Роль родителей в общем развитии ребенка
Роль семьи в жизни ребенка.
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.
Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
Если:
Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).
Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).
Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).
Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).
Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).
Ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым).
Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).
Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).
Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).
Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).
Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей».
Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть.
Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным.
Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия.
Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека
НУЖНО:
-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
НЕЛЬЗЯ:
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!
Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, заменить ее нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. и только потом детский сад, школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.
На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что родители в какой – то мере отстранились от процесса воспитания. Техническая революция и убыстрение образа жизни внесли в него немаловажную роль. Многие родители, которые выбрали занятой образ жизни, очень рано начинают отдавать своих детей на воспитание в руки нянь, бабушек и дедушек, либо в детский сад, где за ребенком следит воспитательница. Мобильные телефоны, планшеты, компьютер и мультики – вот, что на данный момент занимает основное место в жизни и развитии многих детей. И мало кто знает о влиянии мультфильмов на детей.
Как правило, это приводит к тому, что ребенок постепенно отрешается от людей и общества в целом, и становится одиноким. Виртуальная реальность теперь заменяет ему общение с родителями и родными. Как говорят исследователи, современная семья претерпела некоторые изменения, а, следовательно, постепенно меняется и общество в целом.
Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.
Источник
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители. Оно безусловно верно и отражает огромную роль родителей в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. По крайней мере в первые годы жизни эта роль почти абсолютна. Да, можно переложить ответственность за воспитание на других людей, например бабушек и дедушек, однако решение об этом перекладывании изначально принимается самими родителями.
В первую очередь хороший родитель — искренний родитель. Многие думают, что хорошими родителями можно стать, изучив специальную литературу и овладев особыми методами и способами воспитания. Часто на психологических консультациях можно наблюдать родителей, ждущих от психолога каких-то хитрых советов, с помощью которого можно «резко улучшить» поведение ребенка, мудрых слов, передав которые ребенку можно раз и навсегда вразумить его. От психолога ждут, таким образом, неких «психологических таблеток», способных исправить дефекты воспитания. Такой родитель самоустраняется от полноценного воспитания, принимая на себя лишь роль ретранслятора культурного опыта общества.
Во многом в этой ситуации виноваты сами педагоги и психологи, которые слишком заигрались в «черную кошку в черной комнате», изображая знание неких очень сложных, непонятных простым гражданам истин. В результате у многих родителей выработался своего рода комплекс родительской неполноценности, уверенность в том, что они, не обладая специальным психологическим или педагогическим образованием, точно не смогут компетентно заняться воспитанием.
Конечно, педагогические и психологические знания родителям весьма желательны. Но, во-первых, одних знаний мало, а, во-вторых, эти знания бывают очень разные. Как гласит древнее высказывание, нет такой глупости, которую бы не высказали философы. Так и в вопросах воспитания, нет такой глупости, которую бы еще не придумали. Иной родитель, наткнувшись на длинные опусы психоаналитиков, может просто впасть в ступор, не сумев переварить эту своеобразную интеллектуальную порнографию.
Искренний родитель не боится проявить в вопросах воспитания сомнения и непоследовательность. Но и не мучается в постоянных тревожных сомнениях («Быть или не быть… Бить или не бить…») Искренний родитель умеет и наказывать, и прощать.
Родители, никогда не сомневающиеся в своей правоте и точно представляющие то, что их ребенку нужно, или а) не очень умны (разумны), или б) просто играют роль компетентного специалиста по воспитанию. Такая роль часто востребована среди неработающих домохозяек, которым надо изображать свой значительный вклад в семейные дела.
Искренний родитель не будет лукавить и изображать, что он совершенно точно знает, что ожидает его ребенка в будущем. Он знает, что жизнь — вещь сильно непредсказуемая, поэтому готовит своего ребенка к разного рода жизненным сценариям, формирует тем самым из него разностороннюю личность.
Неискренний родитель убеждает себя, ребенка и других людей в том, что будущее ему точно известно, что он очень хорошо разбирается в человеческой психологии и знает, что его чаду уготована слава, например, Святослава Рихтера. И надо все делать для того, чтобы приблизить этот великий момент: заниматься фортепиано по пять часов в день, не заниматься бытовыми делами, спортом и иной «ерундой», не общаться с другими детьми и смотреть на сверстников свысока.
Другое проявление неискренности в воспитании — вечное пребывание в тревожной мнительности. Тревожный родитель теряется всякий раз, когда сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка. Он не знает, можно ли наказать, можно ли не наказывать. В обоих случаях он видит одни лишь негативные последствия. И в целом сосредоточен именно на негативных сторонах бытия, обманывая себя и других именно в этом. Если накажешь ребенка — у него может появиться сильная психологическая травма. Не накажешь — из него вырастет преступник и наркоман.
Ребенок такого родителя рано или поздно сообразит, что на самом деле его маму или папу интересует не столько он сам, его воспитание, сколько собственные эмоции и переживания по вопросам воспитания. Вряд ли ребенок будет любить и уважать родителя, который, с одной стороны, подвергает его мелочной опеке: следит за малейшими изменениями в поведении, постоянно подозревает в проступках, вредных привычках, дурных знакомствах и даже психическом здоровье, а с другой стороны — не испытывает искренних чувств к ребенку, лишь лелеет свои тревоги.
Нормальная воспитательная работа требует повышенной активности со стороны нашего разума. Как на войне, требуется умение быстро разобраться в сложившейся обстановке, собрать максимум информации — пусть даже противоречивой, творчески выработать оптимальное решение. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Разумный родитель всегда постарается даже собственные ошибки и просчеты обернуть на пользу.
Воспитание в семье — это кусочек Большой жизни. Поведение родителей и их чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Сегодня родитель может быть ласковым и нежным, завтра — быть в суровой ярости.
Все родители разные, у каждого — свой индивидуальный родительский стиль. Отношения с ребенком — тоже индивидуальны и неповторимы.
Хочет того родитель или нет, но большое значение для ребенка имеет социальный статус самого родителя. Богатый родитель, или родитель, обладающий значимыми для общества достижениями в области культуры, науки или техники, или родитель, занимающий высокую должность, обычно пользуется большим авторитетом у собственного ребенка. При этом такой родитель обычно является предметом гордости ребенка. Соответственно и слова уважаемого родителя будут более цениться.
Хотя чрезмерная воспитательная уверенность, как было сказано выше, вредна, тем не менее хороший родитель это еще и целеустремленный родитель. То есть тот, кто более-менее представляет, каков должен быть желаемый результат воспитания. Как родители, так и их дети живут в разных местах, в разные времена, в разных социально-экономических реалиях. Детей, росших в СССР, в большей степени воспитывали в духе коллективизма и взаимопомощи, потому что во взрослом обществе существовали социалистические отношения (средства производства находились в общем пользовании) и отношения людей по умолчанию были «Человек человеку друг». В капиталистической России — до СССР и после — воспитание основано скорее на индивидуализме и отношениях по умолчанию «Человек человеку враг». Соответственно различаются родительские тактики и стратегии. Любой хороший родитель, как и педагог, вынужден решать вопросы не только в области развития способностей, но и по личностному становлению.
Семья и родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей (или людей, их замещающих) играют огромную роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, многие обращаются мысленно в тяжелую минуту жизни.
Чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична.
Если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Во многом это связано с тем, что все люди смертны, и в продолжении рода, в воспитании «своих маленький копий» они находят себе некоторое утешение и радость.
Важно, чтобы ребенок всегда чувствовал свою небезразличность для родителей. Ребенок может простить крики и побои, но холодность и безразличие ему простить будет очень сложно. Многие дети из таких семей ищут тепло и заботу «на стороне». Они легче вливаются в дурные компании и поддаются в подростковом возрасте алкоголизму и наркомании. Только при уверенности ребенка в родительской любви и заинтересованности возможно правильное формирование психического мира человека, уравновешенный склад характера, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно активно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Иными словами, хороший родитель — не только искренний и целеустремленный, но еще активный.
См. также
Воспитание детей
- Влияние конфликтов на развитие ребенка
- Влияние семьи на становление личности
- Волевая готовность к школьному обучению
- Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
- Воспитание и потребность достижения
- Воспитание и потребность смысла жизни
- Воспитание как реализация определенной системы
- Воспитание как формирование определенных качеств
- Дети разведенных родителей
- Дружелюбие без баловства
- … и другое
Детская коммуникация
- Влияние конфликтов на развитие ребенка
- Влияние семьи на становление личности
- Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
- Голосовые контакты с ребенком
- Дружелюбие без баловства
- Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка
- Как помочь ребенку разговаривать
- Коммуникативные факторы личностного развития ребенка
- Контакты в ходе совместных действий
- Личностная готовность к школьному обучению
- … и другое
Развитие ребенка
- Варианты развития детей (перед школой)
- Влияние конфликтов на развитие ребенка
- Влияние образования на формирование личности
- Влияние семьи на становление личности
- Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
- Воспитание и потребность достижения
- Детская ложь
- До и после трех
- Закаливание
- Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
- … и другое
RSS
azps@azps.ru
Источник
Консультация для родителей
«Роль родителей в воспитании и развитии ребенка»
Каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок был умным, любознательным, эрудированным, чтобы он быстрее начинал читать, считать, решать задачи. И для этого многие не жалеют собственных сил и времени. Причем, мы уверены, что с ребенком нужно регулярно заниматься, запастись для этого терпением. А поскольку ему самому гораздо интереснее смотреть мультики или играть в машинки, то нужно сделать занятия максимально завлекательными. Между тем, ребенок по природе своей чрезвычайно любознателен, в нем изначально заложено стремление к развитию так же, как в его организме запрограммированы рост и взросление. И только наше неуклюжее, не учитывающее возрастных и индивидуальных особенностей вмешательство, способно подавить в ребенке это стремление. Разрабатываются все новые и новые программы и методики обучения и развития детей, все они опираются на психологические и педагогические исследования, пытаются учесть возрастные особенности психического развития и интересы детей. Но каждый ребенок своеобразен, каждый развивается в своем темпе, у каждого свои задатки, своя история и своя судьба. Если ничему не учить ребенка, то он ничему и не научится. А чему и как учить, если ни одна составленная педагогами и учеными программа не может подойти именно вашим Пете или Маше? Выход может быть только один: программа должна быть составлена самими Петей и Машей. А чтобы они смогли это сделать, им следует предоставить для этого возможность самостоятельно выбирать себе занятия и создать такую обучающую среду, в которой есть из чего выбирать. Вот здесь-то и пригодятся исследования педагогов-ученых и опыт педагогов-практиков. И, конечно, ваше дружелюбное, заинтересованное внимание, интерес к тому, чем занимается ваш ребенок, готовность прийти на помощь и умение эту помощь оказать в нужное время и в нужном объеме.
ЧТО ТАКОЕ ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА ДОМА?
Для того, чтобы ваш ребенок сам построил и реализовал программу собственного обучения и развития, ему необходимо предоставить свободу выбора занятий, их продолжительности, частоты, содержания, партнеров по работе, возможность обратиться за помощью или отказаться от нее. А для этого нужна соответствующим образом подготовленная среда. В это понятие включается все то, что непосредственно окружает ребенка: помещение, вещи, организация пространства, времени, цвета, формы, растения, животные, люди и психологическая атмосфера.
Начнем разговор с помещения. Конечно, ребенку необходимо свое рабочее место, в котором он был бы действительно хозяином: мог бы без посторонней помощи что-то достать или убрать на место, знал, где что находится и что с этим можно делать. То есть полки с детскими вещами должны располагаться низко и быть открытыми или легко открывающимися. И, наоборот, то, что не предназначено для ребенка, должно находиться однозначно вне пределов его досягаемости. Хорошо, если ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать себе одежду, накрывать на стол (хотя бы для себя). И кроме того, при оборудовании помещения необходимо учитывать ограниченные пока возможности ребенка в обращении с отдельными вещами и в поддержании порядка. А значит, это помещение не должно быть перегружено вещами, вещи должны быть функциональными и красивыми. Они могут быть хрупкими, но не должны при этом быть ценными, чтобы ребенок учился обращаться с ними бережно, но не возникало бы семейных драм из Если вы хотите, чтобы ум вашего ребенка был хорошо организованным, то организуйте для начала пространство вокруг ребенка и помогите ему организовать свою деятельность в этом пространстве. Дело в том, что содержание и способ хранения нашего умственного багажа задается нашими практическими предметными действиями, их содержанием, полнотой и структурированностью. В организации пространства нужна система так же, как и в любом другом деле. Вещи, служащие одной цели, используемые вместе, должны и храниться вместе. Могут быть отдельные зоны (например, для рисования, чтения, работы с конструктором, подвижных игр), отдельные полки, ящики, коробки и т.п. Хорошо, если способ хранения предоставляет ребенку возможность достаточно легко и целенаправленно воспользоваться этими вещами, не вываливая при этом на пол все остальное из шкафа, и без особых затруднений сложить их обратно — за неизбежных на первых порах поломок.
Если вы хотите, чтобы ум вашего ребенка был хорошо организованным, то организуйте для начала пространство вокруг ребенка и помогите ему организовать свою деятельность в этом пространстве. Дело в том, что содержание и способ хранения нашего умственного багажа задается нашими практическими предметными действиями, их содержанием, полнотой и структурированностью. В организации пространства нужна система так же, как и в любом другом деле. Вещи, служащие одной цели, используемые вместе, должны и храниться вместе. Могут быть отдельные зоны (например, для рисования, чтения, работы с конструктором, подвижных игр), отдельные полки, ящики, коробки и т.п. Хорошо, если способ хранения предоставляет ребенку возможность достаточно легко и целенаправленно воспользоваться этими вещами, не вываливая при этом на пол все остальное из шкафа, и без особых затруднений сложить их обратно.
Отдельный вопрос — какие же именно вещи нужны вашему ребенку для его занятий и игр. Сейчас нас окружает большое количество ярких, забавных, дорогих импортных игрушек. Мы часто сами готовы с удовольствием играть ими, их же стремимся покупать и для наших детей. Но очень часто эти игрушки при всей их внешней привлекательности достаточно быстро надоедают нашим детям. И мы сердимся на них, грозимся никогда больше ничего не покупать и, конечно же, опять покупаем и с тем же успехом. Но попробуйте понаблюдать за своим ребенком, что его привлекает больше всего, с чем он готов играть день за днем? Что он только не приносит домой? : палочки, гвоздики, проволочки, камушки… Из вредности? Да ничего подобного! Просто именно эти вещи предоставляют максимальный простор для самостоятельного творчества ребенка. Он может их комбинировать, воображать с их помощью что-то свое, приспосабливать к своим замыслам. Огромное достоинство этого бросового материала, который так превращает наши квартиры — его универсальность. При оперировании этим материалом развивается знаковая функция мышления ребенка, которая так понадобится ему при последующем обучении чтению и математике. Как число 1 может обозначать и одно яблоко, и одного ребенка, и один ящик яблок, так и палочка может быть и градусником при игре в больницу, и рукояткой переключения скоростей в автомобиле, и даже принцессой, которую можно наряжать.
Выбирая игрушки в магазине, вспомните об этом стремлении ребенка к творчеству и комбинированию. Чем менее жестко закреплена функция игрушки, чем больше существует самых разных возможностей и вариантов ее использования, тем дольше она не надоест вашему ребенку и тем полезнее окажется для его развития. Лучше воздержитесь от покупки дорогой игрушки, если не готовы позволить ребенку экспериментировать с ней. И отнеситесь терпимее к детскому пристрастию к бесполезному на ваш взгляд хламу. Отведите для него определенное, удобное для хранения место Большое значение имеет также общее количество игрушек. Их должно быть столько, чтобы ребенок имел достаточный выбор, но и не слишком много, чтобы его внимание не распылялось слишком сильно. Лучше периодически убирать часть игрушек, а потом снова доставать их. Тогда они будут восприниматься ребенком с новым интересом.
О специальных обучающих материалах для ребенка мы будем говорить отдельно. Здесь лишь остановимся на основных правилах их размещения. Здесь фактически остаются справедливыми те же требования, которые были описаны выше для игрушек и других вещей. При этом важно учитывать и уровень развития вашего ребенка, способность его работать с тем или иным учебным материалом. Нежелательно выставлять тот материал, который еще слишком сложен и явно недоступен для вашего ребенка, чтобы не обескураживать его и не погасить интерес к занятиям. В то же время всегда наготове должен быть тот материал, который может вот-вот понадобиться. Если бы у вашего ребенка была возможность самостоятельно выбирать себе партнеров для занятий, то такими партнерами могут быть и родители, и бабушки с дедушками. Ребенку очень нужны внимание и интерес старших. Это зачастую придает смысл тому, что делает ребенок, помогает ему почувствовать значительность свою и своих занятий. Однако при этом важно и не переусердствовать, не оставив ребенку возможности заниматься самостоятельно, превратив интерес к содержанию занятия в интерес к нашей оценке и одобрению.
Помимо взрослых, ребенку для совместных занятий очень нужны другие дети, ровесники и те, кто на год-два старше или моложе. Это могут быть братья и сестры, друзья, соседи. Близкие по возрасту, дети зачастую понимают друг друга лучше, у них схожие проблемы. Даже учебный материал они могут объяснить друг другу лучше, чем взрослые. Объясняя что-то младшим, старший ребенок по-новому осознает это. Наблюдая за занятиями старшего, младший что-то перенимает у него, стремится научиться чему-то новому. Кроме того, при этом происходит обучение и в другой сфере, о которой мы нередко забываем: в сфере социальных отношений.. Ведь никак нельзя собрать урожай с посаженного сегодня растения, необходимо дождаться его времени. Ухаживая за ними, ребенок учится ответственности. Ведь если не полить растение или не покормить животное, то они могут погибнуть. Очень хорошо, если у ребенка есть его растение, его животное. И хорошо, если это не бессловесные и не доставляющие хлопот взрослым рыбки, а живое существо, которое может быть другом, которое можно погладить, которое может радоваться и грустить. Конечно, самостоятельно ребенку будет трудно ухаживать за таким животным, потребуется ваша помощь. Но разделенные с вами хлопоты, совместные заботы еще нужнее вашим детям.
В Вашем доме, наверняка, есть место для Вашего ребёнка, где имеется:
мебель, подходящая по росту ребёнку, низкий стол, низко расположенное зеркало, легко открывающиеся шкафы, легкий стул, низко расположенные крючки для одежды ребёнка;
собственные предметы для уборки: маленькая щётка для одежды, щётка для обуви, тряпочка для пыли;
предметы личной гигиены ребёнка: мыло, зубная щётка, расчёска, полотенце;
материалы для ручного творчества: пластилин, краски, клей, ножницы, бумага, хранящиеся в отдельных коробках, доступных для самостоятельного пользования ребёнка;
в кухне ребёнок сам может достать необходимую ему посуду, поставить её на стол;
всё устроено так, чтобы в простых вещах он мог себя обслужить самостоятельно.
Источник