Роль родного языка в развитии личности ребенка картинки

Роль родного языка в развитии личности ребенка картинки thumbnail

Татьяна Кушнерук
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника»

Роль родного языка в развитии личности дошкольника.

Кушнерук Т. Н., воспитатель

МДОУ Детский сад №3

г. о. Власиха Московской области

Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.

В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева — это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С. Ф. Жуйков, Л. И. Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О. С. Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции «со стороны лица, для которого данный язык является родным и т. д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. «Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.

В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.

В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо.Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф. А.Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».

Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:

-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста

— приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания

-выделение связующего звена в разделах речевой работы

-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе

-раскрытие характерных особенностей овладения языком

-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников

Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.

Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.

Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.

Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).

Для развитияречи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи,которые решаются в каждой возрастной группе:

-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.

-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.

Читайте также:  Доречевой период развития ребенка

-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы

-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.

-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.

Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.

Литература:

1 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая действительность. М.:» «КомКнига», 2007.

2. Сохин. Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.

3 Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.

Источник

Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей1.

              Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»1.

       Структурно — логическая схема 1. Роль языка в формировании личности (Стерликова В.В.).

hello_html_m2cf37554.png

     Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь.Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка(в широком смысле).Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.

       В первую группувходят характеристики, согласно которым язык – средство:

1) общения как формы социального взаимодействия;

2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации;

3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми.

Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство:

4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;

5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;

6) опосредствования высших психических функций человека;

7) развития познавательных интересов;

8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства:

9) осознания человеком собственного «Я» и

10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.

          Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания.Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.Представим специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.

Функциональные характеристики родного языка

       В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

      В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

1 Выготский Л.С. Умственное развитие в процессе обучения. М.; Л., 1935.

РБ — расширяющий блок

Источник

1. РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

2. План:

• 1. Язык — средство овладения
знаниями.
• 2. Функциональные
характеристики родного языка.
• 3. Национально-культурная
функция языка.
• 4.Эстетические функции языка

Читайте также:  Манеж и развитие ребенка

3.

Овладение родным языком, развитие речи
является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве
и рассматривается в современном дошкольном
воспитании как общая основа воспитания и
обучения детей
(СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

4.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
развитием сознания
познанием окружающего мира
развитием личности в целом
Родной язык является средством овладения
знаниями, изучения всех учебных дисциплин в
школьном и последующем образовании.

5.

На основе длительного изучения процессов
мышления и речи Л. С. Выготский пришел
к следующему выводу:
«Есть все фактические и теоретические
основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие ребенка, но и
формирование его характера, эмоций и личности в
целом находится в непосредственной зависимости
от речи»
(Выготский Л. С. Умственное
развитие в процессе обучения).

6.

И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно
выделяет три группы функциональных
характеристик языка (в широком смысле).
Это характеристики, обеспечивающие:
а) социальные,
б) интеллектуальные
в) личностные функции человека
В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство:
1) общения как формы социального взаимодействия;
2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е.
социализации;
3) приобщения
к
культурным,
историческим
ценностям
(общеобразовательное значение языка).
Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и
социального развития личности в процессе общения с другими людьми.
Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной
функцией речи.

7.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых
реализуются интеллектуальные функции человека.
Эти характеристики определяют язык как средство:
номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;
обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и
уточнения понятийного аппарата человека;
опосредствования высших психических функций человека;
развития познавательных интересов;
удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма
существования и выражения эмоционально-волевой сферы).
Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности
вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий
фактор умственного развития человека.

8.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка.
Здесь он выступает в качестве средства:
осознания человеком собственного «Я»
рефлексии, самовыражения и саморегуляции.
Данная группа характеристик языка показывает его роль в
самопознании личности.
В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в
нравственном развитии детей.
Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного
воспитания.
Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки,
которые при правильном воспитании становятся эталонами его
собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

9.

Специфику проявления названных характеристик при
овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.
Функциональные характеристики родного языка
Группа характеристик
Функциональные характеристики родного языка
1. Средство общения, форма социального
взаимодействия
1. Характеристики, отражающие
2. Средство присвоения общественно-исторического
социальные функции человека
опыта, социализации личности
3. Средство приобщения к культурным, историческим
ценностям (общеобразовательное значение языка)
4. Средство соотнесения с предметной
действительностью через номинацию, индикацию
5. Средство обобщения, формирования,
2. Характеристики, посредством
дифференциации, уточнения понятийного аппарата
которых реализуются интеллектуальные 6. Средство опосредствования высших психических
функции
функций человека
7. Средство развития познавательного интереса
8. Средство решения коммуникативных,
познавательных задач
9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия
3. «Личностные» характеристики языка 10 Средство выражения себя (самовыражения) и
саморегуляции

10.

В этом смысле А. А. Леонтьевым
выделяется еще одна функция языка
– национально-культурная.
Она ярко охарактеризована и в работах
К. Д. Ушинского, показавшего
национальные особенности родного языка и
его роль в воспитании национального
самосознания.
Язык является фундаментальным основанием культуры в
широком понимании. «Присваивая» общественный опыт
предшествующих поколений людей, ребенок овладевает
языком как частью национальной культуры.

11.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в
его эстетической функции.
Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это
формирование эстетических чувств.
В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека,
искусство.
Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно
воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу,
искусству.
Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного,
способен вызывать эстетические переживания.
Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам
выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования
языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического
отношения к языку.
Особое значение для эстетического развития имеют художественное
слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих
детей.

12.

Вместе с тем, говоря о роли языка и
речи в развитии личности ребенка,
следует помнить предостережение
А. Н. Леонтьева, что «хотя языку
принадлежит огромная, действительно
решающая роль, однако язык не
является демиургом (Бог-Творец, создатель мира)
человеческого в человеке»
(СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы
развития психики. – М., 1981. – С378).
Творцом человека выступает конкретная предметнопрактическая деятельность, в процессе которой люди
взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

Читайте также:  Значение ведущей деятельности для развития ребенка

Источник

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА  И РЕЧИ  В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей

(СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ развитием сознания познанием окружающего мира развитием личности в целом Родной язык является средством овладения знаниями , изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

развитием сознания

познанием окружающего мира

развитием личности в целом

Родной язык является средством овладения знаниями , изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.

На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи » (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел

к следующему выводу:

« Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи »

(Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

И. А. Зимняя , анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные в) личностные функции человека В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство : общения как формы социального взаимодействия; присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации; приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка). Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми . Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

И. А. Зимняя , анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле).

Это характеристики, обеспечивающие:

а) социальные,

б) интеллектуальные

в) личностные функции человека

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство :

  • общения как формы социального взаимодействия;
  • присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации;
  • приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми . Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека . Эти характеристики определяют язык как средство: номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности; обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; опосредствования высших психических функций человека; развития познавательных интересов; удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы). Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека .

Эти характеристики определяют язык как средство:

  • номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;
  • обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;
  • опосредствования высших психических функций человека;
  • развития познавательных интересов;
  • удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка . Здесь он выступает в качестве средства: осознания человеком собственного «Я» рефлексии, самовыражения и саморегуляции. Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания . Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки , которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка .

Здесь он выступает в качестве средства:

  • осознания человеком собственного «Я»
  • рефлексии, самовыражения и саморегуляции.

Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности.

В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей.

Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания .

Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки , которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

Специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.

Функциональные характеристики родного языка

Группа характеристик

Функциональные характеристики родного языка

1. Характеристики, отражающие социальные функции человека

1. Средство общения, форма социального взаимодействия 2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности 3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)

2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции

4. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию 5. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата 6. Средство опосредствования высших психических функций человека 7. Средство развития познавательного интереса 8. Средство решения коммуникативных, познавательных задач

3. «Личностные» характеристики языка

9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия 10 Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции

В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная.  Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания. Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная.

Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции . Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции .

Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств.

В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство.

Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству.

Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания.

Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку.

Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А. Н. Леонтьева , что « хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом ( Бог-Творец , создатель мира ) человеческого в человеке » (СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – С378). Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение

А. Н. Леонтьева , что « хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом ( Бог-Творец , создатель мира ) человеческого в человеке »

(СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – С378).

Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

Источник