Роль ручной работы в развитии ребенка
«Ручная умелость и роль её в развитии детей дошкольного возраста»
Л.А.Ефимцева (г.Гурьевск)
Н.А.Галинова (г.Гурьевск)
Истоки способностей и дарования
детей на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. От развития мелкой моторики зависит подготовка руки к письму, выполнять мелкие движения пальцами и руками. Происходит скоординированность действий нервной, мышечной и костной системы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики рук повышает работоспособность головного мозга, это толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Развитие мелких движений рук, также способствуют общему интеллектуальному развитию ребенка. В дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.
К школе у ребенка, достаточно должны быть развиты те системы и функции организма, которые испытывают повышенную нагрузку во время обучения.
Согласно данным психологов, у ребенка дошкольника слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений несовершенна. Зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведение букв, цифр и их элементов, находятся на разной стадии развития.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Подготовить ребенка к школе, умение писать, сложный навык, требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Работа заключается в привитии ребенку навыков, без которых первокласснику невозможно в школе . Длительная и кровопотливая это работа. Одна из важных задач. С каждым годом становиться все актуальнее.
С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Но не у всех детей происходит само собой, многим детям сложно использовать мелкие предметы, карандаши, ножницы, кисти, пальцы рук слабы, не ловкие.
Поэтому необходимо заранее позаботиться о развитии рук и пальцев. Развитие мелких движений рук также способствует общему интеллектуальному развитию ребенка, в дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.
Подготовить ребенка к школе, умение писать, сложный навык, требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Работа заключается в привитии ребенку навыков, без которых первокласснику невозможно в школе .Очень длительная и кровопотливая работа. Одна из важных задач, с каждым годом становиться все актуальнее.
Развитие мелкой моторики у ребенка и подготовки его руки к письму в школе, нужно много времени, разнообразных методов и приемов, материала, пособий применять в работе.
Создать условия, где ребенок мог развивать необходимые навыки, для формирования мелкой моторики и овладению письмом в школе.
Работу по развитию мелкой моторики можно осуществлять во время
непосредственной образовательной деятельности: во время рисования, лепки, аппликации, конструировании, при этом не мешая фантазировать ребенку. Обязательно следить , чтоб правильно держал карандаш, ручку, кисть, ножницы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук, повышают работоспособность , толчок к познавательной и творческой деятельности.
Также в свободной деятельности.
Важно создать условия для развития навыков ручной умелости, с младшего возраста.
— пазлы крупного и среднего размера (в старшем возрасте помельче);
— пальчиковые игры;
— раскрашивание крупных рисунков с младшего возраста, в старшем возрасте рисунки мельче ;
— штриховка предметов в разном направлении;
— игры вкладыши;
— шнуровка;
-игры со счетными палочками;
— заучивание стихов с движением кисти рук, корпусом тела;
— завязывание и развязывание ленточек;
— застегивание и расстегивание пуговиц, завинчивание крышек и т.д.
— разбирать крупы по цвету и величине;
— игры с мелкими предметами, различный конструктор;
Развивая мелкую моторику у ребенка дошкольника, развиваем умение слушать голос взрослого, задание. Вырабатывается усидчивость, доводить начатое дело до конца, радоваться полученным результатам. Все эти упражнения приносят детям радость, но при этом не допускать переутомляемости.
В старшем возрасте детям предлагается выполнять более сложные задания. Интересно детям выполнять работу простыми , цветными карандашами, ручками.
Можно выделить основные направления по развитию мелкой моторики и координации движений у детей дошкольного возраста.
1.Пальчиковый игротренинг.
-физкультурные минутки, гимнастика в стихах, игры с пальчиками;
— самомассаж с предметами и без предметов;
2.Карандаш – развлекалка.
— штриховка (в разном направлении)
-задания в прописях, раскрасках;
— работа с трафаретами, лекало
— соедини точки (раскрась, заштрихуй)
— дорисуй;
— волшебные узоры;
— обведи рисунок;
— лабиринты
3. Ловкие пальчики
— работа с пластилином
— лего – конструкторы;
— работа с бумагой, картоном ( вырезание ножницами , обрывание)
-шнуровка; («Веселый шнурок»)
— выкладывание фигур (из счетных палочек);
— игры на сенсорику.
4. Считаем – рисуем
— работа в тетрадях клеточку, полоску;
— ориентировка в пространстве на листе;
— графические диктанты;
— копирование по точкам;
-слуховой диктант;
Занимаясь подготовкой руки : учите ребенка держать правильно карандаш, не торопите ребенка, пусть аккуратно выводит линии. Не забывайте хвалить ребенка. Превращая каждое занятие в интересную игру. Играй те искренно, не принужденно. Важно обращать внимание на посадку ребенка за столом.
Системная работа по развитию мелкой моторики руки влияет на всестороннее развитие ребенка и способствует успешной подготовки к школе.
Результаты не заставят вас долго ждать:
— совершенствуются двигательные навыки у детей, моторика, координация, пространственные представления;
-развивается ловкость, подвижность;
— знакомиться с техникой лепки, рисования, со свойствами бумаги, различными видами аппликации (вырезание, обрывание);
— массаж положительно влияет на самочувствие ребенка;
— овладеет приемами работы с разными инструментами;
-творчески будет применять материал в художественной деятельности;
— овладеет нормами поведения;
— почувствует свою успешность, будет талантливым, уравновешенным, рассудительным;
Ребенок дошкольник будет хорошо подготовлен к школе, то школьные занятия не будут для него скучными, утомительными, а интересными.
Работа по мелкой моторики должна начаться с младшего возраста в детском саду, продолжаться до подготовительной группы.
Литература
- Гаврилова С.Е, Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. [Текст] / Гаврилова С.Е, — Ярославль: Академия развития, — 2009г.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. [Текст] / Лыкова И.А. — Изд. « Карапуз» — 2005г
- Новиковская О.А,. [Текст] / АСТ; СПб. ; Сова — 2007г.
- Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития дошкольника» [Текст] / Савина Л. П., Москва АСТ – 2004г.
- Сахарова О.М. Готовим руку к письму. [Текст] / Сахарова О.М. — Москва. РОСМЭН. — 2008г.
- Н. Рымчук « Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» [Текст] / Н. Рымчук — Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, — 2008г.
Источник
Наталия Иванова
Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст приносит детям новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребенка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитье, вышивание, работа с бросовым материалом, аппликация ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, радость, боль.
Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (долг, дружба и т. д.) Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается в группе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что приводит к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости. Ручной труд тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, дерева, ткани. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей. Это способствует воспитанию настойчивости, выдержки, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют близких и родных людей, создавая для них подарки.
Я считаю, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и глаз, развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.
Для себя определила несколько направлений в работе:
1. Направление — работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен всем детям.Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, складывается, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, поделки оригами.
2. Направление — развитиемелкой моторики рук через тренировку на игрушках и пособиях: пристёжки, застёжки, пуговички, молнии, шнуровки.Можно проводить пальчиковую гимнастику или массаж рук с использованием разных предметов и материалов: каштаны, шишки, косточки, различные упражнения с крупами, шарики, мячики, пробочки, крышечки и т. д.
3.Направление — работа с разными бросовыми материалами: опилки, стружка карандашей, вата, ватные диски, палочки, песок, испитый высушенный чай. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, рисуют разными материалами, выкладывают, обсыпают. Изготавливают разные поделки.
4. Направление — работа с нитками, тесьмой, флисовой тканью, и прочее. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. Плетут из тесьмы верёвочки, косички. В более старшем возрасте изготавливают объёмные поделки из ниток, осваивают технику изонить, вышивают на пяльцах.
5. Направление — работа с природным материалом, и пластиллинография. В этих работах, пластилин используют как основу, на которую наносится или рисунок, или крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа так же требует от ребёнка усидчивости и терпения. Действия с семечками, крупой, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаз, развивается память, воображение. А усилие, которое прилагает ребёнок, способствует развитию силы пальцев.
На занятиях ручного труда, дети учатся работать в коллективе, для этого создаются все условия, концентрируются благоприятные условия, царит лад, согласие, и доброжелательная обстановка. Дети охотно работают, помогают друг другу, осваивают новые приёмы, способы, навыки. Очень хорошо дети выполняют свои работы, делая подарки, сюрпризы, открытки, для родных и близких к праздникам, это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка.
Источник
В свою работу с детьми я включаю игры и занятия, которые позволяют успешно заниматься общим развитием детей на основе улучшения мелкой моторики пальцев рук.
В процессе игр, упражнений на развитие мелкой моторики , а также включение в процесс обучения ручного труда, у детей улучшается внимание, память, слуховое, зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
В совместную деятельность я стараюсь включать упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками, пуговицами и другими различными материалами, а также упражнения в тетрадях в клеточку. Речевой материал заданий подбирается с учетом лексических тем программы обучения.
Совместная деятельность по ручному труду могут проводиться как часть занятия по развитию речи, математики, ознакомлению с окружающим, рисованию и т.д. или использоваться во второй половине дня в детском саду или в свободное время. Хорошие результаты по освоению материала дают работы, сделанные детьми с использованием различных материалов: ткани, бисера, тесьмы и т.д.
Упражнения с использованием различных материалов, крупой, развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость, зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев рук развивают тактильные ощущения детей. Кроме того, они учат детей ориентироваться на плоскости, помогают создать на ней множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры), работать по схеме, видеть связь между предметами или явлениями окружающего мира и их абстрактным изображением. Работы могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Детям дошкольного и школьного возраста очень нравится заниматься ручным трудом и изобразительной деятельностью: вырезать что-нибудь из бумаги, клеить , рисовать. Все это развивает ребенка в эстетическом плане, разрабатывает моторику пальцев рук, а также приучает малыша к аккуратности и терпению. Однако если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что ему не нужно развивать свои пальчики, ведь даже в возрасте 5-6-7 лет завязывание шнурков может вызвать у ребенка затруднения, а работа с пластилином ограничиваться лепкой «шариков» и «колбасок».
К сожалению, многие родители узнают о необходимости развития движений кистей и пальцев рук только перед тем, как ребенок идет в школу. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, ему приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш, а ведь любое отставание ребенка в той или иной сфере отражается на его поведении и развитии в целом. Самая большая ошибка родителей – это бесконтрольно пустить все на самотек. Давайте вместе поможем развитию у ребенка тактильной чувствительности, движений кистей и пальцев рук с помощью ручного труда. К ручному труду не стоит относиться как к коррекционной деятельности. Это интересное и веселое занятие, способное подарить ребенку первую радость маленьких побед. Творите вместе с малышом и радуйтесь всем его успехам.
Условия проведения:
Прежде всего нужно выбрать место для проведения занятий с хорошим освещением. Это может быть детский стол или комнатный пол. Детский стол должен быть устойчивым, подходить малышу по росту. Расположить его желательно так, чтобы у взрослого была возможность подходить к ребенку с любой стороны. Пол для проведения занятий должен быть чистым, теплым, безопасным. Перед началом занятий следует проветрить помещение. Руки ребенка должны быть чистыми, сухими, с коротко остриженными ногтями, а одежда – удобной и легкой, не стесняющей движений малыша. Желательно, чтобы руки ребенка были открыты до локтей.
«ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА»:
Л е п к а – из пластилина, глины, а также соленого теста ( смешать стакан соли, 2 стакана муки, стакан подкрашенной воды; для того, чтобы тесто не липло к рукам, добавить 2 столовые ложки растительного масла);
Р и с о в а н и е — это может быть раскрашивание и обведение рисунка, штриховка, примакивание, которые выполняются пальцами, кисточкой, ватной палочкой, фигурной губкой, мелком, карандашом, фломастером, ручкой, пером и т.д. Однако следует помнить, что детям до 4 лет не рекомендуется работать с карандашом, ручкой или фломастером. С 10-12 месяцев ребенка следует знакомить с краскам, которые можно приготовить самим: смешать крахмал, пищевой краситель, воду и мыльную стружку;
A п п л и к а ц и я — уже в двухлетнем возрасте ребенку можно предложить сделать аппликацию по образцу из заготовок или самостоятельно оторванных кусочков цветной бумаги. В более старшем возрасте необходимо научить ребенка правильно держать ножницы и работать с ними. Ножницы обязательно должны быть с закругленными концами.
«РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ»
Р у ч н о й т р у д:
— Сделайте совместно с ребенком поделку: из бумаги, картона, ниток, природного материала, например, плодов каштана, желудей, соломы, листьев деревьев и кустарников и т.д.;
— научите пришивать пуговицы – в 2-х летнем возрасте рекомендуется использовать пуговицы-шнуровки диаметром 10 см с 4-6 большими дырками. В более старшем возрасте можно использовать пуговицы меньшего размера и с меньшим количеством дырок;
М а н и п у л я ц и и с р а з л и ч н ы м и п р е д м е т а м и:
— собирание пирамидки, матрешки, конструктора, мозаики;
— расстегивание и застегивание пуговиц разных размеров, липучек, молний, ремешков, кнопок, крючков;
— шнурование ботинок различными видами шнуровок, развязывание и завязывание шнурков;
— манипуляции с небольшими предметами и игрушками.
Мастер-класс для родителей с детьми
«Барашек»
Для эффективного сотрудничества с родителями, в своей деятельности я использую новую форму работы с родителями — мастер класс. При проведении таких мероприятий родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке. А душевная атмосфера способствует более доверительному общению не только с ребенком, но и с воспитателем.
Цель:
— привлечение внимания семьи к результатам обучения детей в группе посредством организации мастер-классов детского творчества совместно с родителями;
— формирование у родителей интереса к ручному труду;
— ознакомление родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.
— дать родителям представление о нетрадиционных методах, используемых в работе с детьми в ручном труде;
— дать возможность родителям проявить свое художественное творчество;
Задачи:
— Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности малышей в домашних условиях.
— Помощь в организации благоприятных условий, для мотивации ребенка к процессу творчества.
— Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.
— Вызвать интерес к интегрированию художественно – эстетических видов деятельности в разных вариантах и сочетаниях между собой.
Предварительная работа:
— Организация пространства для проведения «Мастер — класса»
— Подготовка образцов, изобразительного, бросового, природного материалов;
План:
— Сообщение на тему «Роль мелкой моторики в развитии речи дошкольников»;
— Консультация по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях
— Практические занятия.
— Обмен мнениями, впечатлениями.
Материалы и оборудование:
— В группе оформлена выставка детских работ в различных нетрадиционных техниках. На столах находятся изобразительные материалы и инструменты.
Содержание мастер-класса:
— Пригласить родителей и детей пройти в группу и сесть за любой понравившийся стол. Обратить внимание на оборудование и материалы на столах, дать возможность все рассмотреть, в том числе и выставку детских работ.
— Предложить родителям проявить свои умения и фантазию в ходе работы . (Во время работы можно включить спокойную музыку).
Материал для работы: картон прямоугольной формы зеленого цвета, набор пластилина, гречневая крупа, половинки горошин.
Ход мастер-класса:
— Прослушивание стихотворения Натальи Родивилиной:
В кучерявые рубашки
Одеваются барашки.
В них зимой они согреты
И совсем не жарко летом.
— Изготовление поделок :
Последовательность исполнения: в центре картона налепить два белых пластилиновых овала – один большой, другой поменьше – это туловище и голова барашка. Долепить барашку четыре ножки с копытцами и ушки из пластилина коричневого цвета. На туловище налепить гречневую крупу – это шерсть барашка . Предложить детям совместно с родителями придумать название для своей работы.
Итог мастер-класса:
— Дети и родители активно работали, использовали нетрадиционные материалы. Дети и родители были увлечены процессом ручного труда, ими была проявлена фантазия и изобретательность. В процессе работы родители вспомнили свое детство, рассказали в какие игры играли.
— Рассматривание работ. Совместное оформление выставки.
— Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию положительных эмоций детей, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Источник