Роль семьи в развитии и формировании личности ребенка
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её
членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к
другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие
детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для
эмоционального и нравственного формирования личности.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В
процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье,
ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким
будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь
многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы
поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как
семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий
которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить
полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую
личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь
с детьми своей добротой, опытом и знаниями.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и
просветительские.
Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда
не сможет конкурировать с семьёй.
Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он
сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней
человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы
личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе
близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и
другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей,
предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и
самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании
нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или
разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее
членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя
другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует
появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только
ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “
охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи
обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни
растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой
обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии
жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает
и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые
коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет
вывести определённую зависимость: успешность формирования личности
обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на
воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания
личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления
личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и
государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители –
первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо
утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше
влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем
остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и
учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.
Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение
уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными
контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает
душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий.
Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства
материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой
привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его
близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от
состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям
человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды,
строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как
человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в
какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной
или неполной.
Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать
старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В
общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство
долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со
взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают
грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность,
нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными
условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка
со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной
квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении
театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с
ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой
ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в
это время и происходит воспитание чувств. Большую воспита-тельную силу имеет
эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями
учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит
манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть
обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и
всестороннего развития ребенка.
Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным
средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды
у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания,
главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих
детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости
родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)”. Эта
уродливая любовь к детям имеет много разновидностей. Вот некоторые из них:
любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления – самое
печальное в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, наивная
любовь. К чему она может привести?
Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом
обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё
можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться.
У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и
другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.
Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых
лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и
человечность.
В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек
ожесточается.А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей
властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.
Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в
обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей
как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных
обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно
внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.
Взаимодействия педагога с родителями.
Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги и родители.
Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Для формирования
сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое
целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если
организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это
способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между
родителями и детьми. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и
педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие
взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же
детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и
родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов
на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные
задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители
желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители – это взрослые люди,
имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в
решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный
совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать
ребенка, увидеть его в разных ситуациях, тот есть , помочь взрослым в понимании
его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его
негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных
ориентаций. Определяющую роль в установлении сотруднического взаимодействия
выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное
доверие возможны, если педагог советует, размышляет вместе с ними,
договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию
необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия,
общения педагога с родителями должна показать, что родители – союзники педагога,
и он не может обойтись без их совета и помощи.
Заключение.
Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания.
Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление
личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет
главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из
семьи.
Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения
к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и
помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.
Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова
Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”.
Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно
смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим
поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с
незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда
противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся
большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем
детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы,
предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём
же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда
соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они
видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Итак, какие же выводы можно сделать?
1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не
педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.
Источник
«Роль семьи в формировании личности ребенка».
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.
У хороших родителей вырастают хорошие дети.
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни.Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.
^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.
Ошибки семейного воспитания.У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время его жизни в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать вперёд и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека
НУЖНО:
-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
НЕЛЬЗЯ:
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!
Источник