высшими ценностями
и снимает противоречие культуры и свободы
человека». [9, с. 111]

    Если 
личность – это определенность позиции 
человека в отношениях с другими,
то индивидуальность – это определение 
собственной позиции в жизни,
сама определенность внутри самой своей 
жизни  
(Г.М. Коджаспирова).

    Сопоставляя
понятия «человек», «индивид», «личность»,
«индивидуальность», можно сделать вывод,
что индивидом – рождаются, личностью
– становятся, индивидуальность – отстаивают.

    Превращение
индивида в личность, обладающую чертами 
социальности и индивидуальности, происходит
не автоматически, а в результате довольно
длительного периода становления, который
требует определенных условий (питания,
ухода, заботы, поддержки, наставничества
и т.д.), и определяются воздействующими
на человека факторами.

 
Развитие 
личности и факторы,
влияющие на него

    Неотъемлемыми
свойствами человека являются динамичность
и незавершенность. Эти характеристики
его природы представляют интерес для
различных наук, которые исследуют и закономерности
процесса изменения вида Homo
sapiens
в целом, и особенности развития
отдельного человека. В первом случае
пользуются не столько термином «развитие»,
сколько терминами «эволюция» и «филогенез».
Во втором – синонимами «развития» являются
термины «онтогенез», «становление», и
др.

  • Страница 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Следующая »»

Источник

Анализ взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами младшего школьника. Особенности взаимоотношений родителей и детей. Взаимосвязь отношений между позицией родителей и эмоциональным состоянием ребенка. Тест, опросник и анкета для родителей.

  • Рассмотрение взаимосвязи конфликтов родителей с детьми и стиля семейного воспитания. Особенности формирования и становление личности ребенка. Исследование различных стилей семейного воспитания. Деструктивное влияние родителей на личность ребенка.

    Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возраста в продуктивной деятельности

    статья, добавлен 27.03.2016

  • Проблемы взаимоотношений детей и родителей, определение термина «вынужденное сиротство». Рисунок как средство познания личности ребенка. Специфика образа семьи в картине мира ребенка, оставшегося без попечения родителей и находящегося в приюте для детей.

    статья, добавлен 05.06.2018

  • Понятие эмоционального климата семьи. Проявление отношений родителей и детей. Детско-родительские отношения в неполных и полных семьях и их влияние на развития ребенка. Эмпирическое исследование отношений родителей к детям с помощью различных методов.

    курсовая работа, добавлен 20.11.2010

  • Семейные отношения родителей. Виды консультативной психологической помощи семье. Психология развития личности родителей и ребенка. Стили взаимоотношений родителей и детей. Факторы, влияющие на формирование родительских установок и стилей воспитания.

    дипломная работа, добавлен 04.01.2018

  • Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка младшего школьного возраста. Стили семейного воспитания и типы современного общения детей и родителей. Негативное влияние внутрисемейных отношений, роль воспитания в развитии самооценки.

    дипломная работа, добавлен 17.10.2010

  • Воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей. Основные стили семейного воспитания, их влияние на модель поведения ребенка. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.

    доклад, добавлен 16.06.2014

  • Роль семьи в развитии личности. Типы семейных взаимоотношений и стили воспитания, их роль в формировании характера и личностных особенностей детей. Основные ошибки родителей в семейном воспитании и основы формирования гармоничных взаимоотношений.

    реферат, добавлен 27.03.2011

  • Процесс формирования определённой стратегии воспитания ребенка, определение степени выраженности творческих качеств родителей. Понятие, сущность и значение семьи в обществе. Описание, специфика авторитарного, либерального и авторитетного стиля воспитания.

    контрольная работа, добавлен 27.06.2015

  • Общая характеристика воспитательной деятельности родителей по отношению к ребенку. Рассмотрение роли семьи в формировании мировоззрения детей. Правила постоянного психологического контакта с ребенком. Изучение основных ошибок родительского воспитания.

    реферат, добавлен 25.06.2015

  • Проблема межличностных отношений в семье, психофизиологические особенности развития младшего школьного возраста. Методики для изучения отношений детей и родителей на выборке неполных семей. Влияние стиля воспитания на детей в неблагополучных семьях.

    курсовая работа, добавлен 06.07.2015

  • Источник

    «Роль семьи в формировании личности ребенка».

    Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

    Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

    Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

    У хороших родителей вырастают хорошие дети.

    Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.

    Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни.Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

    Глубокий постоянный  контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

    Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

    Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

    ^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.

    Читайте также:  Значение общения в развитии личности ребенка родительское собрание

    ^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.

    Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

     Ошибки семейного воспитания.У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»

    Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

    Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.

    Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

    Что же является целью воспитания?

    Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

    Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время его жизни в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

    Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать вперёд и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

    Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

    НУЖНО:

    -Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

    -Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

    -Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

    -Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

    -Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

    -Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

    -Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

    НЕЛЬЗЯ:

    -Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

    -Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

    -Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

    -Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

    -Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

    -Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

    -Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

    Источник